Методическая разработка Образовательный среднесрочный проект с детьми раннего возраста «Играем в сказку»
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)
Интересные сказки для младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_kolobok_repka_teremok.docx | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 70
общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Образовательный среднесрочный проект с детьми раннего возраста «Играем в сказку»
Автор: Апанасенко Ольга Сергеевна
Санкт-Петербург 2022
Паспорт проекта
Актуальность проекта:
Театр – это духовные богатства, ничем не заменимый источник воспитания.
Ранний возраст - это возраст сказки. Именно в этом возрасте дети верят в волшебство, тянутся ко всему сказочному, необычному и чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно показана и рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. Мир волшебства и чудес, мир сказки, погружает ребенка в неизведанный для него мир, помогает понять язык взаимоотношений между людьми. Певучесть, образность народного языка, помогает ребёнку овладевать речью, на основе красоты и самобытности народного слова.
Сказка играет важную роль в жизни ребенка. Малыши не просто слушают сказку, а погружаются в её мир. Участвуя в театрализованных постановках, играя, а точнее проигрывая сказочные сюжеты, дети проживают сказку вместе с её героями, так у них появляются первые представления о времени и пространстве, о связи человека и природы, о дружбе, добре и зле.
Тип: познавательный, информационный, творческий
Сроки реализации: среднесрочный проект (10.11.2022. – 28.11.2022г.)
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст участников проекта: группа раннего возраста (1.6-2 лет)
Форма проведения: групповая.
Цель проекта: развитие социальных и коммуникативных навыков детей раннего возраста через восприятие смысла сказок и стихов в театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить с народными сказками: Колобок, Репка, Теремок.
2. Организовать (совместно с родителями) в течение 18 дней постановку и проведение спектаклей по сказкам: Колобок, Репка, Теремок посредством разных видов театрализованной деятельности:
- Театр на стенде (суть стендового театра заключается в том, что на определенную поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей: теневой, театр на фартуке).
- Театр на столе (драматизация происходит на столе).
3. Способствовать повторению детьми звукоподражаний героев сказок (гав-гав, мяу-мяу, пи-пи и.т.д.)
4. Стимулировать орудийную ловкость, манипулирование предметами в театрализованной деятельности.
5. Способствовать выполнению действий последовательно, по порядку.
6. Активизировать активный словарь и связную речь детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Ожидаемые результаты: дети знают содержание 3-х народных сказок («Колобок», «Теремок», «Репка»); узнают персонажей; участвуют в воспроизведении сказок (способны повторить голоса животных, показать их действаия) ; проявляют интерес к различным видам театра; знают назначение ширмы, театральных кукол; участвуют в театрализованных играх на орудийную ловкость и манипулирование предметами; вступают в контакт со сверстниками и взрослыми посредством речи.
План реализации:
Организационно – подготовительный этап.
- Подбор методической литературы.
- Подбор наглядного материала (иллюстраций) и изготовление игровых пособий и атрибутов для организации различных видов театрализованной деятельности с детьми.
- Музыкальное произведение
Основной этап:
Образовательное мероприятие/ Вид театра | Содержание деятельности |
Игры-этюды «Медвежата», «Зайчата», «Я – лисичка, рыжая сестричка», «Лошадка», «Кошка», «Лягушата» | Изображать животных имитируя простые, знакомые отличительные черты (походка, звуки, голос) |
Дидактическая игра «Ромашки» | Распознавать изображенные эмоции, учиться имитировать эмоции, используя мимику жесты, движения |
Русская народная сказка «Колобок» | |
Образовательная ситуация «Я Колобок, колобок…» (театр на фартуке) | Рассказать сказку «Колобок», вспомнить последовательность сюжета, персонажей, упражнять в сравнивании, рассказывании, побудить детей к речевому общению и т. п. |
Дидактическая игра «Кого встретил колобок?» | Выбрать персонажей сказки «Колобок», разложить иллюстрации персонажей по порядку, в соответствии с сюжетом сказки. |
Подвижная игра «Движения животных» | Изображать известных животных используя движения, походку, мимику, жесты, голос; имитировать сказочные сюжеты «Встреча Колобка и зайца, Колобка и волка, и т.д.» |
Лепка «Колобок» | Познакомиться с простым приемом катание шарика между ладошками, на столе; разминать пластилин, отщипывать маленький кусочек от большого. |
Образовательная ситуация «Сказка на столе» (настольный – конусный театр) | Познакомиться с настольным театром, рассказать о видах кукол для настольного театра; привлечь родителей и старших дошкольников к изготовлению атрибутов для настольного театра; развивать интерес и эмоциональный отклик на сказочный сюжет; стимулировать желание принимать участие в театрализованной и игровой деятельности, подражать героям сказки. |
Русская народная сказка «Теремок» | |
Дидактическая игра «Скажи кто в теремочке живет?» | Проявлять интерес к игровой деятельности, слушать, понимать содержание, продолжить предложение по смыслу. |
Дидактическая игра «Расставь по порядку» | Выбрать из предложенного числа картинки с изображением персонажей сказки «Теремок», разложить их по порядку, в соответствии с сюжетной линией сказки. |
Драматизация по сказке «Теремок» (верховой театр на палочках) | Познакомиться с театром на полочках, понимать как устроен настольный театр, назначение ширмы, развивать интерес к театрализованной деятельности; активизировать интерес к театральной постановке, следить за сюжетом, посильно участвовать в постановке, проявлять эмоциональный отклик на происходящее, пополнять и активизировать словарь. |
Подвижная хороводная сказка «Теремок» | Активизировать двигательную активность, снижать уровень застенчивости через участие в коллективной игровой деятельности, следовать игровым правилам. |
Русская народная сказка «Репка» | |
Просмотр «Теремок» (настольный театр | Познакомиться с театром показать разнообразие видов театра, способов изготовления атрибутов, активизировать интерес к театральной постановке, следить за сюжетом, проявлять эмоциональный отклик на происходящее, пополнять и активизировать словарь. |
Подвижная игра на координацию речи «Танцуем вместе со сказкой» | Выполнение танцевальных движений под музыкальное произведение в исполнении группы «Кукутики» - «Репка», выполнять движения в соответствии с текстом. |
Лепка «Репка» | Познакомиться с простым приемом лепки – сплющивание шара в овал; раскатывание кусочка пластилина в палочку на столе; разминать пластилин, отщипывать маленький кусочек от большого, передавать задуманный образ в пластилине. |
Открытое образовательное мероприятие «Показ сказки «Репка» посредством кукольного театра» | побуждать детей взаимодействовать друг с другом и взрослым при помощи вербальных и невербальных средств общения (с помощью слов, жестов, интонации); формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, понимать его, повторять и договаривать знакомые фразы и предложения; воспитывать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.
|
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к участию в театрализованной деятельности и оформлению театрального уголка в группе, изготовлению героев, атрибутов.
2. Подготовка консультации для родителей: папка – передвижка «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности», «Театр своими руками».
3. Провести практикум для родителей «Кукольный театр своими руками».
Заключительный этап
Продукты проекта:
- театрализованные постановки по 3-м сказкам с участием детей и родителей.
- выставка работ «Мой любимый герой сказки»
- театральная атрибутика, куклы, наборы игр.
Литература.
- М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Ребёнок в мире сказок. Музыкально-театрализованные сказки».
- Караманенко Т.Н, Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр-дошкольникам» – 1969 г.
- Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей» - 1988 г.
- Хрестоматия для маленьких. Составитель Л. Н. Елисеева.
Приложения к проекту
Игра-этюд «Медвежата»
Цель - развитие у детей способности принять на себя роль животного.
Игровой материал - конфеты, фрукты, пироги.
Подготовка к игре - знакомство с отличительными признаками медведя по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про мишку.
Игровые роли - медвежата.
Ход игры. Предлагая детям игрушки, конфеты, фрукты, пироги и т. п., воспитатель говорит: «Посмотрите, ребятки, какой большой вкусный пирог испекла медведица и прислала к нам в группу. Она подумала, что у нас в группе есть медвежата – сладкоежки, которые обожают вкусные пироги, и решила угостить их. Кто у нас медвежонок? Кому медведица испекла сладкий пирог? Ты медвежонок, Саша? А где твои лапки, медвежонок? А шерстка у тебя есть, медвежонок? Как много медвежат у нас в группе. Хорошие медвежата! Пора раздавать им пирог!».
Затем воспитатель предлагает медвежатам встать вокруг большого стола (сделанного из сдвинутых столов) и посмотреть, как будет она торжественно разрезать пирог на равные части, чтобы всем досталось поровну. Таким образом может проходить обычный полдник. Раздавая пирог, воспитатель приговаривает: «Этому медвежонку - кусочек пирога и этому. Всем медвежатам поровну делю пирог медведицы. Всем медвежатам хватило пирога? Ешьте на здоровье!».
Игра-этюд «Лошадка»
Цель - развитие у детей способности принять на себя роль животного.
Игровой материал - предметы-заместители, игрушки, султанчики, картинки, иллюстрации.
Подготовка к игре - знакомство с отличительными признаками лошадки по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про лошадку и жеребят.
Игровые роли - лошадка, жеребята.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть и берет на себя роль цирковой лошадки: «Я цирковая лошадка. У меня есть копыта. Вот они. Посмотрите, как я ими бью. А это мой пышный хвост (показывает воображаемый хвост). Вот грива. Вам стригут волосы? Мне тоже стригут гриву и хвост, чтобы они были красивые. Когда я выступаю в цирке, мне надевают на голову султанчик, вот такой (показывает, но не надевает). Посмотрите, какие красивые лошадки в цирке (показывает картинку). В цирке меня учат красиво скакать (воспитатель показывает). А как я прыгаю через бревно, показать? Я и танцевать умею. Когда выступление заканчивается, я делаю всем поклон (показывает). Больше всего я люблю выступать перед маленькими ребятишками, они хорошо умеют хлопать. А когда все уйдут из цирка, я остаюсь, потому что живу в цирке. Ем травку (сено), хлебушек и отдыхаю после выступления. Жаль, что у меня нет деток - маленьких жеребят. Если бы у меня были жеребятки, я бы научила их выступать в цирке. У меня даже есть красивые султанчики для жеребят. Кто хочет быть моим жеребенком?». Ребята берут на себя роли жеребят. Педагог продолжает дальше: «А где у тебя, жеребеночек, копыта? Покажи, как ты умеешь бить копытами. А хвост есть у тебя? Тебе стригли хвостик, жеребеночек? Ты хочешь выступать в цирке? Примерь на голову султанчик и станешь настоящей лошадкой».
Игра-этюд «Кошка»
Цель - развитие у детей способности принять на себя роль животного.
Игровой материал - предметы-заместители, игрушки.
Подготовка к игре - знакомство с отличительными признаками кошки по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про кошку и котят.
Игровые роли - кошка, котята.
Ход игры. Воспитатель может начать игру с чтения рассказа В. Гербовой «Про девочку Катю и маленького котенка».
«Вышла Катя гулять. Подошла к песочнице и стала делать куличики. Много куличиков испекла. Устала. Решила отдохнуть и села на скамейку. Вдруг слышит: мяу-у-у. Котенок мяукает: тоненько так, жалобно. «Кис-кис-кис», - позвала Катя. И из-под скамейки вылез черненький пушистый комочек. Взяла Катя котенка на руки, и он замурлыкал: мурры-мурр, мурры-мурр. Пел-пел и уснул. А Катя сидит тихо, не хочет котенка будить.
- Я тебя ищу, ишу! — сказала бабушка, подойдя к Кате. — Чего притихла?
- Ц-ц-ц, – Катя приложила палец к губам и показала на спящего котенка.
Потом Катя с бабушкой обошли всех соседей, чтобы узнать, не потерялся ли у кого-нибудь маленький черный котенок, который умеет звонко мурлыкать. Но котенок оказался ничейным. И бабушка позволила Кате взять его домой». После этого воспитатель может побеседовать с детьми о котятах.
Затем предлагает детям поиграть. «Я буду кошкой. У меня пушистая шерстка и мягкие лапки (показывает). У меня длинный хвост и маленькие ушки (показывает воображаемый хвост, а потом ушки). Я люблю лакать молочко, сметану. Обожаю ловить мышек. Больше всего на свете я люблю играть с клубочками из ниток или с мячиком. Закатится мячик под стул, а я достаю лапкой. И еще… Я люблю играть со своим хозяином Петей. Он бегает от меня с бумажкой на ниточке, а я ловлю бумажку. Поймаю бумажку, и Петя гладит меня по спинке, умницей называет. Мне нравится, когда меня ласкают, и я мурлычу: мур-мур. Да вот беда. Уехал мой хозяин Петя к бабушке. Теперь я скучаю. Не с кем мне играть. И котят у меня нет. Вот были бы котята, я бы поиграла с ними. Мы полазили бы по лесенкам, побегали за мячами и намяукались бы вдоволь. Мяу-мяу, хочу, чтобы у меня были котята. Кто хочет быть моими котятами?».
Когда ребята войдут в образ котят, воспитатель говорит: «Котята, покажите ваши ушки. А хвостики у вас есть? (воображаемые) А что вы любите кушать? Как вы любите играть? Как вы мяучите?».
Затем педагог обязательно должен похвалить детей. Угостить котят молочком, используя вымышленные чашечки (ладошки вместе), приговаривая: «Этому котенку налила, и этому налила, и этого котенка не забыла. Котята, посмотрите на этого котенка. Правда, он рыженький? Угощайся, Рыжик, молочком».
Дальше педагог может продлить игру в разных направлениях (все будет зависеть от его творчества), но только при условии, что этого хотят дети, что у них сохранился интерес к игре. Можно пойти на улицу, поиграть «со своим хвостом», «помяукать», кто громче, и т. д.
Завершить игру можно так. Воспитатель говорит, что мама кошка была в игрушечном магазине и принесла вам подарки. «Бегите ко мне, буду подарки раздавать. Ну, вот, всем раздала. Можно всем заняться делом. Потом пойдем гулять».
Конспект образовательной деятельности
в первой младшей группе (1.6-2 года)
Показ сказки «Репка» посредством кукольного театра
Цель: создание условий для формирования и развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста через театрализованную деятельность.
Задачи:
- побуждать детей взаимодействовать друг с другом и взрослым при помощи вербальных и невербальных средств общения (с помощью слов, жестов, интонации);
- формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, понимать его, повторять и договаривать знакомые фразы и предложения;
- воспитывать доброе и бережное отношение, эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.
Материал и оборудование: «волшебная» коробочка; персонажи настольного театра «Репка»; муляжи игрушек: косточка, кусочек сыра, миска для молока.
Предварительная работа: чтение сказки «Репка», рассматривание иллюстраций к сказке «Репка», дидактическая игра «Кто что ест?».
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети сидят полукругом на стульчиках, или на ковре. Воспитатель вносит в группу коробочку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла (дети подходят и начинают разглядывать коробку). В этой волшебной коробочке спрятаны сказки. Давайте постучим в нее и узнаем, что же там есть.
Тук-тук, чок-чок,
Открывайся сундучок!
Свою крышку открывай
Нас скорее удивляй!
Воспитатель: слышите, в коробочке что-то шуршит? Давайте посмотрим, какая сказка спрятана в коробочке.
Коробочка, открывайся,
Сказка деткам появляйся!
Основная часть.
Воспитатель:
А теперь – посидите тихо, детки.
Да послушайте сказку про репку.
Сказка, может и мала,
Но про важные дела.
Начинается как надо:
Жили – были дед да баба,
Внучка, Жучка,
Мурка – кошка,
А еще там мышка – крошка.
Захотел, однажды, Дед
Репки сладенькой в обед.
Что ж, пожалуй, я схожу
Да и репку посажу.
Пошел дед в огород и посадил репку (выставляется фигурка деда)
Выросла у деда репка …какая, большая или маленькая? (ответы детей, показ жестами, движениями - бооольшая)
Стал дед из земли репку тянуть.
Тянет – потянет… вытянуть… (не может, показ действия)
Позвал дед… кого? (бабку) (выставляется фигурка бабки).
Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть… (не могут, показ действия)
Кого они потом позвали? (внучку) (выставляется фигурка внучки)
Правильно! Внучка пришла помочь вытянуть репку… внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть… (не могут, показ действия)
Кого же ещё позвали репку тянуть? (ответы детей - собачку Жучку, изобразить жучку вместе с детьми) (выставляется фигурка собачки).
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за… (репку).
Тянут – потянут, вытянуть… (не могут, показ действия).
Тогда позвали они… кого? (кошку, изобразить кошку) (выставляется фигурка кошки).
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку…Тянут – потянут, вытянуть… (не могут).
И позвали они... кого? (мышку, изобразить мышку) (выставляется фигурка мышки).
Правильно! Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку:
Тянули – тянули… (и вытянули репку)
Вот и вытянули репку,
Что в земле сидела крепко. А мы с вами вспомнили сказку про «Репку»!
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Закрепление материала.
Ребята, а как вы думаете, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка радовались, что они вытянули репку? (ответы детей). Давайте покажем, как они радовались (изобразить эмоции – радость).
Воспитатель: вот как веселились наши герои сказки. А вам было весело, ребята?
Дед, бабка и внучка (поставить фигурки отдельно) репку помыли, почистили и съели. Репка – вкусный, сладкий овощ.
А Жучка, Кошка, Мышка на людей глядят, репку не едят.
Кто знает, что же любят Жучка, Кошка и Мышка? (ответы детей). А давайте их тоже сейчас покормим (воспитатель достает муляжи: косточка, сыр, коробочка с молоком, миска).
Дети по просьбе воспитателя приносят животным любимую еду: Кошке- молоко в блюдце, мышке - кусочек сыра, Жучке - косточку.
Воспитатель: Молодцы, правильно всех накормили, никого не обидели!
Ребятки, понравилось вам кормить Жучку, Кошку и Мышку? (ответы детей)
А теперь давайте вспомним, у деда выросла какая репка, большая или маленькая? Репка, какая на вкус, сладкая или горькая? (ответы детей).
Ну вот, ребята, сказку мы с вами вспомнили, всех покормили, а теперь давайте покажем героям сказки нашу группу и расскажем, какие у нас есть игрушки (дети берут героев сказки и начинают с ними играть).
Показ сказки «Репка» посредством настольного кукольного театра
Фотоотчет о реализации проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для работы с детьми раннего возраста
Материалы пособия подобраны для работы с детьми раннего возраста, через использование русской народной сказки в различных видах детской деятельности....
Методическая разработка по ознакомлению с детьми раннего возраста с правилами дорожного движения. Игровая ситуация "Происшествие на дороге " .
Форма проведения: занятие - дидактическая игра.Задачи:1. Закреплять с детьми правила безопасного поведения на дороге.3. Упражнять в умении узнавать и называть животных (кошка, собака, зайчик). Расширя...
Методическая разработка театрализованного представления с детьми раннего возраста по русской народной сказке «Теремок»
Конспект проведения театрализованной деятельности, драмматизации по русской народной сказке "Теремок" с детьми раннего возраста (2-3лет). Образовательные области: художественно - эстетическое развитие...
Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста
Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...
Проект с детьми раннего возраста «Сказка нас учит говорить» с учетом внедрения ФГОС в практику работы дошкольной организации
Вид проекта: Познавательно-речевой, творческий.Тип проекта: ДолгосрочныйУчастники проекта: Дети, педагоги, родители.Цель: Развитие правильного произношения и культуры речи дошкольника посредством теат...
Конспект совместной деятельности с детьми раннего возраста по теме"Сказка зимнего леса" в рамках проекта "Зимушка - зима"
Цель:создание благоприятных условий для развития любознательности и эмоциональной отывчвостиЗадачи:-развивать эмоциональную отзывчивость,сопереживание;-формировать готовность к совместной деятельности...
Педагогический проект с детьми раннего возраста "Здравствуй, сказка"
актиАктивизация речевой и познавательной активности детей раннего возраста посредством использования русских народных сказок....