Среднесрочный проект для детей средней группы
«В гостях у сказки»
Разработала: воспитатель ….
Тип проекта: творческо-познавательный
Продолжительность: среднесрочный, 2 месяца.
Участники работы: воспитатели, дети средней группы, родители.
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, чтение художественной литературы.
Проблема. В последние пару десятилетий наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из основных причин этого явления является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей.
К сожалению, сегодня, наши дети воспитываются не на добрых, умных сказках, а на современных, не всегда хороших мультфильмах. У многих родителей нет времени или желания почитать книгу с ребенком. Во время бесед с детьми, в ходе опроса родителей на собраниях было выявлено, что вместо совместного времяпровождения по вечерам, игр, чтения сказок, большинство родителей предпочитает занять своих детей мультфильмами и гаджетами. Дети средней группы недостаточно хорошо знают русские народные сказки, предназначенные для их возраста, не все дети могут назвать персонажей той или иной сказки, пересказать краткий сюжет сказки.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.
Актуальность. Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.
Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей среднего дошкольного возраста развитию речи.
Цель проекта: создание условий для развития интереса детей среднего возраста к русским народным сказкам, вовлечение детей в активную речевую работу.
Задачи:
способствовать формированию интереса к русским народным сказкам и книгам в целом;
развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;
научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности;
научить детей давать оценку поступкам героев;
развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность;
развивать творчество, фантазию, воображение;
учить детей взаимодействовать, играть дружно, не ссориться;
способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;
дать родителям знания о влиянии сказок на развитие ребенка, его речь через папки-передвижки, индивидуальные и групповые консультации;
привлечь родителей к активному участию в проекте, жизни группы;
вызвать заинтересованность родителей жизнью в ДОУ и желание в ней участвовать.
Ожидаемые результаты:
дети хорошо знают русские народные сказки: «Петушок – золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Маша и медведь», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и журавль», «Жихарка», «Смоляной бычок»; могут назвать их персонажей, опираясь на вопросы воспитателя кратко пересказать сюжет сказки;
в ходе реализации проекта активизируется словарь, развивается связная речь детей;
ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности;
у детей появляется интерес к совместным играм, драматизациям отрывков сказки;
родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.
родители принимают активное участие в проектной деятельности;
совместно с родителями в группе пополнен книжный уголок, а также подборка настольно-печатных игр по теме «Русские народные сказки».
Этапы реализации проекта «В гостях у сказки»:
1 этап – подготовительный.
На этом этапе ведется подготовительная работа, а именно:
изучение методической литературы по теме проекта;
разработка плана реализации проекта;
подбор сказок, наглядно-дидактического материала, иллюстраций;
организация развивающей среды в группе;
беседа с родителями воспитанников с целью привлечения их к совместной деятельности.
2 этап – основной.
На основном этапе осуществляется непосредственно реализация данного проекта:
Образовательные области Виды детской деятельности Работа с родителями
Социально-коммуникативное развитие Беседы «Моя любимая сказка», «Кто пишет сказки?», «Кто рисует картинки к сказкам?», «Какие сказки читают нам родители», «Как обращаться с книгой», «Что делать, если порвалась любимая книга?», «Что бы ты сделал, если бы стал волшебником?»
Показ кукольного театра «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Кот, Петух и Лиса»,
Творческая мастерская: «Изготовление масок для сказок»
Сюжетно-ролевые игры: «Книжный магазин», «Больница для книг», «Библиотека».
Конструирование: «Домик для зверят по сказке «Теремок», «Замок для Василисы Прекрасной» (из конструктора), «Построим избушку для Заюшки», «Зайка» (танграм) «Роль сказки в жизни ребенка», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Воспитание сказкой», «Скрытые возможности художественных сказок», «Читайте ребенку правильные сказки».
Познавательное развитие Беседы по русским народным сказкам «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса» (учить детей давать оценку поступкам героев, учить основам безопасного поведения в быту и на улице).
Дидактические игры:
«Кто лишний», «Отгадай сказку по главному герою», «Кто в сказке лишний?», «Из какой сказки герой?», «Что сначала, что потом»
Развитие речи Дидактические игры: «Расскажи сказку» (с использованием кругов Луллия), «Что сначала, что потом».
Рассматривание сюжетных картин на тему русских народных сказок, иллюстраций в детских книгах, беседы.
Чтение русских народных сказок: «Петушок – золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Маша и медведь», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и журавль», «Жихарка», «Смоляной бычок»; и др.
Отгадывание загадок о сказках и сказочных персонажах.
Рассказывание сказки «Теремок», «Три медведя» (по иллюстрациям).
Художественно-эстетическое развитие Рассматривание репродукций и иллюстраций художников.
Просмотр м/ф: «Теремок», «Под грибом», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Гуси-лебеди».
Рисование: по мотивам русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»; по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению»; раскрашивание раскрасок по мотивам русских народных сказок.
Аппликация: «Теремок», «Яблонька».
Лепка: «Бычок – смоляной бочок», «Кувшин для журавля и тарелка для лисички», «Угощения для зверят».
Игры-имитации «Что за зверь?», «Ты покажи, а мы угадаем»
Показ настольного театра: «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».
Прослушивание аудиозаписей: «Заинька, попляши», «Жили у бабуси», «Жил был у бабушки серенький козлик», «Во поле береза стояла».
Физическое развитие Фольклорные хороводные игры по картотеке
Подвижные игры:
«Бабка Ёжка-костяная ножка»
«У медведя во бору»
«Лиса и зайцы»
«Бездомный заяц»
«Совушка-сова»
Физминутки по картотеке
3 этап – заключительный.
На заключительном этапе подводятся итоги. В ходе реализации проекта «В гостях у сказки»:
у детей сформировался интерес к книгам, к русским народным сказкам;
активный словарь детей средней группы пополнился новыми словами и устойчивыми выражениями;
дети научились характеризовать героев сказок по их поступкам (лиса хитрая, волк глупый и т.д.);
дети стремятся применять полученные знания в продуктивной деятельности.
в ходе реализации проекта пополнена развивающая среда, составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми.
все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребенку.
большинство родителей принимали активное участие в проектной деятельности: пополнили книжный уголок новыми книгами, читали дома русские народные сказки;
на заключительном этапе дети показали свои знания и умения, полученные во время прохождения проекта.