Кружковая работа "Театрализованная мозаика" для детей старшей группы
творческая работа учащихся по художественной литературе (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная мозаика» (далее – Программа) имеет художественно-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. ДООП построена на основе авторской программы Н.Ф. Сорокиной «Театр-творчество-дети.».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кружковая работа | 42.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура ДООП
Титульный лист
Раздел 1. Комплекс основных характеристик ДООП
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи ДООП
1.3. Содержание ДООП.
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации ДООП
2.3. Формы аттестации
2.4. Методические материалы
2.5. Календарный план воспитательной работы
Список литературы для обучающихся и родителей
ПРИЛОЖЕНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик ДООП
1.1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная мозаика» (далее – Программа) имеет художественно-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Письмо ДОгМ № 01-50/02 – 2166/14 от 06.10.2014 г.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
ДООП построена на основе авторской программы Н.Ф. Сорокиной «Театр-творчество-дети. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Новизна программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладения детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками.
Программа адресована детям от5до6 лет.
Программа рассчитана на 1 года.
Срок обучения – 9 месяцев с сентября по май
Режим занятий – 5-6 года 1 раз в неделю во второй половине дня – 25 минут. (36 занятия )
Форма обучения Очная.
Уровень ДООП - стартовый (ознакомительный), базовый.
Формы реализации ДООП:
Традиционная модель реализации ДООП представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного лет обучения.
Основные применяемые технологии:
- Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В.Давыдова
- Здоровьесберегающие технологии
- Личностно-ориентированное обучение
Формы подведения итогов
1. Вводная диагностика – сентябрь
2. Итоговая диагностика – май.
3. Открытые мероприятия для воспитателей и родителей- май.
Конкурс чтецов, чистоговорок, басен.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели Программы
– Раскрытие основных направлений художественно-эстетического развития детей 5-6 лет и задач в соответствии с требованиями Стандарта к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения, с учетом возрастных особенностей детей 5-6: лет.
– Формирование теоретического мышления, интереса и способности к импровизации
Задачи Программы
– Дать начальные знания о театре.
– Создать условие не только для получения знаний, умений и навыков, но и для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).
– Обучение технике сценической речи.
– Развитие чувства ритма.
– Развить умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.).
– Обучению снятия зажимов.
– Формирование инициативности, самостоятельности.
– Ознакомление с профессиями актера.
– Формирование и развитие эстетического вкуса.
-Обогащение внутреннего мира детей, выявление и развитие их творческих способностей.
Способы и формы работы с детьми.
- Дидактические игры
- Беседы
- Работа с текстами
- Игры на развитие мимике
- Ритмопластика
- Чистоговорки для автоматизации
- Пальчиковая гимнастика
- Упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного движений;
- Музыкальная разминка.
1.3. Содержание программы
Учебный План
№ п/п | месяц | Название раздела, темы | Время проведения занятия | Формы промежуточной аттестации/ контроля |
1 | 09 | Пока занавес закрыт | 25 мин | (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.) |
2 | 09 | Мы пришли в театр | 25мин | Беседа |
3 | 09 | Осенние забавы | 25мин | чтение |
4 | 09 | Кукольный театр | 25мин | Творческая работа |
5 | 10 | Дидактическа игра «Эмоции» | 25мин | игра |
6 | 10 | Основы театральной культуры | 25мин | беседа |
7 | 10 | Театральная игра «Кругосветное путешествие» | 25мин | игра |
8 | 10 | Театральная игра «Одно и то же по-разному» | 25мин | зачет |
9 | 11 | Русская народная сказка «Маша и медведь» | 25мин | показ |
10 | 11 | «Какие бывают театры» | 25мин | беседа |
11 | 11 | Сказка «Гуси -лебеди» | 25мин | показ |
12 | 11 | Сказка «Три поросенка» | 25мин | чтение |
13 | 12 | Культура и техника речи | 25мин | беседа |
14 | 12 | Основы театральной культуры | 25мин | показ |
15 | 12 | Моя Вообразилия | 25мин | конкурс |
16 | 12 | Зимние забавы | 25мин | игры |
17 | 01 | Игры-импровизации отрывки из знакомых сказок | 25мин | Творческая работа |
18 | 01 | Культура и техника речи | 25 | беседа |
19 | 01 | Игры с пальчиками | 25 | показ |
20 | 02 | Культура и техника речи Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять | 25 | чтение |
21 | 02 | «Всё о театре» | 25мин | беседа |
22 | 02 | Пантомима | 25мин | зачет |
23 | 02 | Чтение сказки «Гуси-лебеди» | 25мин | Творческая работа |
24 | 03 | Премьера спектакля «Гуси-лебеди» | 25мин | зачет |
25 | 03 | «Выражение лица» (мимика и жесты) | 25мин | показ |
26 | 03 | Сила голоса и речевое дыхание | 25мин | Чтение |
27 | 03 | Театрализованные игры | 25мин | показ |
28 | 04 | Театрализованные игры | 25мин | Творческая работа |
29 | 04 | «Театр изнутри и снаружи» | 25мин | показ |
30 | 04 | Пантомима | 25мин | зачет |
31 | 04 | «Учимся говорить и играть» | 25мин | конкурс |
32 | 05 | Игровая программа «Это вы можете!» | 25мин | Творческая работа |
33 | 05 | «Мой театр» | 25мин | показ |
34 | 05 | Итог | 25мин | зачет |
Планируемые результаты к концу учебного года
Знает:
1. Что такое театр
2. История театра
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные спектакли
Имеет понятия:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене
Умеет:
1. Направлять свою фантазию по заданному руслу
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:
1. Общения с партнером
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А также избавляется от излишней стеснительности, приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения (уровень) | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год обучения | 01 сентября 2021г. | 31 мая 2022 г. | 36 | 36 | 18 | 1 раз в неделю по 30 минут |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Учебные занятия проводятся в музыкальном зале.
Перечень оборудования группового помещения:
- ширмы (маленькая для репетиций, большая для выступлений);
- костюмы, куклы для сказок;
- декорации для спектаклей, подставки, магнитофон, диски с музыкой ; видеокамера для анализа выступлений;
- цветная бумага, картон, клей, ножницы, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисунков и для изготовления несложных декораций.
Необходимое методическое обеспечение:
- методические рекомендации по организации кукольного кружка;
- тексты чистоговорок, сказок, считалок, стихов.
Формы аттестации
Диагностика на выявление актёрских умений.
Критерии
Актёрские умения – понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа – голоса, мимики, пантомимики;
Характер выразительности моторики:
- в пантомимике – естественность, скованность, медлительность, порывистость движений;
- мимике – богатство, вялость, бедность, живость проявлений;
- в речи – изменение силы голоса в речи;
- самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
Режиссёрские умения – понимание мотивов поступков героев; следование сюжетной линии (установление причинно –следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей подготовки игровой среды;
Оформительские умения – художественно – изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите.
Зрительские умения – умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять симпатию к персонажам произведения; наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично).
Предполагаемые умения и навыки детей
• Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Запоминают заданные позы.
• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
• Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
• Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.
• Умеют произносить скороговорки в разных темпах и шепотом.
• Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
• Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
• Умеют составлять предложения с заданными словами.
.Методические материалы
№ | Название раздела, темы | Материально-техническое | Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии | Формы учебного занятия | Формы контроля/ аттестации |
1 | Знакомство со сказкой «Теремок» | Демонстрация костюмов, фотографий. Просмотр видео-слайдов с видами кукольного театра: настольные: плоскостные фигуры. | Ирга-драматизация, беседа-диалог, рассказ | Очная | Драматизация сказки «Теремок» |
2 | «Здравствуй, театр» | Показ иллюстраций, фотографий театров. | Беседы, рассказ, игра. | Очная | Игра «Измени голос» |
3 | Учим общаться | Просмотр иллюстраций «Будем вежливы», | Беседы, чтение, разгадывание загадки, рассказы, игра. | Очная | Драматизация сказки «Добрый поступок» |
4 | Действие с воображаемыми предметами. | Показ иллюстраций
| Беседа, чтение, игра, показ, творческие задания, игра-импровизация | Очная | Игровое занятие, «Изобрази жестом» |
5 | Настольная сказка «Три медведя» | Картинки спектаклей, костюмы, маски, ширма, декорации к сказке, | Беседа, чтение, игра, показ, творческие задания, игра-импровизация. | Очная | Драматизация сказки «Три медведя» |
6 | В мире музыки | Просмотр фотографий музыкального театра, костюмы, маски, ширма. | Музыкально-двигательные импровизации, объяснение, показ, театральные диалоги, танцы-миниатюры, пластические этюды | Очная | Пантомимический этюд «Котенок» |
7 | Театр | Картинки спектаклей, костюмы, маски, ширма, декорации | Объяснение, показ, театральные диалоги и беседа. | Очная | Игровое занятие «Все о театре» |
8 | Мы-артисты | Атрибуты, костюмы, маски, куклы картинки. | Импровизации, объяснение, показ. | Очная | Игра «Чего не стало» |
9 | Кукольный театр « Варежка» | Куклы,ширма,декорации | Беседа, чтение, игра, показ. | Очная | Концерт |
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Направления воспитательной работы | Название мероприятия, события, форма его проведения | Цель | Краткое содержание | Сроки проведения | Ответственный исполнитель |
1. | Познавательное | Экскурсия в театр | Закреплять у детей знания о театре | Обьяснить как вести в театре во время спектакля ,развивать самостоятельность, инициативу в познавательном виде деятельности и в самообслуживании, обладающий первичным представлением о театре. | Сентябрь | Воспитатель |
2. | Познавательное | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в сказку» | Учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности | Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел | Октябрь | Воспитатель |
3 | Социальное | Игра «Сотрудничество» | Организовывать коллективные проекты заботы и помощи; создавать доброжелательный психологический климат в группе | Взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел | Ноябрь | Воспитатель |
4 | Этико-эстетическое | Презентация «Все о театре» | Развитие воспринимать и чувствовать прекрасное, отображение прекрасного в продуктивной деятельности | Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов | Декабрь | Воспитатель |
5 | Этико-эстетическое | Экскурсия в музей | Развивать воспринимать и чувствовать прекрасное, эмоциональная отзывчивость к красоте | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства | Январь | Воспитатель |
6 | Этико-эстетическое | Театрализованная игра | Развитие воспринимать и чувствовать прекрасное, отображение прекрасного в продуктивной деятельности | Формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его. | Февраль | Воспитатель |
7 | Познавательное | Игра «Профессии в театре» | Ознакомление с профессиями в театре воспитание положительного отношения к их труду | Обьяснить ценность труда работников театра | Март | Воспитатель |
8 | Этико-эстетическое | Беседа Этикет | Воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах | Называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом | Апрель | Воспитатель |
9 | Трудовое | Мастер-класс Изготовление декораций в музыкальный зал | Предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия | Проявляют трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности | Май | Воспитатель |
Список литературы обучающихся и родителей
- Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет /Игровые технологии/. – М.: Творческий центр, 2005.
- Буренина, И.А. От игры до спектакля. – М.: Просвещение, 1985.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /психологический очерк/ – 2-е издание. – М., 1967.
- Доронова, Т.И. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2005.
- Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества /Пособие для воспитателей детского сада/. – М., 1985.
- Комарова, Т.С. Дети в мире творчества /Книга для педагогов дошкольных учреждений/. – М.: Мнемозина, 1999.
- Махнёва, М.Д. Театральные занятия в детском саду /Пособие для работников дошкольных учреждений/. – М.: Творческий Центр, 2001.
- Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников /Пособие для работников детских дошкольных учреждений/. – М.: Аркти, 2000.
- Петрова, Т.Н. Театрализованные игры в детском саду /. Т.Н Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2000.
- Поляк, Л. Театр сказок. – СПб., 2001.
- Прохорова, С.П. Театрализованные игры для дошкольников. – М., 1988.
- Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр /Пособие для воспитателей/. – М.: Аркти, 2002.
- Сорокина, Н.Ф. Программа «Театр – творчество – дети».
- Сорокина, Н.Д. Сценарии театрализованных кукольных занятий. – М.: Аркти, 2004.
- Фёдорова, Г.П. На золотом крыльце сидели. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
- Чистякова, М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1999.
- Царенко, Л. От потешек к Пушкинскому балу. – М.: Линка-Пресс, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по кружковой работе для детей старшей группы "Путешествие на остров "Театр"
Конспект занятия по кружковой работедля детей старшей группыТема: « Путешествие на остров «Театр»...
Конспекты ООД тематического цикла "Случай в лесу" (кружковая работа по развитию музыкально - ритмических способностей детей старшей группы)
Известно, что при помощи движения ребёнок познаёт мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Видя красоту движения в играх, плясках, хоров...
"Клуб пешеходных наук" - тематическое планирование кружковой деятельности для детей старшей группы.
"Клуб пешеходных наук" - практическое пособие для воспитателей по организации кружковой деятельности по ознакомлению детей старшей группы с ПДД.В приложении приведены конспекты образовательной деятель...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по кружковой работе «Тили-тили тесто» на тему «Грибная поляна».
Программное содержание:1. Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена.2. Развивать движения пальцев рук.3....
Кружковая работа по бурятскому языку "Амар мэндэ!" для детей старшей группы
Кружковая работа по бурятскому языку "Амар мэндэ!" для детей старшей группы...
Кружковая работа по квиллингу для детей старшей группы
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.Бумага — первый материал, из к...
Программа дополнительного образования по художественной направленности для детей старшей группы. (Кружковая работа на тему: "Бумажные мастера")
Продолжение работы, начатой во 2 младшей и средней группах....