«Знакомство дошкольников с книжной культурой»
статья по художественной литературе

Харламова Анжелика Мамедовна

Единые принципы приобщения ребенка к чтению художественной литературы дома и в детском саду делает чтение естественным для ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_znakomstvo_doshkolnika_s_knizhnoy_kulturoy.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка-детский сад № 18 Колпинского района Санкт-Петербурга

«Знакомство дошкольников с книжной культурой»

Воспитатель Харламова А.М.

               Значение книги в жизни человека очень велико. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни: сначала, когда ребёнок в утробе матери, она читает ему стихи и сказки. Потом родители читают своим детям, ребёнок, подрастая начинает учить буквы и слоги и опять читает. В школе ученик читает букварь, азбуку, внеклассное чтение, летнее чтение. Во взрослой жизни мы можем читать то, что выберем сами.  Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

    Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Она учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности, служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

     Любовь к книге не «приходит» к ребенку сама по себе. Необходима активная помощь взрослых: воспитателей и родителей. Книга не дает готовых рецептов, как научит ребенка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, переживать их. Только любящий книгу ребенок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеется, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Прочитанная в детстве книга оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого – открыть ребенку всё то необыкновенное, что несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребенка, прежде всего должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

Сопереживая героям художественных произведений, дети начинают замечать и настроение окружающих людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Особенностью читателя-дошкольника является то, что он не умеет читать. Его читательская деятельность базируется на ином типе восприятия искусства – слуховом. При этом ему доступны такие подвиды читательской деятельности, как слушание, разглядывание иллюстраций, размышление над услышанным, переживание происходящего в художественном тексте. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи. Приобщение к чтению – это педагогически обоснованная деятельность, осуществляемая в дошкольной образовательной организации. Определяющую роль в ней играет воспитатель. Ее эффективность зависит от того, насколько и каким образом будут вовлечены в исследуемый процесс родители воспитанников. Единые принципы приобщения ребенка к чтению художественной литературы дома и в детском саду делает чтение естественным для ребенка, необходимой частью его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль библиотеки в процессе знакомства дошкольников с книжной культурой и детской литературой

Опыт работы по приобщению дошкольников к чтению и знакомству с детской литературой....

Знакомство детей с книжной культурой

Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомы...

Литературная гостиная как эффективная форма знакомства воспитанников с книжной культурой, детской литературой

В статье представлена работа по организации Литературной гостиной для воспитанников и сотрудниковв дошкольном учреждении. Воспитатели познакомятся с особенностями проведения Литературной гостиной &quo...

План самообразования воспитателя по теме "Знакомство дошкольников с книжной культурой, формирование предпосылок грамотности"

План самообразования воспитателя старшей группы по теме "Знакомство дошкольников с книжной культурой, формирование предпосылок грамотности"...

Проект «Знакомство детей с книжной культурой»

Проект «Знакомство детей с книжной культурой»...

Перспективный план работы по знакомству дошкольников с книжной культурой в старшей группе

Задачи:Продолжать развивать интерес детей к  художественной литературе.Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки...

Перспективный план работы с родителями по знакомству дошкольников с книжной культурой.

Совместная деятельность детей и родителей  (конкурсы, выставки, досуги, развлечения и т.п.)Консультирование  (стенды, буклеты, памятки, папка – передвижка и т.п.)Интерактивные фо...