Методическая разработка по использованию тактильного пособия "Познаю мир руками"
методическая разработка на тему
Данное пособие развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, цветовосприятие (для детей с остаточным зрением) и ориентировку в пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 565.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по использованию тактильного пособия «Познаю мир руками»
Автор: Кекина Е.К.
Развитие незрячего ребенка имеет свои специфические особенности. Малыш не может наблюдать многообразие окружающей среды, представить существующее разнообразие форм предметов, их значимость. Ребенок незрячий или с остаточным зрением мало активен и значительно менее подвижен, ему необходимо создать такие условия, при которых он мог бы познавать окружающую среду. Ему нужно помочь в тренировке чувств и накопления опыта познания.
Данное пособие разработано и предназначено для работы с детьми с тяжелыми нарушениями зрения. Пособие должно помочь педагогу познакомить ребенка с окружающим миром, через замещение проблемы восприятия развитием тактильных ощущений.
Цель использования пособия: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, цветовосприятия (для детей с остаточным зрением) и ориентировки в пространстве.
Использование в работе данного пособия показало, что оно активно способствует:
- ознакомлению ребенка с окружающим миром с помощью зрительного восприятия (в случае наличия зрительных ощущений);
- развитию сохранных анализаторов;
- развитию мелкой моторики ;
- усвоению сенсорных эталонов;
- развитию восприятия пространства и ориентировки в нем;
- способствует упорядочиванию хаотичного представления ребенка, полученного при взаимодействии с внешним миром;
- формированию навыков общения, которое у таких детей начинается с невербальных контактов;
- развитию психических процессов (память, мышление, внимание, воображение…),
- овладению игровой деятельностью.
Пособие имеет четко выраженные детали, приближенные к реальному образу, из экологически чистого материала, приятного для осязания. Продумана возможность исследовать объекты ребенком как самостоятельно, так и вместе с педагогом «рука в руке».
При изготовлении пособия обращалось внимание на соотношение формы и размера объектов. Использовались яркие цвета для возможности работы детей с остаточным зрением. Большим плюсом данного пособия является простота изготовления и использование доступного бросового материала, как одного из элементов охраны окружающей среды.
Раскрытие темы «Охрана окружающей среды» является одной сложнейших для познания ребенка с нарушениями зрения, т.к. затрудняется общее восприятие. Данное пособие дает возможность начать работу с ребенком по рассматриваемой теме через познание представленной среды с помощью рук. Далее присоединяем такие формы работы как беседа, игровая обучающая ситуация, дидактические игры, познавательные опыты, продуктивная деятельность.
Перспективность и практическая значимость данной работы в том, что ребенок может учиться чему-либо, начиная с простого к более сложному.
Задание №1. Основы безопасности жизнедеятельности:
Дети изучают дорогу, какая она на ощупь (шершавая или гладкая), прямая или кривая; для чего нужны светофор и пешеходная дорога; закрепляют цвета светофора, виды транспорта, из каких частей состоит машина.
Задание №2. Развитие мелкой моторики:
Детям можно предложить повесить на дерево яблоки (на мелкие крючки); расстегнуть на стволе молнию, отлепить на липучках почву с цветочками; открыть дверцу в домике; сквозь дырочки (внизу) провести деревянной иголкой (с нанизанной голубой веревочкой) ручеек. Также можно открутить светофор, колеса машинам. Определить на ощупь елочку.
Задание №3. Развитие познавательной сферы:
С детьми можно закрепить счет, цвет, размер и поверхность (гладкое, ребристое, шершавое) яблок; дети могут изучить части дерева (крона, ствол, корни), заглянуть как бы изнутри и увидеть на верхушке дерева гнездо, внутри ствола – личинки насекомых, под стволом – корни дерева. Так же можно закрепить из каких частей состоит дом.
Задание №4. Развитие ориентировки в пространстве:
Педагог находит для ребенка какой-либо объект и узнает, в какой стороне он находится. Например, домик, находится в правом верхнем углу, а облако – вверху посередине и т.д.
Задание№5. Развитие тактильных ощущений:
Зрячим детям можно завязать глаза шарфиком и дать задание отгадать на ощупь больше предметов. В это время можно спрашивать, что ребенок чувствует руками (холод, ребристость, шершавость,..). Незрячих детей направляем и вместе «рука в руке» рассматриваем, отгадывая предметы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему :"Музыкальные инструменты своими руками"
Музыкальные инструменты из упаковки...
Методическая разработка книга с тактильными иллюстрациями по сказке Ш. Дале «Земляничная фея» Книга «Приключение в Солнечном лесу»
Книга с тактильными иллюстрациями по сказке Ш. Дале «Земляничная фея» Книга «Приключение в Солнечном лесу»...
Методическая разработка "Декоративное рисование как средство подготовки руки к письму"
Методическая разработка показывает значение декоративно-прикладного рисования в работе по постановке руки ребенка для письма. А также, как это влияет на всесторонее развитие ребенка, формирование эсте...
Методическая разработка "Семейные традиции. Новогодние украшения своими руками. Ёлочные шары из папье-маше". Подготовительная группа.
Воспитание детей с самого раннего возраста осуществляется в совместной деятельности. Родитель, педагог является примером и объектом для подражания. Чтобы дети стали продолжателями наших традиций, нужн...
Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возраста
Программа работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возрастаОрлова Ольга Викторовна Актуальность«История письма ребенка начинается значительно раньше того...
Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возраста
Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возрастаАктуальность«История письма ребенка начинается значительно раньше того моме...
Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото».
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов. Успешность умственного и физического развития ребёнка в значительной степен...