"Случай в лесу" интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Коррекционно-образовательные цели. Обогащение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде, местах обитания и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят, притяжательных прилагательных (волчьи, лисьи, беличьи, медвежьи, заячьи); употребление предложно-падежных конструкций;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Случай в лесу" | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
"Случай в лесу"
интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста
Коррекционно-образовательные цели. Обогащение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде, местах обитания и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -ат, -ят, притяжательных прилагательных (волчьи, лисьи, беличьи, медвежьи, заячьи); употребление предложно-падежных конструкций;
Коррекционно-развивающие цели. Развитие мелодико-интонационной стороны речи, зрительного внимания и памяти, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Развитие творческих способностей — умения передавать в движении, речи, мимики характер животного. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Специально подготовленная обстановка (лес, оборудование), маски зверей, Лесовичок, картинки с изображением диких животных.
Предварительная работа. Рассматривание игрушек диких животных, сюжетных картинок с изображением диких животных и их детёнышей, чтение художественных произведений: Г. Снегирёва, М. Пришвина, В. Бианки, рассказывание русских народных сказок о животных. Игры-драматизации с участием детей «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Находчивый заяц» и т.д. Дидактический игры «Кто где живёт?», «У кого кто?», «Чей хвост?», «Чего не хватает?».
Ход занятия.
Звучит музыка, дети входят в зал.
Логопед: - Ребята, посмотрите, как вокруг красиво. Мне кажется, мы попали в сказочный зимний лес. А вы заметили, какие необычные снежинки лежат на земле? Давайте, возьмем по одной и посмотрим, у кого лучше всех она летает (идет отработка навыков правильного диафрагмального дыхания).
По Г.А.Волковой
Вдох через рот - выдох через рот.
Вдох через рот - выдох через нос.
Вдох через нос - выдох через рот.
Вдох через нос - выдох через нос.
Логопед: - Изо всех земных чудес всех милей нам русский лес.
Проговаривание на выдохе фразы: « Ах, какой воздух в лесу!»
Логопед:- Ребята, а кого можно встретить в лесу? (диких животных)
Почему мы говорим, что это дикие животные?..Правильно, дикие животные с человеком не живут, постоянной помощи от него не ждут. А живут они в лесах. Сами пищу добывают, сами деток охраняют, строят прочное жилище, место сбора сами ищут.
Логопед: - Сделали круг. Сейчас вы под музыку будете передавать друг другу мяч. Музыка остановится, и тот, у кого окажется мяч, назовёт животное по слогам. А потом «отстучит» слово мячом.
Логопед: -Повернитесь лицом ко мне. Продолжаем играть и зверей изображать
В лесу бегает злой волк | Нахмурить брови |
Вдруг не стало волка | Поднять брови (удивление) |
Появился зайчик | Поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы |
Белочка цокает | Щёлкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука. |
Логопед: - Ребята расскажите гостям. Что происходит в лесу зимней порой. Саша, веди детей в полукруг.
Фонопедическое упражнение «В лесу» по методу В. Емельянова
Плавно летят снежинки Скрипит снежок под лапками Лисы. Лиса заметила его, затявкала Заскрипело дерево на ветру Закружилась метель Появились большие сугробы | Пропевают нисходящие звуки в разных тональностях Дети произносят «Скрип, скрип» Произносят короткие звуки[а] в разных регистрах, Произносят «тяв, тяв!» сначала тихо, потом громче Дети произносят «Скрип, скрип» Произносят «у...», делая glissando от низкого звука до с самого верхнего и наоборот. Усиливают и уменьшают звук на одном дыхании на любые гласные.
|
Упражнение «Белка».
Дидактические задачи: развивать звуковысотный слух, чувство ритма, голосовой диапазон.
Руководство. Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:
«По деревья скок, скок, //// //
Да орешки щелк, щелк, //// //
Кто же это? Отгадай! //// // /
Это белка, так и знай!» //// // /
Логопед: Да, в лесу живёт много животных, но сейчас они попрятались. Давайте внимательно послушаем и отгадаем « Кто так голос подаёт?» (Полные ответы детей)
Появляется Лесовичок.
Лесовичок: - Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Страшную новость мне сейчас сообщили: Баба Яга мешает диким животным готовиться к зиме. Надо им помочь. Вы поможете мне?
Лесовичок:- Баба Яга сделала так, что бы звери забыли свои имена. Я сейчас буду произносить их заколдованные названия, а вы хлопните в ладоши, если услышите правильное. Пелка, гелка, белка, делка; паяц, саяц, ваяц, заяц, и т.д.
Лесовичок: - Молодцы! Вы исправили первое злодейство Бабы Яги.
Логопед: - Перед нами поляна Звери спрятались за ёлками .Чтобы их расколдовать, надо правильно назвать все части животного. У волка голова - волчья, туловище - чьё? - волчье, хвост- чей? - волчий, лапы -чьи? - волчьи, и т.д. На доску выставляются картинки зверей.
Лесовичок:- Но почему-то наши звери невесёлые?
Левовичок подходит к столам и показывает что нарисованы жилища зверей и около каждого сидит 2-3 зверя.
Лесовичок: - Баба Яга поселила животных в чужие дома, не приспособленные для них. Но мы с вами находимся в волшебном лесу, поэтому можем помочь лесным жителям. Давайте поселим каждое животное в свой дом. Для этого сначала нужно определить, что из себя представляет каждый дом, и кто в нём живет.
Лесовичок:- Молодцы определили. Конечно же, в берлоге живёт медведь, белка живёт в дупле. В норке под кустиком живёт лисичка. Так вот следующее задание давайте вместе с вами поселим наших зверей в свои дома, а выполним мы с вами это с помощью аппликации. Итак, дома готовы, осталось заселить зверей. Для начала вы должны нарисовать рядом с домиками каждый своего зверя. Пока кто то из вас рисует, остальные будут готовить материал для аппликации – ваша задача заключается в следующем: вы должны мелко разорвать листы цветной бумаги на мелкие квадратики, а кто- то уже начнёт выполнение аппликации. Надеюсь, вы сами распределите кто что будет выполнять. Давайте проходите каждый к своему столу и занимайте свои места.
Лесовичок: - Прекрасно вы справляетесь и с этим заданием! Но смотрю ваши пальчики немного устали. Андрей, проведи пальчиковую гимнастику: «Есть у каждого свой дом» Нищевой.
У лисы в лесу глухом
Есть нора — надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом
Всем тепло, уютно в нём.
Лесовичок: Молодцы, ребята. Прекрасно справились с заданием. Посмотрите, каких красивых зверей вы поселили в свои дома!!! Как хорошо, дошколята, что вы пришли на помощь! Я один ни как не мог исправить колдовство Бабы Яги.
Логопед: Я вижу вы устали. Поиграем в игру.
Игра «Заяц и лис».
Дети встают парами в колонну, повернувшись лицом в одну сторону. С одной стороны колонны прыгает «заяц», с другой - стоит «лис». Дети поют песню, выполняя движения.
Стой, зайчонок, не беги По тропинке узенькой, Лучше ты побереги | Дети грозят пальцем Вытягивают вперед прямые руки, приблизив их друг к другу («тропинка»). Грозят пальцем |
Хвостик свой малюсенький. Руками прикрывают «хвостик»
«Заяц» встает позади колонны. Далее с другой стороны крадется «лис».
Лис крадется вдоль тропы Щелк-щелк, топ-топ-топ Вряд ли ищет он грибы Щелк-щелк, топ-топ-топ | По очереди выставляют руки вперед, раздвинув пальцы, как когти Щёлкают пальцами, притопывают Покачивают головой Щёлкают пальцами, притопывают
|
«Лис» встает рядом с «зайцем». Они образуют последнюю пару.
Ты, зайчонок, не зевай А от лиса убегай! | Грозят пальцем Бегут на месте
|
Дети берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». На проигрыш «заяц» и «лис» проходят через «ворота» и встают впереди всех. Они поворачиваются друг к другу спиной. Хлопают в ладоши. Раз, два, три! Беги! «Лис» обегает колонну с одной стороны, «заяц» - с другой. Победителю дети говорят комплименты.
Какой ты, лис, хитрый, ловкий, быстрый…
Заинька, какой ты храбрый, выносливый, ловкий…
Итог. Лесовичок: - Понравилось вам в моём лесу? И вы мне очень помогли, поэтому хочу вас угостить орешками. До свидания.
Логопед: - Наше занятие, дети, подошло к концу. Вам приятно было оказывать помощь диким животным? Какие чувства вы сейчас испытываете?
Дети: - Мы чувствовали радость, чувство удовлетворения от того, что смогли помочь зверям, оказавшимся в беде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные логопедические занятия с детьми раннего возраста
Рассматривается индивидуальная работа с детьми раннеговозраста на логопедическом пункте....
Конспекты индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими ФНР
Работа над развитием артикуляционной моторики и коррекция звукопроизношения - основные направления в работе с дошкольниками с фонетическим недоразвитием речи. Представленные конспекты раскрывают приме...
Фронтальное логопедическое занятие с детьми старшего возраста по теме «Весна»
Цели: обучать навыкам составления рассказа по серии сюжетных картин.Образователъные:— формировать у детей навык целенаправлен¬ного восприятия серии картин;Развивающие:— закреплять у детей навыки соста...
Использование здоровьесберегающих технологий в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста
Материал об испольтзовании физкультминуток в логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста...
Конспект логопедического занятия с детьми дошкольного возраста с заиканием
Конспект занятия учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием по лексическим темам «Одежда. Обувь. Головные уборы»(этап отраженной речи)...
Конспект логопедического занятия с детьми дошкольного возраста с ОНР: "Путешествие на лесную полянку"
Расширить и обобщать знания детей о постепенных изменениях в жизни природы весной (появление травы, цветов, насекомых, прилет и гнездование птиц, линька и появление детенышей у животных, половодье). П...
Организация логопедических занятий с детьми дошкольного возраста дома.
Уважаемые родители! Для того чтобы самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь, подготовьте все, что может вам пон...