"От слога к слову". Конспект образовательного мероприятия по развитию речевых процессов у старших дошкольников с ТНР.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Материал занятия способствует формированию представления об устройстве языковой системы, о построении структуры слова (от звука к слогу, от слога к слову).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ot_sloga_k_slovu.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение комбинированного вида
детский сад № 40 Кировского района
Конспект образовательного мероприятия
по развитию речевых процессов
у старших дошкольников с ТНР,
с использованием технологий:
ИКТ, проблемно-игровая, здоровьесберегающая
« От слога к слову».
Подготовлено и проведено учителем логопедом
ГБДОУ № 40 Кировского района Чистяковой И.А.
Санкт- Петербург 2013
Цели: Формирование предпосылок коррекции нарушений воспроизведения
звукослоговой структуры слова у детей старшего возраста.
Задачи:
1. - Закрепить навык самостоятельного образования слога типа СГ;
- формировать восприятие слога на слух и зрительно,
в опоре на символические изображения;
- находить слог в общей структуре слова;
- упражнять в произношении слов, разной слоговой наполняемости
с открытым слогом типа СГ.
2. - развивать самоконтроль, слуховое внимание и память;
развивать представление детей об устройстве языковой системы,
о построении структуры слова (от звука к слогу, от слога к слову);
- развивать умение слушать словесную инструкцию и поэтапно
следовать ей;
- развивать представления о строительстве дома и инструментах
для этого необходимых ;
3. - Воспитывать самостоятельность, умение сформулировать свою
мысль, пояснить действие;
- воспитывать устойчивость к стрессовым факторам:
(Работа в присутствии посторонних людей)
- воспитывать творческое отношение к процессу получения знаний;
- воспитывать любознательность, умение задавать вопрос.
Предварительная работа:
На момент проведения занятия дети имеют четкое представление о гласных и согласных звуках и различиях между ними, понимают суть образования обратного и прямого слога. Они знакомы с лексическими темами «Дом», «Инструменты». Хорошо знают символы основных гласных и ряда согласных звуков. Знакомы с символическим обозначением слога.
Оборудование:
- телевизор, используемый как экран, презентация наглядного материала и заданий на электронном носителе;
- игровое поле; игрушки: еж большой и маленький, пластиковые инструменты (пила, молоток, топор); части предметов (пазлы, две половинки яйца, моркови, детали конструктора «Лего»).
Наглядный материал:
- изображения Ежика, Лисенка, Совы,
Материал для индивидуальной работы:
Символические изображения гласных и согласных звуков, слогов, «бусины».
Картинки-символы звуков из «Программы 2100»
Музыкальное сопровождение:
1. Речь с движением « Я хочу построить дом» диск Екатерины и Сергея
Железновых « Пять поросят», альбом « Музыка с мамой…»
2.Ритмические тексты И. Лопухиной: « Молоток», « Пила» «Лопата».
3. Текст с музыкальным сопровождением к пальчиковой игре « Пальчик с пальчиком сложу…»
Ход занятия:
- Организационный момент. (СЛАЙД 2)
Логопед встречает детей, здоровается. Каждому ребенку выдается часть яркой картинки, отыскивая вторую ее часть, ребенок определяет свое посадочное место (СЛАЙД 3). Логопед предупреждает детей о том, что Ежик, Лисенок и Мудрая Сова приготовили для них много интересных заданий. (СЛАЙД 4)
- « От звука к слогу» Задания Мудрой Совы.
Логопед обращает внимание детей на экран, на котором два мешка разных цветов (СЛАЙД 5). Детям интересно узнать, что в них спрятано?
Логопед «открывает» верхнюю часть с красного мешка (СЛАЙД 6),
под которым прячутся гласные звуки . (Дети узнают и называют звуки).
- Почему они так называются? – интересуется логопед. (Дети объясняют).
- Вы знаете, что гласные звуки любят прятаться в словах?
Попробуйте их отыскать в слове МУКА. (Дети называют гласные звуки).
Аналогичная работа проводится со словами ДЫРА, ДОСКИ. (СЛАЙД 7)
Логопед предлагает угадать, что спрятано в синем мешке (СЛАЙД 8)?
(Дети обнаруживают в нем символические
обозначения согласных звуков)
- Чем отличаются согласные звуки от гласных? ( Дети вспоминают.)
Логопед предлагает детям вспомнить, какие согласные звуки они уже
научились правильно говорить и подобрать к ним символы - картинки.
( Дети выполняют задание.)
Логопед обращается к детям:
- Посмотрите, какой звук я взяла? (Дети угадывают по символу)
- А сей час? (берет символ гласного звука) (Дети называют.)
- Если я сложу их вместе, что получится? (Дети отвечают, что получится слог.)
(СЛАЙД 9)
- Слог больше, или меньше звука? (Дети поясняют, почему слог больше звука)
- Верно, когда мы складываем, то у нас получается нечто большее.
Логопед предлагает детям проверить, так ли это, складывая подходящие части предметов. (СЛАЙДЫ 10 – 12 и игрушки)
- Что вы сейчас делали? – интересуется логопед. (Дети поясняют)
Логопед предлагает посмотреть, что получится, если «складывать» пальчики.
(Дети, складывая пальцы, показ. разные
фигуры)
Пальчиковая игра « Пальчик с пальчиком сложу…»
- Работа со слогом. Задания Мудрой Совы. (СЛАЙД 13)
Логопед объясняет детям, что Мудрая Сова не просто так принесла на занятие гласные и согласные звуки. Она рассыпала свои бусы и просит детей собрать их на нитку. Но это не простые бусы, а слоговые, т.е. дети должны самостоятельно составить бусины-слоги. (СЛАЙДЫ 14 -15) (Дети выполняют задание)
После того, как все бусины – слоги « нанизаны» на нитку, логопед просит детей составить слоги из картинок-символов и прочесть их. (Дети читают по символам).
- Для чего нужны слоги? – спрашивает логопед у детей. (Дети объясняют…)
Логопед просит детей объяснить Мудрой Сове, чем отличается слог от слова?
(Дети размышляют…)
Мудрая Сова предлагает детям придумать слова, которые начинаются на придуманные ими слоги. (Дети подбирают подходящие слова.)
Логопед хвалит детей, которые справились с заданиями Мудрой Совы.
- « От слога к слову». Задания Ежика.
Логопед говорит детям, что Ежик тоже приготовил для них задания. (СЛАЙД 16)
Он оставил свой узелок (СЛАЙД 17). (Дети спешат узнать, что в нем.)
В узелке несколько инструментов. Дети должны угадать названия инструментов по подсказке…
Логопед просит детей помочь Ежику отыскать инструмент, название
Которого начинается со слога - ПИ; со слога – МО.. ; со слога – ТО.. (СЛАЙД 18)
(Дети выполняют задание.)
Затем, детям предлагается назвать инструмент с самым коротким и самым длинным названием. (СЛАЙД 19) (Дети называют инструменты.)
- Чем отличается короткое слово от длинного? - спрашивает логопед.
(Дети поясняют.)
Логопед предлагает детям поиграть с Ежиком, придумывая для него короткие и длинные слова. (Ежик используется в качестве мяча.)
Логопед интересуется, знают ли дети, для чего нужны инструменты?
(Дети высказывают свои предположения.)
Оказывается, Ежик хотел построить дом, но он не знает, как это сделать. Ежик обратился за помощью к Лисенку, но Лисенок тоже не знает, как работают инструменты. (СЛАЙД 20)
Дети показывают Ежику, каким должен быть дом. (СЛАЙД 21)
Музыкальная пауза « Я построить дом хочу…»
Затем, показывают, как работают инструменты. Используются ритмические тексты Лопухиной « Молоток», « Пила», « Топор».
Дети, вместе с логопедом и Ежиком приступают к строительству дома, называя, проговаривая по слогам трудные слова, обозначающие части дома. (СЛАЙД 22)
Детям предстоит узнать, для кого Ежик построил дом.
По подсказкам Лисенка, они находят слог, с которого начинается слово, и заканчивают его подходящим слогом. Если слог подобран правильно, то в окнах первого этажа можно прочесть слово, называющее будущего жильца и увидеть его самого. Выполняя задания, дети узнают, что в домике будут жить ЛИСА и СОВА. (СЛАЙД 22)
Ежик, по мнению логопеда, доволен работой детей и награждает их своим знаком отличия.
- Подведение итогов занятия.
Логопед спрашивает у детей, чему научила их Мудрая Сова? Какие бусы они собрали?
А чему Они научили Ежика? Какой необыкновенный дом построили?
А вот Лисенок не совсем понял, Для чего нужны нам звуки и слоги?
(СЛАЙД 23) (Дети объясняют.)
Логопед предлагает доказать Лисенку как изменяются слово, когда в нем увеличивается количество слогов. ( Используется домик ежиков и слова дом – домик - домище).
Логопед хвалит детей за старание и прощается с ними. (СЛАЙД 24)
Литература:
- Т.А. Титова «Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией». СПб.: 2002, РГПУ им. Герцена.
- Лопухина «Коррекция речи у дошкольников» Игры, загадки, скороговорки, стихи, считалки. СПб.: 1994.
- Новоторцева «Учимся читать», разделы: « В мире звуков», «Звучащее слово», «Путешествие в страну слов». Ярославль, 1998.
- Методические рекомендации к образовательной системе «Школа 2100». Программа развития и воспитания дошкольников « Детский сад 2100», Пособие для дошкольников « По дороге к Азбуке» 3-4 части М., Баласс 2005.
5. « Загадки с рифмами» Составитель В. Борисов, В. Коняхин и др. М., Карапуз 2001.
6. Е. и С. Железновы «Музыка с мамой »Диск № 31.
Использованные рифмованные тексты:
«Пальчик с пальчиком сложу,
Вам фигуры покажу:
Зайка вот, а вот коза
Это совушки глаза,
Гребешок у петушка
И два ушка у щенка,
Острый клювик у гусенка,
Длинный хобот у слоненка»
Ритмические тексты:
Токи - ток, токи – ток
Так стучит молоток.
Ла - ла- ла, ла – ла – ла
Пилит доску пила.
Из-под зуба пилки,
Сыплются опилки.
Раз - сучок! Два - Сучок!
Топором взмахну разок!
Превратился дуб в бревно.
Будет гладкое оно…
Музыкальная пауза «Я хочу построить дом».
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем.
Чтобы в доме дверь была,
Рядом, чтоб, сосна росла.
Чтоб вокруг забор стоял,
Пес ворота охранял.
Чтобы в травке жил жучок,
Бегал быстрый паучок.
Солнце грело, дождик шел,
И тюльпан в саду расцвел.
Чтоб флажок на доме был,
А за домом Ежик жил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»...
Развитие психических процессов у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
В данной статье раскрыта актуальность темы и даны методические рекомендации....
Конспект образовательного мероприятия по развитию конструктивного творчества для детей старшей группы на тему: «Цветок для Симки»
Данное занятие направлено на развитие конструктивного творчества. В течении занятия дети конструируют цветок из деталей металлического конструктора для сказочного героя. Закрепляют названия деталей, п...
Конспект образовательного мероприятия по развитию речи в старшей группе «Азбука вежливости»
по развитию речи в старшей группе «Азбука вежливости»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речевых процессов у детей комбинированной группы 5-6 лет «Согласование существительного и глагола по родам, числам в прошедшем времени» с использованием технологий здоровьесберегающая,
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речевых процессов у детей комбинированной группы 5-6 лет «Согласование существительного и глагола по родам, числам в прошедшем в...
Конспект совместной деятельности педагога с детьми по развитию психических процессов у старших дошкольников. Игра «Как? Зачем? Почему?»
Игра "Как? Зачем? Почему?"...
Конспект занятия по развитию фонематических процессов для старших дошкольников
Данный конспект может использоваться учителями -логопедами и дефектологами....