Использование здоровьесберегающих технологий в практике учителя - логопеда ДОУ
консультация

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это такие технологии, которые направлены  на решение главной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья дошкольников.

В результате, очень актуальным является вопрос включения в практику здоровьесберегающих технологий, которые способствуют  качественному обучению, развитию и воспитанию детей без ущерба их здоровью.

Использование таких технологий в моей практике стало важным этапом в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, которые стали часто применяться в специальной педагогике. Они помогают достигать максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольников.

Первое что можно выделить это артикуляционная и  дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, а также на  развитие подвижности и дифференцированности движений органов артикуляции.

Цель артикуляционной гимнастики – это выработать правильные, полноценные движения артикуляционных органов, которые так необходимы для правильного произношения звуков. Артикуляционные упражнения нельзя подбирать произвольно.

 Дыхательная гимнастика – это упражнения, которые способствуют развитию речевого дыхания, формированию длительного, целенаправленного выдоха.

Такие упражнения направлены на диафрагмальное – речевое дыхание (оно считается самым правильным типом дыхания). А так же идет работа над развитием силы, плавности и длительности выдоха. Помимо оздоровительных функций – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание имеет влияние на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_dou.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий в практике

учителя - логопеда ДОУ»

В последние годы произошло снижение показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста. В связи с этим стали востребованными здоровьесберегающие технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это такие технологии, которые направлены  на решение главной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья дошкольников.

В результате, очень актуальным является вопрос включения в практику здоровьесберегающих технологий, которые способствуют  качественному обучению, развитию и воспитанию детей без ущерба их здоровью.

Использование таких технологий в моей практике стало важным этапом в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, которые стали часто применяться в специальной педагогике. Они помогают достигать максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольников.

Первое что можно выделить это артикуляционная и  дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, а также на  развитие подвижности и дифференцированности движений органов артикуляции.

Цель артикуляционной гимнастики – это выработать правильные, полноценные движения артикуляционных органов, которые так необходимы для правильного произношения звуков. Артикуляционные упражнения нельзя подбирать произвольно.

 Дыхательная гимнастика – это упражнения, которые способствуют развитию речевого дыхания, формированию длительного, целенаправленного выдоха.

Такие упражнения направлены на диафрагмальное – речевое дыхание (оно считается самым правильным типом дыхания). А так же идет работа над развитием силы, плавности и длительности выдоха. Помимо оздоровительных функций – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание имеет влияние на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие. 

К коррекционным технологиям относятся:  упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, физкультминутки.

Развитию мелкой моторики я уделяю особое внимание, так как она способствует умственному и речевому развитию, а также формированию графических навыков. Именно поэтому пальчиковая гимнастика всегда присутствует в моих занятиях с детьми.

         У детей с задержкой речевого развития отмечается нарушенная координация мелкой моторики пальцев рук. В результате чего может развиться нарушение письма. Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для развития речи. Я сочетаю упражнения по развитию мелкой моторики с  речевыми упражнениями.

         Стимулирую активные точки, расположенные на пальцах рук при помощи шариков, массажных мячиков, грецких орехов, шишек и т.д. Эффективен и ручной массаж пальцев.

Оздоровительные паузы – физминутки провожу в игровой форме в середине занятия.

Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Опыт работы по данной теме показал, что применение данных технологий, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды, неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка (способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом).

         Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях: повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение и тревожность; повышается речевая активность; развиваются глазодвигательные мышцы и снимается усталость с глаз; развивается общая и мелкая моторика; формируются двигательные умения и навыки; формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

         Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий в НОД способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда Кулагиной Л.В.

Здоровьесберегающие  технологии в  практике учителя-логопеда  Кулагиной Л.В....

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда»

В логопедической работе с  детьми с ОВЗ по устранению речевых нарушений, учителя – логопеды пользуются не какой – то одной универсальной и чудодейственной технологией, а комплек...

Традиции и инновации: здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Ознакомление родителей воспитанников с нетрадиционными технологиями валеологического просвещения, способствующих укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского с...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда»

Консультация для педагогов об использовании разнообразных здоровьесберегающих технологий как на занятиях, так и в повседневной жизни детей....

Тема по самообразованию "Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя - логопеда"

Одной из главных задач учителя-логопеда в работе с детьми, имеющие нарушения речи скорректировать дыхание ребенка.Формированию правильного дыхания способствуют дыхательные упражнения, которые также по...