Совместная деятельность по ознакомлению с художественной литературой с детьми 6-7 лет Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Совместная деятельность по ознакомлению
с художественной литературой с детьми 6-7 лет
Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova_hud.literatura.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность по ознакомлению
с художественной литературой с детьми 6-7 лет
Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка»
Подготовила и провела воспитатель: Кузнецова Н.В.
Дата: 01.11.2022г.
Время: 15.20
Образовательная область: «Художественная литература»
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями Н.Н. Носова
Программное содержание:
Образовательные
- Закрепить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров
- Закрепить навыки грамматически правильного оформления высказываний.
- Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение
- Обогащать словарный запас
Развивающие
- Способствовать развитию связной речи, зрительного восприятия, воображения, памяти, мышления
- Способствовать развитию интонационной выразительности при инсценировке и озвучивании фрагментов произведения
- Продолжать формировать умение четко произносить слова, сочетать слова с движениями рук
Воспитательные
- Воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребности в дружеских взаимоотношениях
- Прививать детям интерес к художественной литературе
Оборудование: презентация, текст рассказа «Заплатка», лист с заданиями на каждого ребенка, цветные карандаши
Словарная работа: хвастается, заплатка, материя.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, презентации;
Форма проведения: групповая.
Орг. часть.
Воспитатель: Ребята, я вижу, что у вас сегодня хорошее настроение, а если у кого-то еще на душе грустинка, то это мы сейчас быстро исправим. Давайте, встанем в круг и каждый из вас по очереди, называет, то чем он хочет поделиться. Я начинаю, например, хочу поделиться своей смелостью (радостью, добром, силой, здоровьем, счастьем, хорошей настроением) и пожимаю руку и т.д. (дети продолжают)
Ход:
(Дети заходят и встают полукругом перед экраном)
I. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята! Отгадайте мою загадку:
Не дерево, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает (Книга) (Слайд №2 на экране)
Воспитатель: Правильно, это книга. Книга с давних времен считается лучшим другом и помощником человека. Как вы думаете, почему?
Ответы детей: (Потому что из книг можно узнать много нового и интересного)
Все, что создано умом.
Все, к чему душа стремится.
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится
Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, пословицы о книге:
- Дом без книги – день без солнца.
- Кто много читает, тот много знает.
- Книга мала да ума придала.
- Книга поможет в труде и выручит в беде
Воспитатель: Что, по вашему мнению, может быть напечатано в книгах?
Ответы детей: (В книгах могут быть напечатаны рассказы, сказки, стихи, загадки, басни и т.д.)
Да, вы правы! (Слайд №3 - экран) Посмотрите на экран. Здесь я собрала только малую часть того, что печатается для детей. Все это различные жанры литературных произведений.
- Какие жанры вам знакомы?
Ответы детей: (Сказки, рассказы, басни, стихи…)
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, несколько ваших любимых сказок. А какие басни вам знакомы? (дети называют)
Воспитатель: А как вы считаете, можно ли отличить один жанр литературного произведения от другого? Например, сказку от басни? Чем они похожи и чем отличаются?
Ответы детей: (И в сказке, и в басне много того, чего не может быть в жизни. Например, животные могут говорить человеческим голосом)
Воспитатель: И в сказке, и в басне присутствует мораль, нравоучение. Не зря в народе говорится: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
- На какие жанры литературы похожи басня и сказка?
Ответы детей: (Басня похожа на стихотворение, а сказка на рассказ)
Воспитатель: Правильно, молодцы! А как отличить сказку от рассказа?
Ответы детей: (В сказке много выдуманного, волшебного. В сказках существуют волшебные предметы: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, волшебная палочка, избушка на курьих ножках и т.д. (Слайд №4 - экран)
А в рассказе автор описывает то, что происходило на самом деле)
Молодцы! Все верно!
Физкультминутка: «Сказки»
«Курочка Ряба»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
«Репка»
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка. (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
«Волк и семеро козлят»
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками обеих рук показывают «рожки»)
(Дети усаживаются на стульчики)
II. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, в последнее время мы читали рассказы Н.Н. Носова. Какие рассказы вам особенно запомнились? («Мишкина каша», «Фантазеры», «Клякса», «Живая шляпа»…)
Посмотрите на экран, узнаете ли вы, к каким произведениям нарисованы эти иллюстрации? (Слайд №5 - экран)
Молодцы! Вы узнали все произведения Н. Носова.
Книги этого автора хочется читать и перечитывать. Его произведения нравятся не только детям, но и взрослым.
- Как вы думаете, почему? (Героями рассказов Носова являются дети – фантазёры и непоседы, выдумщики, которым часто достаётся за их затеи)
- Хотите услышать еще один рассказ?
Работа над произведением
1. Словарная работа
Воспитатель: Сегодня я прочитаю вам рассказ Н.Н. Носова «Заплатка». В этом произведении вам встретятся непонятные слова. Давайте разберем их.
«Заплатка» - Кусок ткани, нашиваемый на порванное место. (Показать рубаху с заплаткой)
«Хвастается» - хвалится, говорит с излишней похвалой
«Материя» - ткань, из которой можно что-нибудь сшить. (Показать образцы)
«Наново» - Заново, вновь, снова, еще раз.
2. Выразительное чтение произведения воспитателем
3. Беседа по содержанию
- Понравился рассказ? Как звали главного героя?
- Почему все дети завидовали Бобке?
- Как он порвал свои штаны?
- К кому он обратился за помощью?
- Почему мама отказалась помочь сыну?
- Почему дети смеялись над мальчиком?
- За что Бобка испытал чувство стыда?
- Как мальчик пришивал заплатку в первый раз?
- Почему Бобка решил переделать свою работу?
- Как мальчик работал во второй раз?
- Понравился ли результат друзьям Бобки?
- Чему захотел научиться Бобка в следующий раз?
4.Интонационное упражнение
- Вспомните, каким был Бобка в начале рассказа?
Ответы детей: (Был хвастуном, неумехой, торопыжкой, нетерпеливым)
- Кто попробует показать, как он хвалился своими штанами перед другими детьми, что он говорил, каким голосом, с какой интонацией?
(2-3 ребенка пытаются передать интонацию Бобки)
- Каким стал Бобка в конце рассказа?
Ответы детей: (Терпеливым, настойчивым, умелым, аккуратным)
Бобку переполняло чувство гордости за свою работу. Вспомните, как он двигался, что говорил.
- Кто попробует передать его состояние с помощью интонации? (Предложить детям передать движение, интонацию)
5. Д/игра «Мамины помощники»
Воспитатель: Ребята, вы любите своих мам? Конечно! Представляете, утром мама торопилась на работу, случайно за что-то зацепилась и порвала платок. Она очень огорчилась, потому что это был ее любимый платок. Как вы думаете, мы сможем помочь маме? Конечно! Возьмите свои листы, подойти к столам, найдите нужную заплатку и почините мамин платок. (Звучит спокойная музыка)
Молодцы! Вы быстро справились!
III. Итог:
Воспитатель:
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто автор этого произведения?
- Понравился ли вам этот рассказ? Обязательно расскажите его дома.
Я тоже очень люблю рассказы Н. Носова. Ведь в них самые обычные жизненные ситуации превращаются в необычайно смешные поучительные истории.
А еще мне известно, что вы очень любите книги! Поэтому сегодня нашу библиотечку пополнят несколько новых книг. Вы сможете рассмотреть их в свободное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького».
Непосредственно образовательная деятельность по Развитию речи...
Справка по итогам проведения тематического контроля на тему «Организация совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею" во всех группах
Цель контроля: - изучить организацию совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею;- проверить ежедневное планирование;- оцен...
Совместная деятельность по ознакомлению с художественной литературой в средней группе
Приобщать детей к поэзии, помогать запомнить и выразительно читать стихотворение.Учить отгадывать загадки, развивая логическое мышление, память, речь.Учить детей понимать характеры и поступки героев; ...
Совместная деятельность по ознакомление с художественной литературой для детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Тема: «Чтение рассказа Е. Чарушина «Волчишко». (для детей старшей группы -5-6 лет)...
Конспект занятия по разделу "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе на тему: "Чтение рассказа Н. Носова "Фантазеры".
Конспект занятия по разделу "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе на тему:"Чтение рассказа Н. Носова "Фантазеры".Задачи:- познакомить детей с творчество...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с рассказом Н.Носова "Живая шляпа" "
Познакомить детей с произведением Н. Носова « Живая шляпа». Продолжать развивать интерес к художественной литературе....
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького».
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького»....