Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_razvitiya_sensomotoriki_u_detey_doshkolnogosamoobrazovanie1.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Недостаточное сенсомоторное развитие детей раннего и дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения.
Значение сенсомоторного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсомоторного воспитания в детском саду. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком сенсорного, двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями и сенсорными знаниями, важно создать активную подготовительную среду, способствующую развитию координации, совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов. Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина и др.) показывают, что прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры. В современной системе сенсомоторного воспитания определённое место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и двигательные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом: им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат ребёнка. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для дошкольника наиболее подходящей формой обучения. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрёшки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И всё это своеобразное обучение элементарным знаниями и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.
Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Почему акцент в выборе игр для детей стоит делать на сенсорные и моторные игры? Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Классификация игр, необходимых для развития детей дошкольного возраста:
Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сен-сорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».
Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде все¬го надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.
Задача педагогов в детских учреждениях заключается в организации игрового места для детей, насыщении его такими предметами, игрушками, играя с которыми малыш развивает движения, учится понимать их свойства – величину, форму, а затем цвет, так как правильно подобранный дидактический материал, игрушки привлекают внимание малыша к свойствам предметов. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Очень важной частью развития сенсомоторных способностей являются «пальчиковые игры». «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д. Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, снижение физической усталости, массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.
Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладают рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценирования, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых: пальчиковый театр, «Театр рукавичек», театр теней и т.д. В этих инсценировках (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.
В современных детских садах есть комната сенсорного развития. Это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов (проекторы, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка и т.д.), Это маленький рай, где все журчит, звучит, переливается, манит, и воздействует на все органы чувств человека.
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:
• рисование пальцами, кистью, кусочком ваты и т.д.;
• лепка из глины, пластилина, теста;
• игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;
• застёгивание и расстегивание пуговиц;
• всевозможные шнуровки;
• нанизывание колец на тесьму;
• вырезание
• аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
• конструирование из бумаги (оригами);
• макраме (плетение из ниток, веревок);
• собирание пазлов;
• сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
Сенсомоторное развитие ребёнка происходит в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений, в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей: игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т.п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Наиболее эффективными являются те виды деятельности, которые выдвигают перед восприятием ребенка все более сложные задачи и создают условия, способствующие усвоению сенсорных эталонов.
Таким образом, можно сделать вывод, что для сенсомоторного развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие:
• выделяет эталоны словом; слово обобщает, т. е. вносит то, что дает
чувственный опыт, и что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении.
• учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.
Осваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний — обобщенных, систематизированных.
Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом и выделять особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный и двигательный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности.
Заключение
Согласно утверждениям известных представителей сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсомоторного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания детей. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов и действиями с ними является взаимосвязь с другими видами деятельности и принцип последовательности, систематичности, вариативности. В связи с этим сенсомоторное воспитание не выделено в специальный самостоятельный раздел «Программы воспитания в детском саду», а включено по видам деятельности: в изобразительную, музыкальную, игровую, трудовую, речевую и т. д. Сочетание сенсорных и моторных задач, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе деятельности. Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций и ручной умелости, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность - сенсорно-моторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи. Таким образом, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием.
Поэтому надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе. Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться. Чтобы взять одной рукой предмет, ребенок должен быть уже моторно-готовым к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, и он сможет ими познать многое и разное.
Сенсо - чувство, моторика - движение. Именно в дошкольном детстве у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.
Мы все хотим, чтобы лицо малыша радостно сияло, музыка радовала его слух, произведения искусства радовало глаз, тело было пластичным, а руки ловкими, и умелыми? Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас - красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть. До самореализации - долгий путь, но есть один короткий и очень важный период - детство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии, как средство развития сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.
Коррекционная работа по сенсомоторному развитию детей для укрепления их здоровья «как физического, так и психического"...
«Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Содержание:· Введение· Теоретические основыo Что такое мелкая моторика и почему ...
Развитие сенсомоторики у детей раннего возраста
Развитие сенсомоторики у детей раннего возраста...
РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРИКИ для детей старшего дошкольного возраста
Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня его сенсомоторного развития. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и...
Дидактические игры по развитию сенсомоторики для детей с ОВЗ.
Сенсорные процессы (ощущение, восприятие) неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Таким образом, ощущения и восприятия – непосредственное, чувственное познание действительности. Разви...
Долгосрочный проект «Пластилиновые ручки» на развитие мелкой моторики рук, на эстетическое развитие, на развитие сенсомоторики для детей раннего и младшего дошкольного возраста
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»Сухомлинский В.А. Актуальность проекта:Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М Неменский обращали внимание на то, что детское твор...
Мастер класс " Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики детей дошкольноговозраста"
Мастер класс "Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики дошкольников "...