Конспект- викторина " Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"
план-конспект занятия по художественной литературе

Самойленко Ольга Ивановна
Систематизирование знания детей о литературных произведениях, прочитанных ранее, об особенностях сказочного жанра. Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок. В мире много сказок, грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло, Пусть добро навеки побеждает зло!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_viktorina.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ-ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

«Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех».

«Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех».

Цель: закрепить и систематизировать знания детей   о литературных произведениях, прочитанных ранее, об особенностях сказочного жанра.  Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок.

Задачи:

Образовательные: Формировать коммуникативные навыки,  связную речь, обогащать словарь.

Воспитательные: Воспитывать любовь,  интерес и доброжелательное отношение  к сказкам.  

Развивающие: Развивать у детей творческие способности, внимание, мышление, память.

Материал для занятия:  Портреты писателей: Ш. Перро, К. И. Чуковский; А. С. Пушкин, Х. К. Андерсен.

Книги со сказками: Ш. Перро: «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик»,  «Спящая красавица»,  «Золушка»;

 А.С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке»,  «Сказка о попе и его работнике балде»,  «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Х.К. Андерсен: «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», «Русалочка»,  «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик»

К. И. Чуковский: «Тараканище», «Айболит», «Путаница», «Телефон».

Русские народные сказки;  загадки;  иллюстрации к сказкам: «Бобовое зернышко», «Пшеничный колосок», иллюстрации с героями разных сказок;

предметы: скалка, яичко, перышко, стрела, пирожок, яблоко, колечко, дудочка, горошина, снежинка, красная шапочка, репка.

Предварительная работа: Знакомство с писателями, рассматривание их портретов.  Чтение и обсуждение литературных произведений на занятиях и в свободное время,  слушание в записи, просмотр мульфильмов,  рассматривание иллюстраций, отражение впечатлений о прочитанных произведениях на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду, в играх драматизациях.

Ход занятия:  - Послушайте стихотворение:

Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,

Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

Скажите, ребята, о чем мы сегодня с вами будем говорить на занятии? ( о сказках).

 За все то время, что вы ходите в детский сад мы с вами прочитали очень много разных  сказок. Давайте мы  сегодня с вами  отправимся в удивительное путешествие туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван Царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки молодильные растут.

 Чтобы было интересно,  немного посоревнуемся, для этого разделимся на две команды. В конце игры мы узнаем, какая команда лучше знает сказки.  Сначала нам нужно придумать название своим командам.

Итак: 1-я команда это – «…».   И капитан команды:  ...

           2-я команда – «….»    И ее капитан: …

Для того, чтобы узнать какая команда больше знает сказок, нам надо выбрать жюри. В жюри я предлагаю наших гостей.

Я для вас приготовила конверты с разными заданиями. А где же они, все конверты лежали на столе, куда же они подевались?

(Появляется Баба-Яга)

Б.Я:  Здравствуйте , ребятки.   Вы что-то ищите?

Воспитатель: Да, Баба-Яга, у нас тут конверты для ребят с заданиями лежали, ты случайно их не видела?

Б.Я: а зачем они вам?

Воспитатель: Мы хотели с ребятами посоревноваться и узнать какая команда больше сказок знает, а конверты с заданиями куда-то исчезли.

Б.Я: а вы что сказки знаете? И много? Тогда сначала отгадайте мои загадки и я вам верну ваши конвертики.

Воспитатель: Хорошо баба-яга.

Конкурс № 1 «Разминка».

1-я команда:                                        2-я команда:                                                                

Не лежалось на окошке,                    По тропе шагая бодро,

Покатился по дорожке         Сами воду тащат ведра.

(«Колобок»)                                             («По щучьему велению»)

Мышка дом себе нашла,        Нет ни речки, ни пруда,

Мышка добрая была.        Где воды напиться?

В доме том в конце концов,        Очень вкусная вода,

Стало множество жильцов.        В ямке от копытца.

(«Теремок»)        («Сестрица Аленушка и бр. Ив»)

Красна  девица  грустна,        Стрела у Ивана,

Ей не нравится весна.        Как птица в полете.

Ей на солнце тяжко,        Жена у Ивана,

Слезы льет бедняжка.        Живет на болоте.

(«Снегурочка»)        («Царевна-лягушка»)

Много серебра и злата,        В ступе летает,

В сундуках своих он прятал.        Следы заметает.

В мрачном он дворце живет        Без чудес старушке,

И чужих невест крадет?        Скучно жить в избушке

(«Кощей бессмертный»)        («Баба-яга»).

Б.Я: Ух, какие вы умные, все мои загадки отгадали. Ладно получайте свои конверты.  А можно я послушаю какие там задания у вас?

Воспитатель:  Хорошо Баба-яга посиди тихонько и послушай.

                                        Конкурс № 2 «Веселые вопросы»

Воспитатель: Я буду задавать вопросы каждой команде по порядку.

Вопрос для команды № 1

- Что такое сказка? (это необычная история).

Вопрос для команды № 2

Какими словами чаще всего начинаются сказки?  (жили-были... , в некотором царстве..).

Вопрос для команды № 1

– Кто придумывает, сочиняет сказки? (Писатели, поэты, русский народ.)

Вопрос для команды № 2

– Назовите самых известных сказочников мира? (А. С. Пушкин,

К. И. Чуковский, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен, братья Гримм,  русский народ.)

Вопрос для команды № 1

– Кто может быть героем сказки? (Люди, звери, птицы, явления природы, предметы.)

Вопрос для команды № 2

– Что бывает в сказках? (Чудеса, превращения, волшебство.)

Вопрос для команды № 1

– Назовите любую пословицу о сказках. (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)

Вопрос для команды № 2

– Что кричал петушок, сидя на спице? (Ки-ре-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!)

Вопрос для команды № 1

– Как начинается сказка о рыбаке и рыбке?  

Жил старик со своею старухой

 у самого синего моря.

Вопрос для команды № 2

– Как начинается «Сказка о царе Салтане»?

(Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.)

Вопрос для команды № 1

Что купила Муха-цокотуха на базаре?  (Самовар).Вопрос для команды № 2

Сколько лет спала принцесса из сказки «Спящая красавица»? (100 лет)

Вопрос для команды № 1

Птица, в которую превратился гадкий утенок?  (Лебедь)

Вопрос для команды № 2

В какой сказке волк испугался зайца? («Заяц–хваста»).

Вопрос для команды № 1

Кто помог спастись Дюймовочке от крота?   (Ласточка)

Вопрос для команды № 2

Героиня какой сказки превращается в морскую пену?  (Русалочка)

Вопрос для команды № 1

Какой герой сказки носил красные сапоги?  (Кот в сапогах)

Вопрос для команды № 2

Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?»  («Морозко»).

Вопрос для команды № 1

На чей дом набрели Мальчик с пальчик и его братья? (Дом Людоеда.)

Вопрос для команды № 2

Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»? (На конце иглы).

Вопрос для команды № 1

В какой сказке главная героиня превратилась в облачко? («Снегурочка»).

Вопрос для команды № 2

Какая девушка на балу потеряла туфельку? ( Золушка).

Б.Я: Молодцы! Какие вы умные.

Воспитатель:  Ребята на столах лежат портреты разных писателей и книги со сказками. Вам нужно определить, кто из писателей написал ту или иную сказку, и правильно разложить на столе.

                         Конкурс № 3     «Знатоки сказок».

Дети подходят к столам, где лежат портреты писателей (Ш. Перро, Х.К. Андерсен, А.С. Пушкин, К. И. Чуковский), также на  столах у каждой команды лежат книги со сказками.

Книги для первой команды.

 Ш. Перро:  «Красная Шапочка», «Кто в сапогах», «Спящая красавица».

А. С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике балде».

 Х.К. Андерсен: «Гадкий утенок», «Русалочка», «Принцесса на горошине».

Русские народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба».

К. И. Чуковский: «Телефон», «Айболит».

Русские народные сказки:

Книги для второй команды.

Ш. Перро: «Мальчик-с-пальчик», «Золушка», «Кто в сапогах».

А. С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Х.К. Андерсен: «», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».

Русские народные сказки: «Теремок», «Репка».

К. И. Чуковский: «Тараканище», «Путаница».

Русские народные сказки:

А сейчас команды друг у друга проверят выполненное задание.

Воспитатель: посмотрим, что же у нас в следующем конверте. А там …

                                  Конкурс № 4  «Отрывки из сказок».

Ребята, я буду читать вам отрывки из сказок, а вы должны догадаться из какой сказки отрывок:

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

 («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

 Жил был поп,

Толоконный лоб!

(«Сказка о попе и его работнике Балде»)

Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно.

(«Сказка о золотом петушке»)

«Сестры наперебой стали рассказывать, что принцесса и на этот раз была на балу, но убежала , чуть только начали бить двенадцать. Она так торопилась, что даже потеряла свой хрустальный башмачок». («Золушка»)

«Кот до того испугался, увидев перед собой льва, что в одно мгновенье  взобрался по водосточной трубе на крышу, хоть это было трудно и даже опасно, потому что в сапогах не так-то просто ходить по гладкой крыше». («Кот в сапогах»)

«Наконец очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и  сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрет».  («Спящая красавица»)

«Жил-был дровосек с женой, и было у них семеро детей, все мальчики. Самый младший был очень маленького роста».   («Мальчик-с- пальчик»)

«Когда она вошла, Волк закрылся одеялом до самого носа,  чтобы девочка его не узнала». («Красная шапочка»)

                             

                           Физкультурная минутка для всех детей «Сказки».

Мышка быстренько бежала

(бег на месте)

Мышка хвостиком виляла

(имитация движения)

Ой, яичко уронила

(наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила

(показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили

(наклониться)

И водой ее полили

(имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка

(развести руки в стороны)

А теперь ее потянем

(имитация движения)

И из репы кашу сварим

(имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие

(показать «силу»)

Мы - славная семья козлят,

Мы любим, прыгать и скакать

(подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться,

Любим рожками бодаться

(стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»).                      

  Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня есть мешочек, а там разные предметы. Нужно наощупь угадать, что это за предмет и сказать из какой он сказки.

Конкурс № 5 «Чудесный мешочек».

 Команды по очереди достают из мешочка предметы и отгадывают.

Скалка («Лисичка со скалочкой»), яичко («Курочка Ряба»), перышко («Финист - ясный сокол»), стрела («Царевна-лягушка»), пирожок («Гуси-лебеди»), яблоко («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»),  горошина («Принцесса на горошине»), снежинка («Снежная королева»), репа («Репка»), мешочек крупы («Золушка»),  блюдце («Федорино горе»), монета («Муха-цокотуха»)

                       

                         

                       

 Давайте посмотрим, какое задание у нас в следующем конверте:

Конкурс № 6.   «Подскажи словечко».

Вопросы для команды № 1                        

Жил старик со своею старухой

У самого синего…(моря)

Родила царица в ночь

Не то сына, не то… (дочь)

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный…(рожок).

Белка песенки поет,

Да орешки все …(грызет).

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи…(туч).

                 

Вопросы для команды № 2

И одно только слово твердит

Айболит…..(Лимпопо, лимпопо)

Я беспощадный, Я кровожадный,

Я злой разбойник….(Бармалей)

Ехали  медведи, на велосипеде,

А за ними кот.. (задом наперед).

Ох, нелегкая эта работа –

Из болота тащить …(бегемота).

Надо, надо умываться,

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам…(стыд и срам).

 

Из сказок какого писателя были вопросы для первой команды? Для второй команды?.

Конкурс № 7. «Составь сказку по порядку».

Воспитатель: у меня есть иллюстрации к сказкам: «Пшеничный колосок» и «Бобовое зернышко», нужно расположить иллюстрации к сказке по порядку, т.е. от начала и до конца  и  кратко рассказать сказку по картинкам.

Б.Я.: Да…ну уж очень умные дети попались…со всеми заданиями легко справились…

Б.Я.: Вы все славно потрудилисьвы меня повеселили!А хотите сейчас встать и со мною поплясать?частушки бабок ежек)

ВоспитательКак здорово! Какая ты веселая Баба-яга!Б.Я.:

Конкурс № 9 «Заморочки из бочки»

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, обе команды отлично играли и сумели ответить на все вопросы, показав этим, как хорошо вы знаете разные сказки. Поэтому сегодня у нас нет победителя, но все равно я приготовила для вас призы.

 В мире много сказок, грустных и смешных.

    И прожить на свете нам нельзя без них.

    Пусть герои сказок дарят нам тепло,

    Пусть добро навеки побеждает зло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия - викторины "Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"

Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок....

Конспект занятия - викторины "Мы каждый день читаем сказки и знаем сказки лучше всех"

Вызвать у детей радость общения со сказками, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Моя мама лучше всех".

Занятие по развитию речи подготовлено к дню Матери....

Конспект открытого занятия по гендерному воспитанию в старшей группе Телешоу «Лучше всех!»

В последние годы в различных областях научного знания, в том числе и в педагогике, все активнее заявляет о себе гендерная проблематика. В современной педагогической науке отделилась самостоятельн...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Моя мама лучше всех»

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Моя мама лучше всех»...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Моя мама лучше всех»

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Моя мама лучше всех»...