""Коррекция речевого развития детей с ЗПР в экспериментальной деятельности"
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Экспериментировагние как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_eksperimentirovanie.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция речевого развития детей с ЗПР в экспериментальной деятельности
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Дошкольное детство является уникальным периодом развития личности. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти, внимания, слухового, зрительного и тактильного восприятия ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. В процессе обогащения сознания детей различными познавательным содержанием происходит расширение, закрепление и активизация словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов. Совершенствуется грамматический строй речи. Правильное согласование имен существительных и имен прилагательных в роде, числе и падеже. Упражняют детей в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного назначения (в, под, между, около). В экспериментальной деятельности проводится работа по формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. Развивается мелкая моторика. Развитие связной речи прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. При наблюдении и беседах с ребятами в экспериментальной деятельности педагогическая оценка речевого развития детей показала, что речь большинства детей была невнятная, слоговая структура слова, связность изложения, фонематические процессы нарушены. Словарь, употребляемые языковые средства однообразны. Многие дети не умели образовывать существительные множественного числа, не могли согласовывать прилагательные с существительными. Дети не могли обобщать, сравнивать, анализировать, высказать собственное суждение, сделать простые логические выводы, устанавливать причинно – следственные связи. Память и внимание рассеяны, не воспринимали инструкцию взрослого, следовательно, не выполняли действие в соответствии с поставленной целью и задачами. Исходя из результатов педагогической оценки была сформирована цель коррекционной работы. Цель: Обогащение коммуникативной функции речи детей с ЗПР в процессе познавательно - исследовательской деятельности. Для достижения данной цели разработаны следующие задачи:
1.Создать систему коррекционно - развивающей работы по развитию и коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования. 2. Обогатить сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка об окружающем мире. 3. Развивать логические операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация).
На первом этапе работы создала условия в группе для экспериментирования. Оснастила уголок следующим оборудованием: приборы – помощники: лупы, песочные часы, магниты, микроскоп, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло) разного объёма и формы; природный материал: Камешки, песок, шишки, семена (природный материал собирала с детьми экскурсии по экологической тропе). Познакомила детей с правилами работы с различными материалами ( с водой, песком, огнем, со стеклом). Разработала систему коррекционно – развивающей работы по развитию речи в процессе детского экспериментирования. Учитывая мнение академика Н.Н.Поддъякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения», проводила эксперименты с разнообразными материалами: тканью, резиной, металлом, деревом.
Учила согласовывать прилагательные с существительными различать и выделять в словосочетаниях название признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое? Упражняла детей в составлении описательных рассказов о предметах (дидактическая игра «Узнай по описанию»),развивала внимание, логическое мышление, связную речь, умение классифицировать, обобщать. Формировала правильное речевое дыхание и длительный выдох (опыт с бумажным корабликом). Беседуя с детьми по теме: «Вода вокруг нас» обращала внимание на значение воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Учила детей выявлять свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества), различать и подбирать слова противоположные по смыслу – антонимы ( холодная – горячая, чистая – грязная и т. д.) В ходе высказывания детей следила за правильным произношением поставленных звуков. Проводила опыт: «Поможем воде стать чистой». Ребята очищали воду разными фильтрами (ватой, тканью, бумажными салфетками) и в конце опыта сделали вывод, что фильтр – бумажная салфетка лучше очищает воду, чем ткань и вата. Формировала у детей умение ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, сравнивать и делать выводы. Для развития у детей фонематического слуха проводила эксперименты: «Источник звука и его распространение», «Где живет эхо?» «Звуки в воде». Формировала умение детей сравнивать различные звуки, определять их источники. Определяли отличие музыкальных звуков от звуков человеческой речи и звуков природы (шуршание осенних листьев, падающей воды и т. д.) Ввела детей в таинственный мир магнитов. Магниты вызывали непосредственный интерес детей. Главная «заслуга» магнитов состоит в том, что изучение их «поведения» и свойств, предоставляет широкие возможности для освоения детьми средств и способов познания мира: для выдвижения гипотез и их проверки с помощью экспериментирования и наблюдений, для анализа окружающих предметов и явлений, для сравнений и сопоставлений, для моделирования, рассуждений. С помощью магнита научила детей доставать скрепки из воды, не намочив руки. Юные исследователи путешествовали по группе, отыскивали предметы, которые притягивались к магниту. Если спросить у детей: «Относится ли растение к живым организмам?» Дети ответят: Да. Это можно доказать проведя опыты: «Может ли растение дышать?», «Испарение влаги с листьев растений». Старалась развивать у детей мышление, познавательную активность, умение связно отвечать на вопросы, правильно согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе и падеже. На экологической тропе в опыте «Что у нас под ногами?» с ребятами устанавливали зависимость факторов неживой природы от живой, что почва имеет разный состав (песок, глина, питательные вещества: листья, части насекомых). Рассматривали лупами ствол березы и определяли какое насекомое спряталось на зиму под корой. На экологическую тропу приходил гость – игрушка Дедушка АУ, который играл с детьми и задавал загадки о природе, а ребята ему рассказывали стихотворения о временах года, что им понравилось на экскурсии, какие проводили опыты. Развивала мыслительную активность, воображение, диалогическую связную речь, память. Упражняла детей произносить слова с разной силой голоса и в разном темпе, в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного назначения (в, под, между, около), обогащала словарь детей. Воспитывала любовь и бережное отношение к природе. Сделала картотеку по экспериментированию, которая включает 75 опытов.
Данная система работы доказала. Что в процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети научились: согласовывать существительные в роде, числе и падеже; подбирать прилагательные к существительным; составлять простые предложения по вопросам, по демонстрации действий; обобщать предметы окружающей действительности по родовому признаку; вести диалог, связно высказывать свои мысли, составлять описательные рассказы о предметах; усовершенствовалось слуховое восприятие и фонематический слух; дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности; пополнился словарь детей; дети стали более наблюдательными, любознательными. Дети очень любят экспериментировать.
Литература: 1.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М., 2005. 2.Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. – М., 2005. 3.Ребенок в мире поиска / Под ред. О.В. Дыбиной. – М., 2007. 4.Кларина Л.М. Знакомим детей с магнитами // Детский сад со всех сторон, 2001, №48 (84). 5.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М., 2002. 6.Рыжова Н. Песок, глина, камни //Дошкольное воспитание, 2003, №10. 7. Гризик Т.И. Развитие речи детей 5 – 6 лет. – М,, 2005. 8. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи
Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи....
Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
· Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком в максимально сензинтивный перио...
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время до 85 % новорожденных имеет признаки отклонений в психофизическом состоянии. К 3 - 5 месяцам такие дети составляют 9 - 11 % в популяции. Доказано, что социальная ...
Рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции недостатков речевого развития детей младшего возраста средствами продуктивной деятельности по теме: «Овощи»
формирование положительной установки на участие в занятии, развитие мимических движений, воображения.Помните медвежонка Винни- Пуха? Что он приносил нам?Педагог предлагает детям изобразить овощи....
Рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции недостатков речевого развития детей младшего возраста средствами продуктивной деятельности по теме: «Посуда»
. Дома рассмотрите с ребенком предметы посуды. Назовите их. Поговорите, для чего нужна посуда.2. Приобретите игрушечную посудку, обратите внимание на её цвет, форму. Предложите ребёнк...
«Театрализованная деятельность в коррекции речевого развития детей дошкольного возраста»
Главная мысль сказки в том, что нельзя разговаривать с незнакомыми людми, и рассказывать им о себе. Основная идея в том, что дети не должны ходить в лес одни....
Комплексная методика психомоторной коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми формами речевой патологии на основе фольклорных и телесноориентированных игр «Егоза»
Методика содержит описание специфической структуры занятий, подборку фольклорных игр, способствующих комплексному развитию моторного и когнитивного уровней, формированию произвольной регуляции, развит...