Новые технологии в работе логопеда
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Матвиенко Любовь  Викторовна
Использование синквейна, интеллектуальных карт, метода ассоциативных связей на  лексико- грамматических занятиях  логопеда в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые технологии. Из опыта работы по применению синквейна, интеллектуальных карт, метода ассоциативных связей на лексико-грамматических занятиях логопеда .

В практической работе  с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, я использую опыт работы   Валентины  Михайловны  Акименко.        В своей книге « Развивающие лексико-грамматические занятия» она представила материал по теме « Особенности применения новых логопедических технологий на лексико- грамматических занятиях».    При разработке занятий учитывались рекомендации, сделанные в исследованиях Л.Н. Ефименковой, В.П. Глухова, Е.М. Мастюковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой .

Введение новых логопедических технологий: синквейна, метода ассоциативных связей и интеллектуальных карт в процесс развития речи детей, позволяет не только работать над проблемой коррекции лексики, грамматического строя и связной речи, но и предотвращать вторичное отставание в развитии познавательной сферы, а также формировать интерес к получению новых знаний у дошкольников.

Интеллектуальные  карты я   использую  со  старшей  группы. Дети  стали лучше запоминать благодаря картинкам, символам,   повторяющемуся  в картах алгоритму для построения высказывания. В подготовительной  к школе  группе я брала в работу более сложные интеллектуальные карты. Можно  варьировать подбор сложности материала  в зависимости от речевых возможностей детей.

Возникали новые потребности  в разработке  недостающих интеллектуальных карт по изучаемым темам. Мною были  созданы  и использованы на занятиях  карты : «Космос», «Первый космонавт», «Школа», «Мамин праздник. Мама». Эта работа  продолжается и сейчас, появляются новые запросы.

  Хотелось придумать и сделать многофункциональное пособие, так появился «Интеллектуальный веер». Он был изготовлен для использования  по темам «Сад», « Овощ, Фрукт».  Его можно  применять его для описания  любого из  фруктов, овощей,  в отличие от  интеллектуальных карт (они рассчитаны на описание только одного фрукта или овоща). К тому же многократное применение одного  веера-плана к описанию различных предметов способствовало усвоению принципа построения высказывания, стойкому  запоминанию плана даже у детей с трудностями  в обучении.

 C:\Users\ASER\Desktop\синквейн\ФОТО\P1160279.JPG           C:\Users\ASER\Desktop\синквейн\ФОТО\P1160283.JPG

                   Интеллектуальный веер

 Методика использования интеллектуальных карт в моей практической работе  с детьми действительно оказалась очень эффективной для детей с нарушениями речи, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, а это способствовало развитию словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт заметно было, как ребенок развивается, он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Более того, развивались коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формировалось желание быть активным, проявлять инициативу, проявлялись лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть работа по интеллектуальным картам способствовала формированию мотивации к обучению, умению работать в коллективе, стимулировала развитие внимания, усидчивости, настойчивости.

В процессе работы у меня возникла новая потребность: разработать карточки зрительных планов для игр, упражнений с использованием синквейна, метода ассоциативных связей. Вот такие они:

            C:\Users\ASER\Desktop\синквейн\Зрительные планы\карточки зрительных планов\интеллектуальные карты.png                               C:\Users\ASER\Desktop\синквейн\Зрительные планы\карточки зрительных планов\синквейн.jpg     

Зрительный план  к ассоциациям.                  План к синквейну.

          После того, как они были созданы, дети начали более последовательно, с меньшими подсказками взрослого справляться  с заданиями,  требующими определённого программирования  высказывания.

        Благодаря использованию  в работе синквейна, дети начали лучше осваивать простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.

 В подготовительной  к школе  группе мы стали экспериментировать. Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. С небольшой помощью взрослого воспитанники пишут самостоятельно придуманные слова, затем озвучивают  для всех сверстников своё «сочинение». Такое занятие пришлось по душе некоторым ребятам и они охотно продолжили словотворчество дома, о чем рассказывают нам родители. Дети почувствовали уверенность  в своих силах, открыли в себе новые возможности. Теперь некоторые ,особенно успешные дети, если не были  в детском саду, уточняют как тут мы справлялись  с заданиями без них, что было нового?

     Сложным оказался метод ассоциативных связей в работе со всей группой. В работе  по небольшим подгруппам достигается более ожидаемый результат. Детям  доступна  первая часть занятия- звуковой анализ слова. Они  успешно справляются с этим. Вторая часть задания затратна по времени и не всем детям хватает терпения сосредоточенно осуществлять поиск ассоциативных слов, удерживать цель . В этой части упражнения требуется большая помощь взрослого. Но в результате дошкольники эмоционально реагируют  на рождающийся, часто неожиданный образ слова.

В рамках  темы « Перелётные  птицы» мы  с детьми подбирали  слова-ассоциации   к  слову КЛИН (т.к. птицы летят клином).  У детей  получились следующие индивидуальные образы слова  КЛИН:

  • Кто летит  и накурлыкивает?
  • Красиво летят, интересно наблюдать
  • Клином летят  испытанные непогодой
  • Курлыкают луне и нам
  • Красиво летят, ищут новоселье
  • Крылатые лётчики  интересуются новосельем
  • Команда ласточек-испытанные навигаторы
  • Крыльями лавируют, ищут насекомых

         Таким образом, применение карт памяти, синквейна и метода  ассоциативных связей в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствовали  речевому развитию каждого ребёнка. В итоге все дети группы стали лучше усваивать информацию, оперативно с ней работать , проявлять творческие способности, улучшились  коммуникативные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с ...

Информационно-коммуникативные технологии в работе логопеда с использованием программы PowerPoint на индивидуальных занятиях.

Новизна работы с компьютером позволяет повысить интерес ребенка к занятиям с логопедом, позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи....

участник секции учителей-логопедов .п.Чамзинка по теме : «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»;

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».

В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда»

Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным.Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и вза...