Использование нетрадиционных методов в формировании и развитии здоровой личности
статья по коррекционной педагогике на тему
В данной публикации предлагается обзор методов нетрадиционных форм воздействия в коррекционной педагогике, использование которых в дополнение к традиционным методам дает положительные результаты, помогает в воспитании и целостном развитии личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_metody.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных методов в формировании и развитии здоровой личности
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
В данной публикации предлагается обзор методов нетрадиционных форм воздействия в коррекционной педагогике, использование которых в дополнение к традиционным методам дает положительные результаты, помогает в воспитании и целостном развитии личности.
На сегодняшний день успешно применяются такие методы нетрадиционного воздействия как фитотерапия, ароматерапия, литотерапия, музыкотерапия, хромотерапия, куклотерапия, сказкотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса, который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи. Их основными задачами являются улучшение психоэмоционального состояния детей, развитие речи, развитие речевого дыхания и мелкой моторики.
Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.
Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях для:
- восстановления умственной и физической работоспособности;
- устранения усталости, вялости, астенического синдрома;
- профилактики нарушений мозгового кровообращения;
- устранения бессонницы, нервозности;
- профилактики и устранения расстройств памяти;
- восстановления мышечного тонуса.
Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания рекомендуются:
- отвары зверобоя, ландыша
- настойки женьшеня
- сок сырой капусты
- втирание масла можжевельника
Ароматерапия — разновидность альтернативной медицины, в которой используется воздействие на организм летучих ароматических веществ, получаемых преимущественно из растений. Уже не для кого не секрет, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека. Широко применяется ароматерапия в Японии, где проводились многочисленные исследования.
Доказано, что концентрация внимания усиливается:
- при вдыхании лаванды – на 20%
- при вдыхании жасмина – на 30%
- при вдыхании лимона – на 50%
Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.
Запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность.
Эфирное масло чабреца – успокаивает.
Мята – снимает головную боль и тошноту.
Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы – обеспечивает снотворный эффект.
Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта – тонизирует.
Запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей.
Запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему.
Запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.
Чтобы проверить действие настойки – несколько капель втереть в виски и в область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.
Ароматерапию часто применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин. Курс лечения от 10 до 20 сеансов. Он показан для ослабленных, угнетенных, или наоборот, перевозбужденных детей.
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
- Замедляют пульс
- Увеличивают силу сердечных сокращений
- Способствуют расширению сосудов
- Нормализуют артериальное давление
- Стимулируют пищеварение
- Улучшают аппетит
- Облегчает установление контакта между людьми
- Повышают тонус коры головного мозга
- Улучшает обмен веществ
- Стимулируют дыхание и кровообращение
- Усиливают внимание
Возбуждающим воздействием обладает:
- музыка Вагнера
- оперетты Оффенбаха
- «Болеро» Равеля
- «Весна священная» Стравинского
Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.
Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:
- музыка Франсиса Гойи
- «Времена года» Чайковского
- «Лунная соната» Бетховена
- фонограмма пения птиц
Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.
Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:
- снятие фактора тревожности
- стимуляция двигательных функций
- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей
- растормаживание речевой функции
- развитие чувства ритма, темпа, времени
- развитие мыслительных способностей и фантазии
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков
- нормализация просодической стороны речи
В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается
в музыкальном оформлении игр
музыкальной релаксации
Особенности использования:
- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо)
- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям
- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной)
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно
Интересно обратить внимание на такой метод как хромотерапия.
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Синий цвет:
оказывает успокаивающее воздействие,
расслабляет,
снимает спазмы,
уменьшает головные боли,
понижает аппетит,
стимулирует умственную деятельность.
Голубой цвет:
оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.
Фиолетовый цвет:
угнетает психические и физиологические процессы,
снижает настроение.
Красный цвет:
активизирует,
повышает физическую работоспособность,
вызывает ощущение теплоты,
стимулирует психические процессы.
Зеленый цвет:
успокаивает,
создает хорошее настроение (поэтому люди любят зеленый лес, луг, зеленовато-голубую воду),
повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение.
Розовый цвет:
тонизирующее воздействие.
Желтый цвет:
вызывает чувство покоя,
нейтрализует негативные действия.
Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
Авантюрин – уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума.
Аквамарин – снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.
Александрит – успокаивает, способствует открытости, общению.
Алмаз – улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность.
Аметист – снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.
Бирюза – уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.
Жемчуг – укрепляет память, приносит покой и умиротворение.
Изумруд – устраняет аффекты.
Кораллы – укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.
Лазурит – улучшает остроту зрения, уменьшает боли.
Малахит – стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких
Нефрит – стимулирует работу почек.
Опал – усиливает чувство интуиции.
Сапфир – помогает при лечении диабета, нарушений костной системы, избавляет от бессонницы.
Сердолик – укрепляет зубы, стимулирует речь.
Топаз – влияет на щитовидную железу.
Хрусталь – улучшает кровь, стимулирует гипофиз и эпифиз.
Янтарь – стимулирует нервную систему, улучшает дыхательную систему, повышает гемоглобин в крови.
Куклотерапия основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)
Используется при нарушениях поведения, при страхах, при нарушении коммуникативной сферы.
Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.
Список литературных источников:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи
Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессо...
Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...
Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими ОНР
Обучение творческому рассказыванию и развитию воображения...
Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.
Использование нетрадиционных методовна занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста,страдающими общим недоразвитием речи....
Использование нетрадиционных методов рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Выступление на семинаре...
Использование нетрадиционных методов и приёмов для развития речи детей.
Развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления....