«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»
консультация ( группа) на тему
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный (инклюзивный) подход к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семинар Интеграция и инклюзия детей с ОВЗ | 81.5 КБ |
презентация | 203.5 КБ |
памятки воспитателям | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»
Жарикова Ю.А., педагог-психолог
ГБДОУ д/с №9 «Звездочка»
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и с Федеральным законом об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ государство гарантирует любому человеку независимо от национальности, вероисповедания, состояния здоровья право на получение бесплатного общего образования.
С 1946 года появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей. И с 1996 года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.
Контингент детей с ОВЗ
- с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие;
- с нарушением зрения: слепые и слабовидящие;
- с нарушениями речи (ФФН);
- с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и алалия или дети «молчуны». Таких детей выявляет логопед;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети-инвалиды);
- с задержкой психического развития (на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения. Диагноз ставит невропатолог);
- с умственной отсталостью (в том числе с умеренной и выраженной);
- с нарушениями аутистического спектра.
К детям с ОВЗ не относятся дети, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Причины могут быть различными: соматические (ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме), социально-педагогические (инфантилизм, педагогическая запущенность).
Существуют причины появления детей с ОВЗ
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
• Пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность.
• Натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков.
• Постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал, получил неправильное лечение.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это неблагоприятная экологическая обстановка, табакокурение, наркомания, алкоголизм и т.д.
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный (инклюзивный) подход к обучению.
Интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Инклюзия (от лат. inclusio «заключение, включение») - это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех обучающихся, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Являются ли понятия «инклюзия» и «интеграция» одинаковыми?
Интегрированное образование - форма организации образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения.
Инклюзивное образование - процесс обучения детей с ОВЗ с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет его индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия, исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям.
Хотя интегрированное и инклюзивное образование, в общем, обозначают «включение» и близки по своему содержательно-смысловому значению, но различаются по глубине интеграционных процессов.
Главное отличие состоит в том, что при инклюзии в массовых образовательных учреждениях меняется отношение как к детям с ограниченными возможностями, так и к их родителям. Идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса и усиления воспитательной направленности обучения. Это, однако, не отменяет требований дисциплины, которым должны подчиняться все дети без исключения, как здоровые, так и с особенностями развития.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №11555 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» определены положения относительно инклюзивного образования в пунктах:
1.6.2 Стандарт направлен на решение следующих задач: обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
1.6.7 Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
2.11.2 Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
3.4.4. При организации инклюзивного образования:
- при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование;
- при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.
Принципы инклюзивного образования
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
К внешним условиям интеграции относятся:
- раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни (требует создания и законодательного оформления системы ранней помощи, функционирующей в рамках междисциплинарного командного подхода к работе специалистов. Данная система обязательно должна включать комплекс специалистов медицинского, социального, психолого-педагогического и дефектологического профиля);
- желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и готовность помогать ребенку в процессе его обучения (Второе условие связано с недостаточной информированностью, а также готовностью мотивационного, когнитивного и практического планов родителей детей с ОВЗ, для которых не всегда открыт доступ к информации о возможностях интегрированного образования, условиях и формах его реализации);
- наличие возможности оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь (Третье условие связано как с нехваткой специалистов, так и с неготовностью и нежеланием педагогов массовых образовательных учреждений работать с особыми детьми);
- создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
К внутренним условиям эффективной интеграции отнесены:
- уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
- возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для типично развивающихся детей сроки;
- психологическая готовность к интегрированному обучению.
Проблема интеграции и инклюзии
Говоря о «психологической готовности к интеграции» самого воспитанника, имеется в виду и мотивационная, и личностная, и, возможно, некая специальная готовность. Наличие таких серьезных психологических новообразований позволяет утверждать, что из системы интегрированного образования будут вновь исключены некоторые категории детей: с тяжелыми двигательными нарушениями, особенностями поведения и эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями развития и другие.
Очевидно, что интеграция как процесс в системе образования особых детей имеет свои положительные стороны. Вместе с тем, ограничения данного явления вновь делают систему помощи ориентированной на особые категории детей.
Снять эти ограничения позволяют процессы инклюзии, достаточно широко представленные на Западе и начинающие появляться в России.
Перечислим преобразования, которые должно претерпеть образовательное учреждение, избравшее путь инклюзивного образования для всех:
- изменения в сознании общества, прежде всего, педагогов, связанные с необходимостью и возможностью включающего образования всех детей;
- изменение архитектуры образовательных учреждений, приспосабливаемой под особые нужды;
- уменьшение размеров групп;
- улучшение и обогащение оснащенности групп оборудованием и различными пособиями;
- создание в каждом учреждении команды специалистов, помогающей педагогам общего образования приспособить методы к особенностям ребенка;
- реализация индивидуальных планов обучения, позволяющих детям осваивать общую программу в индивидуальном темпе.
Перспектива организация интегрированного (инклюзивного)
образования
- Специальная (коррекционная) группа соответствующего вида.
- Включение ребенка с ОВЗ в специальную группу ДОУ определенной направленности (вида), например: группа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, со сложной структурой дефекта и др.
Модели интеграции
В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него "долю" интеграции, т.е. одну из моделей:
- комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);
- частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека;
- временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.
Полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы, при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте детского учреждения), либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных центрах (например, дети с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах системы здравоохранения).
Для городов и других населенных пунктов, в которых нет специальных (коррекционных) образовательных учреждений, может быть эффективной такая форма комбинированной интеграции, при которой дети с определенным нарушением, но имеющие высокий уровень психофизического и речевого развития, направляются в группы (классы) одного массового детского сада (школы) по 1-2 человека; при этом данному детскому учреждению выделяется ставка учителя-дефектолога, который проводит с проблемными детьми систематические коррекционные занятия (индивидуальные или малыми группами), посещает занятия в массовых группах (классах), помогая организовать обучение и воспитание особого ребенка в коллективе здоровых детей.
Важно подчеркнуть, что, если полная и комбинированная модели интеграции могут быть эффективны лишь для части детей с высоким уровнем психофизического и речевого развития, то частичная и особенно временная формы интеграции целесообразны для большинства детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, в том числе и для детей с интеллектуальной недостаточностью. Такое объединение способствует социализации детей с отклонениями в развитии, а для нормально развивающихся детей создает среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой "единое сообщество людей, включающее людей с проблемами".
В настоящее время появился первый отечественный опыт воспитания детей с отклонениями в развитии в смешанной группе общеобразовательного дошкольного учреждения. При этом треть воспитанников составляют дети с тем или иным нарушением (например, неслышащие дети), а две трети - нормально развивающиеся дошкольники; количество воспитанников в такой группе сокращается до 12-15 человек. В штат группы вводится учитель-дефектолог для реализации коррекционного обучения.
Эта модель позволяет создать уникальные возможности для ранней интеграции значительного числа детей с нарушениями в развитии, а также для специальной педагогической поддержки детей, не имеющих отклонений в развитии, но испытывающих значительные трудности в обучении в силу других причин (например, слышащие дети неслышащих родителей, двуязычные дети, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев и др.)
Диагностика и мониторинг успешности образовательной деятельности
Образовательный маршрут определяется решением муниципальной ПМПК (комиссии). Пути реализации образовательного маршрута и успешность его освоения отслеживается решением ПМПк (консилиумом) учреждения и заключением ПМПК.
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Говоря о выборе подхода к образованию детей с ОВЗ, невозможно не понимать, что сложившаяся, функционирующая сеть специализированных учреждений имеет неоспоримую ценность в силу адресности и уникальности помощи. Вместе с тем, она не может быть единственной, безальтернативной формой обучения ребенка с ОВЗ. Поэтому сегодня корректно говорить о взаимообогащающем развитии и функционировании всех видов образования лиц с ОВЗ:
- традиционного, реализуемого в сети компенсирующих и комбинированных ДОУ;
- интегрированного;
- инклюзивного.
Таким образом, реализация разных подходов к дошкольному образованию является мощным стимулом для его развития и модернизации.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.
5. Снижена познавательная активность.
6. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Существует комплексный подход к детям с ОВЗ
1. Психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ (со стороны воспитателей выявление детей через наблюдения) .
2. Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ (составление индивидуально образовательных маршрутов).
3. Охрана и укрепление здоровья детей.
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации. Для решения этой задачи с детьми можно проводить: артикуляционную гимнастику (упражнения для губ, языка, дыхания, обязательно должны быть динамические паузы, можно использовать зрительные ориентиры. Проводить дидактические игры «Зачеркни лишнюю букву, цифру или фигуру», «Выполни узор» (работа в клетке, игры с песком и другие.
2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку воспринимать учебный материал осознанно. Для решения этой задачи можно предложить детям: различные тематические альбомы, беседы, наблюдения.
3. Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию: можно проводить наблюдения, экскурсии, включать детей в проблемные, бытовые ситуации.
4. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку – упражнения «Запоминай порядок», «Запомни узор», можно использовать сигнальные маячки для детей и другое.
5. Развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического – это дидактические игры «Найди тайник», «Угадай предмет» и другое.
6. Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, логической классификации, умозаключений) - дидактические игры «Свободная классификация», «Поиск сходных предметов», «Раскрась по образцу» и другое.
7. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждения эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта – упражнения «Кляксы», игра «Маски», «Рисунок эмоций» и т. д.
8. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов (врачи, дефектологи, логопеды, психологи, воспитатели) за развитием ребенка. Здесь большую роль играют сами родители.
Воспитатели должны знать детей с ОВЗ, к ним должен быть индивидуальный подход, контроль, для детей нужна частая смена деятельности, их надо чаще хвалить.
Главная задача педагогов это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптация детей с ОВЗ к социуму, формирование социально-нравственного поведения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Контингент детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие; с нарушением зрения: слепые и слабовидящие; с нарушениями речи (ФФН); с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и алалия ( дети-«молчуны» ) . Таких детей выявляет логопед ; с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети-инвалиды); с задержкой психического развития (на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения. Диагноз ставит невропатолог); с умственной отсталостью (в том числе с умеренной и выраженной); с нарушениями аутистического спектра.
К детям с ОВЗ не относятся дети, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Причины могут быть различными: соматические (ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме), социально-педагогические (инфантилизм, педагогическая запущенность).
Причины появления детей с ОВЗ 1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы: • Пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность. • Натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков. • Постнатальные (после рождения): например, ребенок ударился, упал, получил неправильное лечение.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это неблагоприятная экологическая обстановка, табакокурение, наркомания, алкоголизм и т.д.
Интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости
Инклюзия (от лат. inclusio «включение») - это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех обучающихся, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала
Интегрированное образование форма организации образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения.
Инклюзивное образование - процесс обучения детей с ОВЗ с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет его индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия, исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №11555 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» определены положения относительно инклюзивного образования в пунктах
1.6.2 направлен на решение следующих задач: обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
1.6.7 Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
2.11.2 Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
3.4.4. При организации инклюзивного образования: при включении в Группу детей с ограниченными возможностям здоровья к реализации Программы могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию для работы с данными ограничениями здоровья детей. Рекомендуется привлекать соответствующих педагогических работников для каждой Группы, в которой организовано инклюзивное образование; при включении в Группу иных категорий детей, имеющих специальные образовательные потребности, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, могут быть привлечены дополнительные педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.
Принципы инклюзивного образования Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Внешние условия интеграции раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни; желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и готовность помогать ребенку в процессе его обучения; наличие возможности оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь; создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
Внутренние условия интеграции уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней; возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для типично развивающихся детей сроки; психологическая готовность к интегрированному обучению.
Преобразования , которые должно претерпеть образовательное учреждение, избравшее путь инклюзивного образования для всех: изменения в сознании общества, прежде всего, педагогов, связанные с необходимостью и возможностью включающего образования всех детей; изменение архитектуры образовательных учреждений, приспосабливаемой под особые нужды; уменьшение размеров групп; улучшение и обогащение оснащенности групп оборудованием и различными пособиями; создание в каждом учреждении команды специалистов, помогающей педагогам общего образования приспособить методы к особенностям ребенка; реализация индивидуальных планов обучения, позволяющих детям осваивать общую программу в индивидуальном темпе.
Модели интеграции - комбинированная интеграция - частичная интеграция - временная интеграция - полная интеграция - смешанная группа
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ низкий уровень развития восприятия недостаточная сформированность пространственных представлений неустойчивость внимания, рассеянность преобладание наглядной памяти над словесной снижение познавательной активности сниженная потребность в общении как со сверстниками и взрослыми несформированность игровой деятельности низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости
Комплексный подход к детям с ОВЗ 1. Психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ (со стороны воспитателей выявление детей через наблюдение) . 2. Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ (составление индивидуально образовательных маршрутов). 3. Охрана и укрепление здоровья детей.
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ 1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации 2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ 3. Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию 4. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ 5. Развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического 6. Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, логической классификации, умозаключений)
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ 7. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка 8. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов (врачи, дефектологи, логопеды, психологи, воспитатели) за развитием ребенка
Главная задача педагогов это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптация детей с ОВЗ к социуму, формирование социально-нравственного поведения
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»
Контингент детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
- с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие;
- с нарушением зрения: слепые и слабовидящие;
- с нарушениями речи (ФФН-фонетико-фонематические нарушения речи);
- с тяжелыми нарушениями речи (ОНР-общее недоразвитие речи) к ним относится заикание, афазия – распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и алалия (дети-«молчуны»). Таких детей выявляет логопед;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети-инвалиды);
- с задержкой психического развития (на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения. Диагноз ставит невропатолог);
- с умственной отсталостью (в том числе с умеренной и выраженной);
- с нарушениями аутистического спектра.
К детям с ОВЗ не относятся дети, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Причины могут быть различными: соматические (ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме), социально-педагогические (инфантилизм, педагогическая запущенность).
Интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Интегрированное образование - форма организации образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения.
Инклюзия (от лат. inclusio «заключение, включение») - это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех обучающихся, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Инклюзивное образование - процесс обучения детей с ОВЗ с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворяет его индивидуальные образовательные потребности, обеспечивает специальные условия, исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.
5. Снижена познавательная активность.
6. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Комплексный подход к детям с ОВЗ
1. Психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ (со стороны воспитателей выявление детей через наблюдения) .
2. Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ (составление индивидуально образовательных маршрутов).
3. Охрана и укрепление здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС»
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег...
Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте
Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте. Р...
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....
Эссе «Современные подходы к обучению и воспитанию детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»
Эссе о проблемах помощи детям с ОВЗ...
ИНКЛЮЗИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающ...
Презентация "Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему РФ"
Методические материалы по интеграции дошкольников с ОВЗ...
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.
С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерант...