индивидуальный план воспитателя по теме самообразования "Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста" 2022г.
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
План самообразования
Индивидуальный план работы воспитателя Папуджян Дианы Вардановны
Период работы над темой 3 года (с 2019 по 2022 гг.)
Начало работы над темой апрель 2019 года.
Самообразование – целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений.
Тема самообразования: «Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста»
Цель: формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста, развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве. Развитие у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики и сенсорного восприятия.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме самообразования.
2. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.
3. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.
4. Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций и способностей к исследованию.
5. Организовать работу с воспитателями по консультированию по теме «Совместная работа воспитателя по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в предметно-игровой форме»
6. Принять участие в семинаре, методическом объединении.
7. Проведение открытого занятия для педагогов по теме.
8. Создать как можно больше дидактического материала и дидактических игр.
9. При помощи дидактических игр вызвать интерес к деятельности по сенсорному развитию, влияющих на сенсорное развитие детей.
10. Формирование сенсорных эталонов. Формирование представлений о внешних свойствах предметов.
Пояснительная записка
Основная задача начального обучения и воспитания детей раннего дошкольного возраста - формирование сенсорных эталонов. Прочность, автоматизация знаний достигается, когда на занятиях присутствуют игровые упражнения, ситуации, помогающие детям незаметно для себя выполнять эти упражнения с интересом, что играет важную роль в формировании знаний, умений и навыков.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве. Именно ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики. У детей с проблемами в развитии, как правило, их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.
Недостаточное сенсомоторное развитие детей раннего дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения.
Большое значение в сенсорном развитии имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.
Усвоение сенсорных эталонов — сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон означает не просто умение правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях.
План самообразования
№ | Форма работы | Сроки |
2019-2022 учебный год | ||
1 | Изучение научно-методической литературы по теме самообразования. | Декабрь- январь |
2 | Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме. | Февраль |
3 | Анкетирование родителей с целью определить уровень их просвещенности родителей в вопросах сенсорного развития ребенка. | Март |
4 | Посещение занятий коллег и участие в обмене опытом на разных уровнях | Март- апрель |
5 | Проведение мастер-класса для воспитателей на заседании МО «Нетрадиционная техника рисования» | Апрель |
6 | Консультация для педагогов и родителей «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей». | Май |
7 | Создание условий в группах для самостоятельной деятельности детей. | Май |
8 | Изучение периодической печати | В течении года |
9 | Изучение опыта работы лучших воспитателей района, города, регионов через Интернет. | В течении года |
2019-2020 учебный год | ||
1 | Подготовка вариативной части для работы с детьми в направлении развития мелкой моторики «Волшебные пальчики» | Сентябрь |
2 | Работа над методической темой. | Октябрь |
3 | Изучение рекомендованных методических программ по сенсорному развитию детей. | Ноябрь |
4 | Встречи-консультации по запросам родителей: индивидуальные, групповые. | Декабрь |
5 | Активное участие в работе методического объединения. | Январь |
6 | Выступление на родительском собрании с консультацией: «Влияние сенсорного развития на речь дошкольников» | Февраль |
7 | Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. | Март-апрель |
8 | Дополнить музыкальный материал по обучению детей новым дидактическим играм. | Май |
9 | Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, регионов через Интернет. | В течении года. |
10 | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. | В течении года. |
2020-2021 учебный год | ||
1 | Перспективное планирование Дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшей группы | Сентябрь |
2 | Изучить принципы мелкой моторики и сенсорики. | Сентябрь-октябрь |
3 | Систематизировать материал картотек, оформить его в виде сборников по возрастам. | Ноябрь |
4 | Изготовление наглядного и демонстрационного материала для занятий и утренников. | Декабрь |
5 | Создание обучающих анимационных презентаций для знакомства детей с окружающей средой. | Февраль |
6 | Проведение открытого интегрированного занятия для воспитателей, с целью обмена опытом на тему «Заболел зайчишка» во второй младшей группе | Март |
7 | Проведение мастер-класса для воспитателей на заседании МО «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» | Апрель |
8 | Папка-передвижка для родителей на тему: "Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста". | Май |
9 | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. | В течении года |
10 | Изучать опыт работы воспитателей района, города, регионов через Интернет. | В течении года |
11 | Посещение семинара или курсов по сенсорному воспитанию дошкольников. | В течении года |
2021-2022 учебный год | ||
1 | Начало работы над вариативным курсом для детей «Волшебный квадратик», направленным на развитие мелкой моторики пальцев. | Сентябрь |
2 | Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, регионов через Интернет. | Октябрь |
3 | Использование принципов сенсорики для развития воображения детей. | Декабрь |
4 | Провести консультативную работу по следующим вопросам: Приобщение детей к исследовательской деятельности в домашних условиях. Индивидуальные особенности каждого ребенка. Перспективы дальнейшего развития способностей каждого ребенка | Январь-февраль |
5 | Проведение мастер-класса для воспитателей | Март |
6 | Проведение открытого интегрированного занятия для воспитателей, с целью обмена опытом на тему «Весна. Изменения в природе» в старшей группе мини-центра. | Апрель |
7 | Консультация для родителей и педагогов «Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста» выступление на итоговом родительском собрании. | Май |
8 | Публикация разработок и сценариев в интернет порталах. | В течении года |
9 | Продолжать работать с одаренными детьми и участвовать в конкурсах, в том числе и дистанционных. | В течении года |
10 | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. | В течении года |
Анкета для родителей по выявлению уровня сенсорного развития детей
Уважаемые родители,
ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1. Какие цвета знает Ваш ребенок?
2. Какой цвет путает (с каким?
3. Обращаете ли Вы внимание на предметы розового, серого, голубого цвета? Называете ли эти оттенки ребенку?
4. Различает ли ваш ребенок геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник?
5. Во время совместных строительных игр с ребенком, обращаете ли Вы внимание, что материалы могут быть разными по длине, ширине, высоте, величине?
6. Правильно ли выполняет ребенок Вашу просьбу: принести предмет (любой) определенного цвета (например, красного, синего); формы, величины (например, большой круглый мяч?
7. Понимает ли Ваш ребенок значение слов: тихо-громко?
Консультация для родителей и воспитателей «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей»
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т. п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые и известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних форм предметов (система геометрических форм, шкала величин, меры веса, спектр цветов, звуковысотный ряд и т. д.).
Усвоение сенсорных талонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных талонов – это адекватное использование их в качестве, единицы измерения, при оценке свойств предметов.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной куль туры.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
-формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Направления моей работы:
-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
-обучение способам обследования предметов
-развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
Консультация для воспитателей и родителей «Влияние сенсорного развития на речь дошкольников»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте детей трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны имеет самостоятельное значение. Так как полноценное восприятие необходимо и для умственного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно–образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательно - речевой деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.
Сенсорное воспитание - целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и пополнение новыми словами пассивного и активного словарного запаса детей. Сенсорныепроцессы непрерывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который ребёнок рассматривает, воздействует на его глаз; с помощью рук он ощущает его твердость или мягкость, шероховатость; с помощью языка и умения произносить звуки он может его называть и т. д; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает ухо.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения.
Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв.
Для развития сенсорики мы с детьми играем, занимаемся по пособиям, которые изготовили самостоятельно. Такие пособия можно сделать и в домашних условиях.
Шнуровки
С какого дерева лист
д/и "Собери собачку"
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
"Большая и маленькая куклы".
Цель: различать и называть предметы по величине.
Материал: куклы, стол, стул, посуда больших размеров и такие же предметы - маленькие.
Дети сидят на стульях полукругом, воспитатель - напротив, за детским столом. Воспитатель ставит на стол справа кукольный стол и стул больших размеров и сажает большую куклу, а слева - маленькую мебель и сажает маленькую куклу. После этого обращается к детям: «Это большая кукла, а это - маленькая. Большая кукла сидит на большом стуле около большого стола. Большую куклу зовут Маша, а маленькую куколку Катя. «Зачем они сели за стол, Саша? Наверное, им пора позавтракать. Спросите у Маши и Кати, мыли они руки? Они говорят, что они ручки помыли. Завяжем им салфетки и будем их кормить. Нина, подойди ко мне (показывает две тарелки - большую и маленькую.) Из какой тарелки мы будем кормить Машу? А Катю? Правильно, Маша большая, ее мы будем кормить из большой тарелки, поставь перед ней большую тарелку, а Катя маленькая, поставь перед ней маленькую тарелочку. Затем воспитатель раздаёт детям ложки (большие и маленькие) и просит дать большой кукле большую ложку, а маленькой кукле маленькую ложку.
«Круг, квадрат».
Материал: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета.
Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это - круг. Вот это - квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это?» (Круг) «А это?» (Квадрат) и т. д.
«Потрогай и угадай».
Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Сбор фруктов».
Цель: развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины
Материал: яблоки - образцы (вырезанные из картона трёх величин - большие, поменьше, маленькие; три корзины - большая, поменьше, маленькая; дерево, с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины) .
Ход игры: воспитатель показывает детям дерево с яблоками, корзины, и говорит, что маленькие яблоки надо собирать в маленькую корзиночку, средние - в среднюю корзинку, а большие - в большую корзинку. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку - образцу и предлагает им «сорвать" по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки "сорваны" правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Если все яблоки собраны, разложены по корзинам, но дети проявляет интерес к игре, яблоки снова развешиваются, и игра продолжается
«Платочек для куклы».
Цель: определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани.
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Из каких фигур состоит машина?»
Цель: определение предметов по форме.
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Зажги фонарик».
Цель: упражнять детей в различении цвета предмета по названию, приучать к выполнению игрового действия в соответствии с содержанием и правилами игры.
В разных местах групповой комнаты разложены цветные фонарики (основные цвета). Воспитатель говорит детям о том, что они будут играть в игру «Зажги фонарик». Показывая фонарик, предлагает поискать такие же в комнате. Каждый должен найти один фонарик и, подойдя к воспитателю, сказать, какого он цвета. Это первое правило игры. Когда фонарики собраны, воспитатель вводит новое правило: «Когда я попрошу зажечь фонарики красного цвета, те, у кого красные фонарики, высоко поднимут их, будто бы зажгут их. А мы все будем смотреть на красные фонарики. Когда я попрошу зажечь синие фонарики, зажгут их те, у кого фонарики синего цвета. Так постепенно зажгутся фонарики всех цветов». Перед окончанием игры воспитатель задаёт вопрос: «А если я попрошу всех детей зажечь фонарики, что надо сделать?» Все дети поднимают свои фонарики. «Вот сколько красивых цветных фонариков!» - говорит воспитатель, обобщая разные цвета одним словом – цветные.
«Сравни предметы по высоте».
Цель: Определять предметы по высоте.
Материал: деревья разной высоты.
Назвать предметы, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
«Узнай фигуру».
Цель: развивать тактильные ощущения.
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Что и где слышно».
Цель: упражнять в ориентировке в пространстве.
Дети образуют кружок или встают спиной к педагогу. Педагог звонит в колокольчик и спрашивает: «Где звенит колокольчик?» Дети указывают направление. Педагог называет его словами: «Колокольчик звенит справа». Затем меняет источник и направление звука и снова спрашивает: «В какой стороне играл рожок? В какой стороне играл барабан?» и т. д.
«Самая длинная, самая короткая».
Цель: определять предметы по величине.
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты:
— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
«Поставь букет цветов в вазу».
Цель: учить группировать предметы по цвету.
Материал: четыре вазы жёлтого, красного, зелёного и синего цветов, бумажные цветы тех же цветов.
Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе, произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берёт, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.
«Весёлые человечки».
Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Материал: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры, говорит, что это – весёлые человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких ещё человечков зовут круг?» Дети показывают круги. Также дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет, что человечки-круги живут в круглом доме (кладёт человечка на большой круг, человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладёт человечка на большой квадрат) и т. д.
Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем трёх-четырёх.
«Узнай, кто в домике живёт».
Цель: учить детей иметь представление о голосах животных.
Педагог делит детей на группы, каждая группа изображает какое-либо знакомое животное. Дети садятся на стульчики, из которых составлен кружок – домик. Один ребёнок подходит к домику, стучит палочкой и спрашивает: «Кто в домике живёт?» Дети, сидящие в домике, отвечают звуками, характерными для того или иного животного: квакают, как лягушки, гогочут, как гуси и т. д. Спрашивающий должен угадать, кто живёт в домике.
«Пирамидка».
Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности.
Материал: пирамидка.
Дети садятся за общий стол, и каждый получает по пирамидке. Воспитатель, сидя за столом вместе с детьми, предлагает им поиграть с пирамидками. «Вот стоят пирамидки. Стоят они и на вас смотрят. Надоело пирамидкам стоять, захотелось им полежать. Поможем пирамидкам отдохнуть? - спрашивает детей воспитатель и предлагает, следуя его примеру, снять со своих пирамидок колпачки и поставить их ближе к себе. - Какое у пирамидки колечко наверху, большое или маленькое?» Каждый снимает самое маленькое колечко и придвигает его к своему колпачку. Лежащая пирамидка выкладывается вертикально от края стола к центру, где расположен картонный цветной кружок. Когда все колечки от пирамидок будут сняты и разложены на столе в порядке возрастающей величины, воспитатель показывает, как подровнять ряд колечек, чтобы получился красивый, ровный луч. Эти действия позволяют детям ощутить руками постепенное изменение величины колец.
На столе образуется цветной узор в виде лучей, которые отходят от центра круга и сужаются по краям стола. Полюбовавшись вместе с детьми этим узором, воспитатель говорит: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело палочкам голыми стоять. Давайте позовем колечки домой, и опять поставим пирамидки, как раньше». Теперь перед детьми стоит новая задача - собрать пирамидку. «Какое колечко палочка позовет первым? - спрашивает воспитатель. - Посмотрите внимательно, как лежит пирамидка, и помните какое колечко у пирамидки в самом низу». Ответы детей воспитатель либо одобряет, либо поправляет. Дети выбирают самые большие кольца и надевают их на палочки. «А теперь какое кольцо позовут палочки? - спрашивает воспитатель и, если нужно, подсказывает. - Большое колечко, но чуть поменьше первого, иди домой». Дети надевают колечки на палочки.
«Геометрическое лото».
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.
Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, по 5 карточек с изображением предметов разной формы.
Ход игры: воспитатель рассматривают вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольная, овальная, треугольная). В игре принимают участие пять детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу.
«Варежки».
Цель: соотносить предметы по цвету.
Дети садятся за стол. Им дают варежки с разными узорами и разного цвета. Нужно подобрать пары по цвету и узорам или другим украшениям (полоски, кружки, квадраты)
Картотека игр «Дидактические игры для старшего возраста по развитию мыслительных операций у детей»
Игры и упражнения на выделение признаков предметов
“Узнай птицу по описанию”
Цель. Уточнять и закреплять знание детей о внешнем виде зимующих птиц и из жизни. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.
Игровые задания. 1. Ребенок описывает птицу по описанию и приносит картинку с ее изображением. 2. Загадывание и отгадывание загадок о птицах.
Оборудование. Карточки с изображением птиц (снегирь, щегол, овсянка, воробей, ворона, дятел, сова, глухарь, зимородок, загадки о птицах, фишки для награждения.
“Загадай, мы отгадаем”
Цель. В игре уточнять знания детей о растениях сада и огорода, называть их признаки, описывать и находить их по описанию.
Игровые задания. Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус, запах. Водящий по описанию должен узнать растение.
Оборудование. Овощи, фрукты, ягоды, листья (в натуре или в изображении на картинках, фишки для награждения.
“Узнай, кто я”
Цель. В игре закреплять знания о домашних животных, узнавать животных по описанию. Воспитывать желание и умение ухаживать за мелкими домашними животными.
Игровые задания. 1. Воспитатель (ребенок) описывает какое-либо домашнее животное, а дети отгадывают и приносят картинку с его изображением.
2. Загадывание и отгадывание загадок о животных.
Оборудование. Картинки с изображением домашних животных, фишки.
“Отгадай-ка”
Цель. Описывать предмет не глядя на него, выделять в нем основные признаки; по описанию узнавать предмет.
Игровые задания. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.
Называть нужно существенные признаки предмета: говорить только о тех предметах, которые находятся в комнате (на даче, на участке).
Оборудование. Предметы, игрушки, фишки.
“Узнай птицу по описанию”
Цель. Уточнять и закреплять знание детей о внешнем виде зимующих птиц и из жизни. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.
Игровые задания. 1. Ребенок описывает птицу по описанию и приносит картинку с ее изображением. 2. Загадывание и отгадывание загадок о птицах.
Оборудование. Карточки с изображением птиц (снегирь, щегол, овсянка, воробей, ворона, дятел, сова, глухарь, зимородок, загадки о птицах, фишки для награждения.
“Загадай, мы отгадаем”
Цель. В игре уточнять знания детей о растениях сада и огорода, называть их признаки, описывать и находить их по описанию.
Игровые задания. Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус, запах. Водящий по описанию должен узнать растение.
Оборудование. Овощи, фрукты, ягоды, листья (в натуре или в изображении на картинках, фишки для награждения.
“Узнай, кто я”
Цель. В игре закреплять знания о домашних животных, узнавать животных по описанию. Воспитывать желание и умение ухаживать за мелкими домашними животными.
Игровые задания. 1. Воспитатель (ребенок) описывает какое-либо домашнее животное, а дети отгадывают и приносят картинку с его изображением.
2. Загадывание и отгадывание загадок о животных.
Оборудование. Картинки с изображением домашних животных, фишки.
“Отгадай-ка”
Цель. Описывать предмет не глядя на него, выделять в нем основные признаки; по описанию узнавать предмет.
Игровые задания. По сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.
Называть нужно существенные признаки предмета: говорить только о тех предметах, которые находятся в комнате (на даче, на участке).
Оборудование. Предметы, игрушки, фишки
Игры на выделение общих признаков
“Похож – не похож”
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.
Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.
Игровое действие. Поиск похожих предметов.
Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.
Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.
Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех.
– Чем похожи ложечка и самосвал? – недоумевают дети и смеются. – Конечно, они не похожи. Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора.
Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия
“Чем похожи и чем отличаются”
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.
Игровые правила. Для сравнения предметов по представлению брать только два предмета; отмечать как признаки сходства, так и различия.
Игровые действия. Отгадывание, передача камешка тому из играющих, кто должен назвать два предмета, отгадав их по описанию товарища.
Ход игры. Получивший камешек отгадывает загадку, например, такую: “Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединой, другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с колючками. Один полевой, другой растет на клумбе”. Загадывающий после небольшой паузы передает камешек любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.
Примеры загадок, придуманных детьми.
Галя. Ползли два жука. Один маленький, красненький, с черными точечками, а другой большой, коричневого цвета. Один совсем не жужжит, а другой сильно жужжит. (Божья коровка и майский жук.)
Ира. Животные оба проворные. Одно серого цвета, другое – рыжего. Живут в лесу, одно в норе, а другое просто так бегает. Одно любит петушков, а другое нападает на стадо. (Лисица и волк.)
Сережа. Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, а другая идет тихо. (Трактор и грузовик.)
“Четвертый лишний”
Это логическая игра. Положите перед ребенком 4 картинки с изображением предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив “лишнюю”, т. е. не подходящую к другим, картинку, ребенок получит фишку. Наборы картинок могут быть самыми разнообразными: стол, стул, кровать и чайник; лошадь, кошка, собака и щука; елка, береза, дуб и земляника; огурец, репа, морковь и заяц и т. п. Если ребенку трудно словесно объяснить свои действия, не настаивайте на этом. Сами называйте обобщающие слова, помогайте ребенку ориентироваться в мире логических понятий.
Игры на выделение существенных признаков
“Отвечай быстро”
Дидактическая задача. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.
Игровые правила. Подбирать только те слова, которые можно назвать одним обобщающим словом; бросать мяч обратно можно только после того, как сказал нужное слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:
– Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета. Цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.
Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета.
“Вершки-корешки”
Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, тот платит фант.
Игровое действие. Разыгрывание фантов.
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками”. Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит: “Вершки”, а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки.
“Природа и человек”
Дидактическая задача. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему. Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.
“Что сделано человеком?” – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: “Что создано природой?”.
“Кто больше назовет предметов?”
Дидактическая задача. Учить детей классифицировать предметы по месту их производства.
Игровые правила и игровые действия те же, что и в предыдущей игре.
Ход игры. После предварительной беседы о том, что окружающие нас предметы изготовлены людьми на фабриках, заводах или выращены в совхозах и колхозах, воспитатель предлагает игру “Кто больше назовет предметов?”.
“Что сделано на заводе (на фабрике?” – спрашивает воспитатель и бросает мяч кому--либо из играющих. “Машины”, – отвечает тот и бросает мяч следующему. Дети следят за правильностью ответов, за тем, чтобы не повторялось сказанное.
“Что выращено в колхозе (в совхозе?” – спрашивает воспитатель. Дети называют: лен, картофель, рожь, пшеница.
В такой игре уточняются знания детей. Например, дети узнают, что зерно выращивают колхозники, а хлеб выпекают рабочие пекарни, хлебозавода.
“Что кому нужно?”
Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям отдельной профессии. Воспитывать уважение к людям труда.
Игровые задания. Ведущий (воспитатель, ребенок) называет профессию человека, а дети говорят, что ему нужно для работы. Побеждает тот, кто назовет быстрее и больше предметов.
Оборудование. Карточки с изображением людей разных профессий, фишки для изображения.
Игры на объединение существенных признаков в класс и называние словом
“Охотник” (народная игра)
Дидактическая задача.
Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. Д.
Игровые правила. Перешагнуть в следующую клетку можно только после того, как назовешь зверя. Победителем, хорошим охотником будет тот, кто дойдет до леса, назвав столько зверей, сколько по дороге в лес клеточек.
Игровые действия. Перешагивать через черту, называть, не повторяясь, диких зверей. Кто не может вспомнить, возвращается.
Ход игры. Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома – чем дальше, тем лучше – положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник – один из играющих. Стоя, на месте, он произносит такие слова: “Я иду в лес на охоту, буду охотиться за. ”. Здесь он делает шаг вперед и говорит: “. зайцем”; делает второй шаг: “. медведем”;, делает третий шаг: “. волком”; четвертый шаг: “. лисицей”; пятый: “. барсуком. ”. При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц.
Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.
Примечание. По принципу этой игры можно провести игру “Рыболов”. Рыболов говорит: “Пойду на рыбалку и поймаю. щуку, карая, окуня”.
“Собери урожай”
Дидактическая задача. Развивать навык чтения слов, подводить детей к обобщению и классификации.
Игровые задания. На столе раскладываются карточки с названиями овощей, фруктов, ягод. Один ребенок получает задание собрать в корзину овощи (читает их названия на карточках, другой – фрукты, третий – ягоды, выигрывает тот, кто скорее соберет свои карточки.
Оборудование. Картинки овощей, фруктов, ягод, корзинки.
“Магазин цветов”
Дидактическая задача. Уточнять и закреплять знания названий садовых, полевых, луговых, лесных, комнатных цветов. Обратить внимание на значение цветов в жизни людей: цветы украшают и радуют. Многие цветы лекарственные; отдельные из них используются в парфюмерной промышленности.
Оборудование. Открытки или карточки с изображением цветов, карточки с текстом стихов и загадок, атрибуты для игры “Магазин”, фишки, карточки.
Игровые задания. 1. Продавец магазина выдает цветы (карточки с их изображением) по описанию. 2. Составить один букет (только из одного вида цветов: или полевых, или луговых и др.) и назвать его. За каждый правильный ответ, рассказ, загадку ребенок получает фишку (цветы). У кого больше фишек (цветков, тот выиграл)
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Дата:26.04.2018
Воспитатель: Папуджян Д.В
Топ: Группа: ВТОРАЯ МЛАДШАЯ
сквозная Тема: «Трудимся вместе»
Под тема: «Учимся помогать друзьям»
Образовательная область: Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Здоровье, Социум, Творчество
Раздел: ФЭМП, конструирование, аппликация, физическая культура, музыка, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, художественная литература.
Тема: «Заболел зайчишка» (Открытое занятие)
Цель: Познание: Закрепить знание основных цветов (синий, желтый, красный, зеленый).Закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
Создание условий для зрительного восприятия о представлениях многообразия причинно-следственных связей в окружающем мире. Сформировать умения использовать строительный материал, действовать с ним для построения моста.
Здоровье :Закрепить формирование и совершенствование основных видов движений (прыжки, ползание).Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности детей. Способствовать укреплению мелкой мускулатуры рук.
Коммуникация: Развивать желание слушать речь воспитателя о понятных случаях из жизни (перейти через речку, проползти через кусты и тд.).Способствовать развитию у детей умения вступать в речевое общение. Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослым. Развивать умение на примере воспитателя инсценировать небольшой отрывок из народной песенки (покачивание в вагончике, движения зайки).
Социум: Развивать у детей умения взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительном совместном задании. Пробудить у детей интерес к игровому творчеству в процессе взаимодействия со взрослым.
Творчество: Научить аккуратно наклеивать морковки на коллективное панно (грядка).Развивать мелкую моторику рук. Развивать слуховое восприятие. Побуждение к представлению обогащения о результатах проделанной работы (заполненная грядка морковок).
Предварительная работа:
Оборудование и материалы: конверт с письмом; ватман с цветами из цветной бумаги, бабочки, морковки, грядка, геометрические фигуры из цветной бумаги; обруч; кисточки; клей; салфетки; речка и ручеек из синей ткани; кирпичики из строительного материала; паровозик-игрушка для имитации звука; стулья; паровозик сконструированный из коробок.
Словарная работа:
Билингвальный компонет:
Ход занятия:
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Деятельность детей | ||
Мотивационно- Побудительный | Дети, посмотрите нам прислали письмо. Как вы думаете от кого это оно? Давайте, его прочитаем. | Это от зайчика. Давайте. Поможем! | ||
Организационно – поисковый | Ребята, получайте билетики на поезд, он скоро прибудет к нам. Чтобы сесть в вагончики нужно назвать геометрическую фигуру вашего билета и найти ваш вагон с такой же геометрической фигурой. (Звучит гул паровоза) А вот и наш волшебный паровоз прибыл. Пойдемте скорее. Загудел паровоз Ребята, наш поезд остановился дальше ему не проехать. Ой, смотрите мы приехали на цветочную поляну. Как много здесь красивых цветов! Скажите, какого они цвета?
Чтобы до зайчика дойти, надо речку перейти. А чтобы речку перейти, надо построить мост. Вот мы и на берегу речки. Перед нами густые кусты. А теперь ручеек Ох, устали отдохнем немножко! Шубка белая у зайки, Ребята, посмотрите, а вон зайчика домик. Пойдемте к нему. Зайчик заболел, а свою грядку с морковкой не досажал. Пойдемте её досадим. Вы должны намазать клеем морковку и приклеить к грядке, а когда наш зайчик вернется из больницы будет рад нашей работе. Приступайте. Ребята, а теперь нам пора возвращаться в группу. Вон волшебный паровоз прибыл. | Пойдемте! (Ребята поочередно называют геометрическую фигуру и присаживаются на стул с таким же обозначением) Желтого, красного, синего, зеленого. (Дети строят мост из кирпичиков и проходят по нему через воображаемую реку) (Проползают через обруч) (Присаживаются на ковер и выполняют пальчиковую гимнастику) (Дети выполняют задание). (Сели на стулья под гул паровоза и стали обсуждать проделанную работу) | ||
Рефлексивно – корригирующий | Дети, а куда сегодня мы с вами ездили?
| В лес, помогать зайчику. Сажали бабочек на цветочки, делали мостик, переползали через кусты, перепрыгивали через ручей. |
Ожидаемый результат:
Воспроизводит: название геометрических фигур, основные цвета.
Понимает: соотношения фигуры и цвета.
Применяет: трудовые навыки в выполнении коллективной работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по теме самообразования: "Речевое развитие детей дошкольного возраста" на 2013-2018 учебный год
Развитие словоряВоспитание культуры речиРазвитие связанной речиВоспитание любви и интереса к худ.речи...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Развитие речи – одна из главных задач образовательной деятельности в детском саду. Эта задача включает в себя ряд задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация ...
Индивидуальный план работы по теме "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" на 2019-2024
индивидуальный план...
Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича» воспитателя Мельниковой Ольги Сергеевны на 2020 – 2025 уч.г.
Индивидуальный план профессионального развития«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича»воспит...
План воспитателя по теме самообразования "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологий игрового обучения"
Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения инновационных дида...
Индивидуальный план профессионального развития Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования».
Цель:Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.Задачи:Расширять представле...
Индивидуальный план профессионального развития «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» воспитателя Саляевой Татьяны Николаевны на 2024 – 2029 уч.г.
Повышение профессиональной компетентности и совершенствование педагогического мастерства....