Воспитание юного читателя
статья по художественной литературе (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Актуальность
Сегодня весь мир стоит перед проблемой как сохранить интерес к книге, к чтению. Аудио- и видеотехника, которая даёт готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают вместо чтения книги посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.
Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Чтобы в ребенке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны для ребенка, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребенком, быть искренним в выражении своих чувств.
Приобщая детей к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой, долговременной работе, которая в будущем обязательно, даст свои плоды.
По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.
Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день: проблемы нечитающего молодого поколения у нас в стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению у старших дошкольников нашего ДОУ.
Паспорт проекта:
Название проекта: «В мире книг» Развитие читательской деятельности у старших дошкольников.
Адресация проекта: дети старшего дошкольного возраста (группа коррекционной направленности)
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (группа коррекционной направленности), родители, воспитатели группы, работники библиотеки.
Проблема проекта: Противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению.
Цель проекта: Формирование устойчивого интереса старших дошкольников к читательской деятельности.
Объект: читательский интерес старших дошкольников.
Предмет: развитие читательского интереса дошкольников.
Идея и новизна проекта заключается в установление единого пространства для взаимодействия детей, родителей, работников библиотеки и педагогов с целью формирование устойчивого интереса старших дошкольников к читательской деятельности.
Гипотеза: процесс развития читательской деятельности старших дошкольников будет протекать наиболее успешно при установлении единого пространства для взаимодействия детей, родителей, работников библиотеки и педагогов.
Задачи проекта:
1. Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей;
2. Познакомить детей с историей создания книги;
3. Повысить педагогическую компетентность родителей по проблеме приобщения дошкольников к книге;
4. Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей;
5. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
6. Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
Срок реализации: сентябрь 2021 – май 2022
Тип проекта: познавательно – творческий, долгосрочный.
Ожидаемые результаты:
1. Сформировать у детей устойчивую необходимость в использовании книг как источника информации;
2. Формировать навык осознанного выбора материала;
3. Формировать навык эффективного применения полученной информации;
4. Формировать банк методических материалов по теме проекта;
5. Пополнить развивающую среду в группах;
6. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
7. Установить тесное сотрудничество между социальными партнерами: библиотекой, ДОУ и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению;
Методы работы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций;
Словесные: проведение бесед, чтение и обсуждение;
Игровые: игры и упражнения для работы над прочитанным произведением;
Метод анкетирования: анкетирование для родителей
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
На подготовительном этапе проведение беседы и занятия с детьми, сбор методической литературы по теме, чтение художественной литературы с целью выявления наиболее интересных для детей тем.
Для участия в проекте привлекались родители, совместно с детьми они посещали детскую библиотеку.
На занятиях по изобразительной деятельности, готовились атрибуты для проведения сюжетных игр.
Основной этап:
Этот этап работы включает в себя основную часть работы по приобщению воспитанников к книге. Эта работа разделена на блоки: работа с библиотекой, методическая работа, совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями. В ходе проводимой работы по развитию читательской деятельности старших дошкольников совместно с детской библиотекой были проведены следующие мероприятия:
- экскурсия воспитанников в библиотеку с целью проведения бесед для знакомства с детскими писателями, новинками детских журналов и книг
- выпуск совместных рекомендаций для детей и родителей по привитию интереса к книге;
- проведение литературных викторин, конкурсов.
Таким образом, была организована «Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина»;
- проведен литературный досуг «Викторина по сказкам К.И.Чуковского», С.Я. Маршака, Х.К.Андерсена», драматизации по русским народным сказкам;
- выставки изобразительного искусств на следующие темы «Моя любимая сказка», «Мой сказочный герой», «В гостях у дедушки Корнея».
- оформление информационных папок для знакомства с творчеством детских поэтов и писателей;
- ежемесячные тематические выставки книг в книжном уголке «Моя любимая сказка», «Мой любимый писатель» и др.
Реализация проекта проходила через различные виды деятельности с детьми:
ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов;
- участие в литературных викторинах, конкурсах, драматизациях;
- выставки детских работ по изобразительному искусству;
- экскурсии в детскую библиотеку и магазин «Книги»;
- изготовление книжек - малышек;
- создание детьми собственных рассказов, сказок, стихов; придумывание загадок;
- самостоятельное рассматривание и чтение книг;
- организованные занятия;
- проведение игр-драматизаций по сюжетам знакомых сказок и рассказов;
- просмотр презентаций «Кто колечко найдет», «Сказки Чуковского», «Великий сказочник Андерсен», «Маршак детям», «Агния Барто и ее стихи», «Евгений Пермяк для детей», «Лучший друг детей – Михалков», «Нина Пикулева рядом…» и многие другие.
- свободное общение воспитателя и учителя-логопеда с детьми на основе художественной литературы;
- проведение сюжетно-ролевых игр «Книжкина больница», «Магазин книг», «Библиотека»;
Заключительный этап:
Проведение повторного опроса с детьми, родителями, диагностика по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой
Оформление результатов проекта презентацией, представление презентации проекта детям, родителям, педагогам.
В основе заключительного этапа лежит создание детьми интеллект - карты «Памятные страницы прочитанных книг»
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование методов и приемов по приобщению детей к художественной литературе, поможет воспитать в детях интерес и любовь к книге, к художественным произведениям, художественному слову.
В результате проведенной работы дошкольники знают и понимают:
как книга «рождается»;
к книгам надо относиться бережно;
для чего нужны библиотеки, и с какой целью их нужно посещать.
воспитанники умеют:
различать жанры художественных произведений (сказка, стихотворение, рассказ);
называть авторов произведений (С,Я.Маршак, В.Осеева, К.И.Чуковский, В.Г.Сутеев);
пересказывать прочитанные произведения;
поддерживать диалог по прочитанному произведению;
обыгрывать эпизоды из произведений художественной литературы.
Кроме того, у воспитанников появился устойчивый интерес и желание к общению с книгой;
дети стали внимательнее слушать произведение и активнее участвовать в его обсуждении.
Подводя итог, можно сказать, что проект «В МИРЕ КНИГ»: РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ позволяет не только расширить знания детей о художественных произведениях и их авторах, но и является отправной точкой для дальнейшего развития проектной деятельности и открывает новые формы.
Список литературы:
1.Васильева М.А. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. « От рождения до школы» М., 2020 г.
2. Гербова В.В «Приобщение детей к художественной литературе», М, 2017г.
3.Гербова В.В. «Учусь говорить». М., 2019г.
4.Гербова В.В. Книга для чтения дома и в детском саду. М., 2020г.
5.Гербова В.В., Комарова Т.С. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения детей в детском саду». М., 2020г.
6.Горбушина Л.А. «Выразительное чтение и рассказывание». М., 2018г.
7.Гриценко З.А. «Положи твоё сердце у чтения», М., 2015г
8.Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго…»,М.,2015г.
9.Елисеева М.Б. «Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет», М., 2018г.
10.Жуковская Р.И. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста». М., 2000 г.
11.Иванова О.А «Учимся читать художественную литературу» М., 2015г.
12. Ильчук Н.П. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет». М., 2017 г.
13.Стрельцова Л.Е «Литература и фантазия». М.,2017 г.
14.Тимофеева И.Н «Что и как читать вашему ребёнку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением», СПб., 2000г.
15.Ушакова О.С. «Развитие речи», М., 2000г.
Приложение
Приложение 1
План мероприятий основного этапа:
Знакомство с творчеством Бориса Заходера, чтение «Мохнатой азбуки» его книгами, жизнью и повадками животных; - развивать навык выразительного, правильного, сознательного чтения; - воспитывать интерес к творчеству Б.В.Заходера, бережное отношение к животным. экскурсия дошкольников в библиотеку |
Знакомство с творчеством Житкова Б. С. Чтение произведения «Как я ловил человечков». - выражать положительные эмоции при прочтении литературного произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков» - уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, способность рассуждать и давать необходимые пояснения. |
Знакомство с малыми фольклорными формами. Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц («Где лад, там и склад»); - воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний («водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки»); - формировать умения анализировать образные выражения в загадке («живой порхает огонек»); - упражнять в подборе эпитетов, сравнений в загадке. |
Пермяк Евгений Андреевич «Как Миша хотел маму перехитрить», «Кто?» - Драматизация - побуждать интерес к играм-драматизациям, создавать необходимые условия для их проведения, используя маски; - воспитывать у ребёнка потребность рассматривать книгу и иллюстрации; - развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы; - развивать интонационную выразительность речи. |
Русская народная сказка «Гуси – лебеди» побуждать интерес к играм-драматизациям, создавать необходимые условия для их проведения, используя маски; - воспитывать у ребёнка потребность рассматривать книгу и иллюстрации; - развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы; - развивать интонационную выразительность речи. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с помощью моделирования, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; - развивать творческое воображение; - воспитывать любовь к русским народным сказкам. |
Маршак Самуил Яковлевич «Откуда стол пришел?» Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворений; - развивать умение подбирать рифмы к различным словам; - учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность рифмованных фраз; - формировать образную речь (понимание образных выражений в стихотворном тексте); - развивать память и внимание. |
Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка; - помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя; - учить определять, к какому жанру относится каждое произведение; - развивать интерес к любой книге. - формировать умение осмысливать содержание произведения «Медведко» - Д. Мамин – Сибиряка. |
Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя Е.И.Чарушина; Учить понимать жанровые особенности рассказа, видеть его начало, основную и завершающую часть; - учить оценивать поступки героев; - развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации; - воспитывать навыки коллективной творческой деятельности; - учить анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном. |
Познакомить детей с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; - учить понимать скрытый смысл произведения, проникать в глубину замысла автора; - способствовать формированию познавательной активности детей, умению работать с литературой, обобщать делать выводы. |
Познакомить с творчеством Плещеева А.Н. Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; - учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов; - воспитывать любовь к природе; - развивать слуховую память и внимание. |
Обобщить знания детей по русским народным сказкам; способствовать развитию речи, творчества, расширению кругозора, обогащению словарного запаса; коррекции зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и определении героев сказок; воспитывать любовь к чтению сказок, чувство товарищества, взаимовыручки, бережное отношение к книгам. |
Чтение сказок о зиме Сладкова Н.И. «Суд над декабрём», «Как медведя переворачивали». Учить детей защищать природу, помогать ценить и любить ее красоту, любить окружающий мир |
Знакомить детей со сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и ее автором А. Толстым. Воспитывать интерес к литературе, развивать умение аргументировать свои симпатии и антипатии. Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи со знакомыми сказочными героями. Уточнить и обогатить представления детей о сказках, помочь почувствовать своеобразие их языка; вызвать желание услышать другие произведения этого писателя. |
Закреплять знания детей о творчестве уральского сказочника П. П. Бажова; -вызвать эмоциональный отклик; -воспитывать у детей нравственные ценности через произведения П. П. Бажова. - учить осмысливать характеры персонажей; - формировать образность речи, понимание образных выражений; - развивать творческие способности, умение разыгрывать фрагменты сказки. |
Познакомить детей с творчеством М.Пришвина; -формировать понятие о рассказе, как жанре художественной литературы; -расширять словарный запас детей; - учить анализировать поступки и характеры героев, определять главную мысль прочитанного; -закреплять знания о профессии библиотекаря. |
Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина – Сибиряка; - помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя; - учить определять, к какому жанру относится каждое произведение; - развивать интерес к любой книге. - формировать умение осмысливать содержание произведения «Медведко» - Д. Мамин – Сибиряка. |
Познакомить с творчеством В.В.Бианки. (сказки «Хвосты», «Глупые вопросы», «Лесные домишки», «Чей нос лучше?») продолжать знакомить детей со сказками, запоминать сюжет; развивать диалогическую речь, отвечать на вопросы воспитателя словами из текста, дать представление, зачем нужны хвосты, способствовать развитию фантазии, умение самостоятельно изменить сюжет сказки. |
Крылов И.А. «Стрекоза и муравей». Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; - подвести к пониманию аллегории басни, идеи; - воспитывать чуткость к образному строю языка басни; - понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией. |
Знакомство с краткой биографией А.Л.Барто; - рассматривание иллюстраций к стихотворениям; - выставка книг «Творчество А.Л.Барто»; - рисование рисунков к стихотворениям А. Л. Барто; |
Константин Дмитриевич Ушинский. «Четыре желания», «Чужое яичко», «Играющие собаки», «Утренние лучи», «Ученый медведь», «Орел и кошка». Уточнить, что источником произведений Ушинского является русский фольклор (это пословицы, поговорки, народные сказки и др.). |
Расширить знания об авторе сказки «Конёк Горбунок» П. П. Ершов; выяснить, почему сказку “Конек-горбунок” по праву можно называть русской народной сказкой”; сделать вывод, чему учит эта сказка. |
Знакомство с творчеством Токмаковой И. П. Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц; - учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок («Что посеешь, то и пожнешь» «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона»); - уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста. |
Михалков С. В. «Ошибка» -чтение басни. Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; - формировать представления о С. Михалкове как о баснописце; - продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний («душа в пятки ушла, несется без задних ног»), пословиц и поговорок («Волков бояться – в лес не ходить»; - воспитывать интерес к басням, пословицам, поговоркам |
К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Путаница», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Краденое солнце». Обобщить знания по произведениям детского писателя К.И. Чуковского. Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок. Развивать речь, формировать чувство юмора. Побуждать к активному участию к беседе. Упражнять детей в чтении стихов наизусть. Активизировать словарный запас детей. |
Знакомство с поэтическим миром поэта и писателя Берестова В.Д.; Учить чувствовать ритм стихотворения; - эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; - развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение; -побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть. |
Андерсен Х. К. Чтение сказки «Гадкий утенок». Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Х.К. Андерсена; - учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; - формировать умение обращать внимание на поэтические образы; - развивать речетворческие способности детей; - воспитывать доброту, внимание, заботу об окружающих. |
Чтение загадок, сказок и стихов В.Осеевой. Продолжать учить детей понимать содержание стихотворений; - помочь осмыслить значение образных выражений в тексте; - упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности; - развивать образность речи. |
Познакомить с творчеством Благинина Е. А. Учить детей любить, уважать, ценить, беречь и трепетно относиться к самому главному для них человеку – к маме; - учить считалки, дразнилки и скороговорки, которые пронизаны добротой и юмором. |
В. Г. Суте́ев , знакомство с произведениями «Дядя Миша», «Под грибом», «Яблоко» и «Мешок яблок». Драматизация сказки «Под грибом» и создание рисунков по сказке. Расширять знания детей о современных сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки. Развивать умение выслушать другого и прийти к общему мнению, решению. Обобщить знания детей о творчестве В.Г.Сутеева; упражнять в умении определять и называть его произведения; закреплять умение детей рассказывать содержание сказок с использованием наглядных пособий; формировать навыки связной речи; продолжать формировать умение строить предложения, отвечать на вопросы «полными ответами»; расширять кругозор детей; упражнять детей в подборе слов-антонимов |
Беседы о городах-героях, о людях-тружениках тыла, о детях на войне, о животных (собаках). Просмотр презентации «День Победы», «Подвиги собак». Рассматривание книг и иллюстраций о военном времени, чтение произведений А.Барто «Стихи детям о войне».Оформление выставки рисунков по теме. Экскурсии в библиотеку и к памятнику воинам-победителям, к вечному огню. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование юного читателя через использование книжной графики.
Данный раздел представлен в программе «Детство» под рубрикой «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки».В нашем современном мире технологий и компьютеров, мы на мн...
растим юного читателя
консультации для родителей, как привить ребенку любовь к книге и чтению....
Анкета для родителей "Воспитыеваем юного читателя"
Анкета для родителей "Воспитыеваем юного читателя"...
«Методическая разработка проекта по воспитанию юного читателя, приобщения дошкольников к литературе».
Название проекта: «Книги читать - ум и сердце развивать». по приобщению дошкольников к книжной культуре Тип проекта: познавательный По количеству участников: групповой (дети старших групп)...
«Методическая разработка проекта по воспитанию юного читателя, приобщения дошкольников к литературе».
laquo;Книги читать - ум и сердце развивать»....
«Воспитание юного читателя»
Нельзя обойти вниманием вопрос воспитания человека путем приобщения его к культуре в целом и книжной, в особенности. Тем более в современных условиях, когда само понятие книга почти лишилось прежнего ...
Брошюра для родителей (законных представителей) "Воспитание юного читателя"
Цель: повысить компетентность родителей (законных представителей) по вопросам развития интереса к чтению у детей дошкольного возраста.Задачи:установить партнерские отношения между педагогом и родителя...