«Воспитание юного читателя»
учебно-методический материал
Нельзя обойти вниманием вопрос воспитания человека путем приобщения его к культуре в целом и книжной, в особенности. Тем более в современных условиях, когда само понятие книга почти лишилось прежнего авторитета. Интернет, ТВ- активно выступают его конкурентами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_vospitanie_yunogo_chitatelya_.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 44
143404, РОССИЯ, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК, г. КРАСНОГОРСК,
УЛИЦА БОЛЬШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ, Д. 13
e-mail: ds.samotsveti@mail.com тел.: 8 (495) 563-05-73
Семинар-практикум для воспитателей: «Воспитание юного читателя»
Подготовила: Каштанова Е.А., воспитатель
МБДОУ детский сад 44
г.о. Красногорск
2022 г.
Нельзя обойти вниманием вопрос воспитания человека путем приобщения его к культуре в целом и книжной, в особенности. Тем более в современных условиях, когда само понятие книга почти лишилось прежнего авторитета. Интернет, ТВ- активно выступают его конкурентами.
Тем не менее литература была и остается тем видом искусства, которое оперирует словом. И именно литературе даны большие возможности проникать в духовный мир человека, его мыслей и чувств.
Воспитать читателя, способного воспринимать произведения искусства во всем его богатстве, процесс долгий и трудный. И приступать к его осуществлению необходимо уже с раннего детства.
Приобщение ребенка к книге и чтению совершается под воздействием таких компонентов как семья, детский сад.
Как показали обследования детей, их первичный читательский опыт оказался совсем невелик. Дети не знают многих образцов отечественной и зарубежной литературы, таких, например, как: М.Пришвин, Д. Хармс, сказки Г. Циферова, С. Козлова, прекрасные сказки А.С. Пушкина. Это не может не вызывать чувства беспокойства у воспитателей и родителей, т.к. ребенок, как никто другой нуждается в сказке. Слушая сказку, ребенок начинает бурно сопереживать, сострадать, «сорадоваться» чужой судьбе.
Так же известно, что наиболее созвучны мироощущениям ребенка дошкольного возраста поэтические произведения. Ребенок учится понимать красоту и гибкость родного языка, слушать его музыку и ритм. Все это, несомненно способствует его интеллектуальному и эмоциональному росту. Из поля зрения незаслуженно выпали замечательные стихи Э. Мошковской, Ю. Тувима, Р. Сефа, Я. Акима, сибирских поэтов (Е. Стюарт).
Так мы убедились, что книжный рацион ребенка довольно скуден. В нем не хватает многих образцов детской литературы. Кроме того, литературное развитие многих детей держится на книгах, знакомство с которыми должно было бы состояться значительно раньше. Показательны ответы детей: «Теремок», «Гуси-Лебеди», «Муха-Цокотуха» К. Чуковского, «Красная Шапочка» Ш. Перро. Запаздывание литературной подготовки первого этапа ведут к изначальному обеднению мыслей и чувств ребенка. Мы же потом удивляемся, отчего уже у школьников идет отставание умственного, нравственного, эмоционального развития.
Педагогу детского сада, при работе с родителями, важно показать насколько важен хороший литературный вкус, знание детской литературы, творческое использование этих знаний.
Особенно важно подчеркнуть насколько необходимо чтение игровых стихов. Удовлетворение малыша в игре словом, звуком, во всевозможных перевоплощениях, фокусах. Игровые стихи укрепляют в нем чувство реальности, служит подспорьем в познавательной деятельности, а так -же воспитывает такое драгоценное качество, как юмор. Полноправное место должны занять произведения Д. Хармса, Г. Сапгира, Э. Успенского и др.
Почти каждая семья имеет библиотеку, о детской художественной литературе говорить не приходится – она есть у каждого ребенка. Воспитатель расспрашивает детей какие книги им читают дома, что им в них понравилось, хотят ли они быть похожими на героев произведений и почему. Выясняется, что часть родителей читает детям литературу, не соответствующую их возрасту. Некоторые ввиду занятости или по иным причинам не читают детям совсем, заменяя просмотром сомнительного качества и художественного достоинства мультфильмами.
Важно своевременно познакомить с литературой, расширить словарный запас, языковое чутье. Так же, рекомендуется родителям задавать вопросы по тексту, который был прочитан, что помогает понять содержание и способствует воспитанию правильной речи.
Раньше рассказчицами в деревнях были бабушки, владевшими неоценимым богатством – настоящим кладезем народных сказок и легенд. Бабушки, рассказывая их детям, не знали даже слова такого «психология», но делали детей счастливыми. У них, прежде всего, можно научиться умению свободно обращаться со сказочным материалом, народными мотивами, импровизациии. Научиться рассказывать, а именно: не оставлять детей наедине с какой-либо историей, а вникать в их переживания, воспринимать всерьез своих слушателей, даже если рассказываешь смешные истории, вселять в них уверенность в хорошем, добром исходе.
Немаловажную роль здесь играет сотрудничество с родителями. При индивидуальных беседах с ними выясняется: Что читали детям? Есть ли просмотр и обсуждение произведений? Многие не знают, что лучше прочесть детям, соответственно нет работы по активизации словаря. Так, в современной жизни, в семье почти не употребляется пословицы и поговорки.
Для систематической информированности родителей дошкольника о детской книге можно использовать разнообразные варианты форм и методов работы. Беседы, привлекающие внимание взрослых к книгам, которые ребенок мог бы прочитать совместно с родителями.
Появилась идея организации обменного книжного фонда между воспитателем и родителям.
Некоторые родители с энтузиазмом поддержали эту идею. Таким образом, удалось постоянно обновлять и обогащать «рацион» чтения детям замечательных стихов, сказок, русского народного творчества и не только.
Я предлагаю вашему вниманию «ЭКРАН ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ» (ОПИСАНИЕ)
Экран чтения во второй младшей группе №2
Имя воспитанника/ литературное произведение | К. Чуковский «Муха-цокотуха» | обр. М. Боголюбской «Кот, петух и лиса» | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | Русская народная сказка «Снегурушка и лиса» | Е. Чарушин «Теремок» | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | А. Н. Толстой «Волк и козлята» | Венгерская сказка в обр. А.Краснова, В.Важдаева «Два жадных медвежонка» | Словацкая сказка в обр.С.Могилевской, Л.Зориной «У солнышка в гостях» | С. Прокофьева, «Маша и Ойка» | В.Сутеев «Три котенка» | Т.Александрова «Медвежонок Бурик» | К.Чуковский «Путаница» | К.Чуковский «Краденое солнце» | Н.Носов «Затейники» | В.Сутеев «Под грибом» | М.Пляцковский «Урок дружбы» | Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый» | Русская народная сказка «Бобовое зернышко» |
Алимамадова Сумая | |||||||||||||||||||
Арчакова Алия | |||||||||||||||||||
Белоконь Вячеслав | |||||||||||||||||||
Воронцов Никита | |||||||||||||||||||
Губанова Екатерина | |||||||||||||||||||
Денисова Марика | |||||||||||||||||||
Дешкович Иван | |||||||||||||||||||
Дымчева Есения | |||||||||||||||||||
Кириенкова Екатерина | |||||||||||||||||||
Клаус Елена | |||||||||||||||||||
Коробкова София | |||||||||||||||||||
Кузнецова Ольга | |||||||||||||||||||
Кузьменко Платон | |||||||||||||||||||
Кузьменко София | |||||||||||||||||||
Кущенко Полина | |||||||||||||||||||
Лобачева Мария | |||||||||||||||||||
Миронов Лев | |||||||||||||||||||
Мордкович Яков | |||||||||||||||||||
Поляков Андрей | |||||||||||||||||||
Пушкова Антонина | |||||||||||||||||||
Руденко Надежда | |||||||||||||||||||
Самыгин Владислав | |||||||||||||||||||
Синица Арина | |||||||||||||||||||
Черненко Ольга | |||||||||||||||||||
Чиркова Виктория | |||||||||||||||||||
Щеглов Максим | |||||||||||||||||||
Труфанов Марк |
Примерный список литературы для чтения детям в возрасте 3-4 лет рекомендованный инновационной программой дошкольного образования «От рождения до школы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование юного читателя через использование книжной графики.
Данный раздел представлен в программе «Детство» под рубрикой «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки».В нашем современном мире технологий и компьютеров, мы на мн...
растим юного читателя
консультации для родителей, как привить ребенку любовь к книге и чтению....
Анкета для родителей "Воспитыеваем юного читателя"
Анкета для родителей "Воспитыеваем юного читателя"...
«Методическая разработка проекта по воспитанию юного читателя, приобщения дошкольников к литературе».
Название проекта: «Книги читать - ум и сердце развивать». по приобщению дошкольников к книжной культуре Тип проекта: познавательный По количеству участников: групповой (дети старших групп)...
Воспитание юного читателя
воспитание юного читателя...
«Методическая разработка проекта по воспитанию юного читателя, приобщения дошкольников к литературе».
laquo;Книги читать - ум и сердце развивать»....
Брошюра для родителей (законных представителей) "Воспитание юного читателя"
Цель: повысить компетентность родителей (законных представителей) по вопросам развития интереса к чтению у детей дошкольного возраста.Задачи:установить партнерские отношения между педагогом и родителя...