Конспект занятия «Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить!»
материал (подготовительная группа)
Цель: формирование познавательной активности детей в процессе приобщения к русской народной культуре.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре; уважение к труду народных умельцев;
- воспитывать в детях доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.
Образовательные:
- познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки;
- упражнять детей в количественном счёте предметов в пределах 10; называть итоговое число;
- совершенствовать навык раскладывания предметов в убывающем порядке;
- совершенствовать навыки ориентировки на листе бумаги;
- совершенствовать навык сравнения групп множеств;
- приобщать детей к восприятию народно-прикладного искусства при составлении узора из геометрических форм (кругов и овалов);
Развивающие:
- развивать познавательную активность, любознательность;
-развивать творческие способности детей через приобщение к русской народной культуре;
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать ритмические способности детей;
- развивать мелкую моторику рук.
Речевые задачи:
- расширять активный словарь (сарафан, расписные, токарь, старина, вытачивал);
- совершенствовать навык согласования числительных с существительными;
- совершенствовать умение составлять простое распространённое предложение с предлогами;
- закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой деятельности;
- способствовать овладению детей формой сложноподчиненного предложения с предлогом «потому что»;
- пользоваться сравнительными прилагательными при определении величины предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns_portal.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить!»
Цель: формирование познавательной активности детей в процессе приобщения к русской народной культуре.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре; уважение к труду народных умельцев;
- воспитывать в детях доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.
Образовательные:
- познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки;
- упражнять детей в количественном счёте предметов в пределах 10; называть итоговое число;
- совершенствовать навык раскладывания предметов в убывающем порядке;
- совершенствовать навыки ориентировки на листе бумаги;
- совершенствовать навык сравнения групп множеств;
- приобщать детей к восприятию народно-прикладного искусства при составлении узора из геометрических форм (кругов и овалов);
Развивающие:
- развивать познавательную активность, любознательность;
-развивать творческие способности детей через приобщение к русской народной культуре;
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать ритмические способности детей;
- развивать мелкую моторику рук.
Речевые задачи:
- расширять активный словарь (сарафан, расписные, токарь, старина, вытачивал);
- совершенствовать навык согласования числительных с существительными;
- совершенствовать умение составлять простое распространённое предложение с предлогами;
- закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой деятельности;
- способствовать овладению детей формой сложноподчиненного предложения с предлогом «потому что»;
- пользоваться сравнительными прилагательными при определении величины предмета.
Методы и приёмы:
Практические: работа с дидактическим материалом.
Наглядные: рассматривание видов матрёшек с использованием компьютера;
Словесные: отгадывание загадок, стихи, вопросы.
Игровые: игровые ситуации, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Материал и оборудование:
Набор плоскостных матрёшек и чашек разного размера и цвета по количеству детей, набор геометрических форм - кругов и овалов – трёх цветов, фланелеграфы, счётный материал (цветочки, листочки, шишки, орехи, ягоды, грибы, клубки трёх цветов, напольные изображения деревьев, деревянные ложки, макеты деревьев, русские костюмы для мальчиков и девочек, компьютер, магнитофон.
Индивидуальная работа:
Помощь в работе с дидактическим материалом затрудняющимся детям; помощь в исправлении неправильного произношения поставленных звуков, в правильном построении предложений.
Ход организованной образовательной деятельности.
Перед детьми сидит мальчик за компьютером и играет в компьютерную игру.
Воспитатель: Ребята, этого мальчика зовут Петя. Целый день он играл в компьютерные игры. Петя не слушался маму, которая просила его поиграть в игрушки или пойти погулять.Мальчик только говорил: «Игрушки неинтересные, а друзей у меня нет». И вот однажды с Петей случилась удивительная история. Хотите её послушать?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Как-то раз Петя играл в компьютерную игру, и вдруг на экране вместо обычной игры появилось изображение очень известной игрушки.
«Как ты здесь очутилась?» - удивился Петя.И вдруг игрушка ответила: «Я пришла с тобой поиграть» и шагнула с экрана прямо в Петину комнату. А что это была за игрушка,догадайтесь сами:
Цветастое платье, румяные щёчки!
Её открываем – там прячется дочка.
Дети: Это матрёшка.
Воспитатель: «Тоже мне невидаль какая – матрёшка» - сказал Петя. Матрёшка загрустила. Ребята, как же нашу матрёшку развеселить и доказать Пете, что матрёшка – это очень интересная игрушка?
Ответы детей: Надо с матрёшкой поиграть в разные игры.
Воспитатель: Верно. А Петин компьютер нам поможет. Ребята, матрёшка – кукла с секретом. Вы знаете этот секрет?
Ответы детей: В большой матрёшке много маленьких матрёшек.
Воспитатель: Знают все еёзагадку:
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки,
Её младшие сестрёнки.
А вот и первая игра: разложите матрёшек по порядку от самой большой до самой маленькой.
На столах лежат плоскостные матрёшки разных цветов и размеров. Дети раскладывают матрёшки в порядке убывания величины. Воспитатель просит ребёнка сравнить рядом стоящие матрёшки относительно их величины. Воспитатель следит за тем, чтобыдети при ответе использовали сравнительные прилагательные: «больше», «меньше», «выше», «ниже».
Воспитатель: Послушайте, что матрёшка говорит:
«Мы матрёшки, мы подружки, утром рано мы встаём:
Чай из самовара пьём и беседу ведём».
Вот и вторая игра. Ребята, подберите каждой матрёшке её чашку.
На столе разложены плоскостные изображения чашек разного цвета и размера, причём цвет и размер чашек не соответствует цвету и размеру матрёшек. Дети подбирают чашки матрёшкам или по размеру, или по цвету, или по своему усмотрению. Все варианты принимаются, а воспитатель просит объяснить каждого ребенка свою расстановку чашек. В ответах дети используют сложные предложения, употребляя предлог «потому что». Например,на вопрос воспитателя: «Почему ты синей матрёшке предложил жёлтую чашку?», ребёнок может ответить: «Я поставил синей матрёшке жёлтую чашку, потому что синяя матрёшка самая большая, и жёлтая чашка тоже самая большая».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сравните, пожалуйста, количество чашек и количество матрёшек и скажите, каких предметов больше.
Дети: Матрёшек и чашек поровну, по 5.
Воспитатель: Скажите, сколько всего предметов на столе?
Дети: На столе 10 предметов.
Воспитатель: Вот, ребята, молодцы, постарались от души.
Хорошо вы отвечали и, наверное, устали.
Не пора ли вам вставать, в игру весёлую сыграть?
Физкультминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают в ладоши).
На ногах сапожки, топают матрёшки (поочерёдно выставляют ноги, топают).
Влево-вправо наклонись - ты, матрёшка, не ленись (наклоны влево-вправо,
Всем знакомым поклонись (наклоны вперёд).
Девчонки озорные – матрёшки расписные (покружиться).
Воспитатель и дети садятся на ковёр.
Воспитатель: За чаепитием матрёшки старину вспоминали. Ведь впервые матрёшки появились в Москве больше ста лет назад, очень-очень давно. Игрушечный мастер из города Сергиев Посад токарь В. П. Звёздочкин сделал из дерева разбирающуюся куклу, а известный художник Сергей Малютин раскрасил её. Получилась девочка, розовощёкая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде, которая прижимает к себе черного петуха (показ слайда первой матрешки). Матрёшка сразу стала популярна и любима. Почему же её так назвали? Да потому что давным-давно имя Матрёна было самым распространённым в русском народе.
На компьютере слайды с портретами художника и токаря.
Воспитатель: Ребята, вы запомнили, из какого материала токарь вытачивал матрёшку?
Дети: Токарь вытачивал матрёшку из дерева.
Воспитатель: Значит, матрёшка какая?
Дети: Матрёшка деревянная.
Воспитатель: А какой наряд у матрёшки? Во что она одета?
Дети: Матрёшка одета в сарафан, рубашку, передник. На голове у неё косынка.
Воспитатель: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки:
Всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Теперь этих кукол делают не только в Сергиевом Посаде. Матрёшки родом из города Семёнов – в цветастых фартуках, а в селе Полховский Майдан у матрёшек на сарафане малиновые ягоды да цветы, зелёные листья. И у нас во Владимире тоже есть мастера, которые умеют изготавливать и расписывать матрешки (показ слайдов с разными видами росписи матрешек). Но где бы ни родились матрёшки – все они весёлые, приветливые, потому что делают их талантливые и добрые художники-мастера.
Воспитатель: Хотите стать художниками и научиться расписывать матрёшек? (ответы детей). Но для этого нужно придумать узор.Вот и третья игра: украсьте сарафан матрёшки. А чтобы наши пальчики хорошо работали, мы их разомнём.
Дети садятся за столы.
Пальчиковая гимнастика:
Мы весёлые матрёшки (хлопают в ладоши,
На ногах у нас сапожки (указательный и средний пальцы «идут» по столу,
В сарафанах наших пёстрых (соединяют пальцы обеих рук,
Мы похожи, словно сёстры (пальцы складывают в «замок»).
На столе у каждого ребёнка лежит шаблон матрёшки. Дети выкладывают узор по своему усмотрению из кругов (жёлтых, синих, красных) и зелёных овалов. Во время работы звучит народная музыка «На горе-то калина». Воспитатель спрашивает детей, какая матрёшка у них получилась. Ответы детей: «Матрёшка получилась нарядная, красивая, озорная, весёлая».
Воспитатель: Ребята, послушайте, что матрёшка говорит: «Я весёлая матрёшка, у меня в руке лукошко». Как вы думаете, куда хочет пойти матрёшка?
Дети: Матрёшка хочет пойти в лес.
Фланелеграф с изображением деревьев.На фланелеграфе размещены: гриб, листок, ягода, цветок, орех, шишка.
Воспитатель: Ребята, что можно собрать в лесу?
Дети: В лесу можно собрать ягоды, грибы, шишки, орехи, листья, цветы.
Воспитатель: Верно. Вот вам четвёртая игра: что у матрёшки в лукошке?
Перед детьми фланелеграф с изображением лукошка. Дети стоят около фланелеграфа. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество предметов в лукошке и назвать их. Воспитатель по очереди выставляет предметы в лукошко (4 шишки, 6 цветочков, 10 грибов, 3 листочка, 5 ягодок, 7 орехов,
Ответы детей: У Матрешки в лукошке 4 шишки. У Матрешки в лукошке 6 цветочков. (и т. д.)
Воспитатель: Вы ребята, молодцы! Умеете считать, порадовали Матрешку. За то, что вы с ней играли и Петю научили играть с Матрешкой, она хочет отблагодарить и подарок подарить. Но подарок тот нужно найти. Вот три клубочка, один из них приведет вас к сундучку с подарками.
В группе находятся три макета деревьев. За одним из них спрятан сундучок. К ним ведут извилистые дорожки из клубков разноцветных ниток. Дети выбирают дорожку и идут по ней. Одна из дорожек их приводит к сундучку с сюрпризом. Дети открывают сундучок, в котором лежат расписные деревянные ложки.
Воспитатель:
Разбирайте, хлопцы, ложки!
В гости к вам пришли матрешки!
Выходят дети в русских народных костюмах (девочки в сарафанах и платочках, мальчики в рубашках-косоворотках и фуражках с цветком). Звучит русская плясовая музыка, девочки-матрешки танцуют, мальчики подыгрывают им на ложках.
Воспитатель по окончании танца спрашивает детей о том, в какие игры они играли с Матрешкой. Какая игра им запомнилась больше всего? Какие задания в играх вам показались трудными? С какими вы справились легко? А как вы думаете, будет ли теперь мальчик Петя играть с друзьями в разные игры? А захочется ли теперь ему играть одному?
Воспитатель: Ребята! Большое вам спасибо, за то, что вы такие дружные, отзывчивые. Вы стали для мальчика Пети настоящими друзьями, с которыми он теперь может играть в разные интересные игры и игрушки. А помогла нам в этом веселая русская народная игрушка – Матрешка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Чтобы Здоровой была кожа"
Формировать представление о совей принадлежности к человеческому роду. Воспитывать уверенность в себе, умение анализировать свои поступки, чувства, мысли. Бережно относится к своему здоровью. Воспитыв...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа
ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...
Конспект занятия: «Чтобы не было беды. Детям об огне и пожаре»
Цель: Закрепить знания детей правил пожарной безопасности.Образовательные задачи: продолжать учить детей видеть, когда огонь друг, а когда – враг; учить видеть противоречия и уметь их решать.Развивающ...
Конспект образовательной деятельности с детьми коррекционной группы (дети с общим недоразвитием речи) «Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить!»
Конспект образовательной деятельности (интегрированное занятие) с детьми логопедической группы, с применением игровых, ИКТ-- технологий по ознакомлению с русской народной игрушкой "Матрешкой"....
Конспект образовательной деятельности в коррекционной группе детей с ОНР III – IV уровня (5-7 лет) «Чтоб не скучно было жить, с Матрешкой будем мы дружить!»
Материал будет полезен воспитателям коррекционных и обычных групп ДОУ...
Конспект занятия "Чтоб ножки не болели, чтобы ножки здоровели"
Конспект занятия "Чтоб ножки не болели, чтобы ножки здоровели"...
Конспект занятия «Чтобы всем нам жить без бед, дружно скажем стрессу «НЕТ!»
Занятие в старшей (подготовительной) группе в рамках акции "День психического здоровья"...