ИНКЛЮЗИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
Одной из главных задач современного этапа развития системы образования является создание педагогических условий, оптимальных для каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения. Такой подход предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, учитывающей потребности всех детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНКЛЮЗИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Пустовалова И.Н.
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 188», mdou188vrn@mail.ru
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
Одной из главных задач современного этапа развития системы образования является создание педагогических условий, оптимальных для каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения. Такой подход предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, учитывающей потребности всех детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.
Наличие инклюзивной среды в образовательном учреждении рассматривается, в первую очередь, по организации в ДОУ помощи ребенку: психологической, логопедической, социально-реабилитационной, психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).
Такая работа имеет большой практический и теоретический интерес, так как в последнее десятилетие в системе образования в России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе – психолого-педагогическом сопровождении. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируются его инфраструктуры (психолого-педагогические и медико-социальные центры, службы сопровождения ребенка, центры психолого-педагогического консультирования, и т.д.). Наметились позитивные тенденции в решении сложных вопросов нормативного и правового обеспечения деятельности службы практической психологии системы образования.
Для организации инклюзивного образования в учреждении необходимо соблюдать ряд требований:
- использование в работе адекватных развивающих, диагностических, коррекционных программ и методик;
- наличие условий соответствующих СанПиН;
- состояние материально-технической базы, а также методических и дидактических средств для работы со всеми категориями детей;
- отражение в индивидуальных картах детей работы, проводимой с ними, и оценка ее результатов;
- кадровое обеспечение (наличие в ДОУ ставок специалистов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения);
- введение системы сопровождения детей с ОВЗ;
- сотрудничество со специалистами медицинских учреждений;
- потребность родительской общественности.
Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс ДОУ позволяет реализовать следующие задачи:
1. Обеспечение психофизического, интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
2. Обеспечение равных стартовых возможностей для поступления в школу детей с особыми образовательными потребностями.
3. Социальная адаптация детей с ОВЗ, воспитание толерантности у здоровых детей.
4. Взаимодействие с семьей с целью создания единого образовательного пространства.
5. Осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
Руководство всей инклюзивной деятельностью осуществляет заведующий дошкольным учреждением или его заместитель по учебно-методической части, которые:
• заключают договоры между ДОУ и родителями (законными представителями);
• совместно с коллективом ДОУ создают климат психологического комфорта;
• формируют предметно-развивающую среду, другие необходимые условия для функционирования инклюзивных групп;
• взаимодействует с органами здравоохранения, другими учреждениями, осуществляющими поддержку, социальное и медицинское сопровождение деятельности инклюзивных групп.
В методическую службу и службу психолого-педагогического сопровождения дошкольного учреждения входят старший воспитатель и члены ПМПк, в который могут входить: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог ДОУ, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по лечебной физкультуре, медицинские работники.
Содержание деятельности на подготовительном этапе включает следующее:
1) подготовка общественного мнения в отношении необходимости инклюзивного образования как закономерного процесса демократизации и гуманизации всего общества;
2) обоснование необходимости создания центра коррекции перед внешними управленческими службами системы дошкольного образования;
3) постановка проблемы перед педагогами.
Необходимо провести следующие мероприятия:
- Изучение мнения родителей по вопросам инклюзивного образования.
- Проведение родительского собрания для родителей массовых групп «Необходимость, возможность и цели инклюзивного образования дошкольников».
- Педсовет по результатам мониторинга.
- Семинар по теме «Инклюзивное образование в ДОУ-это…».
На практическом этапе необходимо:
1) разработка алгоритма взаимодействия всех участников психолого-педагогического процесса, внесение изменений в основную образовательную программу учреждения, разработка адаптированной образовательной программы.
2) подбор инвентаря и дополнительного оборудования,
3) изменение структуры учреждения в кадровом вопросе.
Целесообразно провести следующие мероприятия:
- Проведение «Круглого стола» с персоналом детского дошкольного учреждения для уточнения функциональных обязанностей, форм и принципов их взаимодействия.
- Подбор и разработка парциальных программ с учетом инклюзивного образования.
- Введение детей 5-6 лет с ОВЗ (ЗПР) в массовую группу.
- Усиление взаимодействия с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией по выявлению случаев скрытой интеграции и выработка конкретных рекомендаций по работе с особыми детьми в условиях ДОУ.
На обобщающем этапе необходимо:
1) провести анализ критериев эффективности инклюзивного образования в дошкольном учреждении;
2) создать базу данных по обобщению и распространению педагогического опыта по вопросам инклюзии детей с ОВЗ;
3) организовать распространение за рамки дошкольного учреждения лучшего опыта, созданного в педагогическом коллективе по вопросам инклюзивного образования.
Рекомендуемые мероприятия на данном этапе:
- Проведение диагностического обследования детей с ОВЗ.
- Проведение анкетирования родителей.
- Проведение педсовета «Инклюзивное образование в ДОУ» (по промежуточным результатам работы).
Существуют необходимые риски, среди которых отмечают следующие:
1. Сопротивление участников-педагогов (Трудность совместного воспитания и обучения для педагогов).
2. Негативное отношение детей массовых групп к своим необычным сверстникам.
3. Негативное отношение родителей нормально развивающихся детей к совместному обучению и воспитанию.
Предполагаемые риски возможно преодолеть, если наметить такие пути, как:
1. Создание доступной теоретической базы по данному направлению работы.
2. Изучение положительного опыта других педагогов работающих по данному направлению.
3. Коррекционную работу педагога-психолога по адаптации детей в новых условиях.
4. Создание педагогами и другими сотрудниками детского сада положительного микроклимата.
5. Организацию «Школы эффективного родителя» (консультации специалистов дошкольного учреждения – педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врачей).
Вся работа по организации инклюзивного подхода будет успешно реализована при взаимодействии всех участников образовательных отношений.
Педагогам необходимо осуществить следующее:
- подбор и изучение литературы по вопросам инклюзивной практики;
- организацию курсов повышения квалификации;
- изучение передового педагогического опыта работы инклюзивных групп на примере других детских садов, где такая практика уже существует;
- консультирование с администрацией детского сада по вопросам инклюзивной практики;
- консультирование со специалистами Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, территориальной и городской психолого-медико-педагогических комиссий;
- подбор методов педагогической диагностики воспитанников через наблюдения, игру, родителей;
- анализ результатов педагогической диагностики;
- создание индивидуального маршрута развития ребенка;
- разработка и реализация циклов игр-занятий в рамках реализации инклюзивного образования;
- использовать различные формы организации детской деятельности:
а) традиционные (игры-занятия, развлечения, самостоятельная, совместная художественно-творческая и речевая деятельность);
б) нетрадиционные (детско-взрослые проекты).
- насыщение предметно-пространственной и развивающей среды необходимыми материалами и оборудованием.
На ряду с этим, необходимо подготовка консультативный материал для родителей, оформить ширмы-фотоколлажи (с привлечением родителей), привлечь родительскую общественность в оформлении группового помещения.
Основные направления деятельности инклюзивных групп с подбором рекомендуемых мер их осуществления представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Направления деятельности инклюзивных групп
Направление | Меры осуществления |
Психологическое | - Система эффективных методов, направленных на преодоление негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, беспокойства, а также аффективных форм поведения. - Мониторинг результатов работы. |
Педагогическое | - Работа по возможному развитию психических функций, речи детей с ОВЗ. - Осуществление интегрированного образования по индивидуально ориентированным планами программам с учетом динамики индивидуального развития каждого ребенка. - Формирование навыков самообслуживания, представлений о себе, овладение ими доступных образовательных уровней. - Развитие коммуникативных умений. |
Медико-оздоровительное | - Укрепление физического и психического здоровья. - Поддержание функциональных и адаптационных возможностей детского организма и иммунитета. - Создание благоприятного эмоционального режима пребывания в ДОУ. |
Таким образом, организуя инклюзию детей в массовые группы, мы получим следующие результаты:
Для педагога:
- повышение уровня педагогической компетентности;
- профессиональный рост;
- удовлетворенность работой;
- систематизацию и повышение качества работы с детьми инклюзивной группы по развитию способностей через различные виды продуктивной деятельности.
Для детей:
- все дети имеют хорошую базу для поступления в школу, психологически готовы к школьному обучению;
- дети с особыми образовательными потребностями легко адаптируются в обществе сверстников и взрослых.
- продуктивное сотрудничество обычных и нетипичных дошкольников.
- толерантность, гуманное и добросердечное отношение к ближнему.
Для родителей:
- осознанное отношение к посещению ребенка инклюзивной группы;
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения
Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....
"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым кшкольному обучению на своём уровне, соответственно свои...
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных общеобразовательных учреждений
В настоящее время в дошкольном образовании существует множество проблем, одной из главных и наиболее трудных является поиск действенных форм и методов обучения и воспитание, а так же социальная адапта...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучени...
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»
ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...