ИНКЛЮЗИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья

Пустовалова Инна Николаевна

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Одной из главных задач современного этапа развития системы образования является создание педагогических условий, оптимальных для каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения. Такой подход предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, учитывающей потребности всех детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья25.82 КБ

Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Пустовалова И.Н.

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 188», mdou188vrn@mail.ru

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Одной из главных задач современного этапа развития системы образования является создание педагогических условий, оптимальных для каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения. Такой подход предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, учитывающей потребности всех детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.

Наличие инклюзивной среды в образовательном учреждении рассматривается, в первую очередь, по организации в ДОУ помощи ребенку: психологической, логопедической, социально-реабилитационной, психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

Такая работа имеет большой практический и теоретический интерес, так как в последнее десятилетие в системе образования в России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психолого-педагогическом сопровождении. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируются его инфраструктуры (психолого-педагогические и медико-социальные центры, службы сопровождения ребенка, центры психолого-педагогического консультирования, и т.д.). Наметились позитивные тенденции в решении сложных вопросов нормативного и правового обеспечения деятельности службы практической психологии системы образования.

Для организации инклюзивного образования в учреждении необходимо соблюдать ряд требований:

- использование в работе адекватных развивающих, диагностических, коррекционных программ и методик;

- наличие условий соответствующих  СанПиН;

- состояние материально-технической базы, а также методических и дидактических средств для работы со всеми категориями детей;

- отражение в индивидуальных картах детей работы, проводимой с ними, и оценка ее результатов;

- кадровое обеспечение (наличие в ДОУ ставок специалистов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения);

- введение системы сопровождения  детей с ОВЗ;

- сотрудничество со специалистами медицинских учреждений;

- потребность  родительской общественности.

Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс ДОУ позволяет реализовать следующие задачи:

1. Обеспечение психофизического, интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

2. Обеспечение равных стартовых возможностей для поступления в школу детей с особыми образовательными потребностями.

3. Социальная адаптация детей с ОВЗ, воспитание толерантности у здоровых детей.

4. Взаимодействие с семьей с целью создания единого образовательного  пространства.

5. Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Руководство всей инклюзивной деятельностью  осуществляет заведующий дошкольным учреждением или его заместитель по учебно-методической части, которые:

•        заключают договоры между ДОУ и родителями (законными представителями);

•        совместно с коллективом ДОУ создают климат психологического комфорта;

•        формируют предметно-развивающую среду, другие необходимые условия для функционирования инклюзивных групп;

•        взаимодействует с органами здравоохранения, другими учреждениями, осуществляющими поддержку, социальное и медицинское сопровождение деятельности инклюзивных групп.

В методическую службу и службу психолого-педагогического сопровождения дошкольного учреждения входят старший воспитатель и члены ПМПк, в который могут входить: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог ДОУ, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по лечебной физкультуре, медицинские работники.

Содержание деятельности на подготовительном этапе включает следующее:

1)        подготовка общественного мнения в отношении необходимости инклюзивного образования как закономерного процесса демократизации и гуманизации всего общества;

2) обоснование необходимости создания центра коррекции перед внешними управленческими службами системы дошкольного образования;

3) постановка проблемы перед педагогами.

Необходимо провести следующие мероприятия:

- Изучение мнения родителей по вопросам инклюзивного  образования.

- Проведение родительского собрания для родителей массовых групп «Необходимость, возможность и цели инклюзивного образования дошкольников».

- Педсовет по результатам мониторинга.

- Семинар по теме «Инклюзивное образование в ДОУ-это…».

На        практическом этапе необходимо:

1)        разработка алгоритма взаимодействия всех участников психолого-педагогического процесса, внесение изменений в основную образовательную программу учреждения, разработка адаптированной образовательной программы.

2) подбор инвентаря и дополнительного оборудования,

3) изменение структуры учреждения в кадровом вопросе.

Целесообразно провести следующие мероприятия:

- Проведение «Круглого стола» с персоналом детского дошкольного учреждения для уточнения функциональных обязанностей, форм и принципов их взаимодействия.

- Подбор и разработка парциальных программ с учетом инклюзивного образования.

- Введение детей 5-6 лет с ОВЗ (ЗПР) в массовую группу.

- Усиление взаимодействия с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией по  выявлению случаев скрытой интеграции и выработка конкретных рекомендаций по работе с особыми детьми в условиях ДОУ.

На обобщающем этапе необходимо:

1)        провести анализ критериев эффективности инклюзивного образования в дошкольном учреждении;

2) создать базу данных по обобщению и распространению педагогического опыта по вопросам инклюзии детей с ОВЗ;

3) организовать распространение за рамки дошкольного учреждения лучшего опыта, созданного в  педагогическом коллективе по вопросам инклюзивного образования.

Рекомендуемые мероприятия на данном этапе:

-        Проведение диагностического обследования детей с ОВЗ.

- Проведение анкетирования родителей.

- Проведение педсовета «Инклюзивное образование в ДОУ» (по промежуточным результатам работы).

Существуют необходимые риски, среди которых отмечают следующие:

1. Сопротивление участников-педагогов (Трудность совместного воспитания и обучения для педагогов).

2. Негативное отношение детей массовых групп к своим необычным сверстникам.

3. Негативное отношение родителей нормально развивающихся детей к совместному обучению и воспитанию.        

Предполагаемые риски возможно преодолеть, если наметить такие пути, как:

1. Создание доступной теоретической базы по данному направлению работы.

2. Изучение положительного опыта других педагогов работающих по данному направлению.

3. Коррекционную работу педагога-психолога по адаптации детей в новых условиях.

4. Создание педагогами и другими сотрудниками детского сада положительного микроклимата.

5. Организацию «Школы эффективного родителя» (консультации специалистов дошкольного учреждения – педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врачей).

Вся работа по организации инклюзивного подхода будет успешно реализована при взаимодействии всех участников образовательных отношений.

Педагогам необходимо осуществить следующее:

- подбор и изучение литературы по вопросам инклюзивной практики;

- организацию курсов повышения квалификации;

- изучение передового педагогического опыта работы инклюзивных групп на примере других детских садов, где такая практика уже существует;

- консультирование с администрацией детского сада по вопросам инклюзивной практики;

- консультирование со специалистами Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, территориальной и городской психолого-медико-педагогических комиссий;

- подбор методов педагогической диагностики воспитанников через наблюдения, игру, родителей;

- анализ результатов педагогической диагностики;

- создание индивидуального маршрута развития ребенка;

- разработка и реализация циклов игр-занятий в рамках реализации инклюзивного образования;

- использовать различные формы организации детской деятельности:

а) традиционные (игры-занятия, развлечения, самостоятельная, совместная художественно-творческая и речевая деятельность);

б) нетрадиционные (детско-взрослые проекты).

- насыщение предметно-пространственной и развивающей среды необходимыми материалами и оборудованием.

На ряду с этим, необходимо подготовка консультативный материал для родителей, оформить ширмы-фотоколлажи (с привлечением родителей), привлечь родительскую общественность в оформлении группового помещения.

Основные направления деятельности инклюзивных групп с подбором рекомендуемых мер их осуществления представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Направления деятельности инклюзивных групп

Направление

Меры осуществления

Психологическое

- Система эффективных методов, направленных на преодоление негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, а также  аффективных форм поведения.

- Мониторинг результатов работы.

Педагогическое

- Работа по возможному развитию психических функций, речи детей с ОВЗ.

- Осуществление интегрированного образования по индивидуально ориентированным планами программам с учетом динамики индивидуального развития каждого ребенка.

- Формирование навыков самообслуживания, представлений о себе, овладение ими доступных образовательных уровней.

- Развитие коммуникативных умений.

Медико-оздоровительное

- Укрепление физического и психического здоровья.

- Поддержание функциональных и адаптационных возможностей детского организма и иммунитета.

- Создание благоприятного эмоционального режима пребывания в ДОУ.

Таким образом, организуя инклюзию детей в массовые группы, мы получим следующие результаты:

Для педагога:

- повышение уровня педагогической компетентности;

- профессиональный рост;

- удовлетворенность работой;

- систематизацию и повышение качества работы с детьми инклюзивной группы по развитию способностей через различные виды продуктивной деятельности.

Для детей:

- все дети имеют хорошую базу для поступления в школу, психологически готовы к школьному обучению;

- дети с особыми образовательными потребностями легко адаптируются в обществе сверстников и взрослых.

- продуктивное сотрудничество обычных и нетипичных дошкольников.

- толерантность, гуманное и добросердечное отношение к ближнему.

Для родителей:

- осознанное отношение к  посещению ребенка инклюзивной группы;

- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....

"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

«Каждый  ребёнок  имеет  возможность быть  психологически  готовым  кшкольному  обучению  на  своём  уровне, соответственно  свои...

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных общеобразовательных учреждений

В настоящее время в дошкольном образовании существует множество проблем, одной из главных и наиболее трудных является поиск действенных форм и методов обучения и воспитание, а так же социальная адапта...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне  специальных условий обучени...

«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»

ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...