Брошюра для родителей (законных представителей) "Воспитание юного читателя"
консультация по художественной литературе
Цель: повысить компетентность родителей (законных представителей) по вопросам развития интереса к чтению у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- установить партнерские отношения между педагогом и родителями (законными представителями) обучающихся;
- способствовать осознанию родителями (законными представителями) своей воспитательной и образовательной роли в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya.docx | 468.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 53 «ТОПТЫЖКА»
города Рубцовска
658210, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
тел. 8 (38557) 75965
е-mail: detsad-53-2011@mail.ru
«Воспитатель года Алтая – 2025»
«Просветительское мероприятие с родителями»
Брейн-ринг на тему:
«Воспитание юного читателя»
Разработала:
Пастухова Алёна Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 53 «Топтыжка»
г. Рубцовск, 2024 г.
Цель: повысить компетентность родителей (законных представителей) по вопросам развития интереса к чтению у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- установить партнерские отношения между педагогом и родителями (законными представителями) обучающихся;
- способствовать осознанию родителями (законными представителями) своей воспитательной и образовательной роли в семье.
Умение читать – один из базовых социальных навыков человека. Без него невозможно получать и передавать информацию, потому такое умение должно быть развито у каждого человека. Современные родители стремятся научить ребенка читать как можно раньше, чтобы к моменту начала обучения он уже имел некоторую базу знаний. Так, когда ребенку нужно начинать заниматься в этом направлении?
Специалисты рекомендуют начинать учить дошкольника читать не ранее, чем ему исполнится 5 лет, но при этом он должен быть готов к обучению. Об этом говорят:
- внятная правильная речь;
- корректное восприятие текста на слух;
- способность объяснить значение того или иного слова;
- умение строить связные логичные предложения;
- способность кратко пересказать сюжет мультфильма или сказки, описать свой день;
- возможность концентрироваться на какой-то деятельности.
Кстати, детские психологи называют в качестве «идеального» для начала обучения возраст около 4-5 лет. К этому моменту ребенок уже достаточно хорошо разговаривает, но по-прежнему испытывает интерес к новым словам, легко их запоминает, старается экспериментировать, такому малышу обучение чтению дается легче, чем 6-7 летнему ребенку.
Для воспитания юного читателя в семье необходимо создать следующие условия:
- Приобщать ребёнка к устному народному творчеству: колыбельным песням, потешкам, пальчиковым играм.
- Рассказывать ребёнку сказки, особенно перед сном, читать наизусть детские стихи.
- Представлять процесс чтения книжки в виде игры: разложить перед ребёнком несколько детских книжек и предложить ему выбрать одну.
- Учить с детьми скороговорки.
- Играть с детьми в пальчиковые игры со словами.
- Чем больше дети общаются с хорошим литературным материалом, тем меньше будет впоследствии проблем с освоением школьной программы.
Некоторые эффективные методы и приёмы формирования интереса и любви к книге у дошкольников:
- Выразительное чтение вслух. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребёнка.
- Заучивание наизусть.
- Игры-драматизации. Игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания литературных текстов.
- Иллюстрирование. Предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста (рисование запомнившегося героя, понравившегося сюжета).
- Литературные викторины. В игровой форме проверить и закрепить у детей знания о содержании различных книг.
- Литературные праздники. Они включают в себя беседы, рассказы, просмотр презентаций, конкурсы, викторины, театрализованные представления.
- Экскурсии или виртуальные экскурсии в детскую библиотеку.
- Также дети могут отображать свои впечатления о прочитанных книгах в продуктивных видах деятельности — лепке, рисовании, аппликации.
Перед покупкой литературы оценивайте вот что:
- Соответствует ли книга возрасту ребёнка: слишком серьёзная тема, тяжёлый стиль письма автора вызывают стойкое нежелание читать.
- Если посещаете книжный магазин вместе, то понаблюдайте, что увлекает ребенка. Позвольте детям делать выбор самостоятельно. При необходимости давайте совет и прислушивайтесь к мнению младшего товарища.
- Книги в твёрдом переплёте «долгоиграющие», поэтому для малышей выбирайте издания прочнее, тогда семейная библиотека будет в целости.
- Рассматривайте иллюстрации. Художников, как и писателей, много, и у каждого есть свой стиль работы. Некоторые книги сопровождаются картинками в мрачных тонах или крайне авторском стиле. Для дошкольников выбирайте издания с чёткими и красочными изображениями. Произведения для детей 7+ часто идут уже с чёрно-белыми иллюстрациями, но помните, что яркая картинка больше привлекает внимание.
- Рекомендуемый размер текста не менее 12 кеглей. Для тех ребят, которые начинают учиться читать, стоит покупать произведения, напечатанные крупным шрифтом.
- Сюжет книг, на которых выросло не одно поколение, знаком и понятен. С новыми авторами «включайте» придирчивого сыщика. Перед покупкой загляните в книгу и прочитайте 2-3 страницы. Станет ясно, о чём произведение, увлекательно ли написано, какой стиль у автора, не будет ли много запинок при чтении. Заказывая онлайн, изучайте отзывы покупателей.
Книги от 0 до 3 лет
Большую роль в этом возрасте играет иллюстрация, а также тактильные ощущения. Современные издательства выпускают книжки со страницами, у которых разная фактура: шуршащие, пушистые, пищащие, с липучками, на кнопках. Есть книги с марионетками, музыкальные, с подвижными деталями, пазлами — они развивают мелкую моторику. Для детей от 0 до 3 издательства публикуют книги с потешками, короткими стихами и сказками, где мало персонажей.
Книги от 3 до 6 лет
Дети становятся любознательными. Для юных исследователей подойдут книги о животных, истории о сказочных персонажах, принцессах, волшебниках. Энциклопедии о рыцарях, динозаврах, технике, развитии тела дадут ответы на вопросы почемучек. Истории о безопасности на дороге, о микробах, терапевтические сказки также понравятся дошкольникам. Смотрите на иллюстрации и содержание: плотные листы, качественные изображения, простой и понятный текст для юного книголюба. Стоит приобрести многоразовые прописи, где дети могут маркером писать цифры, буквы и стирать записи.
Книги для детей от 7 до 9 лет
На первое место выходит учебная деятельность. Дети готовятся к школе, изучают новое, осваивают чтение, письмо, счёт. На полках ребят постепенно появляются книги об истории изобретений, школьные энциклопедии, крупные произведения, приключенческие романы. Но не стоит забывать, что вчерашний дошкольник ещё ребёнок, поэтому выбирать книги лучше с иллюстрациями и крупными шрифтом. Темп чтения у каждого свой: кто-то быстро постигает премудрости азбуки, другие испытывают трудности, поэтому продолжайте совместное знакомством с миром детской литературы.
Кто должен учить детей читать? Мама или воспитатель?
И родители, и воспитатели должны учить детей чтению.
Согласно федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО), утверждённой приказом Минпросвещения №1028 от 25.11.2022, воспитатели обязаны проводить работу по подготовке детей к чтению. Они должны обучать воспитанников чтению слогов, слов и простых предложений.
Родители, в свою очередь, могут помогать ребёнку закреплять полученные знания. Например, заниматься с ним дома или водить на дополнительные занятия.
Успех обучения зависит от совместной работы педагогов, родителей и ребёнка, исходя из его возможностей и особенностей. Только при такой работе можно достичь хороших результатов.
Умение читать необходимо для современного человека. То, насколько качественно и быстро мы воспринимаем текст, напрямую влияет на успех во многих сферах жизни.
Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного
- Попробуйте изменить какую-то деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета.
- Работа с деформированным текстом. Распечатайте текст и разрежьте его на несколько частей. Задание - соединить кусочки по смыслу.
- Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа.
- Отгадывайте загадки, решайте ребусы, задачи и головоломки, чтобы «прокачать» у ребёнка логическое мышление, память и внимание к деталям.
- Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста.
- Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.
- Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.
- Тренируйтесь на текстах, которые заинтересуют дошкольника или школьника. Так он с большей охотой выполнит задания к ним.
Польза электронных книг для дошкольников:
- Увлекательный источник знаний. Компьютерные энциклопедии с иллюстрациями представляют собой увлекательный источник знаний для ребёнка, развивают ассоциативное мышление и память.
- Сопровождение и иллюстрация объяснений педагога. Это делает рассказ более доступным и запоминающимся, позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально.
- Развитие речи. Ребёнок учится сопоставлять картинку и звук, подражает звукам, повторяет слова за диктором.
- Классификация окружающего мира. Ребёнок объединяет разные предметы, вещи в один вид или расчленяет его на составляющие, что формирует целостное представление о мире.
Вред электронных книг для дошкольников может заключаться в нагрузке на зрение.
В отличие от бумажных книг, электронные ридеры имеют светящийся экран, что вызывает избыточное напряжение внутриглазных мышц.
Чтобы минимизировать вред, при чтении электронных книг нужно соблюдать определённые правила: делать перерывы через каждые 15 минут, устанавливать крупный шрифт, читать при хорошем освещении, держать расстояние от глаз до книги не менее 30 см.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
5. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
6. Гурович Л. М. Ребенок и книга [Текст]: Учебное пособие / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. В. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1992. – 62 с.
7. Куликовская Н. «Увлечь книгой», ж. «Дошкольное воспитание», №5 2007, стр. 33-41.
8. «Чтение художественной литературы и его организация в детском саду» Максимова С. И. (кандидат педагогических наук) // Детский сад: теория и практика № 2, 2013.
Адрес ДОУ: 658204, г.Рубцовск, улица Алтайская, 33.
Контактный телефон: 8 (38557) 75965
Электронная почта: detsad-53-2011@mail.ru
Сайт ДОУ: https://toptishka.caduk.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей "Воспитыеваем юного читателя"
Анкета для родителей "Воспитыеваем юного читателя"...
Консультация для родителей «Растим юного читателя».Автор:воспитатель Русакова А.Н.
Читайте снова и снова......
Памятка для родителей "Растим юного читателя"
памятка предназначена для родителей, в которой раскрываются "секреты" приобщения детей к книге, чтению...
"Растим будущего читателя". Консультация для родителей (законных представителей)
Совместное путешествие в книгу становится тем звеном, которое скрепляет взаимоотношения поколений и формирует внутреннюю потребность в чтении на всю жизнь. В таком трудном деле, как воспитание ли...
Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей "Брошюры для взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями (законными представителями) дошкольников
Совет 8. Приучайте ребенка соблюдать режим дня, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими...
Анкета для родителей (законных представителей): "Воспитание ребенка"
Анкета для родителей (законных представителей): "Воспитание ребенка"...
Консультация для родителей (законных представителей) «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье»
Консультация для родителей (законных представителей) «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье»...