«Методическая разработка проекта по воспитанию юного читателя, приобщения дошкольников к литературе».
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Светлана Аркадьевна Яковлева

«Книги читать - ум и сердце развивать».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx42.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Книги читать - ум и сердце развивать».

  1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта (проблема проекта и причины, вызвавшие ее положение).

Значение книг для ребенка очень велико. Слушая стихи и сказки, он узнаёт и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить его кругозор, развивают память и внимание. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.

Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь.

        Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях.

Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется совместным обсуждением: что понравилось, что было близко, напугало, позабавило, кто и что вынес для себя. Неоценимую помощь в обобщении наблюдений и размышлений ребенка могут оказать пословицы, которые давно заняли прочное место, как одно из эффективных средств воспитания в работе с детьми дошкольного возраста. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. 

   Пословицы учат - в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость, восхваляются скромность, ум, трудолюбие.  Они служат воспитанию положительных идеалов - смелости, честности, чувству дружбы, ставят в пример высоконравственное поведение, оперирует понятиями добра и зла, чести и бесчестия.

В нашем детском саду реализуется программа развития «Детский сад – территория социальной толерантности». Основная цель программы: обеспечение комфортных условий для формирования доброжелательного, уважительного, партнерского отношения всех участников педагогического процесса. Для решения задач программы развития планируются разные формы работы.

Одной из форм работы является: ознакомление дошкольников с художественной литературой.  Книги – помощники родителей и педагогов в решении воспитательных задач, они объединяют поколения.
Процесс совместного чтения способствует духовному общению, установлению взаимопонимания, близости, доверительности.

    Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера.

       В детском коллективе часто случаются ссоры. И педагоги нашего детского сада вместо «лекций» используют примеры из художественных произведений и пословицы.

       В рамках реализации темы «Дружба. Мои друзья» у детей возникла проблема «А есть ли книги, которые учат дружить, любить и уважать родителей?».  Так возник проект по приобщению ребенка-дошкольника к литературе «Книги читать - ум и сердце развивать». В ходе реализации проекта возникла идея систематизировать найденные книги с помощью пословиц (Приложение 1).

  1. Цель и задачи проекта.

Цель: воспитание гуманных чувств (доброты, справедливости и т.п.) старших дошкольников с помощью произведений художественной литературы и устного народного творчества.

Задачи:  

  1. Восприятие детьми смысла произведений художественной литературы.
  2. Развитие способности воспринимать реальную действительность и особенности ее отражения в художественном произведении, приобщать к социально-нравственным ценностям.
  3. Способствовать развитию восприятия текста посредством использования и толкования пословиц.
  4. Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений.
  5. Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта.
  6. Воспитывать стремление справедливо оценивать свои действия и действия людей, желание радовать старших хорошими поступками.

Этапы реализации проекта.

1 этап: проблематизации и выбора темы проекта.

Задачи:

  • Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа;
  • Развивать познавательную активность детей;
  • Пробудить интерес к решению возникшей проблемы.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Срок

В группе произошла ссора между детьми (ссора из-за игрушек).

Воспитатель предложил вспомнить, в какой книге произошла подобная ситуация.

Принимают участие в беседе, называют известные им книги, доказывают, что они учат дружить, помогать, сочувствовать.

1 день

Подводит детей к формулированию проблемы.

Формулируют проблему: «А есть ли еще книги, которые учат дружить, любить и уважать родителей?»

Выдвигают цель: «Подобрать книги о дружбе, взаимопомощи для выставки».


2 этап: разработка проекта.

Задачи:

  • Умение детей слушать и понимать других, выражать себя и находить компромисс, планировать свою работу;
  • Развитие саморегуляцию;
  • Уважение к мнению других людей.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Срок

Составляет план деятельности вместе с детьми:

  • К кому обратиться за помощью (родителю, педагогу, библиотекарю).
  • Где можно найти необходимую книгу (дома, в библиотеке, Интернете, магазине)
  • Как рассказать о найденной книге.

Помогает детям разделиться на подгруппы по темам: дружба, доброта и жадность, уважение к старшим и близким людям, взаимопомощь и отзывчивость, ложь и правда. При необходимости помогает выбрать пословицу и книгу для презентации.

Проводит консультацию для родителей по их совместной деятельности: чтение и обсуждение книг, создание рисунков.

Составляют план деятельности.

Выбирают автора и книгу, по которой будут делать презентацию.

В ходе обсуждения возникает идея подобрать к каждой теме (к художественному произведению)

подходящую по смыслу пословицу.

 Привлекают родителей к реализации задуманного.

3 дня

3 этап: выполнение проекта (практическая часть)                                                                                                                                  

Задачи:

-  Знакомство с произведениями художественной литературы, пословицами, раскрывающими нравственные качества героев.

- Знакомство с музыкальными произведениями, созданными по мотивам сказок.

-Умение детей размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества.

- Умения отражать результаты восприятия литературных текстов в разных видах деятельности: коммуникативной (пересказывание, сочинение, рассуждение), изобразительной деятельности (рисование, аппликация, конструирование).

- Умение строить устные сообщения о проделанной работе.

- Стремление подражать положительным героям книг, соотносить содержание прочитанного с личным опытом.

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости на художественные и музыкальные произведения.


Виды детской деятельности

Формы работы

Срок

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое

развитие

- Дид. игры «Найди свою сказку»,

«Не зевай, быстро отвечай», «Волшебные сказки»,

«Настольное домино по сказкам», «Волшебный сундучок», «Кто из какой сказки»

- С. игра «Библиотека», «Магазин книг»

- Беседы «В каждой книжке свой секрет», «Берегите книги».

 - Беседа о творчестве Л.Н. Толстого.

- Рассказ воспитателя: «Мудрые пословицы».

- Рассматривание альбома «Вместе веселее», иллюстраций к книгам.

-  Игра с мячом «Продолжи пословицу».

 - Разучивание мирилок.

- «Книжкина больница» - ремонт книг.

- Драматизация отрывка из художественных произведений.

- Презентация выбранной книги и пословицы каждым ребенком.

- Экскурсия в библиотеку.

 - НОД «История книги».

- Выставка книг.

- Чтение художественной литературы о дружбе, доброте и жадности и т.п.

- Оригами «Лисичка – сестричка и серый волк».

- Конструирование из бумаги «Любимые сказочные герои» (из конусов).

- Рисование, лепка «Любимый сказочный герой» (предметное).

- Совместная деятельность взрослого и детей. Коллаж «Добро и зло».

- Индивидуальное рисование к выбранной книги для презентации.

- Слушание и пение песен В. Шаинского «О дружбе», «Всё мы делим пополам», «Дружба начинается с улыбки»

- Песни из мультфильмов «Дорогою добра», «Доброта», «Ярко солнце светит», «Улыбка»

 – «Танец в парах», «Хоровод дружбы»

- Слушание «Баба Яга» (из детского альбома), «Красная Шапочка и Волк» (из балета «Спящая красавица» П. Чайковский

- Утренняя гимнастика «В гостях у Дюймовочки».

- Сюжетное физкультурное занятие «В стране сказок».

- Подвижные игры «Ручеек», «Твистер»

5 дней

Работа с родителями:

- Оформление выставки для детей и родителей «Мудрые пословицы (пословицы о доброте, дружбе, сердечности, неравнодушии)».

- Индивидуальные консультации по подбору книг и пословиц.

- Помощь в создании выставки книг и рисунков по их сюжетам «Книжки – лучшие друзья»

4 этап: подведение итогов.

Задачи:

- Развивать интонационную выразительность речи при инсценировании русских народных сказок;

- Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнёров, формировать эмоциональную отзывчивость к развлечениям;

- Вызвать радость от совместной работы.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Срок

Проводит развлечение «Книги читать - ум и сердце развивать» (Приложение 2) 

Участвуют в развлечении.

  1. день

5. Ресурсная база проекта:

- кадровые ресурсы: воспитатели группы, старший воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

- материально-технические ресурсы:

  • Детская художественная литература по теме;
  • Иллюстрации к сказкам;
  • Материалы для изобразительной деятельности;
  • Аудиозаписи песен из мультфильмов «Дорогою добра», «Доброта», «Ярко солнце светит», «Улыбка»;
  • Видеозапись танца «Танцуй добро»;
  • Видеопроектор, ноутбук (для показа видеозаписи танца на развлечении);

- программно-методические ресурсы:

  • Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №5 «Ласточка» г. Павлово, 2012г.

- информационные ресурсы:

  • Алябьева Е.А. Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  • Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  • Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в старшей группе детского сада. – Воронеж, 2012.
  • Клименко Т. 1000 пословиц, поговорок, загадок для самых умных малышей. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008.
  • Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
  • Хрестоматия для старшей группы. Издательство «Самовар», 2013.
  • Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015.


Приложение 1

Перечень книг и пословиц

Тема

Пословица

Произведение

Дружба

-Нет друга, ищи, а найдешь, береги.

-Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

-Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

-Не бросай друга в несчастье.

-Сам пропадай, а товарища выручай.

-Друзья познаются в беде.

-Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

-Вместе мы сила.

-Своя семья - самые верные друзья.

-Друг познается в беде.

-Не мил и свет, коли, друга нет.

-Крепкую дружбу и водой не разольешь.

-Для доброго друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

-Одежа хороша новая, а друг старый.

-Старый друг лучше двух новых.

-Без друга в жизни туго.

- Вежливости открываются все двери.

-Там где дружат, живут, не тужат.

-Один за всех и все за одного.

Русские народные сказки: «Зайкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей»,

«Крылатый, мохнатый  масленый» обр. Карнауховой

Ш. Перро «Кот в сапогах»,

 Х.-К. Андерсен «Дюймовочка»,

Братья Гримм « Бременские музыканты»        

«Отец и сыновья»,

«Два товарища»,

«Лев и собачка» Л.Н. Толстой

«До первого дождя», «Три товарища».

«Серая звездочка»,

«Мы друзья» Б.Заходер

«Друг детства», В.Драгунский

«Как ослик искал свое счастье», «Ничей» Е. Карганова

«Невоспитанный мышонок» С.Прокофьева

«Песенка друзей», «Лапуся», «Хорошие товарищи» С. Михалков

«Друзья товарищи» С.Маршак

пер С. Михалкова, «Три поросенка»

Доброта и жадность

-Много захочешь - последнее потеряешь.

-Как аукнется, так и откликнется.

-Все любят добро, да не всех любит оно.

-Худо тому, кто добра не делает никому.

-Добра желаешь – добро и делай.

-Жизнь дана на добрые дела.

-Доброму слову и добрый ответ.

-От совета старых людей и голова не болит.

- За доброе жди добра, за худое — худа.

- Добрый человек добру и учит.

-Жадность – всякому горю начало.

Русская народная сказка

«Баба яга», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»

Сказки народов мира:

«Как лисичка бычка обидела» эским.сказка

«Каждый свое получил» эст.ск. «Гора смешливая, справедливая» вьет. ск.

«Мороз Иванович» В.Одоевский

 «Цветик - семицветик» В.Катаев, «Золушка» Ш.Перро

 «Кот - воряга» К.Паустовский

«Волшебное слово» В.Осеева

«Сторож», «Синие листья» В.Осеева

«Вовка - добрая душа»

А.Барто

«Жадина» Я.Аким

Уважение к старшим и близким людям

-Кто матери не послушает – в беду попадает.

-Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

-Старших надо уважать, младших не обижать.

- Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать

.

-Нет надежней дружка, как родная матушка.

-Доброе дело само себя хвалит.

- Кто доводит родителей до слёз, и сам счастья не увидит.

-При солнышке тепло, а при матушке добро.

Русская народная сказка

«Волк и семеро козлят»

Сказки народов мира

«Айога», «Кукушка»

«Старый дед и внучек», «Бабушка и внучка» Л.Толстой

Сборник «Вот какая мама» Е.Благинина

«Попробуй волшебником стать» С.Погореловский

«Печенье» В.Осеева

 «Сказка про маму» С.Прокофьева

«Мышка и мышутка» Е. Карганова

Взаимопомощь, отзывчивость

-Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

-Помоги ближнему.

-Дорога помощь вовремя.

Русская народная сказка «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко»

«Айболит» К.Чуковский

«На льдине», «Обвал» Б.Житков

Ложь и правда

-Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.

-Правда, светлее солнца.

-Не ищи правды в других, коли в тебе ее нет.

-Обманом не разбогатеешь, а обеднеешь.

«Лгун», «Косточка»

«Чашка» Л.Толстой

«Как я ловил человечков» Б.Житков

«Огурцы» Н.Носов


   Приложение 2

Развлечение «Книги читать - ум и сердце развивать»

Дети с воспитателем входят в зал под запись песни «Если с другом вышел в путь» (из фильма «По секрету всему свету» сл. М. Танич, комп. В. Шаинский),

 встают в круг.

Ведущий:

Эй, ребята, не ленитесь, в круг скорее становитесь.

Справа друг и слева друг, улыбнемся всем вокруг!

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Стихи о дружбе (читают дети)

Дружит с солнцем ветерок,                                    Ярче солнечных лучей.
А роса – с травою.                                                    Дружба в целом свете.
Дружит с бабочкой цветок,                                    Ведь с друзьями веселее. 
Дружим мы с тобою.                                                На любой планете.

 Всё с друзьями пополам.
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям.
 Никогда не надо!

Ведущий: Ребята, отгадайте, о чём эта загадка.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

Ведущий: Правильно, ребята. Ведь не зря в пословицах говорится:

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга – твой друг, без нее как без рук

Будешь книги читать - будешь все знать

Хорошая книга – лучший друг.

Звучит песня «Если добрый ты (из мультфильма «Кот Леопольд)»

сл. М. Пляцковский, муз. Б. Савельев, входит Кот Леопольд

Леопольд: Мур –мур–мур– мур. Здравствуйте, ребята! Я проходил мимо и услышал слово – «друг». Дело в том, что я очень хочу найти хороших друзей.  Не подскажете, где мне их найти?

 Ведущий. Ребята, давайте поможем Леопольду найти хорошего друга?! Может быть среди наших любимых книжных героев.

 1 задание: «Герои «Злые» - «Добрые»

 (Детям предлагаются картинки персонажей из литературных произведений. Их задача: «добрых» героев повесить на белую магнитную доску, а «злых» - на чёрную. При выполнении задания дети объясняют свой выбор и называют произведение в котором встречается этот герой.)  

2 задание: Кот Леопольд предлагает поиграть в игру «Наоборот».  

        Плохо – хорошо

        Зло – добро

        Война – мир

       Ложь – правда

       Жадность – щедрость.

       Ссора - дружба

       Трусость - храбрость.

        Грусть – веселье.

3 задание: «Назовите произведение»

 Кот Леопольд задает вопросы.

 - Милая, работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу. («Золушка» Ш.Перро)

 - Домашнее животное, которое помогало девочке наткать много полотна. (Корова. «Хаврошечка» русская народная сказка).

-Девочка с голубыми волосами, которая говорит такие слова: «Вечно опаздываете, негодный мальчишка! Кто вас воспитывал?» (Мальвина. «Приключение Буратино», А. Толстой)

-В кого превратилась девочка, которая не хотела помогать маме? (Гуся. Ненецкая сказка «Айога»)

- Как обманул взрослых мальчик, который пас овец? (Кричал «Волк, волк». «Лгун» Л. Толстой)

- Кто помог зайчику и выгнал лисичку из избушки? (Петушок. «Зайкина избушка» русская народная сказка)

- Назовите птицу, которая помогла Дюймовочке? (Ласточка. «Дюймовочка» Г. Х. Андерсен).

- На исполнение какого желания девочка Женя потратила последний лепесток (Помогла мальчику. «Цветик – семицветик», В. Катаев)

4 задание: «Продолжите пословицу»

         Не одежда красит человека,…  (а его добрые дела).
                   Нет друга, так ищи,….. (а найдешь, береги).

         Друзья познаются….  (в беде).

         Крепкую дружбу и топором … (не разрубишь).
                   Старый друг …(лучше новых двух).

         При солнышке тепло,… (а при матушке добро).

         Дорога помощь … (вовремя). 

5. Инсценировка сказок о дружбе и взаимопомощи:

 «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко» - русские народные сказки.

6. Игра «Собери картинку и назови пословицу»

Детям предлагается разрезная картинка по пословицам:

«Нет друга – ищи, а есть – береги»  

«Кто людям добра желает, тот сам его добывает»

7. Игра: «Солнечные лучики» 
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Почувствовать себя теплым солнечным лучиком.            

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем,
 Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим,

не отнимем, а попросим.
 Пусть всем будет хорошо,

будет радостно, светло.

8. «Флэш-моб»: «Танцуй добро» (из телепередачи «Танцы со звездами»)

 Кот Леопольд: Спасибо вам ребята. Мне очень понравилось у вас в гостях, вы все дружные и добрые ребята. Спасибо, что помогли мне найти настоящих друзей в книгах.  Я приготовил для всех ребят подарки – книги.

 Дети в благодарность за подарок поют песню «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. Пляцковского.

Кот Леопольд прощается и уходит.

 Ведущий.

Вот настал момент прощания.

Будет краткой наша речь.

Говорим мы «До свидания, до счастливых новых встреч».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Воспитание юного петербуржца»

Представлена система занятий для детей старшего и подготовительного возраста  по развитию личностного интеллектуально – творческого потенциала ребёнка через ознакомление с городом Санкт - Петербу...

«Методическая разработка проекта по воспитанию юного читателя, приобщения дошкольников к литературе».

Название проекта: «Книги читать - ум и сердце развивать». по приобщению дошкольников к книжной культуре  Тип проекта: познавательный По количеству участников: групповой  (дети старших групп)...

Методическая разработка на тему "Воспитание юных патриотов"

Как нет человека без самолюбия, Так и нет человека без любви к своему отечеству, И эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека….К. Д. Ушинский Прежде, чем ребенок начнет воспринимать...

Методическая разработка по теме «Воспитание инициативности и самостоятельности дошкольника в речевом общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»)

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...

Методическая разработка по теме «Воспитание культуры поведения у дошкольников»

Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве. Научить...

Методическая разработка по теме «Воспитание инициативности и самостоятельности дошкольника в речевом общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»)

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...

Методическая разработка НОД по развитию речи с приобщением к художественной литературе посредством пальчикового театра "курочка - ряба"

Цель: Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, придумывать новые эпизоды; учить понимать характер героев; способствовать снятию психического напряжения. Развивать пр...