«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»
статья по коррекционной педагогике на тему
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный (инклюзивный) подход к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 343.5 КБ |
Интеграция и инклюзия | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление)- представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополнямости.
Инклюзия (от лат. inclusio «заключение, включение») - процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Интеграция Специальное (коррекционное) образование Инклюзия
Интегрированное образование - форма организации образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения.
Инклюзивное образование - процесс обучения детей с ОВЗ с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет его индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия, исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №11555 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» 1.6.2 Стандарт направлен на решение следующих задач: обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 1.6.7 обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
2.11.2 Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: 1)обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
3.4.4. При организации инклюзивного образования: при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование; при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.
Принципы инклюзивного образования Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Контингент детей с ОВЗ: с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие; с нарушением зрения: слепые и слабовидящие; с нарушениями речи (ФФН); с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) ; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью (в том числе с умеренной и выраженной); с нарушениями аутистического спектра.
Внешние условия интеграции: раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни; желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и готовность помогать ребенку в процессе его обучения; наличие возможности оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь; создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
Внутренние условия интеграции: уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней; возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для типично развивающихся детей; психологическая готовность к интегрированному обучению.
Проблема интеграции и инклюзии Психологическая готовность к интеграции ребенка Личностная готовность Мотивационная готовность Специальная готовность
изменения в сознании общества, прежде всего, педагогов, связанные с необходимостью и возможностью включающего образования всех детей; изменение архитектуры образовательных учреждений, приспосабливаемой под особые нужды; уменьшение размеров групп; улучшение и обогащение оснащенности групп оборудованием и различными пособиями; создание в каждом учреждении команды специалистов, помогающей педагогам общего образования приспособить методы к особенностям ребенка; реализация индивидуальных планов обучения, позволяющих детям осваивать общую программу в индивидуальном темпе. Преобразования
Перспектива организация интегрированного (инклюзивного) образования Специальная (коррекционная) группа соответствующего вида. Включение ребенка с ОВЗ в специальную группу ДОУ определенной направленности (вида), например: группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей со сложной структурой дефекта и др.
Модели интеграции Постоянная полная интеграция Постоянная неполная интеграция Постоянная частичная интеграция
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»
Маркина И.П., учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №36 комбинированного вида»
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и с Федеральным законом об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ государство гарантирует любому человеку независимо от национальности, вероисповедания, состояния здоровья право на получение бесплатного общего образования.
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный (инклюзивный) подход к обучению.
Интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Инклюзия (от лат. inclusio «заключение, включение») - это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Являются ли понятия «инклюзия» и интеграция одинаковыми?
Интеграция и инклюзия признаются как закономерные этапы развития системы специального (коррекционного) образования, логически продолжающимися и не противоречащими друг другу, обеспечивающими расширенный доступ к образованию и включению ребёнка с ОВЗ в общеобразовательный процесс.
Интегрированное образование - форма организации образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения.
Инклюзивное образование - процесс обучения детей с ОВЗ с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет его индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия, исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям.
Хотя интегрированное и инклюзивное образование, в общем, обозначают «включение» и близки по своему содержательно-смысловому значению, но различаются по глубине интеграционных процессов.
Главное отличие состоит в том, что при инклюзии в массовых образовательных учреждениях меняется отношение как к детям с ограниченными возможностями, так и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения. Это, однако, не отменяет требований дисциплины, которым должны подчиняться все дети без исключения, как здоровые, так и с особенностями развития.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №11555 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» определены положения относительно инклюзивного образования в пунктах:
1.6.2 Стандарт направлен на решение следующих задач: обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
1.6.7 обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
2.11.2 Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
3.4.4. При организации инклюзивного образования:
при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;
при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.
Восемь принципов инклюзивного образования
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Контингент детей с ОВЗ
- с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие;
- с нарушением зрения: слепые и слабовидящие;
- с нарушениями речи (ФФН);
- с тяжелыми нарушениями речи (ОНР);
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с умственной отсталостью (в том числе с умеренной и выраженной);
- с нарушениями аутистического спектра.
К внешним условиям интеграции относятся:
- раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
- желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и готовность помогать ребенку в процессе его обучения;
- наличие возможности оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь;
- создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного
обучения.
К внутренним условиям эффективной интеграции отнесены:
- уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
- возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для типично развивающихся детей сроки;
- психологическая готовность к интегрированному обучению.
Проблема интеграции и инклюзии
Говоря о «психологической готовности к интеграции» самого воспитанника, имеется в виду и мотивационная, и личностная, и, возможно, некая специальная готовность. Наличие таких серьезных психологических новообразований позволяет утверждать, что из системы интегрированого образования будут вновь исключены некоторые категории детей: с тяжелыми двигательными нарушениями, особенностями поведения и эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития и другие.
Очевидно, что интеграция как процесс в системе образования особых детей имеет свои положительные стороны. Вместе с тем, ограничения данного явления вновь делают систему помощи ориентированной на особые категории детей.
Снять эти ограничения позволяют процессы инклюзии, достаточно широко представленные на Западе и начинающие появляться в России.
Перечислим преобразования, которые должно претерпеть образовательное учреждение, избравшее путь инклюзивного образования для всех:
- изменения в сознании общества, прежде всего, педагогов, связанные с необходимостью и возможностью включающего образования всех детей;
- изменение архитектуры образовательных учреждений, приспосабливаемой под особые нужды;
- уменьшение размеров групп;
- улучшение и обогащение оснащенности групп оборудованием и различными пособиями;
- создание в каждом учреждении команды специалистов, помогающей педагогам общего образования приспособить методы к особенностям ребенка;
- реализация индивидуальных планов обучения, позволяющих детям осваивать общую программу в индивидуальном темпе.
Перспектива организация интегрированного (инклюзивного)
образования
- Специальная (коррекционная) группа соответствующего вида.
- Включение ребенка с ОВЗ в специальную группу ДОУ определенной направленности (вида), например: группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, со сложной структурой дефекта и др.
Модели интеграции
- Постоянная полная интеграция.
- Постоянная неполная интеграция.
- Постоянная частичная интеграция.
Диагностика и мониторинг успешности образовательной деятель-ности
Образовательный маршрут определяется решением региональной или муниципальной ПМПК (комиссии).
Пути реализации образовательного маршрута и успешность его освоения отслеживается решением МПк (консилиумом) учреждения и заключением ПМПК.
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Говоря о выборе подхода к образованию детей с ОВЗ, невозможно не понимать, что сложившаяся, функционирующая сеть специализированных учреждений имеет неоспоримую ценность в силу адресности и уникальности помощи. Вместе с тем, она не может быть единственной, безальтернативной формой обучения ребенка с ОВЗ. Поэтому сегодня корректно говорить о взаимообогащающем развитии и функционировании всех видов образования лиц с ОВЗ:
- традиционного, реализуемого в сети компенсирующих и комбинированных ДОУ;
- интегрированного;
- инклюзивного.
Таким образом, реализация разных подходов к дошкольному образованию является мощным стимулом для его развития и модернизации.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".
3. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. СанПин 2.41. 3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26.
5. «Инклюзивное образование в России». — М.: «Юнисеф», 2011.
6. Кириенко С.Д. Интеграция содержания образования в практике работы ДОУ./ Начальная школа Плюс До и После, 2011 г., №10.
7. Положение об организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ОВЗ в образовательных учреждениях Мурманской области, 2013 г.
8. http://ru.wikipedia
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...
Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте
Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте. Р...
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....
Эссе «Современные подходы к обучению и воспитанию детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»
Эссе о проблемах помощи детям с ОВЗ...
ИНКЛЮЗИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающ...
Презентация "Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему РФ"
Методические материалы по интеграции дошкольников с ОВЗ...
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.
С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерант...