Методическая разработка "Использование загадок в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)
«Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка» Использование загадок в работе с детьми старшего дошкольного возраста
«Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин». Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «… добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка. Одним из средств, всестороннего развития ребенка, можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Большую ценность для умственного и речевого развития представляют загадки. Они не только уточняют, расширяют представления детей о какомто предмете или явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов, т.е. способствуют речевому и умственному развитию. Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольников. Употребление различных средств выразительности (сравнений, метафор, различных определений, эпитетов) способствует формированию образной речи детей. Загадки обогащают словарь дошкольников за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Про загадку сам русский народ говорил: «Без лица в личине». Это означает, что истинное «лицо» загаданного предмета скрыто под маской, т.е. под «личиной». Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое надо расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконичное и нередко оформляется в виде вопроса. Главной особенностью загадок является логическая задача. Решение ее активизирует умственную деятельность. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. В ходе игр-загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса.Цель: содействие развитию словесного творчества детей через приобщение к фольклору (загадкам).Задачи: 1. Сформировать у детей умение узнавать загадку среди произведений других жанров. 2. Способствовать развитию умения отгадывать загадки и доказывать верность отгадки; сочинять загадки, разнообразные по структуре и приемам создания художественного образа. 3. Сформировать образную, выразительную речь детей посредством разгадывания и сочинения загадок. 4. Расширить знания детей об окружающем мире с помощью малых форм фольклора (загадок). 5. Развить произвольное внимание, зрительную и словесную память, логическое мышление, творческое воображение. 6. Воспитать интерес к русскому народному творчеству, любовь к родному языку. Использование загадок способствует развитию у них навыков описательной и доказательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль словами. При отгадывании загадок ребенок должен не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. А для этого ребенок должен знать многое о предметах и явлениях, о которых была загадка. Поэтому надо развивать в себе умение систематически наблюдать жизнь. Загадки учат нас видеть прекрасное, необычное в самых обычных предметах. «Загадка – это миниатюрная логическая задача» - такую характеристику загадке дают ведущие отечественные педагоги. Решить ее можно при условии достаточного развития сенсорной культуры, наблюдательности, памяти. Следовательно, начинать обучать детей отгадывать загадки нужно с развития умения наблюдать, воспринимать предметы и явления с разных сторон. Использование в работе со старшими дошкольниками отгадывания и придумывания загадок открывает широкие перспективы для формирования и обогащения словаря. Это объясняется такими особенностями загадок, как выразительность языка, способствующая освоению ребенком лучших образцов русской речи, традиционность и импровизационность, предполагающая возможность обогащения и активизации детского словаря. Загадки раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящегося, хотя и бессознательно в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь. Загадки - наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников жанры литературы, которые можно считать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. А именно в этом виде деятельности создаются наиболее благоприятные условия для овладения дошкольниками словарем, а также для речевого самовыражения ребенка.
Загадки занимают особое место в общей системе воспитательно- образовательной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи. Они широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в трудовой, игровой деятельности и в быту.
Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста
Загадка в словаре Ушакова Д.Н. понимается как – иносказательное изображение, в короткой форме, предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. То, что непонятно и требует разгадки или объяснения. Загадка – это своего рода игра.
Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.
По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.
Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер.
Существует несколько видов загадок: загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается; загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление; комбинированные загадки – это соединение загадок–описания с загадками–сравнения; сюжетные загадки – это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.
При работе с загадками–сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают.
Тематика загадок может быть о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Такого рода загадки предлагаются детям младшего и среднего дошкольного возраста.
Загадки, сравнение предметов целесообразнее применять в старшем дошкольном возрасте. Много таких эффективных приёмов было разработано Е.И. Тихеевой.
Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительную деятельность, но и помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка – образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений.
Требования к применению загадок в целях развития словаря:
- загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;
- загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета даётся через сравнение с другими предметами («Сидит дет, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает»);
- обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом;
- отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;
- придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов;
- загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.
Работа с загадками также применяется для обогащения словарного запаса детей. Лексика загадок меткая, ясная, общедоступная, способствует увеличению пассивного и активного словаря детей, более эффективной организации словарной работы, знакомит с различными пластами лексического запаса нашего языка. Обычно используют загадки для объяснения или уточнения лексического значения слова.
Загадки построены на повторах, повторяются отдельные слова, словосочетания и даже предложения. А это способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению. В загадках встречаются слова в уменьшительно-ласкательной форме. Частое прослушивание их помогает детям постепенно усваивать новые формы слов, обозначающих предметы. Загадки способствуют развитию речи и тем, что в них обозначение одного и того же предмета довольно часто дается в разных вариантах (в полной или уменьшительно-ласкательной форме).
В загадках обнаруживается диалогическая и обращенная речь. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращенной речи. В загадках встречаются количественные числительные, которые употребляются в числовом ряду от 1 до 5-6. Знакомясь с ними, используя их в игре, дети непроизвольно запоминают числовой ряд. Загадки можно использовать с целью выделения ударных слогов, они способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и формы. Загадки целесообразно также использовать с целью описания предмета. Их можно брать как образец для подражания при обучении детей описательных рассказов.
Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.
Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать поразному и очень емко и красочно об одном и том же.
Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, загадок, сказок и т.д. Непременный юмор, образность языка, моральная направленность – особенность этих фольклорных произведений- миниатюр.
Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположению слов. А доброжелательный народный юмор – лучшее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма. Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ.
Загадка — это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою.
Смекалка – это умение решить поставленную задачу, основанное на анализе и синтезе, объединенных воедино, плюс знания об окружающей действительности. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком.
Логические загадки могут быть построены различными способами.
Чаще они строятся на перечислении признаков предметов или явлений.
Крыластый, горластый
Красные ласты.
Могут быть указаны последовательные действия предмета.
Скачет зверушка – не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку и комар и мушка.
Такое перечисление создает картину видимости предмета.
Иногда характеристика предмета дается кратко, с одной, двух сторон и, отгадав ее по одному или двум признакам, ребенок должен восстановить целостный образ.
Заворчал живой замок, лег у двери поперек.
Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения, их разгадка – от противоположного.
С ножками, но не хожу,
Со спинкой, но не лежу,
Садитесь вы – я не сижу.
Самый обширный вид загадок – загадки-метафоры.
В загадке мы видим предельно малое литературное произведение, композиционное построение которого может быть самое разнообразное. Оно может строиться на вариациях простых и вопросительных предложений. Иногда загадка представлена в форме диалога или монолога, но может состоять и из одного вопросительного предложения.
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Часто встречаются загадки с несколькими повествовательными предложениями и одним вопросительным.
Что за зверь: живет всех выше,
не рычит, не кусается,
ни на кого не бросается?
Как в любом художественном произведении, в загадке сочетаются различные изобразительные средства. Загадки могут строиться как ритмически организованная, рифмующая речь. Формы ритмического строя загадки разнообразны. Народные загадки обычно не имеют единого чередования ударных и безударных слогов. Даже в одной загадке ритм может меняться.
Стоит столбом,
горит огнем,
ни жару, ни пару,
ни углей.
Иногда в загадках наблюдается единая ритмическая организация, наиболее распространенная в народной поэзии – хорей – двусложная стопа с ударением на первый слог.
Иду, иду.
Конца не найду.
Изменение ритма в загадках несет на себе изобразительно-выразительная форма, в результате чего загадка отличается необыкновенной живостью восприятия.
Литературные загадки обычно имеют вид четверостишия, организованного по правилам литературного стихотворения, что является показателем ее литературного происхождения.
Надо мною, над тобою пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
Рифма в загадках может играть и дополнительную роль, помогая быстрее найти разгадку.
Среди жирных голубей
Прыгал тощий …
Я сегодня утром рано
Умывался из-под …
Также большое значение для отгадывания загадок имеет многообразная звукопись.
Создание звуковой картины, как бы вырисовывает образ, создает рисунок слова – слушай внимательно, и отгадка сама возникнет из звуков.
Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют – оттого, что он надут.
Звукопись имеет место и в тех случаях, когда с каким-либо словом рифмуется отгадка.
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Е. Благинина)
Композиционные и языковые особенности загадки делают ее выразительной, а логическую задачу – занимательной, т.е. можно сделать вывод, что загадка – это логическая задача, предложенная в художественной форме.
Систематическая же работа с детьми по русским загадкам дает возможность детям не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка.
Правила для ребенка при отгадывании загадки:
1. Дослушай загадку до конца, так как в ней важно каждое слово.
2. Постарайся запомнить все признаки предмета, упоминаемые в загадке.
3. Проверь про себя отгадку, учитывая все найденные в загадке признаки.
4. Скажи громко отгадку.
Алгоритм для отгадывания загадок «Как разгадать загадку»
1.Прочитай или внимательно прослушай загадку.
- Выдели все существенные признаки объекта загадки: а) где надо искать, б) кого или что надо искать, в) связь с другими явлениями и предметами.
3. Объедини все признаки, установи между ними связи.
4. Сделай вывод.
5. Представь образ, сравни с выводами. Совпадает? - Да. Скажи отгадку. Правильно? Да. Загадка разгадана. - Нет. Иди к пункту «Выдели существенные признаки».
Загадки как один из жанров произведений устного народного творчества имеют огромное познавательное, воспитательное значение, способствуют обогащению словаря, развитию речевой активности детей. Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей. Дети учатся понимать образность слова, скрытый смысл слов. Использование загадок позволяет воспитывать любознательного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуального развития, учат мыслить, обосновывать свое мнение, способствуют развитию образной, выразительной описательной и доказательной речи.
Игра "Лото загадок" (старшая группа).
Цель: Расширять и закреплять знания детей о истории и природе родного края.
Материал: карточки с загадками, карточки- предметные картинки, карточки - поля, карточки -алгоритмы составления загадок.
Предварительная работа: Ознакомление с животными и растениями родного края. Беседы о быте народов, населяющих Краснодарский край в старину. Рассматривание иллюстраций по темам. Беседы из цикла "История предмета".
Инструкция для педагогов: В зависимости от уровня знаний детей и поставленных задач, педагог распределяет карточки - поля и количество игроков. Предварительное ознакомление с символами, изображенными на карточках - алгоритмах.
Инструкция для детей: Выслушать загадку внимательно до конца, не перебивать товарищей, доказать отгадку.
Ход игры: В игре могут участвовать от двух и более детей. После того, как карточки-поля распределены, а картинки отгадки разложены, ведущий зачитывает загадку. Играющие стараются найти подходящую отгадку. Кто раньше всех закроет всю свою карточку-поле, тот считается выигравшим. По мере ознакомления играющих с разгадками, загадки следует менять.
Усложнение:Ведущий взрослый (ребенок) показывает предметную картинку, а игроки загадывают загадку.
Игра "Мемори" (старшая группа).
Цель: Развивать зрительную, слуховую и тактильную память, внимание, логическое мышление, речь, мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
Материал: Предметные картинки в двух экземплярах.
Инструкция для педагогов: Свое название настольная игра «мемори» получила от англ. memory (память).
Игра«мемори» – это настольная игра, состоящая из парных картинок, где основной целью игры является «открытие» как можно большего числа парных карточек. Игра ведется двумя одинаковым набором карточек, на лицевой стороне которых изображены предметные картинки. Играют обычно 2 - 6 участников, в зависимости от количества карточек. Количество карточек уменьшается в соответствии с возрастными возможностями, можно начать с 4 и далее постепенно увеличивать их количество.
Инструкция для детей: Все карточки перед началом игры внимательно рассматриваются, располагаются в определенной последовательности и не меняют свое место расположения в течении игры. Игроки по очереди открывают (переворачивают) по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. Если карточки не совпадают - игрок кладёт их на прежнее место лицевой стороной вниз и право хода переходит к следующему участнику. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит.
Ход игры: Индивидуальный комплект карточек содержит предметные картинки на одну тему. Остальные (парные для первого комплекта) карточки раскладывают на середине стола картинками вверх. В течение какого-то промежутка времени игроки запоминают их расположение. Затем карточки в центре стола переворачиваются картинкой вниз. Ведущий взрослый (ребенок) загадывает загадку о предмете для каждого игрока по очереди. Игрок, кому была загадана загадка, находит отгадку - картинку из своего 15 индивидуального набора. И пытается найти двойник картинки из общего набора. Если он открывает нужную картинка, то забирает ее себе, если нет, кладет обратно рисунком вниз. Выигрывает игрок, первым собравший для своих карточек пары.
Усложнение:Игрок не открывает карточку, а сообщает ее место расположение. Например: Верхний ряд, третья с права от меня.
Игра в форме квеста "Пять помощников"
(подготовительная группа).
Цель: Развивать умение у детей использовать свои пять чувств, как ресурс для решения игровых задач.
Материал: Сундучок, сладкий сюрприз, схема-подсказка; "короб ощущений" с предметами (платочек, пустой спичечный коробок, плоская картонная коробочка, конверт, ракушка, кувшинчик глиняный, стакан пластмассовый); "душистые мешочки" из непрозрачной ткани (ваниль, мандариновые корочки, мята, еловые веточки, кофе); картинка елки или искусственная елочка; конверт с цветными полосками и картинками - отгадками; лукошко;тарелочки с нарезанными дольками лимона, соленого огурца, свежего огурца, лука, чеснока и винограда(изюма); салфетки и бокалы с водой; пять матрешек, небольшой гаечный ключ, ключ от замка, фонограмма музыки и журчания ручейка.
Инструкция для педагогов: Квест (англ. quest) - приключенческая игра, представляющий собой интерактивную историю. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются исследование мира, решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Квест по методику А. Нестеренко "Страна Загадок. Город Пяти Чувств". Идея- пять чувств - пять органов - пять способов обнаружить что-либо.
Ход игры.
Воспитатель вносит сундучок с сюрпризом.
Чтобы сундучок открыть,
Ключик надо раздобыть.
Инструкция для детей: схема - звездочка (пять подсказок)
Первая подсказка. Найдем эмблему с цифрой один (бумажный кружок на одной стороне цифра, на другой нарисована рука.)
Ручки есть у вас?
Они помогут, в добрый час!
Рядом с эмблемой находится "Короб ощущений" с предметами (платочек, пустой спичечный коробок, плоская картонная коробочка, конверт, ракушка, кувшинчик глиняный, стакан пластмассовый) Воспитатель предлагает детям (по очереди или выбрав представителя) изучить предметы на ощупь и не подглядывая, найти отгадку.
Читает загадку (из инструкции):
В себя вместит он разные предметы
Игрушку или вкусные конфеты,
Обилие хозяйственных вещей,
Ключ вам поможет отыскать скорей
Потом - порвется или сгинет в топке
Что же это - бумажная картонная (коробка)
Вторая подсказка (к коробке прикреплена эмблема с цифрой два на одной стороне, на другой картинка — нос)
Открывай скорей коробку
В ней загадка,
А нос поможет найти отгадку.
Открыв коробку, внутри дети обнаруживают "Душистые мешочки" из непрозрачной ткани. Понюхаем и определим что может находиться в мешочках по запаху (ваниль, мандариновые корочки, мята, еловые веточки, кофе).
Воспитатель читает из инструкции загадку:
В новый год она приходит,
Вкусный запах нам приносит.
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь. (елка)
Третья подсказка ждет нас под елкой
Если "Квест" проходит в помещении можно использовать картинку елки или искусственную елочку. Под елкой конверт с эмблемой (на одной стороне цифра 3, на другой - картинка глаз) В конверте разноцветные полоски с загадками и картинками — отгадками.
Воспитатель читает инструкцию:
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Нам глаза дадут подсказку,
И укажут дальше путь.
Отгадайте вы загадки
И сложите по порядку.
Когда вулкан взрывается,
Когда он извергается,
Она течёт рекою
Бурливой, огневою,
И, что не повстречает,
Всё на пути сметает(лава)
Чёрная змейка,
Оранжевая шейка,
Ползет, извивается,
Мышками питается. (уж)
Круглый и немного пряный,
Сдобный, вкусный и румяный,
На сметанке он мешон,
И нисколько не смешон. (колобок)
Он в пупырышках зелёных,
Среди листьев опылённых,
На зелёной дачной грядке
Целый день играет в прятки. (огурец)
Среди пахнущей травы
Может быть, встречали вы
Помогает «духом фей»
Голубой ... (шалфей)
Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я:
Синий дом и самолет,
И большущий пароход! (карандаш)
Ты со мной не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Фиолетовый — … (осьминог)
А теперь глаза помогут нам сложить отгадки по порядку. На что похожи цветные полоски? Выложим радугу и прочтем слово по первым звукам - лукошко.
Найдем лукошко. (Эмблема с цифрой 4 и рисунок - рот)
Что лежит сейчас в лукошке?
Сможем сами отгадать?
Рот на помощь надо звать!
Слушайте внимательно,
А потом будем пробовать обязательно!
Желтый, кислый, ароматный,
В чае с сахаром, приятный.
Витаминов полон он...
Как зовут его? ... (лимон)
Если высушить меня,
То изюмом стану я,
Любят все – и стар и млад
Черный, сладкий…. (виноград)
Вырос на грядке.
Горький, не сладкий.
Вас спасёт «от ста недуг»
Называется он - ... (лук)
Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в банке,
Крепкие, соленые. (огурцы)
Острый он, и есть зубок
Но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что же это... (чеснок)
На тарелочках нарезанные дольки лимона, соленого огурца, свежего огурца, лука, чеснока и виноград(изюм), рядом салфетки и бокалы с водой.
Воспитатель предлагает попробовать и определить на вкус. После делаем вывод: свежий огурец -пресный, соленый огурец - соленый, лимон - кислый, виноград(изюм) - сладкий, лук- горький, чеснок - острый.
Воспитатель читает инструкцию: "Отнесите это лукошко матрешкам" Матрешки (Эмблема с цифрой 5 и картинкой — ухо).
Воспитатель читает: В каждой матрешке загадка лежит. Поможет нам ухо отгадку найти. Воспитатель берет матрешки и читает загадки:
Из меня берут порою
Речки свой исток (ключ - ручеек) (звучит журчание ручейка)
Он стоит на нотном стане,
Очень нравится ребятам.
Ключ весёлый, симпатичный
И зовётся ключ (скрипичный) (звучит музыка)
Он открутит гайку, болт.
Дверь же не откроет.
Маленький, порой могуч.
Это … Что?… (гаечный)(послушать какой звук издает матрешка, внутри которой лежит гаечный ключ -звук глухой, тяжелый).
С короткой бородкой,
С дырой посередине,
Лежу я, тихонько
А если возьмешь
Я весь из железа,
Я в щелку залезу,
Тихонько звеня
Любой из замков
Ни за что не откроешь
Ты без меня (ключ от замка) (послушать какой звук издает матрешка, внутри которой лежит ключ от сундучка - звук звонкий, легкий).
Каким ключом мы сможем открыть замок?
Достаем ключ, открываем сундучок. Внутри сладкий сюрприз.
Воспитатель предлагает вспомнить игру глядя на инструкцию - схему движения в виде звездочки. Вместе раскладываем эмблемы, которыми пользовались в ходе игры на схеме. Звездочка объединяет по порядку все эмблемы.
Дети делают вывод: Существуют пять чувств. С помощью органов чувств можно обнаружить что-либо (пощупав, понюхав, рассмотрев, попробовав на вкус, услышав). Поэтому кожу рук, нос, глаза, язык, уши можно назвать нашими помощниками.
Консультация для родителей
«Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. Речь взрослого – это главный источник информации для детей. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования, которое помогает дошкольникам овладеть родным языком.
Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и развития речи, а также это средство эстетического и нравственного воспитания детей. Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка. Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми.
Загадки занимают особое место в общей системе воспитательно – образовательной работы по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи. Они широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в трудовой, игровой деятельности и в быту.
Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста.
Загадка— это своего рода игра. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений, развивают способность к анализу и обобщению, приучают к рассуждению и доказательству.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.
По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными. Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер.
Существует несколько видов загадок:загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление; комбинированные загадки – это соединение загадок–описания с загадками–сравнения; сюжетные загадки — это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.
При работе с загадками – сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают.
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)
Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Тематика загадок может быть о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Такого рода загадки предлагаются детям младшего и среднего дошкольного возраста.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному.
Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед).
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед).
В таких случаях рекомендуется не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды. У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении.
Тематика загадок: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности; предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга. Характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным. Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу. Целесообразно проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины. Детей учат составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной.
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Сам черный, и не ворон,
Есть рога, и не бык,
Шесть ног без копыт. (Рогатый жук)
Значение загадок:
Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь углубляя и уточняя знания о предмете. Помогают овладеть образностью слов. Помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.
Требования к использованию загадок:
-загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление с окружающим миром;
- знакомство с образными средствами языка;
- правильно подбирать загадки по возрасту детей, теме, содержанию, а затем загадки с метафорой;
- обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядной основе с соотнесением словесного образа с натуральным образом с рассматриванием;
- должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, проводится в игровой форме.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образностью речи.
Таким образом, использование загадок позволяет воспитывать любопытного, вдумчивого, творческого ребенка. Загадки обогащают знания детей, проверяют уровень интеллектуальной подготовки, учат мыслить, обосновывать свои мысли.
Консультация для родителей
«Роль загадок в речевом развитии детей».
В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов.
Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.
Роль загадки в развитии старших дошкольников
В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.
Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.
Загадка: - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речиописания.
Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать. Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны.
Наиболее важны из них:
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие сенсорной сферы.
Виды загадок с примерами.
- Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.
Стихотворная форма:
Серая шейка,
Жёлтый носок,
Плавает в речке
Как поплавок.
Ответ:уточка.
2.Загадки-рифмовки.
Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме.
Самым маленьким "отгадывальщикам" — загадки попроще.
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
В реке большая драка: поссорились два… (рака)
Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
Не боюсь я слова "брысь", — я лесная кошка… (рысь)
3.Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха.
Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это ... (мишка, белка)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает ... (корова, обезьяна)
Ржёт на поле поутру
Длинногривый ... (кенгуру, конь)
Слышал даже иностранец — Всех в лесу хитрее ... (заяц, лиса)
- Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (Месяцы)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
У меня, который год ежик в комнате живет.
Если пол намазан воском,
Он натрет его до лоска. (Полотер)
Стучат, стучат — не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)
- Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь.
Например: Скоро 10 лет Сереже — Диме нет еще шести. Дима все никак не может До Сережи дорасти. А на сколько лет моложе Мальчик Дима, чем Сережа? (на 4 года)
Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).
Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором(пальцы).
Черен, да не ворон. Рогат, да не бык. Шесть ног без копыт. Летит жужжит, упадет – землю роет (жук).
Принципы отбора загадок для детей старшего дошкольного возраста.
При отборе загадок для работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо учитывать достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний отображают содержание программы познавательно–речевого развития.
Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.
Зимнее стекло
Весной потекло.
Ответ: лед
Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит.
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
Ответ: снег
Растут зеленеют
Упадут пожелтеют
Полежат почернеют
Ответ:( листья)
Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.
Брат с братом сидит всю жизнь рядом,
видят белый свет, а друг - друга нет.
Ответ: глаза
В брюхе баня,
в носу решето,
пупок на голове,
рука на спине.
Ответ: чайник.
Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие.
Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.
Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.
Ответ: иголка
Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей. В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.
Методика работы с загадками
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.
Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок. Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.
Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак. Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.
Консультация для педагогов
«Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»
Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период детства, когда ребенок познает окружающий мир, сопоставляет, угадывает, ищет ответ на бесконечное почему. В это время фантазия его направлена не на отвлеченные понятия, а на конкретные повседневно видимые предметы и явления. А в загадках – реальный мир близкий и понятный детям, который помогает формированию конкретных представлений. Воспитательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, образному и точному слову. Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей его умственные силы. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, самостоятельность, формирует умение делать выводы. Каждая группа в зависимости от их тематики содержит широкий круг сведений об окружающем мире. В загадках о предметах обихода указывается на характерные признаки во внешнем виде предмета: «Два кольца, два конца, посредине гвоздик и тот на сквозь.».
Загадка о средствах передвижения: «Спозаранку за окошком стук и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома»; о повадках животных «Зимою спит, летом улья ворошит»; о фруктах «Круглое румяное с дерева достану я».
При отборе загадок для дошкольников необходимо, чтобы материал по своему содержанию, прежде всего, отвечал задачам воспитания и обучения. Нельзя предлагать детям любую загадку. Следует учитывать ее воспитательную ценность и педагогическую целесообразность. Важным требованием, предъявляемым к загадкам, является доступность. Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях (что такое год, месяц). Следует загадывать детям загадки о тех предметах и явлениях, которые доступны для их понимания. Это загадки о человеке, о предметах, созданных его трудом, о живой и неживой природе.
При отгадывании детьми загадок необходимо учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный, степень трудности логической задачи, сложность художественного образа и особенности речевой формы загадки.
Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Наиболее просты те загадки, в которых указывается самые типичные признаки «На заборе сидит. Ку-ка-ре-ку кричит». Решению логической задачи помогает и рифмующиеся отгадки: «Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок кто это?
Без самого яркого отличительного признака – глагола и рифмующегося ответа загадка становиться сложнее. Незнание детьми смысла слов, понятий, выражений, встречающихся в тексте, затрудняют отгадывание.
«Мохнатенькая, четыре лапки, два яхонта под шапкой». Слово яхонт не понятно детям, они не могут догадаться, что речь идет о кошке. Доступность загадки для ребенка зависит от того, какими выразительными средствами он создан. Успешно дети отгадывают загадки с использованием такого художественного приема как сравнение, если сравнение понятно.
«Хвост крючком, нос пятачком». Но есть сравнения не понятные для детей«Бел как снег, надут как мех, на лопатах ходит, рогом ест».
Отбирая загадки для детей младшего возраста, необходимо учитывать психологические особенности ребенка четвертого года жизни. Для малышей характерна общая эмоциональность, восприимчивость. Они живо реагируют на предметы, которые вызвали у них положительные эмоции. Тематика загадок для малышей строго ограничена. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок сталкивается: об игрушках, о домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания. Детям предлагаются загадки, в которых яркие характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина). Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность — вот основные критерии при отборе загадок для малышей.
Детям среднего возраста предлагается более широкая тематика: о домашних и диких животных, об одежде, явлениях природы, о средствах передвижения.
Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете: «В квартире нашей новый дом, живет посуда в доме том. В нем место есть и для конфет. Он называется….»
Для детей средней группы рекомендуются загадки с простыми сравнениями: «С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие пушинки, белые…» Облегчает задачу и рифмующаяся отгадка: «Пушистая вата плывет куда- то. Чем вата ниже, тем дождь ближе».
Старшим дошкольникам можно загадывать загадки и литературные, и народные, среди них могут быть и логические и подробные. Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди признаков должен быть обязательно назван существенный: «Бьют его рукой и палкой никому его не жалко, а за что беднягу бьют? А за то, что он надут».
Детям старшего дошкольного возраста предлагают загадки с более сложными типами логических задач. Характеристика предметов в них может быть дана кратко, названы один-два признака: «Всегда во рту, а не проглотишь».
Таким образом, при отборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать: соответствие тематики загадок воспитательно- образовательным задачам к жизненному опыту детей, полноту и конкретность характеристики, доступность языка и степень сложности художественного слова или логической задачи, характер мыслительной операции при отгадывании.
Подбор загадок по темам
«Ознакомление с окружающим»
по всем возрастным группам.
Младшая группа.
1. Загадка
В этом доме все для нас –
Сказки, песня и рассказ,
Шумный пляс, тихий час,
В этом доме все для нас!
Вот какой хороший дом!
В нем растем мы с каждым днем,
А когда подрастем,
Вместе в школу пойдем. (Детский сад).
2. Загадка
Кто научит рисовать,
Лепить, строить и играть,
Усадив ребят в кружок,
Прочитает им стишок?
Кто сейчас же разберется
Почему Антон дерется?
Очень любит всех ребят,
Кто же это?…» (Воспитатели).
3. Загадка
Кто же нам на стол накроет,
Подметет, пропылесосит?
Вымоет окна, стены, пол?
Протрёт от пыли стол?
Проследит, чтоб тут и там
Всё стояло по местам?…» (Няня).
4. Загадка
Ветер тучу позовет
Туча по небу плывет
И поверх садов и рощ
Моросит холодный… (Дождь)
5. Загадка
В сером небе низко
Тучи ходят близко
Закрывают горизонт
Будет дождь, мы взяли …(Зонт)
Средняя группа
1. Загадка
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — ... (Дождь)
2. Загадка
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ... (Листопад)
3. Загадка
Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман)
4. Загадка
Насупится, нахмурится,
В слезы ударится —
Ничего не останется. (Туча)
5. Загадка
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает:
Одним проходу не дает,
других он подгоняет. (Ветер)
Старшая группа
1. Загадка
На меня вы посмотрите,
Дверки можете открыть вы,
А на полочках моих
Много нужного стоит!
Выше всех я, как жираф:
Я - большой, красивый ... (Шкаф)
2. Загадка
Яростно река ревет и разламывает лед,
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель,
Кто же к нам пришел (Апрель)
3. Загадка
Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)
4. Загадка
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
5. Загадка
Я под мышкой посижу,
И что делать, укажу.
Или разрешить гулять,
Или уложить в кровать. (Градусник)
Подготовительная группа
1. Загадка
Сама в земле — коса на улице. (Морковь.)
2. Загадка
Кругла, а не луна,
С хвостом, а не мышь. (Репа.)
3. Загадка
Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
4. Загадка
Вырос в поле дом —
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
И стоит новый дом
На столбе золотом. (Колосок)
5. Загадка
Хоть прячется Алёна
За веточкой зеленой,
Но красная щека
Видна издалека (Яблоко)
Приложение 1.
«Использование загадок в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (печь)
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (печь)
Без рук, без ног,
Во все стороны кланяется. (люлька)
Сама поскрипывает,
Сама подпрыгивает. (люлька)
Эта с ручкой борода
В углу вас ждёт всегда.
Труд её хоть и нескор,
Но убрать поможет сор.
Постаралась, подмела - Бородатая .....(метла)!
Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться —
Только пыль вокруг клубится. (метла)
От угла и до угла
Все вокруг метет ...(метла)
Чёрный конь скачет в огонь. (кочерга)
Железная нога — это …(кочерга)
Помогает управиться
У печи красавица:
Снять колечки с плиты,
Чтоб чугунок поставил ты. (кочерга)
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет. (ухват)
Два рожка, одна ножка.
Две ноги, третья палка. (ухват)
Дом — стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк,
Днём он спит,
А как проснётся —
Ярким пламенем зажжётся. (лампа)
Золотая птичка
Вечером в дом влетает,
Весь дом освещает. (лампа)
Горласт и крепок, стоек, статен,
Узорами на вид приятен,
Огня, Воды и Глины сын -
Пузатый глиняный ... (кувшин).
В земле я родился,
В огне закалился. (кувшин)
Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река. (тарелка)
Этот блин нам есть нельзя.
Как зовут его друзья?
По краешку отделка
Ведь это же.... (тарелка)
По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот. (ложка)
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток,
Кашу, суп или окрошку.
Вы узнали? Это...(ложка)
Наварила мама кашки.
Положила кашку в чашки.
Будем кушать понемножку.
Только дайте, дайте (ложку)!
Круглая сестрица
Чаю даст тебе напиться. (пиала)
Стоит Толстуха
Хватают за бока.
Наполнить просят
Ко рту подносят. (пиала)
Я красива и тонка
Разукрашены бока
А гостей встречаю
Чаем угощаю. (пиала)
Стоит на кухне – Золотой Король.
Чай пить изволь! (самовар)
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (самовар)
Кто такой стоит пузатый
И блестящие бока,
Торчит носик крючковатый,
В нём вода из родника.
Окружили его чашки,
Сахар, пирожки и мёд,
Он, как командир в фуражке
Чаю всем гостям нальёт. (самовар)
В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке ... (чугунок)
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля ... (чугунок)
На чужой спине едет,
А на своей груз везёт. (седло)
Деревянные рожки, железные ножки,
Шла, ковыляла, спину гнуть заставляла. (соха)
Два голубя сизых под землю ходят,
Людям хлеб находят. (соха)
Свинья о два рога, о два клыка,
Землю роет, а не ест. (соха)
Чем больше бегает свинка,
Тем больше толстеет... (прялка)
Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! (прялка)
Маленький, горбатенький,
Всё поле избегал, домой прибежал -
Всю зиму лежал. (серп)
Сам худ, а голова с пуд. (молот)
В кузнеце самый бойкий я рабочий
Весь день колочу, что есть мочи. (молот)
Деревянная шея,
Железный клюв,
Кричит: «тук—тук—тук!» (топор)
Замечательный дружище,
Деревянная ручища
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете —
Каждый день с ним на работе. (топор)
Из пуховой нити тонкой
Спицы вяжут полотно с узором. (паутинка)
Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет -
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор. (паутинка)
Головной убор казачки
Его вязали себе сами:
И работать, и гулять -
Что же нужно повязать?
Собирали в узелок
Из пуха козьего платок. (паутинка)
Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу. (шапка)
Молодец на коне сидит.
Есть и бурка, и шашка,
Из меха барашка. (шапка)
От солнца голова защищена,
Для того и сплетена из соломы она. (шляпа)
Есть у меня соломенные поля,
Но не фермер я, а... (шляпа)
Плоская шляпка на блюдце похожа.
Носят татары, башкиры и казахи тоже. (тюбетейка)
На голове верхом сижу
Красивым узором всех удивлю. (тюбетейка)
Две сестренки, две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять — так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (варежки)
Построили хлевец
Для пятерых овец. (варежки)
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером,
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (варежки)
Каждый день поутру
Надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Что он зовётся…(сарафан)
Есть ситцевый наряд
Рюшки по низу висят
Есть бретельки на плечах
И украшен просто ах! (сарафан)
Есть фланелевый, махровый,
А этот обязательно узорный (халат)
Его для отдыха не одевают,
В этой одежде гостей встречают! (халат)
Дуйся - не дуйся,
А через голову - суйся.
Попляши день- деньской,
И пойдешь на покой. (рубаха)
В чистом поле — ворота
И два длинных хода:
По одному пойдёшь,
Из другого выйдешь. (рубаха)
Входишь в одну дверь,
А выходит из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошел. (рубаха)
Сверху голо, снизу лохмато,
Теплом богато, что твоя хата. (тулуп)
Зимой холодной я хожу –
Тот меховой наряд ношу.
И в нём, поверьте, никогда
Я не замёрзну в холода! (тулуп)
В них упрячешь две ноги -
И в мороз гулять беги. (валенки)
Треплют, катают,
А зиму таскают. (валенки)
Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет. (лапти)
Сплетен липовый кузовок,
Ночью отперт, а днем заперт. (лапти)
Подвяжешь — идет,
Развяжешь — лежит. (лапти)
Дом для каждой ножки Красивые ...(сапожки)
Стоят две трубы
Чернокожие столбы.
Сунул в них ноги
Зашагал по дороге. (сапоги)
Путнику он верный друг –
Лечит ранки ног и рук.
Маленький, но сил в нем много.
Всем растет он на подмогу. (подорожник)
Растение — это узнать очень просто
Широкие листья, сам малого роста.
В лечении ран
Он отличный помощник.
Растёт на дороге, зовут (подорожник)
Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (тюльпан)
Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный … (тюльпан)
Словно яркие стаканы,
У нас в степи цветут …(тюльпаны)
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (лиственница)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (лиственница)
Грива есть, а не лошадка.
Хоть седой, я молод.
Мне в степи живется сладко,
Ни к чему мне город. (ковыль)
Там, где ветер гладит спинку,
Поднимая к небу пыль,
Вы увидите травинку -
Называется ...(ковыль)
Листья – блюдца на воде,
Чашки белые везде,
Словно из фарфора та
Белоснежность, красота.
Если ты сорвёшь цветок,
От него в ведре лишь толк,
Не получится букет –
У цветов опоры нет.
Стебель длинный,
будто трос.
Что цветёт в пруду? –
вопрос! (кувшинка)
На пруду большой цветок,
С жёлтой сердцевинкой
На воде растёт,
Цветёт Белая ... (кувшинка)
Я не чудо-ёлочка,
Хоть растут иголочки.
И не братик я сосне.
Не деревья ельника,
Я кустик - ... (можжевельника)
Быстро мчусь я по степи,
Не поймать меня никак.
Ты уж, брат, меня прости,
Антилопа я, … . (сайгак)
Обойдите всю Европу
Не найдёте антилопу!
Но довольны мы вполне
Есть он в нашей стороне!
Не догнать его никак!
Дети, кто это-...(сайгак)
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это ... (еж)
Ушастый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. (еж)
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да побежала. (еж)
Распласталась на земле,
Быстро бегает везде,
Любит греться на камнях,
Схватишь - хвост в твоих руках. (ящерица)
Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (ящерица)
Позапасливее всех я:
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка. (суслик)
Что за зверь, скажите, братцы,
Может сам в себя забраться? (норка)
Его люди приручают,
И охоте обучают,
Чтоб волка ловил, лисицу …
Каждый знает эту птицу. (беркут)
Этот птичий царь могучий
Вьёт гнездо на горной круче.
Он наводит дикий страх
На больших и малых птах.
Перед ним все птицы меркнут.
Кто же это?
Гордый... (беркут)
В ступе летаю,
Следы заметаю.
Без чудес старушке
Скучно жить в избушке. (Баба Яга)
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица! (Баба Яга)
Бабушка в лесу живёт,
Травы - зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать ...(Яга)
Худой и бледный на лицо,
Смерть запрятал он в яйцо,
В Царстве золотых вещей
Кто живет? - Живет...(Кощей)
Страшный, коварный и злой
Этот сказочный герой.
Очень долго он прожил,
Многим людям навредил.
Иван- царевич его победил,
И от злых чар всех освободил. (Кощей Бессмертный)
Я - богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный)
У него три головы –
И нужно к нему
Обращаться на вы. (Змей Горыныч)
Я сказочный, летучий,
Огнедышащий, могучий
Трехголовый грозный змей.
Назови меня скорей! (Змей Горыныч)
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём. (Жар - Птица)
Оперением горя,
Вся сверкает, как заря,
А Иван - дурак ночами
Её ловит для царя.
Он ей в хвост сумел вцепится,
А зовут её…(Жар-птица.)
У кого ты не спроси -
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
То дурак, а звать - ... (Иван.)
Клад искал на дне морском,
И на небе был послом.
На земле поймал Жар-птицу.
В жёны выбрал Царь-девицу.
Звать его, скажите, как?
Наш ответ: ...(Иван - дурак)
У кого живот огромный?
Кто веселый, очень скромный?
Неразлучен кто с водой? -
Добрый дядька...(Водяной)
Крыльев нет, а дом – болото.
Жизнь кажется пустой
И летать ему охота
Ну и что, что...(Водяной).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)
Идея патриотизма занимала особое место, но особенно актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста по выявлению уровня знаний об истории цивилизации и технического прогресса
методическая разработка НОД по выявлению уровня знаний об истории цивилизации и технического прогресса....
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период.
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период....
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период.
Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период....
Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами
Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...
Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...
Методическая разработка "Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по финансовой грамотности"
В материале подробно описаны темы на учебный год, приведены формы работы по той или иной теме, беседы и интерактивные задания....