Пособие "Познаю, играю"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Материал по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ПОЗНАЮ ИГРАЯ»
Кувшинова Екатерина Юрьевна,
Сидоренко Татьяна Владимировна,
Шарыгина Марина Юрьевна.
Развитие речи ребенка – одна из наиболее важных проблем в дошкольном возрасте. Правильная, сформированная речь – одно из главных условий готовности к школьному обучению. Необходимость также формирования запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе, познавательных процессов привели к созданию этого пособия.
Работа с пособием позволяет:
- объединять наглядность и практические задания;
- знакомить детей с окружающим миром с помощью различных анализаторов (слухового, зрительного и двигательного);
- заинтересовать детей играми и упражнениями, позволяющими развивать словарный запас, формировать грамматический строй речи и связную речь;
- развивать у детей слуховое и зрительное восприятие, внимание, память и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификацию);
- формировать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию детей;
- влиять на стремление детей к конечному достижению цели, заинтересованность в результате своей деятельности, адекватно оценивать результат своей деятельности;
- оказать помощь педагогам и родителям в подборе материала к занятиям, в проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в каждой возрастной группе.
- развивать у детей пространственную ориентацию на плоскости, на листе, зрительно – пространственную координацию.
По этим альбомам дети под руководством взрослых отвечают на вопросы, играют, составляют рассказ, рисуют и т.п. Ответы детей уточняются и закрепляются взрослыми.
Материал для ознакомления с окружающим миром и развития речи разделен на 3 альбома в соответствии с возрастом: 4-5 лет (Средняя группа), 5-6 лет (Старшая группа), 6-7 лет (Подготовительная группа), а внутри альбомов - группируется по лексическим темам («Игрушки», «Овощи», «Посуда» и т.д.). В каждой теме решается задача подготовка руки ребенка к письму в соответствии с возрастными возможностями, которая включает в себя развитие мелкой моторики, изобразительно – графический навыков, зрительно – моторной координации.
Во вкладышах к каждому альбому представлены цветные предметные картинки по каждой теме для игр по развитию психических процессов: внимания, памяти и мышления.
Постепенное усложнение материала, разделенного по возрастам и лексическим темам, позволит последовательно решать основное назначение данного пособия: сформировать навыки речевой активности детей, обогащение, уточнение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи и связной речи.
К каждой теме даются черно/белые иллюстрации, речевые игры, игры по развитию произвольного и непроизвольного внимания, кратковременной и долговременной памяти, логического мышления, задания по формированию графо – моторных навыков.
Альбом: 4-5 лет (Средняя группа)
Игры по грамматическому оформлению предложения:
- изменение существительных в уменьшительно – ласкательной форме (игра «Назови ласково»);
- изменение существительных единственного числа в родительном падеже (игра «Прятки»);
- изменение существительных по числам (игры «Один-много», «Много – один»);
- согласование существительных с прилагательными (игра «Какой, какая»);
- согласование существительных с местоимениями (игра «Жадина»);
- образование звукоподражательных глаголов (игра «Как подают голос?»).
Игры по развитию связной речи:
- обучение отвечать на вопросы «кто это?», «что это?», падежные вопросы (игра «Ответь на вопросы», «Угадай по описанию» «Угадай по части тела»);
- составление предложения по картинке, опорным словам (игра «Составь предложение»);
- называние действия предмета, признака предмета (свойства, качества, действия) (игра «Что делает, какой?», «Опиши предмет», , «Сравни предметы по признакам»);
- добавление слова к предложению (игра «Добавь слово»).
Игры по развитию психических процессов:
- развитие зрительного внимания и памяти (игра «Что изменилось, чего не стало?»);
- развитие мышления – конкретизация и обобщение понятий (игра «Найди картинки»);
- развитие слуховой памяти и внимания (игра «Цепочка слов»).
Игры по развитию графо - моторных навыков, мелкой моторики:
- раскрашивание, не выходя за контур;
- обводка по контуру, с помощью кальки, по прерывистому контуру;
- проведение линий (прямых, волнистых, ломаных, прерывистых, закругленных);
- рисование, дорисовка (точки, круги по образцу и т.п.);
- работа с пластилином, ниткой, прищепками, бумагой, ножницами, с мелкими деталями (крупами и т.п.), и др.
- нанизывание мелких деталей (бус, макаронных изделий и пр.), элементарная шнуровка.
Альбом 5-6 лет (Старшая группа)
Игры по грамматическому оформлению предложения:
- образование относительных прилагательных (игра «Какой, какая?»);
- образование прилагательного от существительного (игра «Из чего?»);
- образование прилагательных от глаголов (игра «Скажи как я»);
- образование глаголов от существительных (игра «Скажи как я»);
- изменение существительных во множественном падеже родительного падежа (игра «Прятки»);
- изменение существительных с суффиксами –ищ, -ит (игра «Измени слово»);
- согласование существительных с числительными до 5 и обратно (игра «Посчитай»);
- изменение существительных по падежам (игра «Добавь слово»);
- формирование антонимов (игра «Наоборотка»).
По развитию связной речи:
- составление описания и сравнения по признакам (игра «Опиши», «Угадай по описанию», «Сравни предметы»);
- установление последовательности (игра «Что дальше?»);
- составление рассказа по последовательным картинкам (игра «Расскажи по порядку»).
По развитию психических процессов:
- развитие зрительного внимания и памяти (игра «Парочки»);
- развитие логического мышления (игра «4 лишний»).
По развитию графо - моторных навыков, мелкой моторики:
- штриховка в разных направлениях, разными линиями;
- рисование, дорисовка (геометрические формы и др.);
- раскрашивание по номерам, по образцу;
- работа в клетках по образцу, инструкции (игра «Нарисуй по образцу», «Продолжи дальше», «Прогулка в лес»).
- шнуровка.
Альбом 6-7 лет (Подготовительная группа)
Игры по грамматическому оформлению предложения:
- образование приставочных глаголов (игра «Измени действие»);
- образование притяжательных прилагательных (игра «Чья, чей?»);
- согласование существительных и прилагательных с числительными до 10 и обратно (игра «Посчитай»);
- согласование слов в предложении с предлогами (игра «Где, куда?»);
- спряжение глаголов с местоимениями (игра «Я, ты», «Мне, тебе»);
- сложносоставные слова (игра «Скажи одним словом»);
- формирование антонимов (игра «Наоборотка»).
По развитию связной речи:
- сравнение предметных, сюжетных картинок, предметов (игра «Чем отличаются, что общего?»);
- составление рассказов (игра «Расскажи по картинке»);
- пересказы (игра «Расскажи сначала»);
- определение слов (игра «Что такое?»);
- установление причинно – следственных связей (игра «Почему?»).
По развитию психических процессов:
- развитие слухового внимания и памяти (игра «Повтори цепочку слов», «Положи картинки по порядку»);
- развитие мышления - классификация (игра «Разложи картинки по группам»).
По развитию графо - моторных навыков, мелкой моторики:
- обводка, не отрывая руки;
- дорисовка по образцу, зеркально по клеткам и без;
- графический диктант;
- расстановка точек в соответствии с образцом;
- копирование фигур и узоров по точкам, по клеткам.
Все задания, игры, предлагаемые в альбомах для выполнения ребенком, подобраны по возрасту, создают положительный эмоциональный фон, при котором дети успешно усваивают учебный материал. Например для игры «Назови ласково» для 4-5 лет в теме «Овощи» предлагаются большие и маленькие картинки овощей, для игры «Один – много» предлагаются по 2 картинки каждого овоща для простоты и наглядности обучения этим играм. Дети, используя наглядность, получают возможность описывать предмет (размер, цвет, форма).
В школе у многих детей появляются проблемы с пересказами, описанием картин, в высказывании своей точки зрения и т.п. Поэтому в альбомах уделяется большое внимание развитию связной речи у детей. Задания по диалогической и монологической связной речи соответствуют возрастным особенностям детей. В каждом возрасте свои требования к связной речи. Например, ребенок 4-5 лет может отвечать на вопросы и составлять предложение по картинке, но нельзя требовать в этом возрасте пересказа или составления рассказа, хотя не исключено, что некоторые дети смогут сделать и это.
Еще одна школьная трудность, вызывающая затруднение в обучении – это неготовность руки к письму (напряжение, тремор, моторная неловкость, неряшливость при письме и пр.). Приоритетными в альбоме являются задания по развитию мелкой моторики, графо - моторных навыков, зрительно – двигательной (моторной) координации. Для детей 4-5 лет дополнительно даются задания к темам с использованием пластилина, бумаги, круп и т.д. Для 5-6 лет кроме штриховки, где ребенок «режет» овощи и фрукты, дорисовывает чешую у рыб, перья у птиц и т.д., ребенок учится ориентироваться на листе в клетку, развиваются сукцессивные способности у детей. Для детей 6-7 лет предложены упражнения по развитию зрительно – пространственной координации, зрительному гнозису и праксису.
Обучение, по мнению Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому практические задания являются главными в этом пособии. Приведем несколько примеров, в том числе оречевления деятельности:
- ребенок, обводя птицу по контуру или раскрашивая ее, называет соответственно ее части;
- ребенок срисовывает по клеткам цветок, при этом описывая его;
- ребенок описывает дом по картинке, обводя его детали («Дом широкий, у дома треугольная крыша, квадратное окно» и т.д.);
- ребенок срисовывает картинку по точкам, а вслух комментирует направление движения («2 клетки вверх, 4 клетки направо, 2 клетки вниз» и т.д.);
- по инструкции взрослого ребенок дорисовывает предметы на листе, а потом рассказывает, где они расположены (слева, посередине, наверху и т.д.);
- по инструкции взрослого ребенок рисует графический диктант, а потом самостоятельно повторяет диктовку по своему рисунку.
Занимательная форма предложенных заданий и игр способствует повышению познавательной активности детей, созданию комфортного эмоционального фона в совместной деятельности со взрослым, и, в первую очередь, с родителями.
Родители заметят, что совместные занятия с ребенком улучшают взаимоотношения в семье, устанавливаются доверительные отношения между ребенком и родителями, родители начнут лучше понимать своего ребенка, причины его затруднений, и обучающе- развивающие занятия с ребенком будут эффективными.
Включать семью в образовательный процесс необходимо, так как родители несут ответственность за воспитание ребенка, им необходимо осознавать свою роль в воспитании и развитии ребенка, а также, у них появляется возможность адекватно оценить психофизическое развитие своего ребенка, то есть правильно воспринимать своего ребенка. А тем более ребенка с речевой патологией и психическими особенностями.
Руководствуясь возможностями родителей, их интересами была выбрана самая оптимальная форма работы. Доступность, простота и систематичность изложения материала, подобранного с учетом возрастных показателей помогут повысить мотивацию родителей, их компетентность в педагогическом процессе. Акцентируется внимание родителей на возрастные показатели развития речи у детей в норме.
Родителям рекомендована для занятий одна тема в неделю, но играть следует в течение недели. Важно не перегружать ребенка за одно занятие и желательно повторять игры в следующие дни, а особенно повторять игры, при которых возникали трудности. Продолжительность занятия для ребенка 4-5 лет не должно превышать 15 минут, 5-6 лет 20 минут, 6-7 лет 30 минут.
Для родителей ко всем играм подобраны ответы и примеры, проставлены ударения в словах, чтобы у них не возникали вопросы в правильности ответов.
Это пособие помогает родителям, чтобы они не оставались один на один с трудностями своего ребенка, проблемы ребенка становятся не личным делом семьи, а социальным. А целенаправленность, последовательность и систематичность занятий приведут к конечной цели – готовности ребенка к школьному обучению.
В процессе работы с этим пособием над такими образовательными областями как коммуникативно – личностное, познавательно – речевое развитие, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, на выходе к школе ребенок владеет начальными представлениями о себе, окружающем мире, проявляет любознательность, обладает развитым воображением, у ребенка развита мелкая моторика, появляется уверенность в своих силах, он способен к волевым усилиям, в том числе доводить начатое дело до конца, способен к принятию решений, опираясь на свои знания, умения и навыки в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, конструировании, изобразительной).
Список литературы
1.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико –грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2003 год.
2.Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа. -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-144 с.
3.Гаврина С. В., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Тетради для самостоятельных занятий детей 5-7 лет без помощи взрослых. – М. «Астрель»,2007г.
4.Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет» Конспекты занятий и сюжетные картины. – М.: .Издательство «Гном и Д.», 2009 год.
5.Граб «Развиваем графические навыки» - М.: «Гном и Д», 2007 год.
6.Киселева Г.А. Книжка-учишка Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6 лет. Выпуск 2. –М.: Издательство «Книголюб», 2002 год.
7.Колесникова Е. В. 500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет. - Изд.2-е, переработанное. - М.: Издательство "Ювента", 2004. - 160 с.: ил.
8.Подрезова И.А. Система работы по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с нарушениями речи. Рабочая тетрадь и альбом упражнений. –М.: «Гном и Д.», 2009 год.
9.Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. Издательство: «Владос», 1994 г.
10.Смирнова Л.Н., Овчинникова С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5, 5-6, 6-7 лет. 2 издание. – М.: «Мозаика – Синтез», 2009 год.
11.Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбомы 1,2,3,4, 2 издание. – М.: «Гном и Д.», 2007 год.
12.Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования – М.: «АСТ-АСТРЕЛЬ», 2005 год.
13. «ФГОС дошкольного образования» Проект 2013 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «МОРЕ РАДОСТИ» по социально-личностному развитию детей старшей группы (образовательная область «Социализация») по методическому пособию «Познаю себя» М.В.Корепановой и Е.В.Харламовой
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ГОРОД САРАТОВ»АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНАОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯМуниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вид...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/25/picture-442277-1574703318.jpg)
Методическая разработка по использованию тактильного пособия "Познаю мир руками"
Данное пособие развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, цветовосприятие (для детей с остаточным зрением) и ориентировку в пространстве....
Многофункциональное дидактическое пособие «Познай-ка»
Изготовлено в виде ширмы, состоящей из трех деревянных каркасов, обтянутых плотной белой тканью. На центральной стенке оформлено импровизированное окно и крыша, что делает ширму похожей на «тере...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/05/picture-1117572-1551802720.jpg)
Учебно-методическое пособие "Познаем мир вместе"
Учебно-методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста "Познаем мир вместе"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/21/picture-1356861-1634831729.jpg)
Дидактическое пособие "Познаем мир с Фребелем"
Данный материал предназначен для педагогов и родителей детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/20/picture-655929-1440080010.jpg)
Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)
Дидактическое пособие рекомендовано музыкальным руководителям...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/22/picture-1083949-1545481827.jpg)
Паспорт дидактического пособия – ЛЭПБУК Название пособия: «ПОЗНАЮ МИР»
В лэпбуке представлены игры и речевой материал по развитию речи посредством ознакомления с окружающим миром. Пособие способствует развитию зрительного внимания, логического мышления, мелкой моторики, ...