Конспект образовательной деятельности с детьми коррекционной группы (дети с общим недоразвитием речи) «Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить!»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Самойлова Елена Анатольевна

Конспект образовательной деятельности (интегрированное занятие) с детьми логопедической группы, с применением игровых, ИКТ-- технологий по ознакомлению с русской народной игрушкой "Матрешкой".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное занятие в коррекционной группе детей с ОНР.

«Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить!»

Возраст детей: 5-7 лет.

Цель: формирование познавательной активности детей в процессе приобщения к русской народной культуре.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре; уважение к труду народных умельцев;

- воспитывать в детях доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.

Образовательные:

- познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки;

- упражнять детей в количественном счёте предметов в пределах 10; называть итоговое число;

- совершенствовать навык раскладывания предметов в убывающем порядке;

- совершенствовать навыки ориентировки на листе бумаги;

- совершенствовать навык сравнения групп множеств;

- приобщать детей к восприятию народно-прикладного искусства при составлении узора из геометрических форм (кругов и овалов);

Развивающие:

- развивать познавательную активность, любознательность;

-развивать творческие способности детей через приобщение к русской народной культуре;

- развивать словесно-логическое мышление;

- развивать ритмические способности детей;

- развивать мелкую моторику рук.

Речевые задачи:

- расширять активный словарь (сарафан, расписные, токарь, старина, вытачивал);

- совершенствовать навык согласования числительных с существительными;

- совершенствовать умение составлять простое распространённое предложение с предлогами;

- закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой деятельности;

- способствовать овладению детей формой сложноподчиненного предложения с предлогом «потому что»;

- пользоваться сравнительными прилагательными при определении величины предмета.

Методы и приёмы:

Практические: работа с дидактическим материалом.

Наглядные: рассматривание видов матрёшек с использованием компьютера;

Словесные: отгадывание загадок, стихи, вопросы.

Игровые: игровые ситуации, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Материал и оборудование:

Набор плоскостных матрёшек и чашек разного размера и цвета по количеству детей, набор геометрических форм - кругов и овалов – трёх цветов, фланелеграфы, счётный материал ( цветочки, листочки, шишки, орехи, ягоды, грибы), клубки трёх цветов, напольные изображения деревьев, деревянные ложки, макеты деревьев,  русские костюмы для мальчиков и девочек, компьютер, магнитофон.

Предварительная работа:

Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства (в течение года), рассматривание игрушки-матрёшки, чтение книг и рассматривание иллюстраций (А. Алёхин «Матрёшки», В. Берестов «Матрёшки» и др.), разучивание стихов, песен; посещение зимней ярмарки на Соборной площади города, рассматривание альбомов по теме, сюжетно-ролевая игра «Мастерская народных умельцев», строительная игра «Город мастеров».

Индивидуальная работа:

Помощь в работе с дидактическим материалом затрудняющимся детям; помощь в исправлении  неправильного произношения поставленных звуков, в правильном построении предложений.

Ход организованной образовательной деятельности.

Перед детьми сидит мальчик за компьютером и играет в компьютерную игру.

Воспитатель: Ребята, этого мальчика зовут Петя. Целый день он играл в компьютерные игры. Петя не слушался маму, которая просила его поиграть в игрушки или пойти погулять. Мальчик только говорил: «Игрушки неинтересные, а друзей у меня нет». И вот однажды с Петей случилась удивительная история. Хотите её послушать?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Как-то раз Петя  играл в компьютерную игру, и вдруг на экране вместо обычной игры появилось изображение очень известной игрушки.

 «Как ты здесь очутилась?» - удивился Петя. И вдруг игрушка ответила: «Я пришла с тобой поиграть» и шагнула с экрана прямо в Петину комнату. А что это была за игрушка, догадайтесь сами:

Цветастое платье, румяные щёчки!

Её открываем – там прячется дочка.

Дети: Это матрёшка.

Воспитатель: «Тоже мне невидаль какая – матрёшка» - сказал Петя. Матрёшка загрустила. Ребята, как же нашу матрёшку развеселить и доказать Пете, что матрёшка – это очень интересная игрушка?

Ответы детей: Надо с матрёшкой поиграть в разные игры.

Воспитатель: Верно. А Петин компьютер нам поможет. Ребята, матрёшка – кукла с секретом. Вы знаете этот секрет?

Ответы детей: В большой матрёшке много маленьких матрёшек.

Воспитатель: Знают все её загадку:

                        В ней хранятся по порядку

                        Краснощёкие девчонки,

                        Её младшие сестрёнки.

А вот и первая игра: разложите матрёшек по порядку от самой большой до самой маленькой.

На столах лежат плоскостные матрёшки разных цветов и размеров. Дети раскладывают матрёшки в порядке убывания величины. Воспитатель просит ребёнка сравнить рядом стоящие матрёшки относительно их величины. Воспитатель следит за тем, чтобы дети при ответе использовали сравнительные прилагательные: «больше», «меньше», «выше», «ниже».

Воспитатель: Послушайте, что матрёшка говорит:

«Мы матрёшки, мы подружки, утром рано мы встаём:

Чай из самовара пьём и беседу ведём».

Вот и вторая игра. Ребята, подберите каждой матрёшке её чашку.

На столе разложены плоскостные изображения чашек разного цвета и размера, причём цвет и размер чашек не соответствует цвету и размеру матрёшек. Дети подбирают чашки матрёшкам или по размеру, или по цвету, или по своему усмотрению. Все варианты принимаются, а  воспитатель просит объяснить каждого ребенка  свою расстановку чашек. В ответах дети используют сложные предложения, употребляя предлог «потому что». Например, на вопрос воспитателя: «Почему ты синей матрёшке предложил жёлтую чашку?», ребёнок может ответить: «Я поставил синей матрёшке жёлтую чашку, потому что синяя матрёшка самая большая, и жёлтая чашка тоже самая большая».

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сравните, пожалуйста, количество чашек и количество матрёшек и скажите, каких предметов больше.

Дети: Матрёшек и чашек поровну, по 5.

Воспитатель: Скажите, сколько всего предметов на столе?

Дети: На столе 10 предметов.

Воспитатель: Вот, ребята, молодцы, постарались от души.

                        Хорошо вы отвечали и, наверное, устали.

                        Не пора ли вам вставать, в игру весёлую сыграть?

Физкультминутка:

Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают в ладоши).

На ногах сапожки, топают матрёшки (поочерёдно выставляют ноги, топают).

Влево-вправо наклонись - ты, матрёшка, не ленись (наклоны влево-вправо),

Всем знакомым поклонись (наклоны вперёд).

Девчонки озорные – матрёшки расписные (покружиться).

Воспитатель и дети садятся на ковёр.

Воспитатель: За чаепитием матрёшки старину вспоминали. Ведь впервые матрёшки появились в Москве больше ста лет назад, очень-очень давно. Игрушечный мастер из города Сергиев Посад токарь В.П. Звёздочкин сделал из дерева разбирающуюся куклу, а известный художник Сергей Малютин раскрасил её. Получилась девочка, розовощёкая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде,  которая прижимает к себе черного петуха  (показ слайда первой матрешки). Матрёшка  сразу стала популярна и любима. Почему же её так назвали? Да потому что давным-давно имя Матрёна было самым распространённым в русском народе.

На компьютере слайды с портретами художника и токаря.

Воспитатель: Ребята, вы запомнили, из какого материала токарь вытачивал матрёшку?

Дети: Токарь вытачивал матрёшку из дерева.

Воспитатель: Значит, матрёшка какая?

Дети: Матрёшка деревянная.

Воспитатель: А какой наряд у матрёшки? Во что она одета?

Дети: Матрёшка одета в сарафан, рубашку, передник. На голове у неё косынка.

Воспитатель: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки:

                        Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.

Теперь этих кукол делают не только в Сергиевом Посаде. Матрёшки родом из города Семёнов – в цветастых фартуках, а в селе Полховский Майдан у матрёшек на сарафане малиновые ягоды да цветы, зелёные листья. И у нас во Владимире тоже есть мастера, которые умеют изготавливать и расписывать матрешки (показ слайдов с разными видами росписи матрешек). Но где бы ни родились матрёшки – все они весёлые, приветливые, потому что делают их талантливые и добрые художники-мастера.

Воспитатель: Хотите стать художниками и научиться  расписывать матрёшек? (ответы детей). Но для этого нужно придумать узор. Вот и третья игра: украсьте сарафан матрёшки. А чтобы наши пальчики хорошо работали, мы их разомнём.

Дети садятся за столы.

Пальчиковая гимнастика:

Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши),

На ногах у нас сапожки (указательный и средний пальцы «идут» по столу),

В сарафанах наших пёстрых (соединяют пальцы обеих рук),

Мы похожи, словно сёстры (пальцы складывают в «замок»).

На столе у каждого ребёнка лежит шаблон матрёшки. Дети выкладывают узор по своему усмотрению из кругов (жёлтых, синих, красных) и зелёных овалов. Во время работы звучит народная музыка «На горе-то калина». Воспитатель спрашивает детей, какая матрёшка у них получилась. Ответы детей: «Матрёшка получилась нарядная, красивая, озорная, весёлая».

Воспитатель: Ребята, послушайте, что матрёшка говорит: «Я весёлая матрёшка, у меня в руке лукошко».  Как вы думаете, куда хочет пойти матрёшка?

Дети: Матрёшка хочет пойти в лес.

Фланелеграф с изображением деревьев. На фланелеграфе размещены: гриб, листок, ягода, цветок, орех, шишка.

Воспитатель: Ребята, что можно собрать в лесу?

Дети: В лесу можно собрать ягоды, грибы, шишки, орехи, листья, цветы.

Воспитатель: Верно. Вот вам четвёртая игра: что у матрёшки в лукошке?

Перед детьми фланелеграф с изображением лукошка. Дети стоят около фланелеграфа. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество предметов в лукошке и назвать их. Воспитатель по очереди выставляет предметы в лукошко (4 шишки, 6 цветочков, 10 грибов, 3 листочка, 5 ягодок, 7 орехов),

Ответы детей: У Матрешки в лукошке 4 шишки. У Матрешки в лукошке 6 цветочков.( и т.д.)

Воспитатель: Вы ребята, молодцы! Умеете считать, порадовали Матрешку. За то, что вы с ней играли и Петю научили играть с Матрешкой, она хочет отблагодарить и подарок подарить. Но подарок тот нужно найти. Вот три клубочка, один из них приведет вас к сундучку с подарками.

В группе находятся три макета деревьев. За одним из них спрятан сундучок. К ним ведут извилистые дорожки из клубков разноцветных ниток. Дети выбирают дорожку и идут по ней. Одна из дорожек их приводит к сундучку с сюрпризом. Дети открывают сундучок, в котором лежат расписные деревянные ложки.

Воспитатель:

Разбирайте, хлопцы, ложки!

В гости к вам пришли матрешки!

Выходят дети в русских народных костюмах (девочки в сарафанах и платочках, мальчики в рубашках-косоворотках и фуражках с цветком). Звучит русская плясовая музыка, девочки-матрешки танцуют, мальчики подыгрывают им на ложках.

Воспитатель по окончании танца спрашивает детей о том, в какие игры они играли с Матрешкой. Какая игра им запомнилась больше всего? Какие задания в играх вам показались трудными? С какими вы справились легко? А как  вы думаете, будет ли теперь мальчик Петя играть  с друзьями в разные игры? А захочется ли теперь ему играть одному?

Воспитатель: Ребята! Большое вам спасибо, за то, что вы такие дружные, отзывчивые. Вы стали для мальчика Пети настоящими друзьями, с которыми он теперь может играть в разные интересные игры и игрушки. А помогла нам в этом веселая русская народная игрушка – Матрешка.

     Используемая литература

  1. В.П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры»,  издательство «Учитель», Волгоград,  2008 г.
  2. А.Д. Алехин «Матрешка», книжка-картинка, Москва, «Малыш», 1988г.
  3. Г.В. Чиркина, Т.Б.Филичева «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Москва, 2007 г.

Используемые интернет-ресурсы

  1. http://www.thimble.h11.ru/ «Русские наперстки»
  2. http://samoydelkin.ru/kukli/vidyi-matreshek/ «Рукодельница»

 

 

 

               

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »

Данный конспект  предназначен для учителей-логопедов, воспитателей детских садов по теме "Транспорт"...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА: «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »

Данный конспект предназначен для учителей - логопедов, воспитателей детского сада по лексической теме "Транспорт"...

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию произношения "Приключения маленькой бабочки"

Данный план-конспект НОД представлен как итоговое мероприятие по формированию произношения на конец года, разработан для детей старшей группы с общим недоразвитием речи....

Конспект занятия «Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить!»

Цель: формирование познавательной активности детей в процессе приобщения к русской народной культуре.Задачи:Воспитательные:- воспитывать интерес и любовь к русской народной культур...