Приобщение детей к чтению
статья

Масленникова Юлия Александровна

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности.  Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.  Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_chteniyu.docx404.48 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к чтению

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.

     Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности.  Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.  Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – все это во власти взрослого. От взрослого в большой степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

     Целью работы по приобщению детей к чтению в детском саду является:

- учить детей слушать чтение

- учить глубоко, постигать текст

- воспитывать грамотного читателя

      При осуществлении этой цели решаются задачи умственного, эстетического, нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Умственное воспитание – это развитие восприятия, мышления, развитие речи. Эстетическое воспитание – это развитие творческих способностей детей. Чтение особенно сказок формирует нравственный багаж ребенка.

       Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми:

 - ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов

 - самостоятельное рассматривание книг

 - организованные занятия

 - свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы

       Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста). Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми. Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.

1-я неделя – чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок.

2 – неделя -  чтение стихотворений;

3 -  неделя – чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям;

4 – неделя – путешествие по страницам «толстой книги» (в старшем дошкольном возрасте).

      После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней. В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций. Чтобы осуществлять различные формы работы по приобщению детей к книге, в детском саду должны быть созданы определенные условия:

 - наличие возрастного библиотечного фонда художественной литературы.

 - наличие портретного фонда детских писателей

 - наличие грамматических словарей для воспитателей.

 - организация групповых книжных уголков.

Связь с другими видами деятельности

Физическая культура

Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей.

Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений

Здоровье

На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим вненшим видом, совершенствовать навыки самообслуживания.

Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы.

Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения

Социализация

Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации.

Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование.

Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений.

Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев

Безопасность

Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах.

Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города.

Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т.п.).

Труд

Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается.

Воспитывать заботливое отношение к животным.

Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту.

Знакомство с трудом взрослых (профессии)

Познание

Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе.

Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями.

Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях.

Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетных единицах литературных произведений.

Коммуникация

Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве.

Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения.

Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво.

Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе

Художественное

творчество

Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры — бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу.

Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора.

Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.

Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке.

6.Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность

Музыка

Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи.

Развитие образности речи.

В играх-драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные и интонационно-речевые характеристики персонажа.

Развивать интерес к театрально-игровой деятельности

        В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

       В этом возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А.С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»). В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни (И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»).

       Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

The Guardian»: ТОП-10 лучших книг минувшего десятилетия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами....

семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»

В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...

рекомендации родителям по приобщению детей к чтению

рекомендации родителям для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы...

Приобщение детей к чтению

Как приобщить ребенка к чтению художественной литературы....

Конспект занятия по приобщению детей к чтению.«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения.

«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения....

Презентация по чтению "Приобщение детей к чтению"

В презентации отражены различные методы обучения дошкольников чтению....

Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...