РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по коррекционной педагогике на тему

Исламова Нурбану Фиркатовна

Как,   используя  методы обучения, которые должны способствовать развитию творческого характера мыслительной деятельности,   добиться развивающего эффекта обучения и воспитания?  Этого можно достичь только при умелом руководстве педагогом деятельностью детского коллектива. Основным из таких умений является способность педагога, опираясь на неравноценные познавательные данные воспитанников, использовать компенсаторные возможности, учитывать приоритетный способ познания каждого ребенка, совершенствовать другие способы познания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современные масштабные структурные, экономические изменения в сфере образования повышают требования к ребенку, поступающему в школу. Это ставит перед родителями будущих первоклассников и, безусловно, перед педагогами дошкольных учреждений задачи, решение которых должно обеспечить соответствующую требованиям времени подготовку дошкольников.

Одна из задач педагога, работающего с дошкольниками,  состоит в том, чтобы использовать такие методы обучения, которые должны способствовать развитию творческого характера мыслительной деятельности ребят.  Развивающего эффекта обучения и воспитания можно достичь только при умелом руководстве педагогом деятельностью детского коллектива. Основным из таких умений является способность педагога, опираясь на неравноценные познавательные данные воспитанников, использовать компенсаторные возможности, учитывать приоритетный способ познания каждого ребенка, совершенствовать другие способы познания. Педагог, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии, должен провести просветительскую работу с родителями, помочь им выяснить, какой из трех основных способов познания («слушатель», «зритель», «деятель» - Л. Бредвей,  Б. Алверс Хил) соответствует поведению того или иного ребенка. Только так можно воспитать будущего школьника, положить начало формированию творчески, диалектически мыслящей личности.

Умение правильно мыслить тесно связано с развитием воображения, умением фантазировать. Творчески мыслящий человек, решив задачу однажды, способен   решать множество более сложных  аналогичных и    типичных задач.

Формирование творческого, диалектического мышления осуществляется в основном в игре. Именно в игре дети учатся наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, объединять, разъединять, находить причины, рассуждать, делать выводы. А затем на базе игровой деятельности формируется учебная деятельность. Речемыслительная деятельность тесно связана с развитием диалектического мышления. Не зря мудрецы говорили: «Вначале было слово…».  На занятиях по развитию речи логопед формирует предметную соотнесенность  слова, обобщающую функцию слова, формирует понятийно-обобщающую функцию слова. Формирование обобщающей функции слова строится на умении ребенка выделять свойства и признаки предметов, находить общий и отличительный признаки,  классифицировать. Сравнивая предметы и понятия, ребенок делает первые шаги к ассоциативному мышлению. Классификация дает  системный эффект – эффект от объединения. На логопедических занятиях часто используются тризовские приемы посредством игр и упражнений для развития мышления противоречиями, таких игр, как игра в антонимы «Скажи наоборот», игр на выявление положительных и отрицательных качеств системы «Хорошо – плохо», формулирование противоречий в простейших конфликтных ситуациях («Не хочу, но надо…» - личные противоречия;   «Ты и твой брат хотите покататься на велосипеде, а он один» - два человека хотят одного и того же, а ресурса на двоих не хватает;) и других.   В диалектике и ТРИЗе понятие «противоречие» является одним из важнейших. Разрешая противоречия, дети учатся находить  выход из любой ситуации. «Тризовское» решение проблемы – это решение, когда становится  хорошо всем участникам проблемы. Это принцип наращивания добра, принцип улучшать, не ухудшая. Разрешая противоречия и конфликты в творческих задачах, дети учатся мыслить нестандартно, оригинально. Для педагогов важно проводить работу по развитию диалектического мышления в системе,  на доступном детям материале, не забывая о принципе развития, постепенно усложняя задания, побуждая детей прикладывать усилия, получать от этого удовольствие. Вариативное использование одних и тех же игровых материалов даст желаемый результат.

Творческое мышление поможет будущим первоклассникам справиться с требованиями школы.  В дальнейшем оно даст возможность решать  не только задачки из учебников, но и жизненные  проблемы,    самореализоваться  в социуме. Самореализация воспитанников -    высшая цель педагога.

Литература:

Нурмухаметова А.Б.,Нурмухаметова И.Ф. Играя, развиваем. Развивая, обучаем.  Наб. Челны: ИНПО, 1997.

Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста

диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...

Диагностика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»

«Применение наглядного моделирования при формировании связной речи у старших дошкольников  с ОНР»...

Новые технологии в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО

Использование инновационных технологий в коррекционно -логопедической работе позволяет учителю - логопеду не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способство...

Игры для коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка это правильная и грамотная речь. Некоторым детям требуется коррекция. Предложенные ниже игры, направлены на коррекцию нарушений речи....

Презентация "Современные образовательные технологии в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО (Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой)"

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. .Применение артик...

Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...

«Нейропсихологическая коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста»

Доклад на тему: «Нейропсихологическая коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста»...