Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебная страна чувств"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Предлагаемое занятие направленно на первичное знакомство с чувством радости; формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 212.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Родничок» г. Хабаровск
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебная страна чувств"
Составитель: Сысоева Марина Валерьевна, педагог-психолог,
МАДОУ «Родничок» г. Хабаровск, Хабаровский край
Аннотация: Предлагаемое занятие направленно на первичное знакомство с чувством радости; формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающими людьми.
Ключевые слова: эмоция, чувства, радость, настроение.
Пояснительная записка
Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Ребенок растет, меняются взгляды дошкольника на мир и отношения с окружающими, возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать. Дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не умеют управлять своими чувствами и понимать эмоциональное состояние других. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, для ребенка же эта задача является еще более трудной. Дети не всегда понимают и осознают даже простые эмоции и переживания.
Именно с этой целью – ввести ребенка в мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает и дать ему словесное наименование проводится наше коррекционно-развивающее занятие т.е. через познание самого себя, накапливая определенные моменты переживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный “эмоциональный фонд”, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают.
Данное занятие является лишь одним из ряда групповых занятий в составленной мной программе для детей среднего дошкольного возраста. Цель программы - формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающими людьми. Пользуюсь психолого - педагогическими средствами, направленными, прежде всего, на интеграцию образовательных областей, на наиболее полное использование потенциальных возможностей каждого из комплексных упражнений. В занятии использую не только игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы, но и психотехники, направленные на развитие групповой динамики, поддержание благоприятного внутригруппового климата.
Использую партнерскую организацию пространства, во время занятий дети сидят в кругу – на стульчиках или на ковре. Эта форма дает возможность открытого общения, позволяет видеть всех участников, облегчает взаимодействия и позволяет ощутить детям особую общность. Коррекционно-развивающее занятие строится на основе принципов интегрирования, системности и преемственности.
Результативность прохождения детьми программы, и соответственно предлагаемого занятия устанавливается путём обследования, проводимого 2 раза: до начала проведения занятий и после окончания курса. Предполагается, что результаты отразятся на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с развитием эмоциональной сферы, компетентности в общении.
Проявление результатов: понимание своего внутреннего мира; выражение своих чувств; умение распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию; уверенность в себе и своих возможностях; умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и находить компромиссные решения; оказывать помощь другим детям в трудной ситуации;
Все дети с удовольствием посещают занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям.
Тема занятия "Волшебная страна чувств"
Цель: первичное знакомство с чувством радости; формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающими людьми.
Образовательные задачи:
- ознакомить с заданным эмоциональным состоянием;
- обучать анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания.
Коррекционно - развивающие задачи:
- развивать и корректировать эмоциональную произвольность, мимику, жесты, присущие эмоции “Радость”;
- развивать способность выражать чувство радости с помощью изобразительных средств;
- развитие способности ребенка к эмпатии, рефлексии, адекватной самооценке.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим;
- способствовать сплочению детского коллектива.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие;
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.
Оборудование: ковровое покрытие, стульчики; компьютер, проектор, экран, картинки детей в электронном виде на тему «Основные эмоции», «Волшебный туннель» (сухой дождь), конверт с разрезанной картинкой радостной девочки, мячик, вода, краски, кисти, листок с контуром человека, ватман, бумажные ромашки-эмоции.
Структура коррекционно-развивающего занятия:
I. Организационный момент
1. Приветствие
2. Разминка
II. Основная часть
1. Упражнение "Складывание картинки"
2. Беседа «Какая она, Радость»
3. Игра "Я радуюсь, когда…"
4. Художественно-продуктивная деятельность «Работа с контурами человека».
III. Заключительная часть
1. Подведение итогов
2. Ритуал прощания «Волшебные ладошки»
3. Рефлексия
Предварительная работа:
Знакомство детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей.
Время проведения занятия 25 минут.
Ход занятия:
1. Организационная часть Цель - установить эмоциональный контакт между всеми участниками.
Педагог-психолог:
Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие по сказочной стране.
Правит этой страной королева Эмоция и у нее есть много детей: мальчиков и девочек. А так как эта страна необыкновенная, то и дети у королевы тоже необыкновенные. Мы их называем – чувства (показываются на экране картинки с основными эмоциями девочек и мальчиков).
Может быть, вы, ребята знаете какие-нибудь чувства? (Радость, Злость и т.д)
Тогда нам надо поближе с ними познакомиться….
Дети, хотите отправиться в путешествие, в эту сказочную страну?
Вход в «Сказочную страну» через «Волшебный туннель» (сухой дождь). Дети проходят и садятся на стульчики, расставленные в круг.
Разминка. Цель: развивать навыки позитивного социального поведения, создавать атмосферу группового сплочения и принятия.
Педагог - психолог:
Ребята, я очень рада приветствовать вас в волшебной стране. Давайте друг другу подарим наши улыбки. Улыбка может согреть своим теплом, подарить радостное настроение.
Я передам улыбку Леночке. «Леночка! Я рада тебя видеть». Лена передаст улыбку Ване и скажет: «Ваня! Я рада тебя видеть» и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа...
2. Основная часть Цель - упражнения, игры направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка.
Упражнение "Складывание картинки" Цель: активизировать интерес к занятию.
Ах, ребята смотрите, на ковре лежит какой-то странный конверт. Откроем его. Тут какие-то непонятные кусочки. Попробуем сложить. Дети складывают картинку. Кто это?
Беседа «Какая она, Радость» Цель: познакомить детей с эмоцией радости.
Правильно ребята, это же одна из дочерей королевы
Как вы думаете, эта девочка грустная? А может быть, она сердитая?
Или веселая, радостная? Конечно, это девочка радостная.
Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать?..
Правильно…когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Дети показывают на своем лице радость.
Давайте поближе познакомимся с дочкой королевы по имени Радость.
«Что происходит с королевой, когда к ней приходит радость? (Танцует, хлопает в ладоши)
Какие звуки приносит с собой Радость? Какие запахи?
Часто ли к вам приходит радость?
Когда у Вас веселое настроение, с кем вы делитесь своей радостью?
Приятней радоваться одному или вместе?
Вспомните, когда вы радовались чему-нибудь очень сильно?
Всегда приятно общаться с людьми, у которых хорошее настроение.
Ребята, как вы думаете, что нужно делать для того, чтобы настроение всегда было хорошим? (не ссориться, не драться, не обзывать друг друга, уважать и т.п.)
А теперь мы с вами поиграем в волшебную игру. Эта игра сделает так, чтобы мы крепко – крепко подружились.
Игра "Я радуюсь, когда…" Цель - способствовать развитию самоуважения детей; развивать рефлексию эмоционального состояния;
Педагог - психолог: - Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу ответить на вопрос: "Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?" Петя должен будет поймать мячик и сказать: "Я радуюсь, когда…."
Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик мне обратно, я бросаю мяч следующему и т.д.
Работа с контурами человека. Цель — научиться выражать чувство радости с помощью изобразительных средств.
Ребята, а давайте попробуем найти на своем теле место, где у вас живет радость. Какое оно, это место, теплое или холодное?
«А давайте окрасим воду таким цветом, какого цвета ваша радость?» На столах перед вами стоят стаканы с водой и краски.
«А теперь, пожалуйста, возьмите контуры человека
и нарисуйте в том месте, где у вас живет радость, пятнышко. Оно должно быть таким цветом, какого цвета ваша радость.
Если у вас проснулось желание нарисовать человечку радостное лицо – сделайте это». Рассматривание и обсуждение рисунков.
3. Заключительная часть. Цель: плавное завершение занятия, создание и сохранение позитивной установки.
Ребята, наше занятие заканчивается и я хочу вас спросить: « Где мы сегодня были? Кого встретили? А можете ее изобразить на своем лице?»
Ритуал прощания «Волшебные ладошки».
Ах, жаль с вами расставаться и так хочется попросить у вас что-нибудь на прощание! У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать через тепло ваших ладошек.
Дети кладут руку ладошкой на руку ведущему и произносят « До новых встреч!»
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Надо душ сухой принять.
Чтоб вернуться из волшебной страны в детский сад детям предлагается пройти через «сухой дождь».
Педагог – психолог:
Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук.
Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью.
Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго.
Рефлексия.
А теперь я вас приглашаю украсить ромашками нашу полянку, выберите тот цветочек, на который сейчас похоже ваше настроение (заранее подготовлен ватман с изображением поляны, дети приклеивают ромашки - эмоции).
Рефлексия предполагает выбор каждого ребенка ромашки - эмоции, которая отражает его состояние в конце проведенного занятия.
Как правило, поляна бывает украшена радостными и добродушными цветами.
Список литературы
1. Деркунская В.А., Вершинина С.Е. Технология организации интегративной деятельности старших дошкольников. Учебно-методическое пособие; Центр педагогического образования, 2012. - 64 с.
2. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника// Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - С. 8-28.
3. Иванова Н.М. Результаты работы по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – том 16 (№ 4). – С. 27 – 30.
4. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. — М.: Генезис, 2009. — 208 с.: ил.
5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.– Ярославль: Академия развития, 1999.– 208 с.
6. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. - М.: АРКТИ, 2005. - 79 с.
7. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: Генезис, 2007. - 176 с.
8.Картинки эмоции детей использовала с сайта http://detsad-kitty.ru/index.php?subaction=allnews&user=elochka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"
Занятие для детей старшего длшкольного возраста. Итог работы по коррекции эмоциональной сферы психики....
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста...
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...
ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со ...
ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
В данной статье рассматривается величайший потенциал корректно-развивающей деятельности педагога с детьми старшего докольного возраста....
«Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».
Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.Причины заикания бывают двух видов: ...