Фонопедическая ритмика.
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Светушкина Юлия Анатольевна

Соотнесение проговаривания звуков с движением как часть логопедического занятия или занятия по логоритмике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon foneticheskaya_ritmika.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Фонетическая ритмика.

 Ф.Р. – это комплекс дыхательных упражнений, в которых участвуют крупная и мелкая моторика рук, ног, головы, туловища при воспроизведении определенного речевого материала: звук, слог, слово, фраза, текст.

  Ф.Р. может быть фрагментом инд. зан., может быть целый ряд инд. зан., может быть фрагментом фронт. зан., урока. Ею занимаются только стоя, если нет физического недостатка. При различных физ. недостатках допускается заниматься сидя в непосредственном контакте, рука в руке стол, спинка, пояс, ноги, между ног, руки держанные взрослым (взрослые занимается – ребенок расслабляется, взрослый расслабляется – ребенок напрягается). Занимаются с детьми с нарушением дыхания.

  Система индивидуального занятия. 3-5 минут.

  • Произношение гласных (тихо, громко, быстро, медленно).
  • Затем вызывание звука, которого нет.
  • Автоматизация.
  • Дифференциация.

                                                        Гласные.

 В течение 1 месяца правильное произношение гласного ряда.

 Ребенок стоит 2 -2.5 метра от взрослого.

 «А» - И.п. руки впереди, вытянуты ладони к верху, пальцы слегка округлены. Произносится а долгое руки разводятся в стороны, динамика слабая.

 Упражнение на автоматизацию а произносится громко и долго, громко и быстро, тихо и долго, тихо и быстро.

 Начинаем с минимального расстояния.

 «О» - И.п. руки внизу впереди округлены, соединены, произносится о долгое, руки через стороны разводятся, поднимаются вверх и округленно соединяются над головой, подбородок слегка вверх, чтобы создавался правильный овал. Динамика незначительная.

«У» - И.п. руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди сжаты в кулаки, укол пальцы смотрят вниз. Произносится длительное у долгое руки вытянуты вперед, подбородок слегка вверх. Динамика – мышечное напряжение.

 «Э» - И.п. как на а, произносится долгое руки разводятся в стороны, поднимаются вверх кисти опускаются на плечи, локти слегка вниз, подбородок слегка вверх, затем вниз. Динамика двойная от слабой  до незначительного мышечного напряжения.

 

 «Ы» - И.п. руки согнуты в локтях смотрят вниз, прижаты к бокам, кисти рук на уровне шеи или ниже челюсти,  в кулаки сильно повернуты к себе, длительно произносится ы, это может быть длинно или коротко, делаем полукруговые движения кулаками от себя, подбородок слегка приподнимается, затем опуститься. Динамика напряжение мышечное.

 Дети в группе У.О. 10 человек + реже болеют, непроизвольные сколиозы постепенно исчезают сами.

  Ой –ой – й . Сокращая время движения и произношения получается

                 Я – йа           Е – йэ     Ё – йо   Ю – йу

 Руки согнуты, локти вниз, кисти рук на уровне плеч, сжаты в кулаки, указательные пальцы смотрят вверх, повернуты к себе, делая полукруглые движения кистями рук и указательными пальцами от себя,  воспроизводим.

                               

                                  Согласные.

Взрывные – глухие      К  Т  П

Взрывные – звонкие   Б  Г  Д

Смычно – проходные   М  Н  Л

Дрожащие  Р не брать на вызывание, на автоматизацию, дифференциацию.

Фрикативно – глухие согласные  С  Ф  Х  Ш

Фрикативно – звонкие   З  Ж  В

 Аффрикаты  Ц  Ч

«П» - руки согнуты в локтях, сжаты в кулаки произносится па – па – па попеременно опускается то правый, то левый кулак, соответственно направляя голову, на одном дыхании. Динамика – незначительное мышечное напряжение. Упражнение на автоматизацию – убыстрение темпа произношения.

«Т» - И.п. как на «П» произносится та – та – та резко поднимая, то правый, то левый кулак, соответственно направляя голову. Динамика мышечное напряжение  (т – межзубное).

«К» - И.п. руки согнуты в локтях, сжаты кисти рук в кулаки на уровне шеи, руки разводим в стороны, перед произведением стоит сгруппироваться, т.е. кулаки прижать к груди голову опустить вперед. Произносится к резко отвести локти, назад одновременно запрокинув голову.

  Автоматизация в слогах ко, ку. Динамика сильное мышечное напряжение.

«Б» - И.п. руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди, ладонями к себе, пальцы округлены, произносится ба – ба – ба встряхиваем кисти рук, одновременно наклоняем туловище вперед на итоговое ба руки поднимаем вверх в изнеможении опускаем вниз. Динамика слабая.

«Д» - И.п. руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди, ладонями от себя пальцы разомкнуты, произносится да – да – да. Делаем естественные движения, как будто со всеми согласны руками и головой. Динамика напряженная, хороший вздох пред «да», перед последним руки крепкие.

«Г» - И.п. руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне плеч, все пальцы согнуты снизу подпираются большими произносится га – га – га пальцы разъединяются и смыкаются. Динамика напряженная.

«М» - вызывание начинаем с обратного слога.

           И.п. как на «а», делаем движения и воспроизводим «а» без интервалов движения и произношения, пальцы присоединяются к щекам, и произносится «м» но вытянуть руки, локти не опускаются, подбородок в напряжении. Динамика двойная от слабой к мышечному напряжению.

«Н» - И.п. руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди,  ладонями к себе, пальцы слегка округлены (муляжи). Перед произнесением на следует сгруппироваться т.е кисти рук прижать к груди, плечи свернуть (или слегка вперед). Произносится на делаем естественные движения руками от себя, как будто хотим что-то подарить подп.припод. мышечное напряжение незначительная динамика.

«Л» - И.п. руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне щек, либо нижней челюсти сильно повернуты к себе, пальцы закруглены, произносится ла делаем резкое полукруглое движение кистями рук  и предплечья от себя получаем твердый звук «л», воспроизводя, мелкие движения без напряжения получаем «л,».

«Р» - только на автоматизацию. И.п. руки согнуты в локтях, локти смотрят в разные стороны, кисти на уровне диафрагмы сильно сжаты в кулаки. Произносится долгое  «р» интенсивно вращая одним кулаком вокруг другого. Туловище наклонено вперед. Заводим мотор. Динамика очень сильная. Усиление звука постепенно снижается.

«С» - И.п. руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди,  ладонями от себя пальцы разомкнуты произносится «с» долгое руки разводятся вперед, вниз, голова следует за руками, как будто что-то в них есть. Динамика очень сильная.

«Ш» - движение шелест листвы «тише». И.п.  как на «с», руки слегка сдвинуты влево или вправо, произноситься  «ш» долгое делаем Z образные, волнообразные движения руками, туловищем, головой, плечами.

«Ф» - И.п. руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне ушей, резко развернуты от себя, пальцы разомкнуты произносится «ф» долгое руки разводятся в стороны, подбородок вниз.

«З» - И.п. руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук сжаты в кулаки по обе стороны груди, плече прижато к бокам, произносится «з» долгое делаем резкое вибрирующее движение кулаками и предплечьем одновременно подгибаем одну ногу или согнув обе в коленях. Динамика очень напряженное дрожание.

«Х» - И.п. руки согнуты в локтях, локти смотрят в разные стороны, кисти на уровне шеи,  падаем ими от себя, произносим «х» руки разводятся вперед, подбородок слегка вниз, пальцы разомкнуты.

«Ж» - И.п. как на «з», но кулаки сдвинуты вправо, произносится «ж» долгое делаем S образные движения руками, туловищем, головой, ногами. В конце движения и произношения кулаки поворачиваются к себе и руки останавливаются на уровне подбородка или носа, кулаки сближены.

«В» - И.п. руки вытянуты в разные стороны, пальцы разомкнуты, произносится «в» долгое делаем покачивающиеся движения руками и туловищем, спина прямая. Самолетики.

«Щ» - И.п. как на «ш» воспроизводим  «ш» без интервалов в движении и произношении переходим на резкое произношение «и» получается «щ».

«Ц» - И.п. как на «т» резко распускаем пальцы и без интервалов в в движении и произношении переходим на резкое произношение «с» сокращая время движения и произношения до минимума получается «ц». На автоматизацию остается краткое движение брызгалка – пальцы округлены, как будто.

«Ч» - И.п. как на «т» резко разжимаем пальцы руки сдвинуты вправо  или влево без интервала в движении и произношении после «т» переходим на «ш», сокращается время движения и произношения до минимума , получается «ч». На автоматизацию остается краткое произношение, упражнение ковырялка, руки согнуты в локтях, большие пальцы сверху, слегка постукиваем по бокам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фонопедический метод развития голоса" В.В. Емельянова

Теоритическое обоснование фонопедического метода и упражнения...

Интонационно-фонопедическое упражнение

Интонационно-фонопедическое упражнение "Жила-была Принцесса"...

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова

В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе  фонопедического метода разви...

Рабочая программа кружка по ритмике «Игровая ритмика» для детей от 4-7 лет.

Рабочая программа дополнительного образования по ритмике, сроком реализации три года....

« От ритмики к танцу» развитие художественно- творческих способностей детей 3-7 лет средствами ритмики и хореографии

Танец является многогранным инструментом комплексного воздействия на личность ребенка:- способствует развитию мышечной выразительности тела; формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического...