Программа по дополнительному образованию в средней группе «СТУПЕНЬКИ МУДРОСТИ»
рабочая программа (средняя группа) на тему
Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы. Программа «Ступеньки мудрости» реализуется в сотрудничестве с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по дополнительному образованию в средней группе «СТУПЕНЬКИ МУДРОСТИ» | 35.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по дополнительному образованию в средней группе «СТУПЕНЬКИ МУДРОСТИ»
Оглавление
Пояснительная записка | 2 |
Актуальность программы | 3 |
Цель программы | 3 |
Задачи программы | 4 |
Формы методы и принципы программы | 4 |
Планируемые результаты освоения программы | 5 |
Тематический план занятий программы «Ступеньки мудрости» | 6 |
Литература | 11 |
Пояснительная записка:
«Без глубокого нравственного чувства
человек не может иметь ни любви,
ни чести, — ничего,
чем человек есть человек».
Белинский В.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано прежде всего с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России. В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью нравственных критериев общества. Поэтому в воспитательно-образовательной работе с детьми, следует уделять особое внимание формированию нравственных ценностей.
Актуальность программы:
Период дошкольного детства является одним из самых значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей. Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы. Программа «Ступеньки мудрости» реализуется в сотрудничестве с родителями. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. На занятиях используется яркая наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Данная программа способствует участие воспитанников в обсуждении жизненных ситуаций, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.
Цель программы:
Формирование личностных качеств воспитанников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
Задачи программы:
1. Заложить основу нравственной культуры ребенка, создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей.
2.Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Воспитывать активное познавательное, духовно - нравственное, эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе.
5. Формирование у дошкольников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
6. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Методы и формы работы:
Методы и формы работы: наглядный, словесный, практический.
Формы работы с детьми:
1. Кружковые занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
2. Просмотр мультфильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
3.Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Формы работы с родителями:
1.Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
Планируемые результаты освоения программы:
Данный процесс реализации программы будет способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; повышению нравственной культуры дошкольников; осмыслению духовно – нравственных ценностей; развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки дошкольников.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Тематический план занятий «СТУПЕНЬКИ МУДРОСТИ»
№ | Форма работы | ТЕМА | ЗАДАЧИ | Литература | ||||
СЕНТЯБРЬ. БЛОК «ВЕЖЛИВОСТЬ» | ||||||||
1 | Беседа | «Зачем говорят «здравствуй»? | Формировать у детей основные правила этикета при встрече. | В.И.Петрова, Т.Д.Стульник | ||||
Игровое упражнения: | «Кто первым поздоровается» | |||||||
2 | Беседа | «Как нужно здороваться?» | Познакомить со способами приветствия, вызвать у детей положительные эмоции, развивать эмпатию и мелкую моторику рук. | И.П.Посашкова | ||||
Игра | «Гостеприимный теремок» | Совершенствовать знания детей о культуре поведение, вызвать желание быть воспитанными. | Л.А.Лопатина, М.Скребцова | |||||
3 | Дидактическая игра | «Приходите в гости!» | Учить детей оценивать поступки других. | Н.Ф.Губанова, | ||||
Художественное творчество | «Угощение для гостей» | Воспитывать у детей желание дарить подарки, испытывать чувство радости. | Л.А.Лопатина, | |||||
4 | Чтение | А.Усачёв | Развивать у детей умение вежливо обжаться друг с другом и с окружающими взрослыми. | А.Усачёв | ||||
ОКТЯБРЬ .БЛОК « БЕРЕЖЛИВОСТЬ» | ||||||||
1 | Беседа | «Мы идём помогать растениям». | Помочь понять, что дерево – это живое растение, воспитывать культуру поведения в природе. | И.Ф.Мулько | ||||
2 | Беседа и посмотр Мультфильм «Лунтик.Уроки вежливости: Правила этикета для детей» | «Берегите книгу» | Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам; учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги. | В.И.Петрова, Т.Д.Стульник | ||||
3 | Игра-Занятие | «Подари подарок» | Поощрять желание поддерживать порядок в игрушках ; бережно относиться к игрушкам. | Е.А. Алябьева «Дни этикета в детском саду» с.9. | ||||
4 | Чтение | «Мальчик и Колокольчики Ландышей» В. Сухомлинский | Помочь понять, что растение-это живая природа, воспитывать культуру поведения в природе. | Л.А.Лопатина, | ||||
НОЯБРЬ. БОЛК «ТРУДОЛЮБИЕ» | ||||||||
1 | Беседа | «Не сиди сложа руки-так и не будет скуки». | Формировать основы полезной деятельности, совершенствовать навыки самообслуживания | В.И.Петрова, Т.Д.Стульник | ||||
2 | Чтение художественной литературы | «Башмачки». О. Макарова. | Формировать у детей понятие о разных видах трудовой деятельности , как о необходимой части жизни человека; воспитывать уважение к труду. | Л.А.Лопатина, | ||||
3 | Игра-ситуация и просмотр мультфильма «Так сойдет» | «Лень, окрой ворота». | Обогащать художественно- эстетическое восприятие детей; вызвать нравственный отклик. | Н.Ф.Губанова | ||||
4 | Чтение | Е.А. Алябьева «Мы -ребята-мастера!» | Формировать желания совершать добрые поступки. | Е.А. Алябьева «Дни этикета в детском саду» с.38 | ||||
ДЕКАБРЬ БЛОК «ДРУЖБА» | ||||||||
1 | Беседа. Чтение художественной | «Без друзей жить нельзя» | Формировать у детей понятий «друг», «товарищи»; воспитывать желание у детей дружить. | Т.А.Шорыгина «Вежливые сказки» .Этикет для малышей с.46 | ||||
2 | Беседа | «Правила дружной игры». | Расширять представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками; воспитывать привычку дружно играть | В.И.Петрова, Т.Д. Стульник | ||||
3 | Игра и просмотр мультфильма «Три пингвина» | «Дружба начинается с улыбки». | Учить детей проявлять положительные эмоции к другим детям. | |||||
4 | Чтение художественной литературы | «Паучок». Д.Внучкова. | Показать детям на примере художественных произведений значимость дружеских отношений. | Л.А.Лопатина, | ||||
ЯНВАРЬ .БОЛК «ХОРОШИЕ ПРИВЫЧКИ» | ||||||||
1 | Беседа | «Учимся бережно относиться к своему здоровью» | Формировать у детей представления о плохих привычках, воспитывать желание следить за своим внешним видом. | И.Б.Кочанская «Полезные сказки» с.21 | ||||
2 | Игра | «Чистюля». | Учить следить за своим внешним видом, помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно. | А.Лопатина, М.Скребцова | ||||
3 | Игра-ситуация | «Почему кот моется после еды?» | Закреплять у детей представление о привычке мыть руки перед едой, учить детей понимать и использовать мимику, интонацию. | Л.М. Шипицына | ||||
4 | Беседа просмотр мультфильма «Сестрички привычки» | «Прививаем полезные привычки» | Довести до детей мысль о бережном отношении к вещам, прививать детям положительные привычки. | И.Б.Кочанская «Полезные сказки» с.42 | ||||
ФЕВРАЛЬ БЛОК «ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ» | ||||||||
1 | Чтение художественной литературы | «Долгожданный подарок» | Формировать чувства ответственности за живых существ, которых приручил человек. | Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»с.7 | ||||
2 | Беседа | «На празднике» | Формировать внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам. | Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»с.85 | ||||
3 | Чтение художественной литературы | «Новая игрушка» | Формировать внимательное отношение к своим товарищам, умениям понять и простить. | Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»с.114 | ||||
4 | Беседа | «Об обиде и досаде» | Формировать стремление к сдерживанию отрицательных эмоций, деликатному поведению по отношению к своим друзьям. | Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»с.42 | ||||
МАРТ. БОЛК «СЧАСТЬЕ» | ||||||||
1 | Беседа и просмотр Мультфильма, который учит детей добру «Просто так» | «Мгновения счастья» | Формировать жизнелюбие. | Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки» С.31 | ||||
2 | Чтение художественной литературы | «Сила Любви» | Формировать умение дружить, поддерживать близких и друзей, помогать им в нужную минуту, любить и беречь родителей. | Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки» с.32 | ||||
3 | Чтение художественной литературы | «Ненужное счастье» | Формировать жизнелюбие, стремление делать жизнь счастливой осчастливить взрослых. | Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»с.36 | ||||
4 | Чтение художественной литературы | «Путешествие любви на Землю» | Формировать открытое, доброе отношение к людям, искренность чувств, желание помочь, поддержать и похвалить. | Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»с.38 | ||||
АПРЕЛЬ. БЛОК «СЕМЬЯ» | ||||||||
1 | Беседа | «Общение с родными» | Воспитывать внимание и уважение к своим родным | Т.А.Шорыгина «общительные сказки» с.52 | ||||
2 | Беседа | «Моя мама». | Воспитывать внимание и уважение к своим родным; рассказать, что любовь мамы-это её забота. | В.И.Петрова, Т.Д. Стульник | ||||
3 | Беседа | «Быть хочу, как папа!» | Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья; формировать понимание того, что в семье все заботятся друг о друге; вызвать желание быть похожим на своих родителей. | |||||
4 | Художественное творчество | «Солнышко мамы» | Воспитывать в детях желание делать приятное близким людям, передавать в рисунке свои впечатления. | А.Лопатина, М.Скребцова | ||||
МАЙ. БЛОК «МЫ РАЗНЫЕ» | ||||||||
1 | Беседа | «Родина» | Активизировать в речи детей слова обозначающие такие чувства как любовь, гордость, стыд. Воспитывать чувство патриотизма. | Е.А. Алябьева «Эмоциональные сказки»с.152 | ||||
2 | Чтение художественной литературы | С.Маршак | Формировать навыки общения между девочками и мальчиками; учить самостоятельно выражать симпатию сверстнику. | |||||
3 | Беседа | «Как я выгляжу?» | Формировать навыки общения между девочками и мальчиками; учить самостоятельно следить за своим внешним видом. | Т.А.Шорыгина «Общительные сказки» с.22 | ||||
4 | Беседа | «Праздник вежливости» | Закрепить у детей основные правила этикета, усиливать потребность в общении. | В.И.Петрова, Т.Д. Стульник |
Литература:
- Алябьева Е.А. «Эмоциональные сказки» «ТЦ СФЕРА» 2015
- Алябьева Е.А. «Дни этикета в детском саду» «ТЦ СФЕРА» 2013
- Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» «Мозайка –Синтез»2008
- Кочанская И.Б. «Полезные сказки» «ТЦ СФЕРА» 2015
- Лопатина А., Скребцова М. «Начала мудрости» Амрита-Русь 2005
- Лопатина А., Скребцова М. «Нравственное воспитание дошкольников»,Амрита-Русь 2005
- Лопатина А., Скребцова М. «Сказы матушки земли» Амрита-Русь 2007
- Мулько И.Ф.«Этика для детей 5-7 лет». «Мозайка –Синтез»2004
- Петрова В.И, Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-5 лет» «Мозайка –Синтез»2008
- Посашкова И.П «Организация творческой деятельности детей 3-7 лет» «Учитель» 2009
- Шипицына Л.М. «Азбука общения», СПб.: Детство-Пресс, 2002
- Шорыгина Т.А «Общительные сказки» «ТЦ СФЕРА» 2014
- Шорыгина Т.А «Вежливые сказки» «Книголюб» 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительным образовательным услугам "Музыкальные ступеньки"
Программа «Музыкальные ступеньки» посвящена развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, диагностический и рекомендуемый ...
Дополнительная образовательная программа Кружок «Веселый язычок» (средняя группа)
Программа кружка «Веселый язычок» направлена на предупреждение на раннем этапе трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения, а также на профилактику...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад №14 города Красноармейска Саратовской области». Конспект занятия по дополнительному образованиюв старшей группе №1 Тема: "Павлин». Воспитатели: Бушмакина Елена Николаевна;
Структура занятия:1. Организация начала2. Актуализация знаний, умений3. Целеполагание4. Планирование деятельности5. Самостоятельное выполнение работы6. Подведение итогов7. РефлексияЦель: создание...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Эковичок» (средняя группа)
Воспитание любви к природе – одна из главных задач современного дошкольного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «РобоМышь» Средняя группа
Что такое робот Робомышь? Это дружественный ребенку программируемый мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных безопасных материалов, является одним из средств формирования информацион...
Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебное тесто" в средней группе
Рабочая программа по лепке в средней группе....
Рабочая программа кружка "Пластилинография" программа дополнительного образования средняя группа
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его п...