Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими общим недоразвитием речи.
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Использование нетрадиционных методов
на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста,
страдающими общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_metody_razvitiya_rechi.pptx | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы
Творческое рассказывание предполагает самостоятельно продуманное содержание, логически выстроенное и оформленное в определенную словесную форму, соответствующую содержанию, создание из разрозненных фактов пусть самой скромной, но непременно завершенной картины жизни. 1 ТИП: «Описательный рассказ» ЦЕЛЬ: Обучение детей составлению описательных рассказов по картине в соответствии с общедидактическими требованиями. Виды получаемых рассказов: рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей; описание картины как раскрытие темы; развернутое описание конкретно взятого объекта; словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий поэтических образов, метафор, сравнений. 2 ТИП: «Творческое рассказывание по картине» (фантазирование) ЦЕЛЬ: Учить детей составлять связные рассказы фантастического плана по мотивам изображенного. Виды получаемых рассказов: рассказ как фантастическое преобразование содержания; фантастический рассказ об отдельно взятом объекте; рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.
Данная методика имеет множество преимуществ перед традиционными методами обучения детей рассказыванию по картине: Она позволяет решать не только общедидактические , обучающие и развивающие, но и коррекционные задачи. Поощряется индивидуальность, исключительность каждого ребенка, учитывается каждое мнение. Значительно расширяется запас знаний и представлений об окружающем. Дети составляют рассказы, опираясь на чувственный опыт, используя различные анализаторы. За счет этого рассказы становятся значительно ярче, образнее. Активизируется и расширяется словарный запас детей, накопление словаря проходит в непринужденной игровой форме. Совершенствуется грамматический строй речи: дети учатся использовать предложения различной структуры, упражняются в различных способах словообразования, отрабатывается употребление предложных конструкций и т.д. Дети используют в рассказах диалогическую речь, придумывают диалоги между объектами картины, в том числе и неодушевленными. Качественно изменяются описательные рассказы детей. Возрастает мыслительная активность детей, совершенствуется ассоциативное мышление, дети учатся устанавливать логические связи, причинно-следственные и временные отношения. Значительной коррекции поддаются личностные особенности детей. Ребенок становится активнее, самостоятельнее, увереннее в себе, учится отстаивать свою точку зрения, и в то же время, уважать мнение других, находить компромиссное решение. Дети видят результат своего труда, т.к. всегда есть выход в продуктивную деятельность (рисунки, аппликации, загадки, игра-драматизация и т.д.). Этапы (шаги) данной методики можно использовать на других занятиях. Каждый педагог, работающий по этой методике, имеет возможность широко использовать собственные творческие способности, внося в занятие разнообразие и нетрадиционность .
Этапы работы над картиной
Рассказ по сюжетной картине – планом являются предметные картинки, расположенные в порядке развития сюжета
Описание предмета в зависимости от строения предмета, пространственного расположения его частей детям предлагается определенный порядок его рассматривания и описания с опорой на отдельные рисунки с последовательной закраской частей предмета или характерных особенностей его построения
Цепной повествовательный рассказ можно представить в виде предметно графической схемы. Обозначения предметов выступают в качестве опорных точек при построении рассказа
Обучение дошкольников с ОНР составлению загадок . Подготовительный этап – обучение сравнению Алгоритм работы выглядит так:
Использование «опоры» ( таблицы) для составления загадок. КАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ ЖЕ? круглый мяч легкий пух белый снег Разделив каждую пару выражений «но не», «да не» или «как», получим загадку: Круглый, да не мяч; Легкий, да не пух; Белый, да не снег.
Использование «опоры» (таблицы) для составления загадок. ЧТО ДЕЛАЕТ? КТО (ЧТО) ДЕЛАЕТ ТАКЖЕ? летает птица скачет заяц стучит сердце Получим такую загадку про мяч: Летает, как птица; Скачет, как заяц; Стучит, как сердце. Опора дает значительную основу, помогающую детям запомнить и правильно воспроизвести загадку.
Работа по составлению загадок позволяет решить многие задачи:
Заключение Используя в работе нетрадиционные методы, я ставила перед собой главную цель – поиск оптимальных средств педагогического воздействия. Включенная в общую коррекционную систему, последовательная, целенаправленная работа по обучению детей творческому рассказыванию по картине способствовала тому, что: значительно улучшилась самостоятельность, целенаправленность детских рассказов, их композиционная целостность и художественная выразительность; возрос интерес детей к творческому рассказыванию с помощью активной деятельности; сформировалось положительное отношение к рассказам товарищей, умение внимательно их выслушивать, давать оценку деятельности; дети стали значительно наблюдательнее, они широко используют свои поисковые и исследовательские способности в познании окружающего мира; значительно повысился уровень коммуникации детей, они стали гораздо общительнее, легко вступают в контакт со сверстниками и со взрослыми.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Учитель-логопед Шеляг Нина Михайловна ДОУ № 75 Приморского района fanny2004@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...
Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...
Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими ОНР
Обучение творческому рассказыванию и развитию воображения...
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...
Конспект подгруппового логоритмического занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития
Лексиеская тема: "Семья"...
Конспект подгруппового занятия по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Знакомство с историей народной куклы, развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа....