Воспитание юного читателя
статья по художественной литературе (средняя группа)

Вишневская Галина Владимировна

воспитание юного читателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл воспитание юного читателя31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Сегодня весь мир стоит перед проблемой как сохранить интерес к книге, к чтению. Аудио- и видеотехника, которая даёт готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают вместо чтения книги посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.

Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны для ребенка, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребенком, быть искренним в выражении своих чувств.

Приобщая детей к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой, долговременной работе, которая в будущем обязательно, даст свои плоды.

По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.

Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день: проблемы нечитающего молодого поколения у нас в стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у старших дошкольников нашего ДОУ.


Паспорт проекта:

Название проекта: «В мире книг» Развитие читательской деятельности у старших дошкольников.

Адресация проекта: дети старшего дошкольного возраста (группа коррекционной направленности)

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (группа коррекционной направленности), родители, воспитатели группы, работники библиотеки.

Проблема проекта: Противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению.

Цель проекта: Формирование устойчивого интереса старших дошкольников к читательской деятельности.

Объект: читательский интерес старших дошкольников.

Предмет: развитие читательского интереса дошкольников.

Идея и новизна проекта заключается в установление единого пространства для взаимодействия детей, родителей, работников библиотеки и педагогов с целью формирование устойчивого интереса старших дошкольников к читательской деятельности.

Гипотеза: процесс развития читательской деятельности старших дошкольников будет протекать наиболее успешно при установлении единого пространства для взаимодействия детей, родителей, работников библиотеки и педагогов.

Задачи проекта:

1. Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей;

2. Познакомить детей с историей создания книги;

3. Повысить педагогическую компетентность родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;

4. Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей;

5. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

6. Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.

Срок реализации: сентябрь 2021 – май 2022

Тип проекта: познавательно – творческий, долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

1. Сформировать у детей устойчивую необходимость в использовании книг как источника информации;

2. Формировать навык осознанного выбора материала;

3. Формировать навык эффективного применения полученной информации;

4. Формировать банк методических материалов по теме проекта;

5. Пополнить развивающую среду в группах;

6. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;

7. Установить тесное сотрудничество между социальными партнерами: библиотекой, ДОУ и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению;

Методы работы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций;

 Словесные: проведение бесед, чтение и обсуждение;

Игровые: игры и упражнения для работы над прочитанным произведением;

Метод анкетирования: анкетирование для родителей

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

На подготовительном этапе проведение беседы и занятия с детьми, сбор методической литературы по теме, чтение художественной литературы с целью выявления наиболее интересных для детей тем.

Для участия в проекте привлекались родители, совместно с детьми они посещали детскую библиотеку.

На занятиях по изобразительной деятельности, готовились атрибуты для проведения сюжетных игр.

Основной этап:

Этот этап работы включает в себя основную часть работы по приобщению воспитанников к книге. Эта работа разделена на блоки: работа с библиотекой, методическая работа, совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями. В ходе проводимой работы по развитию читательской деятельности старших дошкольников совместно с детской библиотекой были проведены следующие мероприятия:

- экскурсия воспитанников в библиотеку с целью проведения бесед для знакомства с детскими писателями, новинками детских журналов и книг

- выпуск совместных рекомендаций для детей и родителей по привитию интереса к книге;

- проведение литературных викторин, конкурсов.

Таким образом, была организована «Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина»;

- проведен литературный досуг «Викторина по сказкам К.И.Чуковского», С.Я. Маршака, Х.К.Андерсена», драматизации по русским народным сказкам;

-  выставки изобразительного искусств на следующие темы «Моя любимая сказка», «Мой сказочный герой», «В гостях у дедушки Корнея».

- оформление информационных папок для знакомства с творчеством детских поэтов и писателей;

- ежемесячные тематические выставки книг в книжном уголке «Моя любимая сказка», «Мой любимый писатель» и др.

Реализация проекта проходила через различные виды деятельности с детьми:

ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов;

- участие в литературных викторинах, конкурсах, драматизациях;

- выставки детских работ по изобразительному искусству;

- экскурсии в детскую библиотеку и магазин «Книги»;

- изготовление книжек - малышек;

- создание детьми собственных рассказов, сказок, стихов; придумывание загадок;

- самостоятельное рассматривание и чтение книг;

- организованные занятия;

- проведение игр-драматизаций по сюжетам знакомых сказок и рассказов;

- просмотр презентаций «Кто колечко найдет», «Сказки Чуковского», «Великий сказочник Андерсен», «Маршак детям», «Агния Барто и ее стихи», «Евгений Пермяк для детей», «Лучший друг детей – Михалков», «Нина Пикулева рядом…» и многие другие.

- свободное общение воспитателя и учителя-логопеда с детьми на основе художественной литературы;

- проведение сюжетно-ролевых игр «Книжкина больница», «Магазин книг», «Библиотека»;

Заключительный этап:

Проведение повторного опроса с детьми, родителями, диагностика по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой

Оформление результатов проекта презентацией, представление презентации проекта детям, родителям, педагогам.

В основе заключительного этапа лежит создание детьми интеллект - карты «Памятные страницы прочитанных книг»

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование методов и приемов по приобщению детей к художественной литературе, поможет воспитать в детях интерес и любовь к книге, к художественным произведениям, художественному слову.

В результате проведенной работы дошкольники знают и понимают:

как книга «рождается»;

к книгам надо относиться бережно;

для чего нужны библиотеки, и с какой целью их нужно посещать.

воспитанники умеют:

различать жанры художественных произведений (сказка, стихотворение, рассказ);

называть авторов произведений (С,Я.Маршак, В.Осеева, К.И.Чуковский, В.Г.Сутеев);

пересказывать прочитанные произведения;

поддерживать диалог по прочитанному произведению;

обыгрывать эпизоды из произведений художественной литературы.

Кроме того, у воспитанников появился устойчивый интерес и желание к общению с книгой;

дети стали внимательнее слушать произведение и активнее участвовать в его обсуждении.

Подводя итог, можно сказать, что проект «В МИРЕ КНИГ»: РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ позволяет не только расширить знания детей о художественных произведениях и их авторах, но и является отправной точкой для дальнейшего развития проектной деятельности и открывает новые формы.


Список литературы:

1.Васильева М.А. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. « От рождения до школы» М., 2020 г.

2. Гербова  В.В  «Приобщение детей к художественной литературе», М, 2017г.

3.Гербова В.В. «Учусь говорить». М., 2019г.

4.Гербова В.В. Книга для чтения дома и в детском саду. М., 2020г.

5.Гербова В.В., Комарова Т.С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения детей в детском саду». М., 2020г.

6.Горбушина Л.А.  «Выразительное чтение и рассказывание». М., 2018г.

7.Гриценко З.А. «Положи твоё сердце у чтения», М., 2015г

8.Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»,М.,2015г.

9.Елисеева М.Б. «Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет», М., 2018г.

10.Жуковская Р.И. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». М., 2000 г.

11.Иванова О.А «Учимся читать художественную литературу» М., 2015г.

12. Ильчук Н.П. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет». М., 2017 г.

13.Стрельцова Л.Е «Литература и фантазия». М.,2017 г.

14.Тимофеева И.Н «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением», СПб., 2000г.

15.Ушакова О.С. «Развитие речи», М., 2000г.

                                                                        Приложение


                                                                        Приложение 1

План мероприятий основного этапа:

Знакомство с творчеством Бориса Заходера, чтение «Мохнатой азбуки» его книгами, жизнью и повадками животных;

- развивать навык выразительного, правильного, сознательного чтения;

- воспитывать интерес к творчеству Б.В.Заходера, бережное отношение к животным.

экскурсия дошкольников в библиотеку

Знакомство с творчеством Житкова Б. С. Чтение произведения «Как я ловил человечков».

- выражать положительные эмоции при прочтении литературного произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков»

- уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, способность рассуждать и давать необходимые пояснения.

Знакомство с малыми фольклорными формами. Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц («Где лад, там и склад»);

- воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний («водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки»);

- формировать умения анализировать образные выражения в загадке («живой порхает огонек»);

- упражнять в подборе эпитетов, сравнений в загадке.

Пермяк Евгений Андреевич

«Как Миша хотел маму перехитрить», «Кто?» -

Драматизация

- побуждать интерес к играм-драматизациям, создавать необходимые условия для их проведения, используя маски;

- воспитывать у ребёнка потребность рассматривать книгу и иллюстрации;

- развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы;

- развивать интонационную выразительность речи.

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

побуждать интерес к играм-драматизациям, создавать необходимые условия для их проведения, используя маски;

- воспитывать у ребёнка потребность рассматривать книгу и иллюстрации;

- развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы;

- развивать интонационную выразительность речи.

Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте;

- развивать творческое воображение;

- воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Маршак Самуил Яковлевич «Откуда стол пришел?»

Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворений;

- развивать умение подбирать рифмы к различным словам;

- учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность рифмованных фраз;

- формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте);

- развивать память и внимание.

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка;

- помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя;

- учить определять, к какому жанру относится каждое произведение;

- развивать интерес к любой книге.

- формировать умение осмысливать содержание произведения «Медведко» - Д. Мамин – Сибиряка.

Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина;

Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть;

- учить оценивать поступки героев;

- развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации;

- воспитывать навыки коллективной творческой деятельности;

- учить анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном.

Познакомить детей с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;

- учить понимать скрытый смысл произведения, проникать в глубину замысла автора;

- способствовать формированию познавательной активности детей, умению работать с литературой, обобщать делать выводы.

Познакомить с творчеством Плещеева А.Н.

Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления;

- учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов;

- воспитывать любовь к природе;

- развивать слуховую память и внимание.

Обобщить знания детей по русским народным сказкам; способствовать развитию речи, творчества, расширению кругозора, обогащению словарного запаса; коррекции зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и определении героев сказок;

воспитывать любовь к чтению сказок, чувство товарищества, взаимовыручки, бережное отношение к книгам.

Чтение сказок о зиме Сладкова Н.И. «Суд над декабрём», «Как медведя переворачивали».

Учить детей защищать природу, помогать ценить и любить ее красоту, любить окружающий мир

Знакомить детей со сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и ее автором А. Толстым. Воспитывать интерес к литературе, развивать умение аргументировать свои симпатии и антипатии.

Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми сказочными героями. Уточнить и обогатить представления детей о сказках, помочь почувствовать своеобразие их языка; вызвать желание услышать другие произведения этого писателя.

Закреплять знания детей о творчестве уральского сказочника П. П. Бажова;

-вызвать эмоциональный отклик;

-воспитывать у детей нравственные ценности через произведения П. П. Бажова.

- учить осмысливать характеры персонажей;

- формировать образность речи, понимание образных выражений;

- развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки.

Познакомить детей с творчеством М.Пришвина;

-формировать понятие о рассказе, как жанре художественной литературы;

-расширять словарный запас детей;

- учить анализировать поступки и характеры героев, определять главную мысль прочитанного;

-закреплять знания о профессии библиотекаря.

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка;

- помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя;

- учить определять, к какому жанру относится каждое произведение;

- развивать интерес к любой книге.

- формировать умение осмысливать содержание произведения «Медведко» - Д. Мамин – Сибиряка.

Познакомить с творчеством В.В.Бианки. (сказки «Хвосты», «Глупые вопросы», «Лесные домишки», «Чей нос лучше?»)

продолжать знакомить детей со сказками, запоминать сюжет; развивать диалогическую речь, отвечать на вопросы воспитателя словами из текста, дать представление, зачем нужны хвосты, способствовать развитию фантазии, умение самостоятельно изменить сюжет сказки.

Крылов И.А. «Стрекоза и муравей». Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями;

- подвести к пониманию аллегории басни, идеи;

- воспитывать чуткость к образному строю языка басни;

- понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Знакомство с краткой биографией А.Л.Барто;

- рассматривание иллюстраций к стихотворениям;

- выставка книг «Творчество А.Л.Барто»;

- рисование рисунков к стихотворениям А. Л. Барто;

Константин Дмитриевич Ушинский. «Четыре желания», «Чужое яичко», «Играющие собаки», «Утренние лучи», «Ученый медведь», «Орел и кошка». Уточнить, что источником произведений Ушинского является русский фольклор (это пословицы, поговорки, народные сказки и др.).

Расширить знания об авторе сказки «Конёк Горбунок» П. П. Ершов;

выяснить, почему сказку “Конек-горбунок” по праву можно называть русской народной сказкой”;

сделать вывод, чему учит эта сказка.

Знакомство с творчеством Токмаковой И. П. Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц;

- учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок («Что посеешь, то и пожнешь» «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона»);

- уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.

Михалков С. В. «Ошибка» -чтение басни. Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне;

- формировать представления о С. Михалкове как о баснописце;

- продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний («душа в пятки ушла, несется без задних ног»), пословиц и поговорок («Волков бояться – в лес не ходить»;

- воспитывать интерес к басням, пословицам, поговоркам

К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Путаница», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Краденое солнце».

Обобщить знания по произведениям детского писателя К.И. Чуковского.

Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок.

Развивать речь, формировать чувство юмора.

Побуждать к активному участию к беседе.

Упражнять детей в чтении стихов наизусть.

Активизировать словарный запас детей.

Знакомство с поэтическим миром поэта и писателя Берестова В.Д.;

Учить чувствовать ритм стихотворения;

- эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

- развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение;

-побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть.

Андерсен Х. К.  Чтение сказки «Гадкий утенок». Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Х.К. Андерсена;

- учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки;

- формировать умение обращать внимание на поэтические образы;

- развивать речетворческие способности детей;

- воспитывать доброту, внимание, заботу об окружающих.

Чтение загадок, сказок и стихов В.Осеевой.

Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений;

- помочь осмыслить значение образных выражений в тексте;

- упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности;

- развивать образность речи.

Познакомить с творчеством  Благинина Е. А.

Учить детей любить, уважать, ценить, беречь и трепетно относиться к самому главному для них человеку – к маме;

- учить считалки, дразнилки и скороговорки, которые пронизаны добротой и юмором.

В. Г. Суте́ев , знакомство с произведениями «Дядя Миша», «Под грибом», «Яблоко» и «Мешок яблок». Драматизация сказки «Под грибом» и создание рисунков по сказке.

Расширять знания детей о современных сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки. Развивать умение выслушать другого и прийти к общему мнению, решению.

Обобщить знания детей о творчестве В.Г.Сутеева; упражнять в умении определять и называть его произведения; закреплять умение детей рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий; формировать навыки связной речи; продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами»; расширять кругозор детей; упражнять детей в подборе слов-антонимов

Беседы о городах-героях, о людях-тружениках тыла, о детях на войне, о животных (собаках).

Просмотр презентации «День Победы», «Подвиги собак».

Рассматривание книг и иллюстраций о военном времени, чтение произведений А.Барто «Стихи детям о войне».Оформление выставки рисунков по теме.

Экскурсии в библиотеку и к памятнику воинам-победителям, к вечному огню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование юного читателя через использование книжной графики.

Данный раздел представлен в программе «Детство» под рубрикой «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки».В нашем современном мире технологий и компьютеров, мы на мн...

растим юного читателя

консультации для родителей, как привить ребенку любовь к книге и чтению....

Анкета для родителей "Воспитыеваем юного читателя"

Анкета для родителей "Воспитыеваем юного читателя"...

Воспитываем юного читателя

Для повышения значимости книги в сознании современногоь дошкольника мною разработан проект "На пути к прекрасному"....

«Методическая разработка проекта по воспитанию юного читателя, приобщения дошкольников к литературе».

Название проекта: «Книги читать - ум и сердце развивать». по приобщению дошкольников к книжной культуре  Тип проекта: познавательный По количеству участников: групповой  (дети старших групп)...

«Воспитание юного читателя»

Нельзя обойти вниманием вопрос воспитания человека путем приобщения его к культуре в целом и книжной, в особенности. Тем более в современных условиях, когда само понятие книга почти лишилось прежнего ...