Педагогический проект "Фольклор для малышей"
проект по художественной литературе (младшая группа)

Игумнова Наталья Геннадьевна

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_folklor_i_malysh_22-23g.docx408.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад «Светлячок»

Проект                                                                                             в первой младшей группе

на тему: «Фольклор для малышей»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

https://cdn.culture.ru/images/2ec86799-3f59-51a0-844e-a5f925ea459c

                                                                                               Руководитель проекта

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Игумнова Наталья Геннадьевна

Участники проекта:

воспитатель, дети, родители

пос. Светлый

декабрь - май, 2022 -2023г.г.

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».
(Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора)

Введение

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей. Фольклор – как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, потешки, которые забавляют и учат ребенка.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Строя свою работу с детьми на основе фольклора, я исходила из того, что фольклор должен быть широко включен в деятельность детей. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Информационная карта проекта

Тема: «Фольклор для малышей»

Цель: способствовать развитию речи детей младшего возраста средствами малых форм, фольклора.

Задачи:

- Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа.- Развивать у детей интерес к произведениям устного народного творчества, активную речь, мелкую моторику, двигательную активность;

- Воспитание нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность;

- Приобщать к истокам русской народной культуры (познакомить  с русскими народными инструментами: гусли, трещётка, деревянные ложки; с народными игрушками: дымковская игрушка, матрёшка, пирамидка, каталка, качалка, игрушка – забава).
- Воспитывать гуманные чувства.

Тип проекта:

  • по методу – познавательно – игровой;
  • по количеству участников – групповой, дети первой младшей группы, их родители, воспитатель, музыкальный работник.
  • по продолжительности – долгосрочный (декабрь - май)

Актуальность:

Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит необходимым условием воспитания и обучения, особенно в младшем дошкольном возрасте. Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Произведения художественной литературы и устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки – это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. При знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Гипотеза проекта: Если знакомить детей, начиная с раннего возраста с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Проблема: недостаточное использование устного народного творчества в процессе воспитания и обучения дошкольников.

Причины:• Отсутствие постоянного, живого общения ребёнка с бабушками, прабабушками.
• Ребёнок больше времени проводит за компьютером и телевизором.
• Родители, педагоги ДОУ недооценивают значение фольклора в воспитании и развитии ребёнка.

Предмет исследования: фольклор.

Объектом исследования является потешка, которая используется с целью ознакомления детей с устным народным творчеством.

Интеграция образовательных областей

Предполагаемый результат:

Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом.Заучивание детьми потешек, умение их узнавать и рассказывать.Обыгрывать потешки и русские народные сказки.Получить знания о русских народных музыкальных инструментах.Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста.Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам.Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству. Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, пестушки, загадки и объяснять им их смысл.

Обеспечение проекта:

  • Материально техническое – подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотеки бесед, дидактических, пальчиковых, сюжетно ролевых, подвижных игр, анкеты, памятки;
  • Учебно – методическое – дидактический материал, иллюстрации, картинки, альбомы.

подбор литературного материала: книжки, потешки, песенки, сказки, стихи.

Продукт деятельности: проведения развлечения с детьми: «Сундучок сказок»

Презентация проекта:Фотоотчет проекта.

Этапы работы над проектом:

  • I этап - Организационно – проектировочный

 -создание методического обеспечения;

- подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, организованной образовательной деятельности педагога с детьми, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной детской деятельности.;

- обсуждение темы проекта, задач с родителями;

- помещение информации в родительский уголок.

  • II этап – Основной

- реализация проекта согласно плану;

- совместная деятельность с детьми: чтение, обыгрывание, рассказывание сказок, потешек, пестушек, загадок, беседы по содержанию. - информационная деятельность;

- организованные тематические встречи;

- беседы с родителями по теме проекта;

- работа с детьми.

  • III этап – Заключительный

- подведение результатов проекта.

- развлечение «Сундучок сказок.»                                                                                         - создание альбома: «Фольклор для малышей»

Этапы реализации проекта

Мероприятие

Задачи

Ответственные

Сроки реализации мероприятия

Iэтап

1

Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатель

 родители

1неделя декабря

2

Разработка плана реализации проекта.

Спланировать работу над проектом по этапам.

Воспитатель

2 – неделя декабря

3

Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

Создать методическое обеспечение проекта.

Воспитатель

2 – 3 неделя декабря

4

Консультации для родителей.

«Фольклор и его значение в развитии детей раннего возраста»

«Роль потешек и сказок в развитии речи детей»

Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие речи детей.

Воспитатель

На протяжении проекта

5

Анкета для родителей «Фольклор в жизни детей»

Памятка для родителей «Фольклор в повседневной жизни малышей»

Подбор необходимой литературы и информации по данной теме.

Воспитатель, родители, детская районная библиотека

На протяжении проекта

II этап

1

Рассматривание картин, иллюстраций к потешкам, сказкам.

Приобщать детей рассматривать рисунки в книжках; 

Воспитатель, дети

 На протяжении всего проекта

2

Игра – забава «Поймай пузырь» «Зайка серенький сидит и ушами шевелит»  «Ходит Ваня»

Создать радостное настроение у детей.

Воспитатель, дети

На протяжении всего проекта

3

Сбор стихов, загадок, потешек, песенок, сказок.

Расширить знания детей через устное народное творчество

Воспитатель, родители, библиотека.

1-2 неделя декабря

4

Чтение

Русские народные сказки.«Колобок.» «Репка»,«Курочка ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят»

Потешки: «Зайчики», «При умывании», «При кормлении», «Петушок», «Ай, ду – ду..», «Солнышко ведрышко»  «Как у нашего кота..»

Просмотр мультфильма «Маша и медведь»  «Колобок»

Формировать интерес к устному народному творчеству.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

5

Практическое упражнение: «Собираем игрушки», «Собираемся на прогулку», «Помощники», «Вымой руки»

Формировать дружеские отношения в процессе практических упражнений.

Воспитатель, дети

На протяжении всего проекта

6

Ситуативный разговор по безопасному поведению с огнём с использованием потешки «Кошкин дом»

Способствовать развитию у детей элементарных представлений о правилах пожарной безопасности.

Воспитатель, дети

4- неделя декабря

7

Дидактические игры. «Собери и расскажи сказку»по сказке Курочка ряба.«Волшебный мешочек»«Собери матрешку»,«Водичка, водичка, умой мое личико»

Развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

8

С/ролевая игра:«Катя умывается», «Угощение», «Маша обедает», «Герои сказки заболели»«Печем пирожки для героев сказки Теремок»

Обучение детей реализации игрового замысла.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

9

Рисование.«Подарок Петушку»,«Блинчики, оладушки такие, как у бабушки.»«Украсим тарелочку.»  «Украсим деревянные ложки.»Лепка.                      «Пирожок» по потешке                   «Пошел котик на торжок..»«Мисочки для медведей» по сказке «Три медведя.»  «Бублики - баранки»

Аппликация:«Украсим домик» по сказке «Теремок.»«Украсим матрешкам сарафан»

Способствовать формированию продуктивной деятельности детей.

Воспитатель, дети

На протяжении

проекта

10

Релаксация: «Мячики отдыхают»«Мышки отдыхают»

Формировать умение отдыхать под музыку, снимать внутреннее напряжение.

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель.

На протяжении проекта

11

Заучивание песенок.«Уж ты, котенька – коток.» «Серенькая кошечка» «Вышла курочка гулять», «Ладушки –ладушки»

Обогащать музыкальные впечатления детей

Воспитатель, музыкальный работник, дети

На протяжении проекта

12

Подвижные игры:

«Гуси, гуси» «Солнышко и дождик» «Мишка косолапый» «Зайчики» «Зайка серенький сидит» «Лохматый пес»    

Пальчиковые игры:

«Сорока - белобока», «Пальчик - мальчик», «Этот пальчик»

Хороводная игра: «Каравай», «Пузырь»,  Обыгрываниепотешки «Ножки – ножки,где вы были?»

Игры – драматизации по сказкам «Теремок» «Репка»

Игры на музыкальных инструментах      Д/и «Угадай на чем играет зайчик» «Оркестр»

Способствовать формированию у детей различных двигательных навыков.

На протяжении проекта

III этап

1

Праздник с детьми« Сундучок сказок»

 Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Воспитатель, дети

3– неделя мая

2

Фотоотчет итогового мероприятия

Вовлечь родителей в проектную деятельность

Воспитатель

3 – неделя мая

Полученные результаты:

В результате проведения данного проекта у детей повысился интерес к устному народному творчеству, в частности к потешкам. Дети стали их

узнавать, самостоятельно рассказывать, использовать потешки в самостоятельных играх, активизировалась речь у детей. У детей начали проявляться нравственные черты характера, такие как сострадание, порядочность, доброта, уважение, честность. Большую помощь в реализации проекта оказали родители воспитанников, они приняли участие в оформлении книжного уголкапо русскому народному фольклору для детей.

Приложение №1

Консультация для родителей на тему:

Фольклор и его значение в развитии детей раннего возраста.

По мнению учёных, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка формируется наглядно- образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается оптом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщённых знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.

Фольклор – одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащают чувства и речь малышей. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Фольклор для детей – колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки. Содержание небольших произведений многоплановое. Описание их не только поэтично, но и образно. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы.

 Ребенок чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает. Это забавляет, радует, организует его поведение.

 Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в детском саду в период привыкания к новой обстановке. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому человеку – в общем, отвлечься и успокоиться. Учитывая, что многие народные произведения позволяют подставлять любое имя, не изменяя содержание. Использую такие потешки:  Вот проснулся петушок, встала курочка.

            Подымайся, мой дружок, встань, мой Юрочка.

  Или: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

                 Ванечка – хороший! Ванечка – пригожий!

Чтобы обеспечить положительное отношение к режимным моментам подбираются также соответствующие потешки. Удачно подобранная потешка может помочь во время кормления:

           Умница Катенька, ешь кашку сладеньку,

           Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

При подготовке ко сну:

          Вот и люди спят, вот и звери спят,

          Птицы спят на веточках, лисы спят на горочках,

          Зайцы спят на травушке, утки на муравушке,

          Детки спят по люлечкам,

          Спят, поспят, всему миру спать велят.

Во время одевания на прогулку:

         Вот они сапожки,

         Этот с левой ножки,

         Этот с правой ножки.

 Словарный запас этого возраста невелик, поэтому потешки подбираю в соответствии с уровнем развития.  Подбирается интонация, понятная детям: колыбельную, произносить, нараспев ласково, не громко; веселую – задорно, с юмором, с улыбкой.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то плачет из детей, то остальные стараются успокоить, приговаривая:  

                 Не плачь, не плачь, детка,

                 Прискачет к тебе белка,

                 Принесёт орешки –

                 Для маминой потешки.

                 Если будешь плакать –

                 Дадим худой лапоть. 

В потешках, в которых имеется звукоподражание голосом животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому: «Петушок, петушок, золотой гребешок»; «Наши уточки с утра: кря-кря-кря». Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи.

В группе находятся соответствующие настольно-печатные игры, иллюстрации, игрушки, разные виды театров (кукольные, пальчиковые, ложковые и др.), предметы народного костюма и украшения к ним, некоторые народные музыкальные инструменты. Все это привлекает внимание детей. Дети с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек. Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью,

  обыгрываются малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не надо забывать, что особенно маленьких детей надо учить играя. Для этого пригодятся те игрушки, с которыми играют дети, но заранее надо подобрать к игрушечной кошке или собаке маленького котёнка или щенка и, конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть металлофон, бубен, барабан, дудочка и др.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родителями. Поэтому надорассказывать  родителям

 о значении эмоционального общения с ребёнком. Важно, чтобы у растущего человека накапливался опыт общения, основанный на положительных чувствах: в этом, есть залог нравственного формирования личности.  Подчеркнуть значение благоприятной эмоциональной семейной атмосферы для нормального психического развития ребёнка. Нужно проводить консультации, как использовать произведения русского нар одного творчества дома, оформлять папки- ширмы и папки- передвижки.

 

Приложение №2

Консультация для родителей на тему:

«Роль потешек и сказок в развитии речи детей».

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей. Особую значимость приобретает оно в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

***

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например

***

Наши уточки с утра:

Кря, кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га, га, га.

Наши курочки в окно:

Ко – ко – ко, ко – ко –  ко.

***

На дубочке, на дубочке

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносят на действия с другими игрушками – куклами, матрешками и т.д. При этом интонацией они пытаются передать характер того или иного персонажа. Помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей - дидактические игры, например: «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить и назвать произведение народного творчества). Практикуются и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют речевые указания своих товарищей, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах и проявляют собственную речевую активность.

Сказки, потешки – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Знакомство, с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда взрослый ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая куклу:

***

Баю, баю, баю - бай,

Ты собаченька не лай.

Белолоба, не скули,

Мою дочку не буди.

После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру. Своеобразие восприятия у детей 2 – 4 лет заключается в том, что при осмыслении текста ребенок опирается главным образом на имеющийся у него опыт, еще очень ограниченный и узкий. Существует еще одна характерная особенность младшего дошкольника - это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Сама природа ребенка дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать, при этом они тяготеют к ритмам, радостной мелодике. От того малышам нравятся произведения фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям детей. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке – белобоке» – это блестящий мини - спектакль, в котором ребенок одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и чтец. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, интонации, ребенок усваивает колорит русской национальной речи, ее дух.

На первых порах дети, слушая потешки, издают восклицания, произносят с разнообразными интонациями неразборчивые звукосочетания, что еще не имеет отношения к тексту. Затем малыши начинают подражать крикам животных, пытаются проговаривать рифмующиеся окончания, отдельные целые слова, короткие фразы, в дальнейшем они способны повторить весь текст, состоящий из 3 – 4 строчек. Это способствует процессу развития активной речи детей, а положительная роль маленьких фольклорных текстов выступает с очевидностью. Дети способны воспроизвести некоторые выразительные средства, которыми пользуется взрослый, читая пестушку, прибаутку. Они повышают голос в конце фразы «бай - бай», «догоняй - ка», «улетела, ай», протягивают или, наоборот отрывисто произносят слова, имитирующие крики животных «ку – ка – ре – ку – у», «му – у».

Приложение№3

Памятка для родителей "Фольклор в повседневной жизни малышей"

Самой простой и естественной формой включения музыки в жизнь детей может и должно быть, и было всегда пение взрослого. Что вы можете спеть?
Пойте ребенку колыбельные, когда надо успокоить малыша при укладывании спать; потешки, пестушки, приговорки - для его оздоровления и развития. От природы каждый из нас наделен удивительным музыкальным инструментом голосом. Все мамы прекрасно поют для своих детей. Хорошо использовать весь детский потешный, пестовой фольклор. Он прост для исполнения, вместе с тем это истинная музыка и удивительная поэзия. Очень важная деталь: необходимо, чтобы взрослому самому нравилось то, что он поет.
Поясните, что только ваше собственное чувство к данной конкретной музыке может пробудить интерес ребенка к звучащему. Слушать музыку желательно каждый день. А если вы любите петь? Пойте всегда и везде!
Фольклор в повседневной жизни малышей
Ваш малыш просыпается, а вы ему поете, улыбаясь:
Вот проснулся петушок
Встала курочка.
Просыпайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка!
Укладывая ребенка спать, напевайте ему:
Ходит сон по лавочке,
В голубой рубашечке.
Баю-баю, баю-бай,
Поскорее засыпай?
Попала в уши вода? Не беда! Ребенок потягивается, а ему
Прыгаете и говорите:
Мышка, мышка, на горошку,
Вылей воду на ладошку!
приговаривают:
Тяни, тяни потягушки
На сыночка порастушки.
Ты расти, расти, сынок,
Как пшеничный колосок.
Выйдя на улицу, понаблюдайте за погодой, «поговорите» ссолнышком или дождиком:

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки!
Дождик, дождик, посильней,
Разгони моих гусей.
Мои гуси дома,
Не боятся грома!

Игры для потехи:

1.Пеку, пеку хлебик
Детям на обедик Большому - большой,
Меньшему - меньший Шур да в печь!
2. Шла коза по мостику
И виляла хвостиком
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила!

                                                                                               

 Приложение№4

Итоговое мероприятие по теме проекта «Фольклор для малышей»

«Сундучок сказок»

Цель: Создать условия для закрепления у детей представлений о русских народных сказках.

Задачи: Формировать знания об окружающем мире, умение угадывать название сказки, отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Продолжать оптимизировать, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь, развивать мелкую моторику, мышление, творческое воображение, двигательную активность детей,обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность. Формировать интерес к художественному слову, воспитывать желание играть и заниматься вместе, воспитывать любовь к народным сказкам.

Предварительная работа: работа, по проекту"Фольклор для малышей", чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр кукольных театров, участие в драматизации сказок, настольные игры и другое.

Ход мероприятия:

Вводная часть

Много сказок есть на свете.

Сказки эти любят дети.

А вот как они их знают,

Мы сейчас узнаем с вами! Дети заходят в зал под музыку.

Основная часть

Входит кукла Машенька:

- Здравствуйте, ребята!

Я из сказки к вам пришла,Сундучок вам принесла,

Сундучок-то не простой,

Он волшебный, не пустой!

Много сказок в нем живет,

Надо взять их на учет. А знаете ли вы сказки?

Да вот беда, сундук то на замок закрыт, давайте детки вместе дружно его откроем.

Пальчиковая игра "Замок"

На двери весит замок. Пальцы рук сомкнуты в замок (сложены)

Кто его открыть бы смог?

Постучали, Сомкнув пальцы стучат ладонями

Покрутили, Крутят сложенными ладонями

Потянули Сомкнув пальцы тянут ладони в стороны

И открыли! Разводят руками в стороны

(Игра проводится два раза)

Игра "Угадай сказку"

Маша: (открывает сундучок и произносит):

- Ой, какой здесь беспорядок!

Срочно помощь мне нужна.

Вы, ребята, помогите,

Сказки все мне разберите.

- Дети кто это? (Колобок)

- Кто испек колобок?

- Куда покатился колобок?

- Кого встретил по дороге колобок?

- Кто съел колобка?

- Дети кто это? (Курочка ряба)

- Как начинается сказка?

- Какое яйцо снесла курочка ряба?

- Кто разбил яйцо?

- А как она его разбила?

- А что курочка ответила деду и бабе? Ребята, посмотрите, какая красивая курочка к нам пришла, а давайте мы с ней поиграем. (Воспитатель одевает маску Курочки Рябы)

Подвижная игра: «Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать

А за ней цыплятки, жёлтые ребятки

ко - ко - ко, ко - ко - ко Не ходите далеко

Лапками гребите, зёрнышко ищите

Съели жёлтого жука Дождевого червяка

Выпили водицы, полное корытце.

Маша:Давайте дальше поможем наводить порядок в ее сундучке.

-Ребятки, а это что за домик стоит.

Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок не высок.

- Кто жил в теремке? Кто разломал теремок?

Маша:

-Ребятки,а это что за сказка?

Инсценировка сказки «Репка»

Детям надевают атрибуты (шапка, платок, передник, шапочки «Собака», «Кошка», «Мышка». Далее дети исполняют свою роль под слова сказки, которую рассказывает воспитатель.

Посадил Дед репку. (дед выходит и сажает репку).

Ребята давайте поможем деду посадить репку!

Физминутка«Посадили репку»

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом (ходьба)

Перед нами огород (руки вперед)

Дед на помощь нас зовет (машем руками)

Вот мы репку посадили (наклон)

И водой ее полили (имитировать движение)

Вырастала репка хороша и крепка (руки вверх)

А теперь ее потянем (имитировать движения)

И из репки кашу сварим (имитировать движения).

Воспитатель: Выросла репка большая- пребольшая.

Стал Дед репку из земли тащить: тянет- потянет- вытянуть не может. Позвал Дед на помощь Бабку.

Выходит, (бабка, помогает деду).

Воспитатель: Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут- вытянуть не могут. Позвала Бабка Внучку.

Воспитатель: Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку тянут – потянут- вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку (Захар). А как собака лает? (гав-гав)

Воспитатель: Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут – вытянуть не могут. Позвала Жучка Кошку.

. А как она мяукает? (мяу-мяу)

Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут- вытянуть не могут. Позвала Кошка Мышку (Катя). А какие звуки издает мышка? (пи-пи-пи)

Воспитатель: Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут- вытянули репку.

Ребятки, а вы узнали, что это за сказка?

- Как я попала к медведю?

- Что говорил медведь, когда нес короб?

- А я что отвечала?

- Как закончилась сказка?

Дети: Да, знаем

Заключительная часть

Машенька: Какие же вы молодцы. Мне очень понравилось бывать у вас в гостях. Много вы сказок знаете. А самое главное вы помогли навести порядок в моем сундучке. И за это я угощу Вас пирожками (Достает пирожки, передает воспитателю)

Воспитатель: Ребята, давайте скажем Машеньке спасибо.

Маша: А, теперь мне пора самой возвращаться в свою сказку, потому что меня бабушка с дедушкой ждут. До свиданья ребята! Под музыку дети благодарят и прощаются с Машенькой и со сказками.

Приложение№5

Анкета для родителей на тему: «Фольклор в жизни детей»

• Имеют ли значение в воспитании детей малые фольклорные жанры (сказки, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, былины)

___При чтении детям художественных произведений, уделяется ли внимание малым фольклорным жанрам___

• Используете ли вы образцы фольклора в общении с ребенком__

• Как вы считаете, следует ли в детском саду знакомить детей с произведениями устного народного творчества? Какие малые формы фольклора Вы знаете?

___

• Какие, используете с детьми? С какой целью?

___

• Загадываете ли детям загадки? Как часто?

___

• Какие потешки Вы знаете?

___

• Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?

___

• Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка___


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Здравствуй, малыш!"

Краткосрочный педагогический проект «Здравствуй, малыш!»  (для детей первой младшей группы)Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспече...

Педагогический проект «Здоровый малыш»

Формирование начальных представлений у детей о здоровом образе жизни...

Педагогический проект "Здоровый малыш"

Вид проекта: игровой.Проект  реализовывается с детьми первой младшей группы, родителями.Цель проекта:  создание условий для формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошк...

Педагогический проект "Здравствуй, малыш!"

Педагогический проект на тему: «Здравствуй, малыш!» Цель проекта: Создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода  адаптации. Актуальность: Детство - годы чудес. ...

Педагогический проект "Здоровый малыш - это просто"

педагогический проект предназначен для воспитателей ДОУ....

Краткосрочный педагогический проект «Здравствуй, малыш!» (для детей первой младшей группы)

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через взаимодействие педагог – ребенок- родитель....

Краткосрочный педагогический проект "Здравствуй, малыш!"

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через взаимодействие педагог – ребенок- родитель....