Рабочая программа по организации дополнительного образования в средней группе Кружок «Веселый светофорчик»
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа
по организации дополнительного образования
в средней группе
Кружок «Веселый светофорчик»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по организации дополнительного образования
в средней группе
Кружок «Веселый светофорчик»
Руководитель: Бондарец.В.Г.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Данная программа кружка разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет мою работу на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Основные направления работы по программе:
Профилактическое:
- Обеспечение знаний о транспортной среде города;
- Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;
- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий
Организационное:
- Организация предметно-развивающей среды в группе (по ПДД);
- Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;
- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
- Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Актуальность: Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий должна давать ощутимые результаты. Поэтому необходимо поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.
Педагогическая целесообразность: Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.
Кружок «Светофорчик» проводится со всеми детьми группы 2 раза в неделю во вторую половину дня.
На занятиях кружка дети обучаются безопасному поведению на дороге, дисциплинированности, осторожности, наблюдательности, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Детей следует целенаправленно воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Цель – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Основные задачи:
1. Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;
2. Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;
3. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
4. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
В содержание работы кружка входят:
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
- Личностно-ориентированная технология.
- Технология игрового обучения.
- Метод наблюдения и беседы.
Материалы, используемые на занятиях:
∙ Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
∙ Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
∙ Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
∙ Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
∙ Плакаты;
∙ Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
∙ Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
∙ Дорожные знаки.
Дидактические игры:
1. «Наша улица»
2. «Поставь дорожный знак»
3. «Теремок»
4. «Угадай, какой знак»
5. «Виды перекрёстков»
6. «Улица города»
7. «Запрещается - разрешается»
8. «Собери светофор»
9. «О чём говорят знаки?»
10. «Где спрятался знак?»
1.2.Целевые ориентиры знаний по ПДД
Диагностирование детей по ПДД в средней группе
1. Какие бывают улицы и дороги?
Улицы бывают широкие, узкие, длинные, короткие, прямые, с дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), светофорами.
2. Кого называют пешеходами, пассажирами, водителями?
Пешеход это-человек, идущий по дороге, тротуару, обочине или переходящий улицу.
Водитель - человек, управляющий транспортным средством. Пассажиры - люди, находящиеся в общественном транспорте.
3.Назови, какие ты знаешь машины?
По земле ездят легковые, грузовые, пассажирские автомобили –это наземный транспорт.
4. Какие еще виды транспорта ты знаешь?
Наземный, воздушный, водный и железнодорожный.
5.Кто управляет машиной?
Машиной управляет водитель. Он должен знать устройство машины и ПДД. Во время езды водитель следит за дорогой, движущимися машинами, дорожными знаками, пешеходами.
6.Что такое перекресток?
Перекресток — место пересечения двух дорог, регулируемое светофором
7. Для чего нужен светофор?
Светофор нужен для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
8.Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал?
Светофор подает сигналы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Красный свет запрещает движение транспорта, желтый свет — предупредительный. Зеленый — силуэт человека на светофоре можно идти.
9.Как пассажир должен вести себя в транспорте?
Пассажир в транспорте должен вести себя спокойно. В автобусе нельзя бегать, нужно крепко держаться за поручни, водитель автобуса иногда резко тормозит, можно упасть и получить травму.
10. Какие средства регулирования дорожного движения знаешь?
Это дорожные знаки, пешеходный переход, светофор и милиционер-регулировщик.
11. Какие правила перехода проезжей части ты знаешь?
По проезжей части нельзя ходить потому, что там едут машины. Пешеход, идущий по дороге, мешает водителям, по его вине может произойти авария или погибнуть люди.
Задачи:
- Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
- Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.
- Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.
- Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».
- Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.
- Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).
- Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.
- Учить изображать на рисунке сигналы светофора.
- Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.
- Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.
Показатели развития:
Дети знают:
- Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).
- Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней.
- Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.
- Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.
- Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его.
II.Организационный раздел
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы кружка:
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный:
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
- Обучить детей безопасному поведению на дороге;
- Привить психологическую устойчивость к опасным ситуациям;
- Воспитать дисциплинированность, осторожность, наблюдательность, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде.
Формы подведения итогов реализации Прграммы:
- Диагностика знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года
- Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов
- Участие в конкурсах.
Организация занятий кружка: Вторник и четверг, продолжительность - 15 мин, со всеми детьми.
2.1 Годовое тематическое планирование
Октябрь | |
1 неделя | «Улица города» |
2-3 неделя | «Транспорт» |
4 неделя | «Наблюдение за транспортом». |
Ноябрь | |
1 неделя | «В городском транспорте- правила поведения» |
2-3 неделя | «Опасности на улице и дороге» |
4 неделя | «Пешеход» |
Декабрь | |
1 неделя | «Дорожные знаки» |
2-3 неделя | «Светофор» |
4 неделя | «Наблюдение за работой светофора» (на перекрестке) |
Январь | |
1 неделя | - |
2 неделя | «Правила поведения на тротуаре и пешеходной дорожке». |
3 неделя | «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы». |
4 неделя | «Прогулка пешехода в зимнее время года». |
Февраль | |
1-2 неделя | «Скользкая дорога» |
3 неделя | «Где можно и где нельзя играть». |
4 неделя | «Опасности нашего двора» |
Март | |
1-2 неделя | « Перекресток» |
3 неделя | «Как правильно переходить улицу» |
4 неделя | «Части улицы». |
Апрель | |
1-2 неделя | « Виды транспорта» |
3-4 неделя | «Влиятельная палочка» |
Май | |
1 неделя | - |
2-3 неделя | «Элементы дороги» |
4 неделя | Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков». |
III. Содержательный раздел
3.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Календарно-тематическое планирование кружка «Светофорчик»
Тема занятия | Кол-во Часов | Программное содержание | Материал | ||||
ОКТЯБРЬ | |||||||
1. Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица»
2. «Что такое транспорт». Аппликация «Какие бывают автомобили»
3. Прогулка «Наблюдение за транспортом». | 1
2
1 | Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников. Расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду
Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей. | Стихотворение С. Михалкова «Моя улица», картина «Улица города»
Иллюстрации с изображение транспорта; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.
| ||||
НОЯБРЬ | |||||||
1. «В городском транспорте»
2. «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
3. Прогулка «Я - пешеход»
| 1
2
1 | Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице.
Закреплять знания правил дорожного движения. Научить как правильно и безопасно ходить по тротуару, переходить улицу. | Сюжетные картинки с правилами поведения в городском транспорте, картинки с изображением транспорта.
Сюжетные картинки опасных ситуаций, рассказ Н. Носова «Автомобиль»; для рисования: альбомный лист, кисточка, банка для воды, акварель | ||||
ДЕКАБРЬ | |||||||
1. Дорожные знаки». Чтение В.Кожевникова «Песенка о правилах»
2. «Светофор». Аппликация «Три глаза светофора».
3. Прогулка «Наблюдение за работой светофора» (на специально оборудованной площадке). | 1
2
1
| Дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.
Дать детям новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно, переходить улицу по зелёному сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление.
Закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; воспитывать внимательного пешехода. | Стихотворение В.Кожевникова «Песенка о правилах», набор плакатов «Дорожная азбука», конверты с разрезными знаками.
Набор плакатов «Дорога на зелёный свет»; вырезанные для игры кружочки красного, жёлтого, зелёного цвета; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.
| ||||
ЯНВАРЬ
| |||||||
1. «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке». Чтение «Азбука безопасности» О. Бедарева
2. «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы»
3. Прогулка «Прогулка пешехода в зимнее время года». | 1
1
1 | Формировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность.
Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами предосторожности; рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара. Систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор. | Иллюстрации по теме, стихотворение О. Бедарева «Азбука безопасности».
Набор плакатов «Азбука юного пешехода», картинки опасных зон на пешеходной части улицы.
| ||||
ФЕВРАЛЬ | |||||||
1. «Особенности движения по скользкой дороге». Рисование «Осторожно, гололёд!» Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке».
2. «Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд»
3. Прогулка. Тема: «Опасности нашего двора» | 2
1
1 | Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.
Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности.
Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность. | Иллюстрации о правилах поведении на улице в зимнее время года; для опыта: ластик, дощечка, кусочек льда; для рисования: альбомный лист, кисточка, банка для воды, гуашь.
Иллюстрации по теме.
| ||||
|
| МАРТ |
| ||||
1. «Что такое перекресток». Аппликация «Пешеходный переход»
2. «Как правильно переходить улицу». Чтение О. Бедарев «Если бы».
3. Прогулка «Наша улица»
| 2
1
1 | Формировать представление о перекрестке; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.
Продолжать детей знакомить с улицей, её особенностями; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.
Закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность; воспитывать дисциплинированность на дороге. | Иллюстрации пешеходного перехода; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.
Набор плакатов «Азбука юного пешехода».
| ||||
АПРЕЛЬ | |||||||
1. «Виды транспорта»
2. «Влиятельная палочка». Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер» | 2
2 | Формировать представления о видах транспорта: наземный, воздушный, водный, железнодорожный
Дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным. | Иллюстрации по теме, набор плакатов «Дорога на зелёный свет», дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено», сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.
Жезл; изображение улиц, перекрёстков города; изображение регулировщика в разных положениях, дорожных знаков; макет светофора. | ||||
|
| МАЙ |
| ||||
1. «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»
2. «Элементы дороги»
3.итоговая диагностика | 1
2
| Ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.
Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.
| Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.
Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.
| ||||
Всего: | 30 |
|
|
Литература:
1.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
2.Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
3. Клочанов,О.С. Дорога, ребенок, безопасность : метод.пособие по правилам дорожного движения для воспитателей.- Ростов н/Д: Феникс,2004.
4. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекова, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками. / Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
Приложение
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
ОКТЯБРЬ
Тема 1: Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица». (1)
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников.
Материал: стихотворение С. Михалкова «Моя улица», картина «Улица города»
Содержание занятия
Беседа. Вспомните, что вы видели на улицах города по дороге в детский сад? (ответы детей) Важно, чтобы дети назвали как можно больше разных предметов, объектов, явлений дорожной среды. Дети подробно описывают улицу, отмечают наличие светофора, пешеходного перехода, который иногда называют «зеброй».
Выяснить, что рассказывают родители о дорожном движении. За правильные ответы поощрить детей фишками-машинками, неправильные ответы поправить или попросить помочь другим детям.
Вопросы: Знаете ли вы названия улиц, где живете?
Есть ли по дороге в детский сад светофор, пешеходный перекресток?
Как вы переходите улицу в сопровождении взрослых?
Обратить внимание детей на главное по дороге в детский сад: опасные места. Объяснить, что выбирать маршрут надо там, где безопасней, нет большого движения транспорта.
Рассматривание картины «Улица города».
Дети изучают картину. Оценивают, замечают опасные и безопасные места. Составляют небольшие рассказы по картине.
Тема: «Что такое транспорт». (2)
Аппликация «Какие бывают автомобили»
Цель: Расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду. Закрепить знания о правилах дорожного движения.
Материал: иллюстрации с изображение транспорта; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.
Содержание занятия(1)
Беседа. Раскрыть понятие «транспорт». Показать рисунки легкового автомобиля, грузового автомобиля, автобуса, и попросить детей вспомнить, какие виды транспорта они еще знают. Объяснить, что все машины едут по дорогам. Транспорт бывает не только дорожный, наземный, но и воздушный (самолет, вертолет), водный (катер, теплоход, лодка), подземный (метро).
Рассмотреть иллюстрации и определить, какой транспорт изображен. Оценить умение детей наблюдать и выделять отличительные признаки транспорта.
Дети готовят заготовки для аппликации из цветной бумаги.
Содержание занятия(2)
С какими видами транспорта мы познакомились? Д/игра «Назови правильно».
Дети выполняют аппликацию. Раскладывают заготовки. Аккуратно наклеивают на картон. Объясняют последовательность своей работы.
Выставка детских работ. Составление описательного рассказа по своей работе.
Тема: Прогулка «Наблюдение за транспортом». (1)
Цель: Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.
Содержание занятия
Понаблюдать за проходящим транспортом по улице города. Назвать виды транспорта, их назначение. Показать опасные места, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. Научить детей видеть приближающую машину, слышать ее шум, адекватно реагировать.
Обратить внимание на время года: осенью быстро темнеет. Опасность может возникнуть внезапно. Учить детей как правильно ориентироваться, как действовать.
НОЯБРЬ
Тема: «В городском транспорте» (1)
Цель: Познакомить детей с правилами этического, нравственного и безопасного поведения в транспорте. Воспитывать уважение к старшим и младшим.
Материал: Сюжетные картинки с правилами поведения в городском транспорте, картинки с изображением транспорта.
Содержание занятия
Беседа. Кто такой пассажир, каким видом транспорта он пользуется, чтобы доехать до нужного места. Где ожидают пассажирский транспорт (на остановке). Рассказать о правилах поведения на остановках и в общественном транспорте:
- в ожидании транспорта нельзя выходить на проезжую часть дороги;
- нельзя близко подходить к краю проезжей части дороги, особенно зимой;
- высадка и посадка осуществляется при полной остановке транспорта;
- нельзя отвлекать водителя, стучать в стекло кабины;
- надо быть вежливым, уступать место пожилым пассажирам, маленьким детям и инвалидам;
- нельзя высовываться из окна.
Рассматривание сюжетных картин.
Тема: «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». (2)
Цель: Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице.
Материал: Сюжетные картинки опасных ситуаций, рассказ Н. Носова «Автомобиль»; для рисования: альбомный лист, кисточка, банка для воды, акварель
Содержание занятия(1)
Беседа. Непрерывно днем и ночью по дорогам движутся автомобили. Все взрослые и дети должны, выходя из дома прислушиваться и присматриваться, нет ли поблизости машин. Опасность может подстерегать и на улице, и во дворе, куда заезжают и выезжают автомобили. Поэтому надо быть очень внимательным и наблюдательным, научиться видеть все происходящее вокруг. Надо смотреть не только на проезжающие мимо автомобили, но и знать, что за ними может быть другой транспорт.
Нельзя выходить на проезжую часть без взрослых и, не соблюдая определенные правила перехода. Необходимо развивать в себе умение правильно действовать в опасной ситуации.
Привести примеры беспечного и неосторожного поведения детей во дворах, на улицах, дорогах. Рассматривание сюжетных картинок, составление описательных рассказов.
Содержание занятия(2)
Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». Обсуждение содержание произведения.
Рисование на тему «Будь внимателен на дороге!» Дети рассказывают о своем сюжете, что они хотят нарисовать.
Тема: Прогулка «Я - пешеход» (1)
Цель: Закреплять знания правил дорожного движения. Научить как правильно и безопасно ходить по тротуару, переходить улицу.
Содержание занятия
Объяснить значение слова «пешеход».
Пешеход – человек, который ходит по улице пешком, а не едет и не работает на дороге. Наблюдение за пешеходами, как они двигаются по тротуару, переходят дорогу
(правильно или нет), стоят на остановке в ожидании транспорта. Оценить наблюдательность детей, умение ходить парами, по правой стороне тротуара, разговаривать спокойным голосом.
По окончании прогулки отобразить свои впечатления на рисунках.
ДЕКАБРЬ
Тема: «Дорожные знаки». Чтение В.Кожевникова «Песенка о правилах» (1)
Цель: Дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.
Материал: Стихотворение В.Кожевникова «Песенка о правилах», набор плакатов «Дорожная азбука», конверты с разрезными знаками.
Содержание занятия
Беседа. Знаете ли вы, что такое дорожные знаки? Какие дорожные знаки вы видели по дороге в детский сад, на прогулке по городу? Что на них было изображено? Зачем нужны дорожные знаки?
Дорожный знак – это такая табличка, на которой есть схематичный рисунок. Например, на знаке «Пешеходный переход» для пешеходов изображен человек черного цвета, идущий через три черные линии. Такие рисунки на знаках всем понятны, даже не грамотным людям и иностранцам. Знаки показывают, как вести себя на дорогах.
Ежедневно по пути в детский сад и на прогулках с родителями вы встречаете дорожные знаки. Они издалека видны пешеходам и водителям и нужны для того, чтобы правильно ориентироваться на дороге. Одни запрещают движение, другие – разрешают, третьи – предупреждают об опасных участках дороги. Если бы знаков не было, часто случались бы аварии.
Обратить внимание детей на предупреждающий знак «Дети» - белый треугольник с красной каймой и изображением бегущих детей. Этот знак для водителей. Он предупреждает их о том, что на дороге могут появиться дети. Знак устанавливают возле школ и детских садов. Водитель должен снизить скорость и быть особенно внимательным. Знак «Дети» - это не место перехода дороги. Переходить улицу и дорогу можно там, где есть дорожный знак «Пешеходный переход» для пешеходов.
Дорожные знаки устанавливают с правой стороны дороги, чтобы они были видны водителям и пешеходам. Дети рассматривают изображения на дорожных знаках.
Тема: «Светофор». Аппликация «Три глаза светофора». (2)
Цель: Дать детям новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно, переходить улицу по зелёному сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление.
Материал: Набор плакатов «Дорога на зелёный свет»; вырезанные для игры кружочки красного, жёлтого, зелёного цвета; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.
Содержание занятия(1)
Беседа. Что такое светофор? Дать определение светофора, как устройства с тремя световыми сигналами: красный – значит опасно, это запрещающий согнал на него переходить дорогу нельзя. Желтый – тоже запрещающий сигнал, он предупреждает о смене сигнала. Зеленый – разрешающий сигнал светофора. Но при переходе дорог все равно нужно убедиться, что все машины остановились.
Объяснить, что для пешеходов в светофорах два цвета: красный и зеленый. Показ иллюстраций.
Переход дороги на зеленый сигнал светофора является правилом дорожного движения. Это должны знать все. Воспитанные, дисциплинированные, культурные дети0пешеходы всегда переходят дорогу только на зеленый сигнал светофора. Невоспитанные пешеходы идут на красный и желтый сигнал. Их называют нарушителями. Взрослых наказывают предупреждением или штрафом, потому что, нарушая правила перехода, они подвергают опасности и свою жизнь, и жизнь других пешеходов, водителей и пассажиров.
Содержание занятия(2)
Вспомнить, что обозначают сигналы светофора.
Дидактическая игра «Покажи правильно». Дети показывают карточки, которые обозначают каждый световой сигнал светофора.
Дети выполняют аппликацию: вырезают и раскладывают заготовки, правильно распределяют «глазки» светофора. Намазывают клеем детали и наклеивают.
Тема: Прогулка «Наблюдение за работой светофора» (на специально оборудованной площадке). (1)
Цель: Закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; воспитывать внимательного пешехода.
Содержание занятия
Прогулка в «Дорожный городок».
Что вы знаете о светофоре? Переход дороги на зеленый сигнал светофора является правилом дорожного движения. Это должны знать все. Объяснить, что для пешеходов в светофорах два цвета: красный и зеленый. В светофорах для водителей – три цвета: красный, желтый, зеленый.
Игра «Светофор»
Дети выстраиваются в шеренгу. У педагога в руках три сигнала светофора (вырезанные из бумаги кружочки). Показывает красный сигнал, дети должны сделать шаг назад. Желтый сигнал – стоять на месте, зеленый – сделать три шага вперед. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Победит тот, кто ни разу не ошибется.
Игра «Водители и пешеходы»
Дети разбиваются на группы по 3-4 человека, распределяя роли «водителя» и «пешеходов». Отрабатываются действия по сигналам «светофора».
ЯНВАРЬ
Тема: «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке». Чтение «Азбука безопасности» О. Бедарева. (1)
Цель: Формировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность.
Материал: Иллюстрации по теме, стихотворение О. Бедарева «Азбука безопасности».
Содержание занятия
Беседа. Объяснить значение новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка».
Тротуар – это часть дороги для пешеходов. Машины не должны ездить по тротуару.
Пешеходная дорожка – только для пешеходов.
Тротуар отделяется от дороги, где идут машины, бордюрным камнем или газоном. По тротуару нужно ходить с правой стороны, чтобы был порядок, пешеходы не сталкивались и не мешали друг другу.
Обратить внимание детей на то, что транспорт едет по правой стороне дороги. Чтобы пешеходы не сталкивались, они тоже идут по правой стороне. Сделать акцент на культуру поведения. Нельзя находиться у края тротуара рядом с дорогой, ходить по бордюрному камню, кататься на самокате, роликовых коньках, скейтбордах, санках. Только с 14 лет разрешается ездить на велосипеде по улицам.
Напомнить детям, что при движении по тротуару надо быть очень внимательным, потому что машина может неожиданно выехать на дорогу со двора. Из-за стоящих у обочины автомобилей часто выходят пассажиры, которые, открывая дверь, могут нечаянно ударить ею пешеходов. На тротуаре нельзя бегать, догонять друг друга, толкаться. Играть на тротуаре нельзя – это мешает движению пешеходов. Играть и кататься на велосипеде можно только во дворе, на спортивной, детской площадке или на стадионе.
Рассматривание иллюстраций. Показывают тротуар, пешеходную дорожку.
Игра
Определить, как дети различают правую и левую стороны.
Дети делятся на группы и отрабатывают движение по «тротуару» одной группы с правой стороны. Другая группа движется навстречу, тоже с правой стороны. Третья группа («водители») «выезжает» на тротуар со стороны «дороги» или «дворов» и создает «помехи». Игра формирует внимательность, наблюдательность и осторожность, воспитывает дисциплинированное поведение на тротуаре.
Чтение произведения «Азбука безопасности» О. Бедарева. Обсуждение содержания текста.
Тема: «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы». (1)
Цель: Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами предосторожности; рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара.
Материал: Набор плакатов «Азбука юного пешехода», картинки опасных зон на пешеходной части улицы.
Содержание занятия
Беседа. Вспомнить, что такое пешеходная часть улицы. Дети изучают картинку с изображением «зебры». На что похожа «зебра»? На полосатое животное – зебру (для развития ассоциативного запоминания). Пешеходные переходы обозначаются специальными дорожными знаками и световыми указателями, которые хорошо видны и пешеходам, и водителям.
Машины не должны ездить по тротуару. Но некоторые недисциплинированные водители заезжают на тротуар, создавая опасность для пешеходов. Кроме того, правила дорожного движения разрешают подвозить по тротуару грузы в магазины, проводить уборку и ремонт при помощи специальных машин. Поэтому и на тротуаре нужно быть внимательным, уметь, вовремя сориентироваться и уйти от опасности.
Рассматривание плакатов «Азбука юного пешехода». Рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара. Составление описательных рассказов (опасные ситуации, меры предосторожности).
Тема: Прогулка «Прогулка пешехода в зимнее время года». (1)
Цель: Систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор.
Содержание занятия
В зимнее время пешеходам надо быть особенно внимательными. На дорогах бывает гололед, снегопад мешает движению транспорта, водитель может не увидеть пешеходов на переходе. Тротуары, бордюры, а иногда пешеходные переходы занесены снегом, не видны белые линии на проезжей части и тогда пешеходу нужно, быть очень внимательным, посмотреть на специальные дорожные знаки и световые указатели, которые хорошо видны и пешеходам и водителям. В это время чаще всего происходят различные дорожные ситуации.
Безопасность движения во многом зависит от дисциплинированности пешеходов и водителей. Люди, которые твердо знают и выполняют правила для пешеходов, не мешают движению транспорта и оберегают себя от несчастных случаев на дорогах. Поэтому пешеходы должны строго соблюдать их.
Пешеходы должны ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, а пересекать улицу только в разрешенных местах. Опасно пересекать улицу перед близко идущим транспортом, перебегать проезжую часть, так как транспорт мгновенно остановить невозможно.
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Особенности движения по скользкой дороге». Рисование «Осторожно, гололёд!» Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке». (2)
Цель: Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.
Материал: Иллюстрации о правилах поведении на улице в зимнее время года; для опыта: ластик, дощечка, кусочек льда; для рисования: альбомный лист, кисточка, банка для воды, гуашь.
Содержание занятия
Тема: «Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд» (1)
Цель: Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности.
Материал: Иллюстрации по теме.
Содержание занятия
Тема: Прогулка. Тема: «Опасности нашего двора» (1)
Цель: Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; развивать внимание, осторожность.
МАРТ
Тема: «Что такое пешеходный переход». Аппликация «Пешеходный переход» (2)
Цель: Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.
Материал: Иллюстрации пешеходного перехода; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.
Содержание занятия
Тема: «Как правильно переходить улицу». Чтение О. Бедарев «Если бы». (1)
Цель: Продолжать детей знакомить с улицей, её особенностями; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.
Материал: Набор плакатов «Азбука юного пешехода».
Содержание занятия
Тема: Прогулка «Наша улица» (1)
Цель: Закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность; воспитывать дисциплинированность на дороге.
АПРЕЛЬ
Тема: «Катание на велосипеде (самокате, роликах)». Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде» (2)
Цель: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.
Материал: Иллюстрации по теме, набор плакатов «Дорога на зелёный свет», дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено», сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.
Содержание занятия
Тема: «Влиятельная палочка». Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа - милиционер» (2)
Цель: Дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.
Материал: Жезл; изображение улиц, перекрёстков города; изображение регулировщика в разных положениях, дорожных знаков; макет светофора
МАЙ
Тема: «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?» (1)
Цель: Ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.
Материал: Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.
Содержание занятия
Тема: «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?» (1)
Цель: Ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память.
Материал: Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.
Содержание занятия
Тема: Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков». (1)
Цель: Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога по дополнительному образованию
Рабочая программа педагога по дополнительному образованию...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию "Ступеньки к творчеству"
для детей старшей и подготовительной к школе группы...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...
«Пластилиновая фантазия» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста «Пластилиновая фантазия»
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольников МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» по формированию элементарных математических представлений «Веселая математика» (для детей 6-7 лет)
Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольников МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» по формированию элементарных математических представлений «Веселая мат...