"Фонопедический метод развития голоса" В.В. Емельянова
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Теоритическое обоснование фонопедического метода и упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фонопедический метод.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фонопедический метод развития голоса» В.В.Емельянов
Емельянов Виктор Вадимович является автором фонопедической методики развития голоса (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета).
В прошлом профессиональному вокалисту и актеру ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант, горловое пение и др.
Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.
ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.
«Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.
Развивающие голосовые игры предусматривают создание игро вых ситуаций, в которых дети непри нужденно восстанавливают естествен ные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голо са и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Из вестно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», спер ва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сна чала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная меха ника, — это путь к интонированию.
Эти особенности положены в основу ФМРГ.
Интонационно-фонетические упражнения, которые не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.
№1 «Штро-бас» («Кот –воркот»)
Задание: Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения фиксированной звуковысотности. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление.
Приём: Необычное движение.
Показатели: Произвольное включение и осознание режима работы гортани – штро-бас-регистр – вибранта голосовых складок.
Контроль: Слуховой – звучание только штро-бас-регистра; символические действия – сопровождение произнесения текста работой пальцев рук.
Дополнительное воздействие: Наведение на грудные вибрационные ощущения; освоение равнообъёмности гласных.
Котик запрыгнул ко мне на колени,
Громко урчит, развалился в лени.
Я осторожно чешу за ушком,
Ласково глажу урчащие брюшко.
№2 «Страшная сказка»
Исходное положение (И.П.): Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица - испуганное.
Задание: Произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему эмоциональную окраску испуга. Гласные включать в работу по очереди, постепенно приходя к оптимальной по фонетической близости последовательности «УОАЭЫ». Перевод гласного в гласный происходит без атаки, слитно, наподобие соединения гласных на Legato в пении.
В абстрактном и конкретном варианте (стихотворный текст) упражнения – пальцы продолжают контролировать расстояния между зубами через расслабленные мышцы щёк, невзирая на неразборчивость текста.
Возможен вариант сочетания абстрактного и конкретного вариантов, например: педагог – «Слушай…», дети – «У» и наоборот.
Показатели: Произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани – «толстого» голоса; специфическая форма рупора.
Контроль: Слуховой – тихий низкий звук без форсирования на ЛЯ-СИ МАЛОЙ ОКТАВЫ; визуальный – произнесение гласных без участия губ и челюсти; невзирая на неразборчивость стихотворного текста.
Дополнительное воздействие: Освоение оптимальной последовательности гласных - фонетической формулы, которая, возникая впервые на этом упражнение, будет постоянно использоваться в упражнениях всех уровней ФМРГ.
Абстрактный вариант: Конкретный вариант:
У СЛУШАЙ…
УО СЛУШАЙ ШОРОХ…
УОА СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…
УОАЭ СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…
УОАЭЫ СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.
№3 «Конючим» («Попрошайка»)
И.П.: Мышцы лица расслаблены, рот слегка прикрыт. Выражение лица полусонное, глаза прикрыты. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз.
Задание: 1) В абстрактном варианте упражнения переводить штро-бас в грудной режим на последовательностях гласных, постепенно включаемых в работу. Затем, последовательно соединять в одном движении три режима: штро-бас, грудной, фальцет. Перевод штро-баса в грудной режим производится без перерыва, дополнительной атаки или придыхания. Необходимо сохранять положение языка на губе в грудном режиме. Издавать штро-бас и переводить в грудной режим нужно на чистом гласном «А», хотя положение языка этому препятствует и провоцирует открытый гласный «Э». Артикуляцию гласных «АОУ» производить только за счет движения губ без участия челюсти, не закрывая зубов и десен (губы «обнимают» язык). Артикуляцию гласных «АЭЫ» производить только за счет подъема спинки языка при неподвижной расслабленной передней части, челюсти и губах.
Перевод грудного режима в фальцет происходит на восходящей глиссирующей интонации со срабатыванием порога. Следить, чтобы гласные «у» и «ы» в фальцетном режиме сохраняли форму, организованную в грудном, контролируя пальцами (протыкаем щёки) или глядя в зеркало.
На штро-басе совершать пальцами хаотические колебательные движения, на звук в грудном режиме выворачивать ладони вверх, а во время восходящей интонации взмахнуть кистями, показывая движение звука вверх.
Эмоционально-образным заданием для детей может служить ситуация «настойчивого и безнадёжного выспрашивания чего-то и радостном возгласе (переход в фальцетный режим) при получении желаемого».
2) В конкретном варианте (фрагмент стихотворении С.Я. Маршака) произносить стихотворный текст штро-басом, переводя его в грудной режим на двух последних слогах каждой строки (внимание к записи условными обозначениями!). Символические действия те же.
Приём: Дополнительный режим работы гортани (штро-бас к грудному, грудной к фальцетному),; необычное движение.
Контроль: Визуальный, осязательный – «маскировочная» артикуляция, положение языка на всём упражнении; слуховой – точная форма гласного «А» на штро-басе, срабатывание порога и выход в фальцетный режим. Выход в грудной режим в абстрактном варианте соответственно записи; символические действия.
Дополнительное воздействие: освоение фонетической формулы; порог как механизм саморегуляции в возникновении нового режима; равнообъемность гласных.
Абстрактный вариант:
У!
хххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ Ы!
хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ
Конкретный вариант:
ходит, ходит попроШАЙКА,
х х х х х х
просит, просит попроШАЙКА.
х х х х х х
дайте, дайте попроШАЙКЕ,
х х х х х х
всё, что просит попроШАЙКА!
х х х х х х
№4 «Вопросы – ответы»
И.П.: Как в №2
Задания: 1) В абстрактном варианте основным элементом упражнения является скользящие (глиссирующие) восходящие и нисходящие интонации с резким переходом из грудного в фальцетный режим и обратно со срабатыванием порога. Рекомендуется организовать игру в форме диалога. В эмоциональном отношении в упражнении присутствует вопроса (восходящая интонация) и ответа (нисходящая). Пальцами контролировать расстояние между зубами через расслабленные мышцы щёк.
2) В конкретном варианте проговаривать стихотворный текст в грудном режиме, переходя в фальцетный на гласном последнего слога каждой строки (внимание к записи условными обозначениями!).
Символические действия:
- Для сохранения формы гласного в фальцетном режиме, организованной в грудном, во время восходящей интонации контролировать её при помощи пальцев (проткнуть щёки);
- Для установления связи голосообразующих движений со звуковысотностью – свободными руками, расслабленными до кистей, показывать движение восходящей интонации голоса, вскидывая руки высоко вверх. В конкретном варианте в грудном режиме совершать кистями волнообразные движения вверх-вниз («прикасаемся к «толстому» голосу, лежащему очень низко») или вправо-влево («гладим толстый голос»), переводя их в колебания пальцев на штро-басе.
Перевод звучания грудного режима в фальцетный должен происходить без перерыва звучания, без дополнительной атаки или придыхания со срабатыванием порога во время восходящей и нисходящей интонаций.
Показатели: Целесообразное использование режимов работы гортани; специфическая форма рупора.
Контроль: Визуальный, осязательный – «маскировочная» артикуляция; слуховой – срабатывание порога, выход в фальцетный режим на восходящей интонации и возвращение в грудной на нисходящей; символические действия.
Дополнительное воздействие: Освоение фонетической формулы; порог как пусковой механизм саморегуляции в возникновении нового режима.
Абстрактный вариант:
у? у о? у а? о э? а ы? э ы? ы
У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы
Конкретный вариант: ос?
У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО- ост?
ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО- ы
ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ ы!
ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ
№5 «Бронтозаврик»
Упражнение состоит в последовательности звуков, обратной предыдущему упражнению. Целью упражнения является установление связи голосообразующих движений с объемно-пространственными представлениями.
Задание: 1) В абстрактном варианте – издать легкий высокий «тонкий» звук («у» или «ы») в фальцетном режиме, и через нисходящую глиссирующею интонацию перевести в грудной режим на том же гласном. В грудном режиме гласные выстраиваются в уже знакомой последовательности с переводом последнего гласного («ы» или «у») в штро-бас с расслаблением языка. Упражнение начинается с возникновения в грудном режиме одного гласного, с постепенным присоединением других гласных по одному с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Все соединения гласных происходят без перерыва, слитно, нараспев.
Эмоционально-образным заданием этого упражнения будет просьба нарисовать голосом бронтозавриков («мальчика» - у-УОАЭЫ и «девочку» - ы-ЫЭАОУ) при помощи звуковысотности (режимов), последовательности гласных, силы звука.
2) В конкретном варианте произнесение стихотворного текста начинается с издавания первого слова/слога высоким тонким голосом с последующим переводом его на этом же слове/слоге в грудной режим нисходящей глиссирующей интонацией со срабатыванием порога. Каждая строка заканчивается штро-басом на гласном «А» с расслаблением языка.
Символические действия как в предыдущем упражнении, но показ звуковысотности сверху вниз – в фальцетном режиме подбрасывать воображаемый «тонкий» голос высоко вверх, а в грудном – класть «толстый голос на пол.
Показатели: Целесообразное использование режимов работы гортани.
Контроль: Слуховой – срабатывание порога и выход в грудной режим на нисходящей интонации; визуальный и осязательный – сохранение формы рта при переходе с фальцетного в грудной режим; положение языка на штро-басе; символические действия.
Дополнительное воздействие: Освоение фонетической формулы; порог как пусковой механизм саморегуляции в возникновении нового режима; освоение показателей эстетики академического пения; равнообъемность гласных.
Абстрактный вариант:
У! У! У! У! У!
У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ ХХХ
Ы! Ы! Ы! Ы! Ы!
Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ ХХХ
Конкретный вариант:
КТО-
О ТАМ ХОДИТ ПО БОЛОТУ ХХХ
НО-
ОГИ КАК У БЕГЕМОТА ХХХ
ГО-
ОЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ХХХ
ХВО-
ОСТ ЗА НИМ ЕЩЁ ДЛИННЕЕ ХХХ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова
Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффектив...
Голосовые игры на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова
Система упражнений для показаний певческого голосообразования детей дошкольного возраста...
Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова
В данном материале представлены фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования у детей дошкольного возраста, разработанные на основе фонопедического метода разви...
Конспект занятия хора детей старшей группы «Канареечка» «Сказка о дружбе» ( по фонопедическому методу развития голоса В.В.Емельянова с включением регионального компонента)
В материале представлен конспект кружковой работы: занятия хора детей старшего дошкольного возраста. В занятие включены упражнения на основе фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова, реги...
Применение фонопедического метода развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова на музыкальных занятиях в ДОУ
Фонопедический метод развития голоса действует оздоровительно для голосового аппарата, продлевает срок его службы. Он улучшает психо-эмоционального настрой ребенка, становление его как лично...
Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова
laquo;Главный смысл слова «фонопедический» состоит в том, что я предлагаю приоритетное решение задач координации и тренировки голосового аппарата по отношению к задачам эстетиче...