Новые технологии в работе логопеда
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Новые технологии в работе логопеда | 638.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые технологии. Из опыта работы по применению синквейна, интеллектуальных карт, метода ассоциативных связей на лексико-грамматических занятиях логопеда .
В практической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, я использую опыт работы Валентины Михайловны Акименко. В своей книге « Развивающие лексико-грамматические занятия» она представила материал по теме « Особенности применения новых логопедических технологий на лексико- грамматических занятиях». При разработке занятий учитывались рекомендации, сделанные в исследованиях Л.Н. Ефименковой, В.П. Глухова, Е.М. Мастюковой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой .
Введение новых логопедических технологий: синквейна, метода ассоциативных связей и интеллектуальных карт в процесс развития речи детей, позволяет не только работать над проблемой коррекции лексики, грамматического строя и связной речи, но и предотвращать вторичное отставание в развитии познавательной сферы, а также формировать интерес к получению новых знаний у дошкольников.
Интеллектуальные карты я использую со старшей группы. Дети стали лучше запоминать благодаря картинкам, символам, повторяющемуся в картах алгоритму для построения высказывания. В подготовительной к школе группе я брала в работу более сложные интеллектуальные карты. Можно варьировать подбор сложности материала в зависимости от речевых возможностей детей.
Возникали новые потребности в разработке недостающих интеллектуальных карт по изучаемым темам. Мною были созданы и использованы на занятиях карты : «Космос», «Первый космонавт», «Школа», «Мамин праздник. Мама». Эта работа продолжается и сейчас, появляются новые запросы.
Хотелось придумать и сделать многофункциональное пособие, так появился «Интеллектуальный веер». Он был изготовлен для использования по темам «Сад», « Овощ, Фрукт». Его можно применять его для описания любого из фруктов, овощей, в отличие от интеллектуальных карт (они рассчитаны на описание только одного фрукта или овоща). К тому же многократное применение одного веера-плана к описанию различных предметов способствовало усвоению принципа построения высказывания, стойкому запоминанию плана даже у детей с трудностями в обучении.
Интеллектуальный веер
Методика использования интеллектуальных карт в моей практической работе с детьми действительно оказалась очень эффективной для детей с нарушениями речи, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, а это способствовало развитию словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт заметно было, как ребенок развивается, он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Более того, развивались коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формировалось желание быть активным, проявлять инициативу, проявлялись лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть работа по интеллектуальным картам способствовала формированию мотивации к обучению, умению работать в коллективе, стимулировала развитие внимания, усидчивости, настойчивости.
В процессе работы у меня возникла новая потребность: разработать карточки зрительных планов для игр, упражнений с использованием синквейна, метода ассоциативных связей. Вот такие они:
Зрительный план к ассоциациям. План к синквейну.
После того, как они были созданы, дети начали более последовательно, с меньшими подсказками взрослого справляться с заданиями, требующими определённого программирования высказывания.
Благодаря использованию в работе синквейна, дети начали лучше осваивать простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
В подготовительной к школе группе мы стали экспериментировать. Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. С небольшой помощью взрослого воспитанники пишут самостоятельно придуманные слова, затем озвучивают для всех сверстников своё «сочинение». Такое занятие пришлось по душе некоторым ребятам и они охотно продолжили словотворчество дома, о чем рассказывают нам родители. Дети почувствовали уверенность в своих силах, открыли в себе новые возможности. Теперь некоторые ,особенно успешные дети, если не были в детском саду, уточняют как тут мы справлялись с заданиями без них, что было нового?
Сложным оказался метод ассоциативных связей в работе со всей группой. В работе по небольшим подгруппам достигается более ожидаемый результат. Детям доступна первая часть занятия- звуковой анализ слова. Они успешно справляются с этим. Вторая часть задания затратна по времени и не всем детям хватает терпения сосредоточенно осуществлять поиск ассоциативных слов, удерживать цель . В этой части упражнения требуется большая помощь взрослого. Но в результате дошкольники эмоционально реагируют на рождающийся, часто неожиданный образ слова.
В рамках темы « Перелётные птицы» мы с детьми подбирали слова-ассоциации к слову КЛИН (т.к. птицы летят клином). У детей получились следующие индивидуальные образы слова КЛИН:
- Кто летит и накурлыкивает?
- Красиво летят, интересно наблюдать
- Клином летят испытанные непогодой
- Курлыкают луне и нам
- Красиво летят, ищут новоселье
- Крылатые лётчики интересуются новосельем
- Команда ласточек-испытанные навигаторы
- Крыльями лавируют, ищут насекомых
Таким образом, применение карт памяти, синквейна и метода ассоциативных связей в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствовали речевому развитию каждого ребёнка. В итоге все дети группы стали лучше усваивать информацию, оперативно с ней работать , проявлять творческие способности, улучшились коммуникативные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с ...
Информационно-коммуникативные технологии в работе логопеда с использованием программы PowerPoint на индивидуальных занятиях.
Новизна работы с компьютером позволяет повысить интерес ребенка к занятиям с логопедом, позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи....
участник секции учителей-логопедов .п.Чамзинка по теме : «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»;
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...
Мастер – класс: «Общее недоразвитие речи с использованием новых инновационных и здоровье сберегающих технологий в работе логопеда в ДОУ»
Содержание .Аннотация …………………………………………………………&h...
Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».
В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...
Использование мультипликационной технологии в работе логопеда. Этапы работы над мультфильмом.
Этапы работы над созданием мультфильма в детском саду....
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов «Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда»
Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным.Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и вза...