Использование технологии ТРИЗ при знакомстве дошкольников со сказкой
консультация по художественной литературе (старшая группа)
Сказки - это не только прекрасное творение искусства, их социальная. художественная и педагогическая ценность несомненна общепринята.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo_skazki.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование методов ТРИЗ в процессе знакомства
дошкольников со сказкой»
Добрый день, уважаемые коллеги.
Этот рассказ мы с задачи начнем,
Даже Алиса ответит едва ли,
Что остается от сказки потом,
После того, как ее рассказали?
А как бы Вы ответили на этот «детский» вопрос? (ответы педагогов)
Чему учат сказки? Какие функции выполняют?
Воспитательные функции: ребенок усваивает общечеловеческие ценности, познает мир. Недаром народная мудрость передается через сказку из поколения в поколение. Формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного.
Нравственные ценности: учит, что добро всегда побеждает зло. Учит к любви к родителям - герой, выполняющий поручения отца или матери, всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестер, и именно он получает полцарства в наследство. Смелость и упорство всегда вознаграждается победой.
Да, сказки – это не только прекрасное творение искусства, их социальная, художественная и педагогическая ценность несомненна и общепринята.
В простых историях о хитрой лисе и доверчивом волке, царевне Несмеяне, о злом Кощее и бесстрашном добром молодце нас привлекает неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. Сказки зовут к преобразованию мира, созиданию на началах человечности и красоты, осуждая зло, насилие, разрушение, разбой.
Однако сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: одному в лес ходить нельзя, можно попасть в беду.
Чему учат такие сказки, как: "Теремок", "Зимовье зверей", «Петушок и бобовое зернышко»?
Давайте вспомним сказку «Теремок», как они умещались в маленьком теремке? Разные звери нашли компромисс и жили поживали в тесноте да не в обиде.
В сказке «Зимовье зверей», бык, свинья, петух и гусь вначале не помогли быку, а потом все вместе прогнали лису. Курочка помогла петушку (учат дружить).
Такие сказки, как, "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка», «Волк и семеро козлят» предостерегают: нужно слушаться родителей, старших, иначе можно попасть в беду.
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается, это очень хорошо отражается в следующих сказках: "Золушка", "Морозко", "Царевна-лягушка".
К сожалению, в наше время сказки, как и многие художественные произведения, не в полной мере используются для развития детей. На телевидении засилие иностранных мультфильмов, язык которых далек от совершенства, а специфика западной жизни не всегда понятна нашим детям. Мы все понимаем, что сказка занимает большое место в жизни ребенка, но временной дефицит и неумение работать над сказкой, не позволяет использовать ее в полной мере.
На современном этапе внедрения ФГОС ДО от нас педагогов требуется качественно новый подход к обучению, развитию и воспитанию детей. И в этом нам может помочь теория решения изобретательских задач.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-е годы. Но несмотря на это, и сейчас остается актуальной и востребованной. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».
Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитии речи и творческого воображения.
А сейчас я хочу показать вам некоторые приемы ТРИЗ в работе со сказками, которые использую в своей работе.
Прием «Морфологический ящик». Универсальный приём, может использоваться на всех занятиях. Он поможет нам составить портрет персонажа.
Имя сказочного героя | Баба-Яга |
Где живет? | В лесах, в избушке –на – курьих ножках |
Волшебные свойства | Колдовство |
Что умеет делать? | Летать на метле, летать в ступе, превращать |
На кого похож? | На старушку |
С кем дружит? | Леший, Кощей Бессмертный, Кикимора |
В каких сказках встречается? | «Гуси лебеди», «Финист - ясный сокол», «Василиса Прекрасная» «Сказка о молодильных яблонях» и.т.д. |
После составления портрета Бабы-Яги, ребята заинтересовались, в каких сказках ещё она встречается, её персонаж одинаков или в каждой сказке Баба-Яга индивидуальна, откуда взялся этот персонаж, может быть она реально когда-то существовала. Эти вопросы побуждают детей к деятельности, им интересно искать ответы на свои вопросы. После рассуждений мы с детьми пришли к выводу, что Баба Яга не всегда злая ведьма; она может быть разной – доброй и злой. Часто помогает герою, спасает его. Она советчица и дарительница, дает добрые советы – наставления, вручает чудесные предметы. Может быть веселой и смешной, а иногда даже красавицей. Таким образом, собирая сведения, «морфологический ящик» пополняется.
Следующий прием – Сказочные слова
Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку
Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают в сказках: «Сим-сим, откройся», «Сивка-бурка, вещая каурка….,» «По щучьему велению», «Трах- тибидох» (Старик Хоттабыч),
Золотой ключик «Крекс, фекс, пекс», «Лети, лети лепесток, через север на восток, через запад, через юг, возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по моему вели», Цветик- семицветик, и т.д.)
Затем перечислить все слова, с которых начинается сказка «Однажды»; «В некотором царстве, в некотором государстве»; «В стародавние времена»;
«Давным - давно; «Как -то раз»; «Книжка открывается, сказка начинается» и т.д.
Слова, которыми сказка заканчивается: «И жили они долго и счастливо»;
«Тут и сказке конец, кто слушал тот молодец»; «И я там был, мед пиво пил»; «Стали жить поживать и добра наживать»; и. т.д.
Следующий прием ТРИЗ, который я хотела бы вам представить – Анализ сказки по системному оператору
Цели: развивать умения анализировать, обобщать, прогнозировать;
- развивать воображение, чувство сопереживания;
Давайте разберем хорошо известную всем сказку «Колобок», вспомним приключения Колобка.)
- Поможет нам все вспомнить «пятиэкранка». (В. помещает Колобка в центральную клетку.)
- Вот наш Колобок лежит на окошке, остывает. (В. может дорисовать ставни к прямоугольнику).
- Потом Колобок едет на лифте вниз. Из каких частей бабушка налепила Колобка, из каких продуктов его бабушка испекла?
- По амбару наскребла, по сусеку помела, на сметане замесила. На маслице пожарила…
- Теперь Колобок едет вверх. Где он был (в начале сказки)?
- Он был у дедушки с бабушкой, лежал на окошке
- Прошлое Колобка? Чем он был раньше, откуда он появился?
- Сначала он был колоском, колосок созрел, его обмолотили, повезли в мельницу, помололи муку, бабушка испекла колобок и положила на подоконник остудить.…
- А, что произошло потом?
- Потом он покатился по дорожке и повстречался с разными лесными зверями … (Желательно, чтобы ответы детей были приближены к тексту сказки).
Таким образом, у нас с вами получился такой системный анализ.
Следующий этап по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специального метода:
Фантазирование.
Возьмем ту же сказку «Колобок».
- Мне очень нравится эта сказка. Кому еще нравится эта сказка?
- Обычно все сказки хорошо заканчиваются, а эта грустно. И мне так жалко Колобка, он был такой веселый, такой хороший, а Лиса его взяла и проглотила! Мне такой конец совсем не нравится, и я люблю придумывать другие концовки к этой сказке, чтобы колобок мог спастись…
- В сказке Колобок не смог убежать от Лисы, и она его съела. А почему в сказке Лиса захотела съесть Колобка, какой он был?
Воспитатель может помочь детям, называя слова: вкусный, румяный, гладкий, аппетитный, с вкусным запахом и т. д.
- В сказке лиса съедает Колобка, потому что он такой вкусный, румяный, аппетитный. Мы с вами хотим, чтобы было наоборот, чтобы лиса его не съела. Может быть, и свойства Колобка тоже надо изменить на противоположные: если он станет невкусным, не румяным, будет не таким аппетитным – Лисе его есть не захочется, не правда ли?
- А как Колобок может стать невкусным?
Возможные варианты: посыпать на себя соль, обваляться в песке, залезть в лужу, прокатиться через муравейник и т. д.
Здесь важно обратить внимание детей и на нравственную сторону вопроса, т.к. сейчас в современном мире уровень агрессии возрос, и дети могут предложить такие варианты как, убить лису, сжечь ее. Необходимо объяснить детям, что нужно сделать так, чтобы и лиса не пострадала и колобок тоже оставался невредимым.
- Вот если бы Колобок в сказке сделал так, как мы с вами придумали, съела бы его Лиса или нет? А такая новая сказка про Колобка вам нравится?
Я сегодня постаралась показать вам некоторые приемы ТРИЗ на примере работы со сказкой. Вы, наверное, поняли, что это не простое чтение сказки, сидя на ковре, а полный ее анализ и разбор. Детям очень нравится такая работа.
В дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения. Поэтому на этом этапе роль ТРИЗ в детском саду заключается в развитии аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и выбрать оптимальные. Однако в дальнейшем такой мыслительный тренинг сформирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться. А обществу всегда нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Спасибо. Надеюсь, мой опыт будет полезен в вашей дальнейшей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».
Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес» на основе сказки «Теремок».Цель: Формировать умение мыслить с помощью приемов анал...
План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ КАРТИНОК.
Основная дидактическая задача по развитию связной речи по технологии ТРИЗ через обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картин Упражнять детей в нахождении причинно-следс...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе использованием технологии ТРИЗ «Волшебное путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок».
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе использованием технологии ТРИЗ «Волшебное путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок». Цель: Формирован...
Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ: "Знакомство с шерстью"
Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ: "Знакомство с шерстью"...
Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ (Системный оператор) «Знакомство с шерстью»
Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию с использованиемтехнологии ТРИЗ (Системный оператор)«Знакомство с шерстью»...
Конспект комплексного занятия с использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок».
Конспект комплексного занятияс использованием технологий ТРИЗ во второй младшей группе «Путешествие в сказку» на основе сказки «Теремок»....