«Использование IT-технологий в практике учителя-логопеда при подготовке дошкольников к обучению в школе»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В данной статье представлена классификация IT-технологий, которые могут быть использованы в практике учителя-логопеда при подготовке дошкольников к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование IT-технологий в практике учителя-логопеда при подготовке дошкольников к обучению в школе»
Что такое IT? Дословно это буквосочетание расшифровывается как «информационные технологии». Это понятие стало неотъемлемой частью нашей жизни. Однозначного мнения хорошо, это или плохо нет, но то, что это наша реальность, несомненно. Поэтому закрыв глаза на минусы, и пристальнее разглядев плюсы IT, мы используем их в своей практике. Каждый по-своему, на разных этапах коррекционно-образовательного процесса, в разных формах работы, для решения разнообразных целей и задач. А так как дошкольное образование – это первая ступень непрерывного образования, то оно должно стать хорошей подготовительной базой для успешного обучения ребенка в школе.
Информационные технологии могут стать отличными помощниками при организации такой подготовки. Почему? Во-первых, потому, что в основе предшкольного обучения лежит игровая деятельность, а современные технические средства позволяют наиболее эффективно организовать этот процесс. Во-вторых, одной из центральных проблем при организации образовательного процесса, а коррекционного еще в большей степени является мотивация, а IT-технологии обладают достаточно широким мотивационным спектром.
Первая группа среди таких технологий – это электронные пособия и материалы. В отличие от их бумажных «предшественников» такие пособия отличаются рядом существенных преимуществ. Это быстрота и удобство при передаче, поиске и систематизации, а также возможность корректировки пособий в соответствии с задачами коррекционной работы. Думаю, подобная электронная картотека есть у всех.
При наличие в группе интерактивной доски, любой иллюстративный материал превращается из маленькой картинки, которую целесообразно использовать при индивидуальной работе в широкий формат для работы фронтальной или подгрупповой. Нет необходимости в специально отведенном месте для хранения печатных иллюстративных материалов. Все всегда под рукой.
Вторая группа - это специальные компьютерные игры. Такие игры способствуют организации самостоятельной деятельности ребёнка по коррекции и развитию речи. Игры могут быть использованы как на планшетах, так и на ноутбуках. Выбор здесь зависит только от задач, которые нужно решить в процессе коррекционной работы.
Следующая группа - электронные презентации, которые в связке с современной проекционной техникой являются незаменимыми помощниками при проведении фронтальных занятий. Такие презентации можно подготовить самостоятельно или использовать уже готовые.
Современные звукозаписывающие и воспроизводящие приборы позволяют вывести на новый уровень работу над теми задачами, решение которых связано с необходимостью для ребёнка слышать и анализировать свою речь. Сюда можно отнести аккустические системы Томатис и разнообразные звукозаписывающие и воспроизводящие игрушки.
Даже простейшие текстовые редакторы (Блокнот, WordPad, Microsoft Word) могут быть использованы в качестве тренажёра при коррекции дисграфии.
А с того момента, как ребёнок овладевает навыками чтения, спектр используемых технологий становится ещё шире.
Использование графического редактора Paint способствует коррекции оптической дисграфии, развитию мелкой моторики и пространственной ориентировки.
Важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Все перечисленные технологии вызывают повышенный интерес у детей, по сравнению с традиционными пособиями и материалами, что способствует повышению эффективности и продуктивности проводимой работы.
При подготовке детей к обучению в школе нельзя оставить без внимания взаимодействие с родителями. Проведение родительских собраний, консультаций с использованием мультимедийной техники является современной формой информирования и консультирования, позволяющей представить материал красочнее, информативнее и увлекательнее, помогает выделить его основные аспекты и дает возможность их проиллюстрировать.
Сегодня мы широко используем адресное оперативное информирование родителей по электронной почте и в социальных сетях.
Общение с родителями с помощью современных сетевых сервисов позволяет наладить более тесный контакт, обсудить вопросы, которые не всегда можно озвучить при посторонних. Такой вид сотрудничества позволяет педагогу адресно конкретизировать необходимую информацию (например, дать конкретный речевой материал для закрепления, сообщить о трудностях в усвоении материла, похвалить ребёнка) оперативно организовать обратную связь. Для некоторых групп родителей такая форма взаимодействия является наиболее удобной.
Конечно при использовании в работе компьютерных технологий, мы обязаны заботиться о снижении до минимума отрицательного влияния компьютера на детей. Необходимо соблюдать следующие условия для сбережения здоровья ребенка: работа с компьютером на одном занятии должна проводиться в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю; до начала занятия и после него нужно проводить гимнастику для глаз.
В заключение хотелось бы сказать, что компьютерные средства, не являются основными методами подготовки ребенка к школе, но представляют для специалиста дополнительный набор возможностей, который можно и нужно использовать на современном этапе развития образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые рекомендации по подготовке дошкольника к обучению в школе
Уважаемые родители, данная консультация не даст Вам информацию о том, как подготовить ребенка к поступлению в гимназию, лицей или какое-то иное особенное учебное учреждение. Она поможет Вам настроить ...
Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе
Перспективный план работы с родителями на учебный год по включению семьи в процесс подготовки дошкольников к обучению в школе...
Учебно-методическое пособие «Психологический тренинг подготовки дошкольников к обучению в школе»
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...
Консультация учителя-логопеда для родителей «Как предупредить трудности обучения в школе»
Многие первоклассники испытывают затруднения в звуковом анализе слов и фонематическом восприятии звуков. Эти затруднения, в свою очередь, могут привести к нарушениям письменной речи. Своевременное выя...
« Компоненты готовности к школе и психолого-педагогическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в школе».
Консультация в виде презентации для родителей и педавгогов...
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.активизировать знания педагогов о звуках и буквах;уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середин...
Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
Использование ИКТ в практике учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, име...