Развитие музыкальных способностей у дошкольников в совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя
статья по музыке
Данная статья адресована педагогам ДОУ - воспитателям и музыкальным руководителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 17.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкальных способностей у дошкольников в совместной деятельности воспитателя и музыкального руководителя
Николаева А.В., МБДОУ Нововоронежский Д/С № 5 г. Нововоронежа, Воронежской области
Самый благоприятный период для развития музыкальных способностей – это дошкольный возраст, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным ( чувствительным). Установлено, что до 5 лет этот процесс происходит наиболее эффективно, так как именно в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка, накапливаются музыкальные впечатления. Музыка помогает всесторонне развиваться малышу: учиться разговаривать, формировать восприятие окружающего мира, тренировать память и внимание, развивать воображение и мышление, строить взаимоотношения в коллективе.
В дальнейшем все эти умения и навыки, полученные в дошкольном возрасте, окажут большое влияние на формирование собственного мнения. Однако все это возможно при развитии у ребенка стремления к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Перед родителями и педагогами стоит нелегкая задача распознать стремления ребенка и построить образовательно-воспитательный процесс таким образом, чтобы привлечь дошкольника и к другим видам деятельности, но сделать это не навязывая своего мнения, а заинтересовав малыша, например выбрать форму обучения в виде игры. Использование музыки в игровой деятельности обогащает и углубляет её содержание , способствует развитию музыкальных способностей детей.
В дошкольных образовательных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников.
Музыкальные способности проявляются у детей неравномерно. Их изучение дает возможность педагогу придумывать задания различной трудности. Методы зависят от многих педагогических условий. Некоторые из них на первый взгляд противоречат друг другу. Например, для музыкального развития важны неоднократные повторения какого-либо задания, которые зачастую строятся на основе показа. Вместе с тем у детей важно развивать самостоятельность действий. Методы и приёмы музыкального обучения могут быть самыми различными . Прием - это часть метода и выполняет при нем вспомогательную роль. Приемов много, и каждый педагог выбирает наиболее эффективные.
Приемы различаются в зависимости от того, чему учит педагог - пению, слушанию, игре, танцу и кого учит - младших или старших детей. Например, исполняя произведение «Клоуны» Д. Кабалевского для слушания в старшей группе, педагог может вначале рассказать о веселых клоунах, все время находящихся в движении. Но, исполняя тем же детям для последующей игры русскую народную мелодию «Не опоздай», педагог предлагает им узнать, когда надо менять характер движения. Появляющиеся во второй части акценты подсказывают детям, когда надо хлопать. Таким образом, ребята различают изменения в характере музыки и самостоятельно определяют соответствующие им движения. Они готовы к игре. Приемы обучения меняются в зависимости от возраста детей. Возьмем для примера разучивание песни. Малышей надо заинтересовать понятными им, конкретными образами. Перед исполнением песни «Птичка» М. Раухвергера педагог показывает игрушку-птичку и говорит: «Прилетела птичка, села на окошко и чирикнула. Стали дети просить - подожди, не улетай! А птичка улетела (прячет птичку) - ай! Дети, вы хотите, чтобы птичка прилетела? Я ее позову и спою песню». Педагог сажает игрушку на пианино и поет. Таким образом, этот методический прием приобретает игровой характер, образ птички становится доступным, наглядным и дополняет выразительное исполнение песни. В старших группах нет необходимости использовать этот прием. В дошкольной дидактике подчеркивается значение методических приемов, которые способствуют развитию самостоятельной деятельности. Эти приемы используются также и в слушании музыки, когда педагог побуждает детей к высказыванию о музыке, к правильным, интересным замечаниям Самостоятельность детей может проявляться и в исполнении заданий, в поисках способов их решения. Целесообразны приемы, направленные на развитие слухового самоконтроля, на оценку качества исполнения другими детьми. Самостоятельные действия детей не исключают показа приемов исполнения. Даже при обучении взрослых музыке наряду с объяснениями иногда применяется показ отдельных приемов. Тем более это необходимо в процессе обучения дошкольников - сравнить звучание напевной или подвижной песни, помочь правильно воспроизвести трудную мелодию, показать отдельные движения в танце, характерную особенность музыкально-игрового образа.
Методы обучения и методические приемы теснейшим образом связаны между собой. Методы указывают на те способы, которыми педагог передает, а ребенок усваивает музыкальный материал, необходимые исполнительские навыки, приобретает умение самостоятельно действовать. Методические приемы дополняют и конкретизируют методы. Пользуясь ими, воспитатель имеет возможность проявить свое педагогическое мастерство, выдумку и творческую инициативу.
Литература
- Зимина А.Н. “Основы музыкального воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста” - М., “Владос”, 2010, 242 с.
2. Кацер О.В. «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2009, 248 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"
Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной деятельности....
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯС ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС",
В конспекте представлена совместная работа воспитателя и музыкального руководителя .Цель: способствовать формированию представлений детей о количественном счете, обозначение количества цифрой. Профила...
«В гости к Старичку-Лесовичку». Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя с детьми младшего возраста с использованием ИКТ и ТРИЗ.
Цель: Продолжать знакомить детей с характерными особенностями весенней природы.Задачи: -уточнить у детей представление о диких животных, птицах, растениях- расширят...
План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...
Статья: Устное народное творчество для детей младшего дошкольного возраста в совместной деятельности воспитателей и музыкального руководителя
Цель: приобщение детей к русской народной культуре. Русский фольклор - душа русского народа....
Конспект Непосредственно образовательной совместной деятельности (воспитателя и музыкального руководителя) в младшей группе Тема "Прогулка в зимний лес"
Цель: Закрепить знания детей о времени года....
Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности"...