Развитие сенсомоторики у детей раннего возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Развитие сенсомоторики у детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sensomotoriki_u_detey_rannego_vozrasta.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Сенсомоторика – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Сенсорный (от латинского sensus) – восприятие, чувство. Моторный – двигательный. Сенсомоторная координация – это согласованное действие рук и глаз. Ж. Пиаже отмечал, что сенсомоторная координация является первой стадией развития интеллекта. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
В возрасте от 1 года до 3 лет нервно-психическая сфера малыша находится на так называемом «сенсорном» этапе своего развития. Именно ранний дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ребенок активно осваивает возможности собственного интеллекта: движения и действия маленького человека становятся все более и более осознанными, стремительно совершенствуется качество восприятия, внимания, мышления. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме и величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра; геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, шар, кирпичик; развивать речевые и познавательные умения: определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; учить понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм. Важно не только слышать речь других детей, но и развивать мелкую моторику руки. Развивая пальчики малыша, мы развиваем его речь.
В развитии психических функций ребенка раннего детства доминирует восприятие, поведение импульсивно, ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации его не привлекает. Мышление – наглядно-действенное. Источник интеллектуального развития – предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов, продолжается его сенсорное развитие. Во взаимодействии с взрослым, ребенок усваивает способы действий с разнообразными предметами, Предметная деятельность развивает ощущения, восприятие, память, мышление (действенное, практическое) элементы воображения и мелкую моторику.
Конструктивная деятельность детей младшего дошкольного возраста проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению. Игры-занятия со строительным материалом не только интересны и увлекательны, но и незаменимы для умственного развития и воспитания ребенка. Игра способствует развитию его познавательного интереса, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций (сидя, стоя, на ковре, за столом и т.д.).
Приобщение к конструктивной деятельности начинается с ознакомления детей с материалом. Пусть они сначала свободно манипулируют с деталями конструкторов, затем, отталкиваясь от возможностей ребенка и его интересов, предлагаются темы для построек и сооружений.
У детей второго года жизни начинают складываться представления о функциональном назначении строительных деталей, простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть постройки. Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В это время идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование.
Ощущение ребенком своего тела, чёткое восприятие органов движения позволяет ему свободно ориентироваться в пространстве, координировать движения головы, рук, ног, тела, артикуляционного аппарата, выполнять движения чётко, уверенно и непринужденно. При становлении этих умений важно учитывать, что вторая сигнальная система (речь) управляет первой, т.е. телом (И.П. Павлов). Сенсомоторная функция речевой деятельности обеспечивает психофизиологическую основу для овладения способами выражения мыслей. Так как речевая деятельность не существует сама по себе, а обслуживает другую практическую деятельность, её развитие должно происходить в различных видах детской деятельности, большую роль при этом играет двигательная активность ребенка.
Малыши много играют со строительными деталями, осваивая разные действия с ними. Игра формирует потребность в общении, которое требует собственной активной речи. А на основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры. Инициатором в этих играх остается взрослый. Дети продолжают знакомиться со свойствами и возможностями деталей, у них развиваются представления о цвете, форме, величине, пространственные ориентации. Каждый ребенок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Содержание:· Введение· Теоретические основыo Что такое мелкая моторика и почему ...
Долгосрочный проект «Пластилиновые ручки» на развитие мелкой моторики рук, на эстетическое развитие, на развитие сенсомоторики для детей раннего и младшего дошкольного возраста
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»Сухомлинский В.А. Актуальность проекта:Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М Неменский обращали внимание на то, что детское твор...
Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста
Индивидуальный план работы на период (2017-2022гг.) на тему:"Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста"...
Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...
Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста
для родителей...
План самообразования «Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста»
Тема самообразования: «Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста»...