«Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования»
материал (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.ppt | 852 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Актуальность работы заключается в том, что развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования проходит путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
По данной проблеме работали: Н.А. Ветлугина, С.В Крюкова, Р.М. Чумичёва, В.А. Изикеева
ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в разделе I «Общие положения» п.2.6. при реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» определены направления развития и образования детей по эмоциональному развитию дошкольников. В разделе III ФГОС «Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования» указано, что условия реализации программы должны обеспечить полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Проблема исследования- каким образом рисование влияет на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Объект исследования – процесс развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования. Цель исследования – изучить возможности изобразительной деятельности в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: изобразительная деятельность будет эффективным средством эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в том случае, если: -педагогический процесс будет строиться с учётом особенностей эмоционального развития старших дошкольников; -организация непосредственной изобразительной деятельности будет включать в себя содержание, направленное на решение задач эмоционального развития детей;
Задачи исследования: 1. Обобщить и проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Обобщить различные подходы к методике изучения развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования. 3. Подобрать и апробировать конспекты занятий, соответствующие предмету исследования 4.Провести и проанализировать опытно-педагогическую работу по проверке справедливости гипотезы исследования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы. Практическая значимость исследования : систематизирование материала по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста в процессе рисования ,а так же в том, что материалы исследования могут быть полезны педагогам ДОО для их профессиональной деятельности.
Для доказательства гипотезы на практическом уровне мной была проведена опытно-педагогическая работа на базе МБДОУ Детский сад № 225 "Теремок" , старшая группа №5 . Работа состояла из трех этапов: -констатирующего -формирующего -контрольного
Констатирующий этап Цель: выявление уровня развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Подобрать методики , которые будут направлены на выявление уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников. Проведение первичной диагностики уровня эмоционального состояния детей. Методика: «Эмоциональные лица» Н.Я.Семаго.
«Эмоциональные лица» Н.Я.Семаго. Цель: Оценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания, возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка.
Критерии оценки: Высокий уровень – развёрнутый и подробный ответ, способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию. Средний уровень – ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого. Низкий уровень - задание не выполняет даже с помощью вопросов, не называет настроение, не может показать его на себе.
1-й этап методики «Эмоциональные лица»
2-й этап методики «Эмоциональные лица»
Вывод: 2 ребенка 2 ребенка 6 детей 2 ребенка 2 ребенка 6 детей 2 ребенка 2 ребенка 6 детей 2 ребенка 2 ребенка 6 детей
Формирующий этап Цель: формирование эмоциональной сферы детей в процессе рисования Задача: Проведение и апробирование занятий, психогимнастических упражнений и дидактических игр.
Для развития эмоциональной сферы детей в процессе рисования были использованы: -Занятия по художественной деятельности (рисование) -Психогимнастические упражнения -Дидактические игры
Перспективный план Рисунок Тема Программное содержание Занятие в нетрадиционной технике «Солнышко, которое мне светит» Нетрадиционные техники: оттиск Программное содержание : вызвать эстетические чувства к природе и ее изображению в нетрадиционной технике, развивать восприятие. Воспитывать аккуратность в работе с красками. Психогимнастические упражнения: «Кто съел варенье?»; «Путешествие в картину «Утро в сосновом лесу»» Цель: формирование основ художественной культуры Психогимнастическое упражнение «В лесу»
Рисунок Тема Программное содержание Рисование в нетрадиционной технике «Ветка мимозы» Нетрадиционная техника скатывание бумажной салфетки. Программное содержание : Учить технике рисования салфеткой, создавать изображение путем использования точки, как выразительности. Закрепить знания и представление о цвете (желтый), форме (круглая). Развитие ассоциативного мышления, восприятие цвета, форм. Воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности. Психогимнастические упражнения: «Новая кукла» «Баба-Яга» «Золушка»
Рисунок Тема Программное содержание Занятие в нетрадиционной технике «Как я люблю одуванчики» Нетрадиционные техники : тычкование. Программное содержание: учить технике тычкования, совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений. Развивать чувственное восприятие, выражение образа одуванчика. Психогимнастические упражнения: «Кот Васька»; «Про Таню» «Дуремар и Тартилла»
Дидактические игры «Что за погода?» «Мы и природа» «Будь внимателен» «Воздушные шарики» «Четвертый лишний»
Контрольный этап Цель: убедиться в эффективности формирующего этапа. Задачи: Проведение вторичной контрольной диагностики уровня развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования при помощи выбранной методики. Подтверждение эффективности проведенной работы.
Результаты контрольного этапа Результаты констатирующего этапа
Результаты контрольного этапа Результаты констатирующего этапа
Заключение: Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что изобразительная деятельность будет эффективным средством эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"
Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....
Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»
В данной работе представлены тезисы, раскрывающие необходимость и значимость эмоционального развития старших дошкольников. Выявлена актуальность данной темы, поставлены цели и задачи работы, указаны м...
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки
Методическая разработка...
Проект " Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий"
Проект направлен на внедрение комплекса занятий, направленного на успешное развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста....
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий
Проект направлен на внедрение комплекса занятий, направленного на успешное развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. ...
Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Конспект занятия педагога-психолога на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Целью занятия является развитие эмоциональной сферы дете...