Методическая разработка по использованию тактильного пособия "Познаю мир руками"
методическая разработка на тему

Кекина Елена Константиновна

Данное пособие развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, цветовосприятие (для детей с остаточным зрением) и ориентировку в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка565.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по использованию тактильного пособия «Познаю мир руками»

Автор: Кекина Е.К.

   Развитие незрячего ребенка имеет свои специфические особенности. Малыш не может наблюдать многообразие окружающей среды, представить существующее разнообразие форм предметов, их значимость. Ребенок незрячий или с остаточным зрением мало активен и значительно менее подвижен, ему необходимо создать такие условия, при которых он мог бы познавать окружающую среду. Ему нужно помочь в тренировке чувств и накопления опыта познания.

   Данное пособие разработано и предназначено для работы с детьми с тяжелыми нарушениями зрения. Пособие должно помочь педагогу познакомить ребенка с окружающим миром, через замещение проблемы   восприятия развитием тактильных ощущений.

    Цель использования пособия: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, цветовосприятия (для детей с остаточным зрением) и ориентировки в пространстве.

Использование в работе данного пособия показало, что оно активно способствует:

- ознакомлению ребенка с окружающим миром с помощью зрительного восприятия (в случае наличия зрительных ощущений);

- развитию сохранных анализаторов;

- развитию мелкой моторики ;

- усвоению сенсорных эталонов;

- развитию восприятия пространства и ориентировки в нем;

- способствует упорядочиванию хаотичного представления ребенка, полученного при взаимодействии с внешним миром; 

- формированию навыков общения, которое у таких детей начинается с невербальных контактов;

- развитию психических процессов (память, мышление, внимание, воображение…),

- овладению игровой деятельностью.

    Пособие имеет четко выраженные детали, приближенные к реальному образу, из экологически чистого материала, приятного для осязания. Продумана возможность исследовать объекты ребенком как самостоятельно, так и вместе с педагогом «рука в руке».

    При изготовлении пособия обращалось внимание на соотношение формы и размера объектов. Использовались яркие цвета для возможности работы  детей с остаточным зрением. Большим плюсом данного пособия является простота изготовления и использование доступного бросового материала, как одного из элементов охраны окружающей среды.

   Раскрытие темы «Охрана окружающей среды» является одной сложнейших для познания ребенка с нарушениями зрения, т.к. затрудняется общее восприятие. Данное пособие дает возможность начать работу с ребенком по рассматриваемой теме  через познание представленной среды с помощью рук. Далее присоединяем такие формы работы как беседа, игровая обучающая ситуация, дидактические игры, познавательные опыты, продуктивная деятельность.

   Перспективность и практическая значимость данной работы в том, что ребенок может учиться чему-либо, начиная с простого к более сложному.

   

   Задание №1.  Основы безопасности жизнедеятельности:

Дети изучают дорогу, какая она на ощупь (шершавая или гладкая), прямая или кривая; для чего нужны светофор и пешеходная дорога; закрепляют цвета светофора, виды транспорта, из каких частей состоит машина.

    Задание №2.  Развитие мелкой моторики:

 Детям можно предложить повесить на дерево яблоки (на мелкие крючки); расстегнуть на стволе молнию, отлепить на липучках почву с цветочками; открыть дверцу в домике; сквозь дырочки (внизу) провести деревянной иголкой  (с нанизанной голубой веревочкой)  ручеек. Также можно открутить светофор, колеса машинам. Определить на ощупь елочку.

    Задание №3. Развитие познавательной сферы:

 С детьми можно закрепить счет, цвет, размер и поверхность (гладкое, ребристое, шершавое) яблок; дети могут изучить части дерева (крона, ствол, корни), заглянуть как бы изнутри и увидеть на верхушке дерева гнездо, внутри ствола – личинки насекомых, под стволом – корни дерева. Так же можно закрепить из каких частей состоит дом.

   Задание №4. Развитие ориентировки в пространстве:

 Педагог находит для ребенка какой-либо объект и узнает, в какой стороне он находится. Например, домик, находится в правом верхнем углу, а облако – вверху посередине и т.д.

    Задание№5. Развитие тактильных ощущений:

 Зрячим детям можно завязать глаза шарфиком и дать задание отгадать на ощупь больше предметов. В это время можно спрашивать, что ребенок чувствует руками (холод, ребристость, шершавость,..). Незрячих детей направляем и вместе «рука в руке» рассматриваем, отгадывая  предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка книга с тактильными иллюстрациями по сказке Ш. Дале «Земляничная фея» Книга «Приключение в Солнечном лесу»

Книга с тактильными иллюстрациями по сказке Ш. Дале «Земляничная фея» Книга  «Приключение в Солнечном лесу»...

Методическая разработка "Декоративное рисование как средство подготовки руки к письму"

Методическая разработка показывает значение декоративно-прикладного рисования в работе по постановке руки ребенка для письма. А также, как это влияет на всесторонее развитие ребенка, формирование эсте...

Методическая разработка "Семейные традиции. Новогодние украшения своими руками. Ёлочные шары из папье-маше". Подготовительная группа.

Воспитание детей с самого раннего возраста осуществляется в совместной деятельности. Родитель, педагог является примером и объектом для подражания. Чтобы дети стали продолжателями наших традиций, нужн...

Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возраста

Программа работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возрастаОрлова Ольга Викторовна Актуальность«История письма ребенка начинается значительно раньше того...

Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возраста

Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возрастаАктуальность«История письма ребенка начинается значительно раньше того моме...

Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото».

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов. Успешность умственного и физического развития ребёнка в значительной степен...