Конспект занятия для детей 6-7 лет. Познавательное развитие.
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Грязнова Ольга Григорьевна

Конспект образовательной деятельности Тема: «Путешествие по русским народным сказкам» Образовательная область «Познавательное развитие». Возрастная группа: подготовительная Цель:   Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_o._g_2021_posledn_albomnayadoc.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Детский сад №64»

Конспект

образовательной деятельности

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»

Образовательная область «Познавательное развитие».

Возрастная группа: подготовительная

 Подготовила:                                                                                    Грязнова О. Г,

Воспитатель 1                                                                             квалификационной категории                                                                               МДОАУ №64 г. Оренбурга

Оренбург, 2022

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»

Цель:   Закрепление знаний детей о русских народных сказках.

 Задачи:  

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к русским народным сказкам;
  • воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу;
  • создать эмоционально приподнятое настроение;
  • воспитывать  любовь к художественной литературе, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей при необходимости.

Развивающие: 

  • Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; 
  • развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
  • активизировать речь, обогащать словарный запас: научить подбирать слова, определяющие качества героев;

Образовательные: 

  • Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок;
  • продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок;
  • продолжать учить детей нетрадиционной технике рисования – ниточкой.

Работа над словарем:   Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:  
  • создание игровой  ситуации, появление Бабы Яги,
  • установка на внимательное прослушивание  и выполнения задания.
  1. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД:  
  • создание развивающей среды;
  • создание проблемных ситуаций,  обследование;
  • физ разминка, анализ и самоанализ.
  1. Приемы организации практической деятельности детей:  
  • Показ, объяснение;
  •  демонстрация образца;
  •  показ алгоритма действий.
  1. Приемы поддержания интереса у детей:  
  • Организация хода занятия в виде квеста;
  • Сюрпризный момент;
  • Чередование видов детской деятельности;
  • Загадки.
  1. Приемы оценки и самооценки:  
  • Поощрение;
  • совместное с педагогом и детьми определение качества детской деятельности;
  • оценка взаимодействия детей;
  • демонстрация книги со спасенными страницами.

Создание среды для организации и проведения НОД:  :  Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма, альбомные листы, сложенные вдвое, разведенная гуашь, нити, салфетки.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы

Планируемые е результаты:

Личностные.

  • Владеет способностью рассуждать, высказываться;
  • Использует полученные знания в самостоятельной деятельности.

Интеллектуальные

  • Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок;
  • Сформированы практические навыков ниткографии.

Физические

  • Ребёнок может контролировать свои движения и управлять ими;

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.


План ОД

1.Вводная часть:                                                          

Приветствие

Создание проблемной ситуации.

Беседа о народных сказках, появление книги сказок. Отсутствие страниц в книге.

Появление Бабы Яги.

Создание мотива для деятельности детей.

Как найти страницы книги? Волшебный предмет

Определение цели.

Путешествие в страну сказок, поиск исчезнувших страниц

Анализ обследование, выводы.

 2. Основная часть:

1 задание Сказка «Катя и три волка»

Показ, комментирование,  дискуссия.

2 задание «Моделирование сказок «Маша и медведь», «Курочка-Ряба», «Репка»»

Гимнастика для глаз

Игра «Помогите!».

Физкультурная минутка "Сказки"

Иллюстрации сказок

Загадки

Игра: «Художник - иллюстратор».

Физ. Минутка «Цветы»

Продуктивная деятельность ниткография 

Определение способа  изготовления  

Показ приема рисования

Планирование.

Изготовление  

3.Заключительная часть:

Рефлексия

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Длительность ОД

5 мин

22 мин

3 мин.

30 мин

.

Ход

образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

  1. Вводная часть.                                                         Приветствие

Беседа о народных сказках, появление книги сказок.

Создание проблемной ситуации.

Отсутствие страниц в книге.

Появление Бабы Яги.

Дети заходят, становятся в круг.

Игра психологического здоровья.

Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: — Доброе утро!

- Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка»«Воздушный поцелуй»

Воспитатель:

- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)

- Почему вы их любите? (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Воспитатель:

- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).

- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).

Вбегает Баба Яга: «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

2.Основная часть.

Создание мотива для деятельности детей.

Волшебный клубочек

Игра «Назови сказки»

1 задание Сказка «Катя и три волка»

Показ, комментирование,  дискуссия.

2 задание «Моделирование сказок «Маша и медведь», «Курочка-Ряба», «Репка»»

Гимнастика для глаз

Игра «Помогите!».

Физкультурная минутка "Сказки"

Иллюстрации сказок

Загадки

Игра: «Ты мне – я тебе».

Продуктивная деятельность ниткография 

Физминутка «Цветы»

Определение способа  изготовления  

Планирование.

Изготовление  

Воспитатель:

Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)

Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказки»: дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).

Воспитатель:

- Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей).

- Верно, потому что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова«Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку).

- Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.

Сказка «Катя и три волка»

Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.

(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)

Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета? (красная)

Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратила ваших любимых героев? Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну страницу!» (Моделирование сказок: «Маша и медведь»«Курочка-Ряба»«Репка», Дети называют сказку, героев).

Воспитатель:

- И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (оранжевого).

- Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?

Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».

Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).

Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки).

Игра «Помогите!».

Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).

«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»)

«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)

«Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)

«Помогите! Я превратилась в облачко!» (Снегурочка»)

Воспитатель:

- Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (Желтого)

- Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят!

- Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!

Физкультурная минутка "Сказки"

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")

Воспитатель:

- Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам).

– Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят"

- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)

- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?

- Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».)

- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)

- Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого и голубого).

- А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)

- Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

1. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)

3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?

4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)

5. В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)

6. Кто исполнял все желания Емели? (Щука)

Воспитатель:

- Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (синего)

- Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу.

И здесь, ребятушки, вы сами станете художниками – иллюстраторами, тогда я отдам вам последнюю страничку от книги

Ребята, а кто такие художники – иллюстраторы?

А какую сказку будете иллюстрировать, вы поймете, отгадав загадку:

Чудище ужасное во дворце живет,

Он девицу- прекрасную к себе в гости ждет.

Для нее, красавицы, есть в саду цветок,

Полюбить чудовище он бы ей помог.

А когда полюбится – сгинет образ тот…

Сказку кто волшебную быстро назовет?

Ответ: Аленький цветочек

Физминутка «Цветы»

Наши алые цветки

распускают лепестки(Плавно раскрывают пальцы)

Ветерок чуть дышит,

Лепесток колышет (Помахивают руками перед собой)

Наши алые цветки

закрывают лепестки (Плотно закрывают пальцы)

Тихо засыпают(Плавно опускают руки)

Головой качают.

-
Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию. Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования

(Показ приема рисования)

Берем нитку, и круговыми движениями от центра по спирали выкладываем нить на лист бумаги. Конец сухой нити направляем вниз, держа ее в правой руке, а ладошкой левой руки., слегка придавливая, медленно вытягиваем нить из под ладошки. И происходит волшебство.

Воспитатель:

- Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового)

- У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, фиолетовый.

- Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей).

- Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Снуп, снап,снуре!». Чтобы чудо произошло,нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:

• удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны;

• лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами;

• весело, улыбаясь, хлопая в ладоши.

(Дети выполняют вместе с воспитателем)

познавательное развитие;

познавательное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

социально-коммуникативное развитие;

физическое развитие.

познавательное развитие;

речевое развитие;

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

социально-коммуникативное развитие;

физическое развитие.

художественно-эстетическое развитие;

социально-коммуникативное развитие;

3.Заключительная часть. 

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Рефлексия:

Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.

Воспитатель:

- Чему нас учат сказки?

- Какие бывают сказки?

- Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)

- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.

познавательное развитие;

речевое развитие;

социально-коммуникативное развитие.

Длительность НОД: 30 минут.

Список литературы:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
  2. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
  3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной   группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
  4. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-nitkografiya-prichudlivie-uzori-2285362.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Поиск воздуха"

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экперементирования с предметами и в виде вербального исследования воп...

Конспект занятия для детей раннего возраста по познавательному развитию. "Построим домик для матрёшки"

Задачи:- Продолжать учить детей создавать постройки из кирпичиков познакомить с новой строительной деталью- призмой(крыша), побуждать различать и называть строительные детали по форме, величине, ...

Конспект занятия для детей средней группы по познавательному развитию с использованием ИКТ «Путешествие с Жужей»

Конспект образовательной деятельности разработан для детей средней группы с применением современных цифровых технологий...

Конспект занятия для детей старшей группы по познавательному развитию на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Конспект занятия для детей старшей группы по познавательному развитию на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны»...

Конспект занятия для детей средней группы по познавательному развитию (Петербурговедению) "Улицы и проспекты нашего района".

Цель: Закреплять знания детей о том, что такое улица, знание своего адреса и адреса детского сада; закрепить знание о зданиях и постройках, которые находятся на улицах микрорайона; обогащать и ак...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ "В ГОСТИ К ЗАЙЧИКУ"

Занятие напрвылено на создание условий для познавательной активности детей раннего возраста....

Конспект занятия для детей младшей группы по познавательному развитию «Бусы для мамы»

Задачами данного конспкекта являются: Воспитывать желание радовать своих близких; воспитывать умение действовать в коллективе; воспитывать активность и самостоятельность....