Интеграция деятельности специалистов ДОУ как основа обеспечения индивидуального подхода к детям с нарушениями зрения.
статья по коррекционной педагогике на тему
Педагогическая поддержка в специализированном детском саду - это система коррекционной работы с детьми с нарушением зрения, имеющими различные нарушения зрения, направленная на процесс развития, воспитания и обучения детей с позиции их особенностей и своеобразия развития.В работе раскрываются принципы организации образовательного процесса с детьми с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интеграция деятельности специалистов ДОУ как основа
обеспечения индивидуального подхода к детям с нарушениями зрения
Секция «Вопросы инклюзивного и коррекционного образования»
Корсакова Оксана
Николаевна, старший воспитатель,
МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 82
г. Мурманск
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушение зрения занимает в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Педагогическая поддержка в специализированном детском саду понимается нами, как система коррекционной работы с детьми с нарушением зрения, имеющими различные нарушения зрения, направленная на процесс развития, воспитания и обучения детей с позиции их особенностей и своеобразия развития. Профиль работы нашего детского сада - работа с детьми, имеющими нарушения зрения. Основными зрительными диагнозами наших воспитанников является косоглазие и амблиопия. Третья часть детей имеет общее недоразвитие речи разных уровней, осложненных дизартрическим компонентом. Многие дети страдают различными психическими отклонениями: задержкой развития психических процессов, двигательными расстройствами, нарушением внимания. Вся работа с детьми в нашем дошкольном образовательном учреждении строится как целостная система, обеспечивающая комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления ходом психофизического развития дошкольников.
Принципы организации образовательного процесса:
Дифференцированная диагностика и коррекционное обучение детей с нарушениями зрения основаны на известных принципах общей и тифлопедагогики. В соответствии со спецификой работы ДОУ наиболее актуальными из них являются: - Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
- Комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;
- Модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдение дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;
- Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники;
- Создание офтальмологических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.
Успешному лечению зрительной патологии способствует организация лечебно-восстановительных мероприятий в условиях специального режима в максимально благоприятной и комфортной атмосфере, способствующей положительному эмоциональному настрою детей, который создают все участники педагогического процесса. Одновременно с образовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка. Объединение лечебно-восстановительного и коррекционно-педагогического процессов является основным принципом работы детского сада компенсирующего вида. Это позволяет быстрее восстанавливать зрительные функции, а также обеспечивает полноценное развитие детей и подготовку к обучению в школе. Эти процессы взаимосвязаны: Во-первых, одним тематическим планированием для воспитателей и педагогов специалистов. Воспитатели работают в тесном контакте с тифлопедагогом, психологом, логопедом, медсестрой - ортоптисткой по единому тематическому плану. На каждом занятии, помимо общеобразовательных, решаются и коррекционные задачи, предполагающие включение в работу всех сохранных анализаторов. Во-вторых, учетом индивидуальных особенностей и зрительных возможностей каждого ребенка. Воспитатели делят детей на подгруппы, изучают медицинскую информацию о зрительной патологии каждого ребенка, этапах лечения, зрительной нагрузке, физкультурной группе. В-третьих, использованием специфических методов и приемов для коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Педагоги планируют и проводят с детьми специальные коррекционные игры и упражнения для развития, тренировки зрительных функций, мелкой моторики и ориентировки в пространстве, опираясь на рекомендации медсестры-ортоптистки и тифлопедагога, внесенные в тетради взаимосвязи.
В-четвертых, созданием необходимых условий для проведения занятий. К этому относится:
- Снижение темпа занятия (темп занятия выбирает ребенок)
- Возможность подойти к демонстрируемому объекту
- Демонстрация объекта только в статическом положении
- Увеличение времени на демонстрацию объектов, пособий, иллюстраций
- Плавный показ контура объекта
- Чередование форм работы с переключением ближнего зрения на дальнее и наоборот
- Соблюдение режима динамических поз
- Активизация всех сохранных анализаторов
- Чередование зрительной, двигательной, слуховой, тактильной и других нагрузок.
В работе используются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”). Отличительной особенностью этой технологии является следующее:
- Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене, располагаются различные зрительные ориентиры, и детям предлагается найти глазами какую - либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху - вниз.
- Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети вначале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.
- Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др.
- В каждое общеобразовательное занятие обязательно включаются физминутки для снятия общего утомления и зрительные гимнастики.
- Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.
Большое внимание уделяется подготовке детей к проверке остроты зрения, а также формированию у дошкольников осознанного положительного отношения к ношению очков и аппаратному лечению.
Интеграция деятельности всех специалистов ДОУ способствует успешной социальной адаптации детей с нарушением зрения и поступлению выпускников в основном в массовые школы и гимназии.
Литература:
1. Закрепина, А. В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 2. - С. 9-20.
2. Семченкова, И. А. Оптимальные условия коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с нарушениями зрения / И. А. Семченкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 4. - С. 18-20.
3. Подколзина, Е. Н. Ребенок с нарушением зрения. / Е. Н. Подколзина // Здоровье дошкольника. - 2008. - № 4. - С.44-46.
4. «Программы специальных (коррекционных) учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду» / под редакцией Л.И.Плаксиной. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Действующая модель деятельности педагога-психолога МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка» (для детей с нарушениями зрения)
Представлено описание модели деятельности педагога-психолога коррекционного детского сада в рамках работы службы коррекционно-психологического сопровождения образовательного процесса. Модель предусмат...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк» Тема: «Ручки – наши помощники»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк»Тема...
Непосредственно-образовательная деятельность коррекционной направленности совместно с родителями в младшей группе детей с нарушением зрения Тема: «В гости к Осени»
Непосредственно-образовательная деятельность коррекционной направленности совместно с родителями в младшей группе детей с нарушением зрения...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «По лесным тропинкам…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы
В конспекте автор использует современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники....
Взаимодействие специалистов в процессе формирования навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в дошкольной образовательной организации
Статья посвящена актуальной проблеме взаимосвязи специалистов дошкольного образовательного учреждения в обучении пространственному ориентированию детей с нарушением зрения. Даная тема актуальна,...
Непосредственно-образовательная деятельность коррекционной направленности с элементами макетирования в средней группе детей с нарушением зрения «Путешествие по лесным тропинкам»
Предложенный материал разработан с учётом индивидуальных потребностей детей с нарушением зрения и ориентирован на интегративность образовательных областей, форма подачи материала тр...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию зрительного восприятия в старшей группе для детей с нарушением зрения. «Здравствуй, Смоленск!»
Непосредственно образовательная деятельностьпо развитию зрительного восприятияв старшей группе для детей с нарушением зрения.«Здравствуй, Смоленск!»...