Программа дополнительного образования для детей средней группы
проект по художественной литературе (средняя группа)
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_dlya_detey_sredney_grupp1.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования для детей средней группы
Литературный кружок" Книголюбы"
по ознакомлению с художественной литературой.
Воспитатель:
Третьякова Е.В.
г. Горняк
2021 – 2022 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников).
Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.
В круг детского чтения входят:
* произведения устного творчества русского народа и народов мира;
* классическая детская литература (отечественная и зарубежная);
* современная литература (русская и зарубежная).
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
А.М. Горький неоднократно говорил о большом влиянии художественного слова на развитие языка ребёнка. Он говорил, что многие дети учились родному языку на забавных прибаутках и поговорках
Цель: привить детям любовь к художественному слову, уважение к книги
Задачи
1.Развитие поэтического слуха- способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности, осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения
2.Познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения.
3.Развивать способность замечать красоту и богатство русского языка.
4 Активизировать познавательные процессы, расширять горизонт творческого самовыражения.
5.Добиваться свободного общения между детьми
Основными принципами, которыми я руководствуюсь в работе с детьми, являются:
Принцип развивающего обучения:
Обозначающий, целенаправленное и планомерное усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, а затем использование их для решения творческих задач.
1.Побуждние к сотворчеству с взрослым, где обучение и творчество имеют равноправное значение.
2.Самостоятельный поиск решения образа.
Принцип воспитывающего обучения:
Формирование положительных качеств личности.
Правильно организованный процесс всегда носит воспитывающий характер, особое внимание уделяю воспитание интереса к художественному слову.
Принцип систематичности и последовательности:
Предполагает,что усвоение материала идёт в определённом порядке, системе. Весь материал составляет систему в перспективном планировании
Принцип интегративности:.
Художественное чтение связано с другими видами деятельности (музыкальной, познавательной, художественной)С различными видами искусства:( изобразительным, драматическим)
Для детей организуются выставки по творчеству художников-оформителей, дети посещают театральные постановки, литературные чтения, библиотеку в ККЦ п. «Ветлужский» Для детального познания образа дети слушают произведения, рисуют героя. Над формированием образа работают в детском саду различные узкие специалисты: воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по изодеятельности, логопед, психолог.
Принципы:
1.Принцип активности, стимулирующие активность и познавательную деятельность ребёнка, стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора цели действия.
2.Принцип свободы и самостоятельности.
3.Принцип иллюзии, жизненной правды позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаваться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными предметами.
Методы:
Основной метод показа, создание образа, игровой.
Формы:
Диалог, индивидуальная работа, работа в паре, игровая, творческая группа.
Средства:
Музыка, костюмы. видио, технические.
Основные способы и формы работы с детьми;
Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста(4 -5лет)
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам.
В среднем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности.
Срок реализации программы 9 месяцев: с сентября по май включительно.
2. Актуальность:
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
3.Прогнозирование результатов.
Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Итогом в реализации программы являются: выставки детских работ в детском саду;
дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ.
4. Средства, необходимые для реализации программы.
- создание художественно-развивающей среды в детском саду
- разработка НОД по развитию детских художественных способностей при чтении произведений
- использование дополнительной методической литературы по данной теме.
Сентябрь
3 неделя Рассказывание р. н. с. «Гуси-лебеди»
Колыбельные песенки (слушание в записи). Познакомить детей с убранством русской избы; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; подвести к пониманию, что добро всегда побеждает, а в жизни важна взаимовыручка.
4 неделя Русские народные песенки, потешки, небылицы.
Заучивание на выбор (Мыши водят хоровод, Пошёл котик на торжок и др.) Почитать детям потешки, обратить внимание, что их на Руси издавна читали детям, забавляя их таким образом. Заучить потешку на выбор, добиваться выразительного чтения, правильного произношения звуков.
Октябрь
1 неделя Чтение рассказа «Волчишко»
Е. Чарушина, рассматривание иллюстраций автора. Познакомить детей с творчеством писателя Е. Чарушина, побеседовать по содержанию рассказа, добиваясь полных ответов; воспитывать доброе отношение к животным.
2 неделя Заучивание стихотворения
А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы». Познакомить детей с творчеством А. Плещеева, приобщать к классической поэзии, объяснить непонятные слова. Заучить с детьми стихотворение, добиваясь выразительного чтения.
Ноябрь.
1 неделя Чтение рассказаК. Ушинского «Уточки».
Рисование уточек на пруду. Прочитать рассказ детям, побеседовать по содержанию. Предложить нарисовать уточек на пруду; воспитывать бережное и доброе отношение к животным.
2 неделя Чтение стихотворения-игры Л. Пантелеева «Карусели».
Разучивание игры. Познакомить детей со стихотворением-игрой, разучить игру с детьми и поиграть, совершенствовать умение действовать в соответствии со словами.
Декабрь.
1 неделя Чтение стихотворения Я. Акима «Первый снег». Рисование снега на тонированной бумаге. Прочитать детям стихотворение, объяснить непонятные слова, предложить нарисовать снег гуашью в разных техниках (кисточкой, ватными палочками и т. д.) Вызвать эмоциональный отклик на красоту природы.
2 неделяЧтение немецкой сказки «Госпожа Метелица» Познакомить детей с немецкой сказкой, обратить внимание, что добро и трудолюбие вознаграждаются, а лень и грубость – наказываются, побеседовать по содержанию сказки, добиваясь полных ответов.
Январь.
3 неделя Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка» (кукольный театр). Создать хорошее настроение, развлечь детей показом кукольного театра. Поговорить о героях сказки, провести аналогию с р. н. с. «Теремок».
4 неделяЧтение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке». Прочитать детям стихотворные сказки, побеседовать, как мышонок изменился, каким он стал (смелым, находчивым); обогащать словарный запас детей. Предложить детям обрывной бумагой украсить мышонка.
Февраль.
1 неделяЧтение рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Прочитать детям рассказ, побеседовать по содержанию, выяснить, почему Маша стала большой, хоть и осталась маленькой девочкой. Предложить рассказать, как дети помогают своим родителям.
2 неделя Чтение стихотворения З. Александровой «Дозор».
Рисование по содержанию стихотворения. Прочитать детям стихотворение, побеседовать по содержанию; воспитывать патриотические чувства, вызвать сострадание к раненому Дозору.
Март.
1 неделя Мамин день. Стихи о маме, бабушке, весне (повторение, выразительное чтение). Повторить с детьми стихи к утреннику, добиваться выразительного чтения, чёткого произношения; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке. Предложить детям из пластелина слепить маме цветок.
2 неделя Заучивание русской народной заклички о весне «Солнышко».
Рисование солнечного пейзажа. Заучить с детьми закличку о весне, объяснить непонятные слова; вызвать интерес к народному творчеству. Предложить нарисовать весенний, солнечный пейзаж.
Апрель.
1 неделя Чтение шуточных стихов.
С. Чёрный «Концерт», С. Маршак, Д. Хармс «Весёлые чижи». Развивать чувство юмора, умение видеть смешное в литературных произведениях, обратить внимание на выразительные средства, используемые авторами.
2 неделя Знакомство с творчеством К. Чуковского. Прочитать детям «Телефон», «Путаница», побеседовать по содержанию, прививать интерес к творчеству Чуковского.
Май.
1 неделя Чтение сказкиВ. Сутеева «Кто сказал «мяу»? Познакомить детей со сказкой Сутеева и его иллюстрациями к ней. Вызвать интерес к автору, побеседовать по содержанию. Предложить детям нарисовать кошечку красками.
2 неделя Чтение сказкиЛ. Муур «Крошка Енот и Тот, который сидит в пруду». Подвести к мысли, что добрая улыбка и хорошее отношение приносят больше пользы, чем агрессия. Учить решать конфликты мирным путём.
Коллективная работа детей и воспитателя «Наши улыбки»
2. Работа с родителями.
Календарно – тематическое планирование работы с родителями на 2018 – 2019 учебный год.
Сентябрь.
Консультация на тему: «Первые книги ребенка»
Октябрь:
Консультация на тему: «Уголок книги в детском саду»
Ноябрь:
Консультация на тему: «Ребенок дошкольник – слушатель или читатель»
Декабрь:
Консультация на тему: «Мир, окружающий ребенка, это прежде всего мир природы»
Январь:
Консультация на тему: «Покупаем книги для ребенка»
Февраль:
Консультация на тему: «Роль книги в жизни ребенка»
Март:
Консультация на тему: «Книга для дошкольников»
Апрель:
Консультация на тему: « Международный день книги»
Май:
Консультация на тему: «Добро и доброта»
Принципы и подходы к реализации программы. При составлении данной программы познавательно-речевой направленности, я ориентировалась на следующие приоритетные принципы: комфортность, комплексность, системность, наглядность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, постепенность, адекватность требований и нагрузок, индивидуализация темпа работы, повторяемость (цикличность повторения материала).
Литература, используемая педагогами, для работы и организации образовательного процесса.
Баландина Л.А. Риторика для малышей. Ростов - на – Дону, 2003г
Богуславская М.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).-Екатеринбург,1997.
Дурова А.В.Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста-М.,2000.
Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками. Москва, 2003
Лопатина А.А., Скребцова М.В. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. Москва,2005
Сухомлинский В.А.Хрестоматия по этике.-М.,1990
ФесюковаЛ.Б. Воспитание сказкой.-Харьков,1997.Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры. упражнения .(Под редакцией Л.В.Кузнецовой и др.) -М.2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоги реализации программы по дополнительному образованию детей средней группы «Колобок» кружок «Моя малая родина» 2016-17 учебный год Воспитатель Кобзаренко С.Г.
Презентация. Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников....
Программа по дополнительному образованию в средней группе «СТУПЕНЬКИ МУДРОСТИ»
Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы. Программа «Ступеньки мудрости»...
Программа дополнительного образования в средней группе "Юные пожарные"
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные пожарные»Направление: формирование основ безопасностиВозраст детей: 4 – 5 летСрок реализации: 1 год...
Рабочая программа дополнительного образования «Затейники» средняя группа
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребёнка в школе. Движение рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет з...
программа дополнительного образования легоконструирование средняя группа
Конструктор помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме...
ПРОГРАММА дополнительного образования в средней, старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у сказки». Театрализованная деятельность в детском саду.
ПРОГРАММА дополнительного образования в средней, старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у сказки». Театрализованная деятельность в детском саду....
Рабочая программа по организации дополнительного образования в средней группе Кружок «Веселый светофорчик»
Рабочая программапо организации дополнительного образованияв средней группе Кружок «Веселый светофорчик»...