Игры для коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка это правильная и грамотная речь. Некоторым детям требуется коррекция. Предложенные ниже игры, направлены на коррекцию нарушений речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_korrektsii_rechevyh_narusheniy.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка это правильная и грамотная речь. Некоторым детям требуется коррекция. Предложенные ниже игры, направлены на коррекцию нарушений речи.

1. 1.«Веселый язычок» 

Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков. 

Ход: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков 

2.«Как Буратино за грибами ходил» 

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков. 

Ход: воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения. 

3. «Футбол» 

Цель: развивать         плавный,         длительный,         направленный         выдох, необходимый для произношения шипящих звуков. 

Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки. 

4. «Самый большой мыльный пузырь» 

Цель: развивать         плавный,         длительный,         направленный         выдох, необходимый для произношения шипящих звуков. 

Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь.

Следить за длительным, плавным выдохом. 

5. «Светофор» 

Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова. 

Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами. 

6. «Где звук?» 

Цель: учить определять место звука в слове. 

Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова. 

7. «Волшебные кубики» 

Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза. 

Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово. 

8. «Мяч в воздухе» 

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. 

Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры. 

9. «Оркестр» 

Цель: развивать длительный, плавный выдох. 

Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки). 

10. «Тишина» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ш. 

Ход: водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным произношением звука Ш. 

11. «Лес шумит» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ш. 

Ход: воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер. 

12. «Гуси» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ш. 

Ход: ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением. 

13. «Пчелы и медвежата» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ж. 

Ход: дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями. 

14. «Мухи в паутине» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ж. 

Ход: часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая и вылетая с круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину берутся за руки. Те которые не успели выбежать из круга попадают в паутину и выбывают из игры. Воспитатель следит за правильным произношением звука. 

15. «Пчелы собирают мед» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ж. 

Ход: одна группа детей изображает цветы. На головы им одевают веночки. Другая группа детей – пчелы, которые собирают мед. Пчелы летаю т вокруг цветка и жужжат. По сигналу воспитателя они летят в улей. За тем дети меняются ролями. 

16. «Поезд» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ч. 

Ход: дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз. Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Дав поезду немного проехать ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход. На красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается. 

17. «Воробушки» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ч. 

Ход: дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова логопеда: в гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети раскрывают слова и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя «кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз. 

18. «Договори словечко» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ч. 

Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.). 

  

19. «Поймай рыбку» 

Цель: автоматизация шипящих звуков в словах. 

Оборудование: металлические         скрепки         и         небольшие         предметные картинки, коробка и удочка с магнитом. 

Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков. 

20. «Помоги Маше» 

Цель: автоматизация звука Ш в словах. 

Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.). 

21. «Одень ребятишек» 

Цель: автоматизация звука Ш в словах. 

Ход: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.). 

22. «Назови ласково» 

Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах. 

Ход: воспитатель говорит: 

Захотелось ласковых нам слов. 

Кто из звуков нам помочь готов? Ч (Ш) – наш самый нежный звук Не откажемся мы от его услуг. 

Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петухпетушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.). 

23. «Родители и детки» 

Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах. 

Ход: воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.). 

24. «Большущие слова» 

Цель: автоматизация звука Ч в словах. 

Ход: воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени: у кошки – усы, а у тигра - …. у птички – глаза, у дракона - …. у гномика – дом, а у великана …. 

25. «Колечко-колечко» 

Цель: закрепить правильное произношение звука Ч во фразах. 

Ход: дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего колечко. Обходят детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного из         играющих,         затем         выкрикивает:         «Колечко-колечко,         выйди         на крылечко». Играющий с колечком, если его не успеют удержать выбегает из круга и становится водящим. 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста

диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как,   используя  методы обучения, которые должны способствовать развитию творческого характера мыслительной деятельности,   добиться развивающего эффекта обучения и воспитания?  Э...

Диагностика и коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»

«Применение наглядного моделирования при формировании связной речи у старших дошкольников  с ОНР»...

Новые технологии в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО

Использование инновационных технологий в коррекционно -логопедической работе позволяет учителю - логопеду не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способство...

Презентация "Современные образовательные технологии в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО (Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой)"

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. .Применение артик...

Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...

«Нейропсихологическая коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста»

Доклад на тему: «Нейропсихологическая коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста»...