Кружковая работа по бурятскому языку "Амар мэндэ!" для детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа) на тему
Кружковая работа по бурятскому языку "Амар мэндэ!" для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_starshaya_gr.docx | 40.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план кружковой работы
по бурятскому языку «Амар мэндэ!»
Воспитателя Батомункуевой Сэсэгмы Васильевны.
МБДОУ №5 «Ёлочка» г.Кяхта. 2017 -2018 уч. Г.
Цель обучения: формирование у детей элементарных навыков бурятской разговорной речи
Приобщить детей к бурятской культуре
Задачи кружковой работы:
Учить детей слушать и повторять за педагогом слова , предложения на бурятском языке
Речевое развитие на бурятском языке
Способствовать развития всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей
Учить слушать и понимать речь собеседника, формулировать ответ, контролировать свою речь
Уметь различать бурятские звуки, правильно их произносить, составлять предложения, вести диалог, прививать любовь к красоте и мудрости бурятской речи
№ | Название темы, содержание | месяц |
1. 2. 1. 2. | Давайте познакомимся! (Повторение) беседа (здравствуйте – сайн байна) Закрепление (разыграть сценку) Итог занятия Беседа (Хороолдоон) Рассматривание иллюстраций, картинок Прослушивание магнитофонной записи Что это? (Энэ юун бэ?) Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема Закрепление Итог занятия Игры и упражнения на узнавание и называние «Энэ юун бэ?», «Алин бэ малгай» | Сентябрь октябрь |
1. 2. | Цвет (Унгэ) белый, красный, зеленый, синий Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема Закрепление Итог занятия Повторение пройденной темы | ноябрь |
1. 2. | Счет (Тоо) От 1до 10Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема Закрепление Игра «Снежный ком» Итог занятия Игровое упражнение «Считаем до 10» | декабрь |
1. 2. | Пять пальцев (Табан хурган) Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема. Пальчиковая игра «Наши пальчики» Закрепление Итог занятия Повторение стихотворения «Табан хурган» Физкультминутка «Пальчики» | январь |
1. 2. | Как красив танец ехор! Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема. Разучивание танца ехор Закрепление Итог занятия Подготовка к празднику «Сагаалган» | февраль |
1. 2. | Да или нет? (Тиимэ гу, бэшэ гу?) Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема Закрепление Итог занятия Рассматривание картинок. Игра «Подбери пару», «Собери картинку» | март |
Кто это? (Энэ хэн бэ?) Приветствие, фонетическая зарядка, повторение. Новая тема Закрепление Итог занятия Обыгрывание игровых ситуаций «Моя дружная семья», «Встреча Будамшуу» | апрель | |
1. 2. | Чтение сказки дедушки Данзана Обсуждение сказки. Чтение сказки на бурятском языке «Три поросенка» .Обыгрывание сказки. | май |
Специфика национальных условий республики Бурятия
Обучение строится на основе преемственности поколений. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания образования, усвоение которого позволяет выпускникам дошкольного учреждения адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.
Основной целью работы является воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, городу, семье и дому.
Задачи:
1Формировать представления о том, чем славен родной город Кяхта, республика Бурятия.
2. Формировать чувство гордости за свою малую Родину.
3. Развивать интерес к традициям семьи, детского сада, города, республики, страны.
4. Воспитывать интерес к прошлому родного города, республики.
5. Приобщать к культуре русского и бурятского народов, населяющих нашу республику.
6. Воспитывать гордость за свою национальную культуру, любовь, уважение к традициям и обычаям прошлого и настоящего малой Родины.
7. Сформировать представление о родном городе, республике, как частице большой страны – России.
Поэтому для реализации педагогических задач в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством Бурятии.
Картотека бурятских народных игр
Настольные игры
№ | Название | Содержание |
1. | Найди пару | В этой игре играют 1 или несколько детей. Правила игры: дети должны определять цвет сапога, цвет узора. |
2. | Собери юрту | В этой игре играют 1 или несколько детей. Правила игры: из нескольких частей составляют целую картину. |
3. | Бабки-лодыжки |
Правила игры: следует точно соблюдать приемы игры. |
Подвижные игры | ||
1. | Сурхарбан | Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязок соломы или спутанных веревок, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше. Правила игры: соблюдать правильный прием стрельбы |
2. | Бурятская юрта | В каждой команде по 4 участника. Под музыку все играющие бегают врассыпную, а когда музыка останавливается, каждая команда строит свою юрту из цветного материала. Чья команда быстрее построит юрту, та команда выигрывает. Правила игры: играющие должны построить юрту, схватив за угол материала и поднять вверх. |
3. | Волк и ягнята | Один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку и овца спрашивает: - Что ты здесь делаешь? - Вас жду. - А зачем нас ждешь? - Чтобы вас всех съесть! С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их. Правила игры: ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу. |
4. | Верблюжонка ловит верблюд | Эта игра напоминает игру «Кошки-мышки», действующие лица: «верблюд», «верблюжонок». Эти роли распределяются по желанию. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. «Верблюжонок» становится в круг, а «верблюд» остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если «верблюду» все же удается прорваться, то он пытается схватить «верблюжонка». Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а «верблюда» снова задерживают. Правила игры: «Верблюд» может прорываться через сомкнутые руки, но не имеет права применять болевые приемы. |
5. | Ищем палочку | Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, куда упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных. Правила игры: осаленныйдолжен быстро передать палочку. |
6. | Табун | Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два-три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков. Правила игры: волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово. |
7. | Иголка, нитка, узелок | Играющие становятся в круг, держась за руки. Выбирают нитку, иголку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга. Правила игры: нитка, иголка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга. |
8. | Ястреб и утка | 2-3 участника по желанию вызываются быть «утками», а один становится «ястребом». Чертят «озеро» (круг радиусом 1-2м). Все играющие изображают «заросли камыша». В 10-15м от них располагаются «утки», а через следующие 10-15м – «ястреб». Когда все играющие займут свои места, «ястреб» издает громкий крик и устремляется к «уткам», чтобы поймать (осалить) их. «Утки» спасаются в зарослях «камыша», потом в «озере», в котором их салить уже нельзя. Та из них, которую «ястреб» осалит, выбывает из игры. Когда остальные «утки» спасутся в «озере», «ястреб» возвращается на исходную позицию. Это же делают «утки», и начинается следующий тур игры. Заканчивается она, когда «ястреб» поймает всех «уток» или убедится, что в не силах их переловить. Тогда вызывается быть «ястребом» другой участник и игра повторяется. Правила игры: игроки, изображающие камыши, могут раскачиваться всем туловищем, мешая «ястребу» догонять «уток», но при этом они не имеют права действовать руками или сходить с места. «Ястреб» может раздвигать «камыш» туловищем, но без участия рук. «Утка» может сразу спасаться в «озере», но должна не реже чем через раз задерживаться в «камышах», пока «ястреб» не попытается осалить ее здесь. |
9. | Рукавицу гнать | Играющие, сев тесным кругом лицом к центру, незаметно передают из рук в руки за спиной рукавицу. Кому она попадет в руки, тот начинает раскачиваться из стороны в сторону и напевать. «Рукавицу, рукавицу, рукавицу гони». Водящий, находящийся в середине круга, услышав пение, бросается в ту сторону, где поют. Но пока он приблизится, пение и покачивание там прекращается, переходя дальше по кругу – как бы катится волна. Это значит, что рукавица ушла дальше. Задача водящего – обнаружить рукавицу в руках одного из играющих, которого после этого становится новым водящим. Правила игры: игрок, получивший рукавицу, не задерживает ее у себя до конца пения, а передает сразу в любую сторону, продолжая петь до конца фразы. Остальные играющие не должны начинать пение до того, как придет к ним в руки рукавица. Названный водящим игрок должен немедленно показать свои руки, не передавая дальше рукавицу, если она у него находится |
10. | Белое дерево | Играющие делятся на две равные по силам команды. Игровым инвентарем служит жердь (длиной 3-6м) и короткая палочка (10см длиной), обструганная, белая (чтобы легче было найти ее ночью), без сучков. Команды идут на ровное открытое место, куда приносят жердь, и строятся вдоль нее в ряд. Один из играющих бросает вдаль, что есть силы короткую палочку с криком «кик-кук», что служит сигналом начала поисков. Кто первый нашел, кричит: «Я нашел!» - и бежит к жерди или передает палочку (так, чтобы никто из соперников не заметил этого) более сильному товарищу из своей команды. Если соперники обнаружат палочку, то стараются отнять ее и донести до жерди сами. Побеждает та команда, которой удастся стукнуть палочкой до жерди. Этот стук служит сигналом к прекращению игры. Правила игры: во время борьбы можно хвататься только за саму палочку, а не за руки, ноги, одежду соперников. Найденную палочку можно только нести или передавать из рук в руки, но нельзя, перебрасывать ее друг другу. |
11. | Поиски шила и ножниц | Из игроков выбираются по желанию «бабу» и ее «дочь». Они отходят в сторону и ждут, когда придет время их действий. Остальные играющие, став в затылок один другому и держа друг друга за пояс, садятся на корточки. К ним подходит «баба». Она говорит, что ищет шило и ножницы, чтобы вытащить занозу из носа верблюда. Играющие прячут от нее пучок травы или палочку – «ножницы» и «шило». Когда «баба» просит «ножницы» и «шило» у первого играющего, тот отвечает, что надо искать в задних рядах. Она толкает его, стараясь вывести из равновесия, чтобы ему пришлось опереться рукой о землю, а сама подходит к следующему и т.д. В это время играющие говорят: «Поднимается ветер, он гонит сюда дождевую тучу. Баба, баба собирай аргал» (сухой навоз, который служит в степи для топлива). «Баба» уходит. Тогда один из игроков «похищает» «дочку», «прячет» ее (сажает среди остальных игроков). «Баба», вернувшись, спрашивает: «Где моя дочь?» Ей отвечают: «Там за западной канавой» - женщина ищет свою дочь. Вся игра ведется в комическом тоне: «баба» ищет то «дочь», то «шило» и «ножницы». Другой вариант: после «похищения дочери» «баба» находит ее в цепочке играющих и пытается отнять. Играющие встают, сохраняя цепочку. Передний игрок расставляет широко руки, не давая водящей приблизиться к «дочке». Водящая мечется из стороны в сторону, но вся цепочка увертывается от нее. Начинается игра похожая на известную игру «Коршун и наседка», где у водящей цель – отрывать игроков от цепочки, защищаемой первым игроком. Игра продолжается до тех пор, пока «баба» не поймает свою «дочь». Правила игры: игрок, которого «баба» оторвала от цепочки, должен сразу выйти из колонны, а остальные вновь берут друг друга за пояс. Во время движения отрываться от цепи нельзя. Если это произойдет, то игра приостанавливается и все опять берутся за пояс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты ООД тематического цикла "Случай в лесу" (кружковая работа по развитию музыкально - ритмических способностей детей старшей группы)
Известно, что при помощи движения ребёнок познаёт мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Видя красоту движения в играх, плясках, хоров...
Перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности «Уроки общения»
Данный перспективный план кружковой работы по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста рекомендован педагогам-психологам и воспитателям детского сада....
Программа кружковой работы "Удивительный мир "папье-маше"" для детей старшего дошкольного возраста
В рамках ДОУ, в направлении "Художественно-эстетическое развитие" не достаточно внимания уделено формированию у детей навыков и умений по различным направлениям декоративно-при...
Кружковая работа по теме "Край курая" для детей старшего дошкольного возраста.
Кружковая воспитательная работа для детей дошкольного возраста по изучению культуры , литературы родного края - Республики Башкортостан. Работа включает беседы по изучению родного края, традиций башки...
План кружковой работы по конструированию и моделированию для детей старшего дошкольного возраста
Конструирование (construo – строю, создаю) – вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно или совместно со взрослым создает конструкцию из деталей, для чего он...
Программа кружковой работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Речецветик»
Речевая функция является одной из важнейших функций человека.Фонематические нарушения у детей дошкольного возраста являются распространенными, имеют стойкий характер, оказывают отрицательное влияние н...
Программа кружковой работы "Путешествие в страну АБВГДейка" для детей старшего дошкольного возраста
В данной программе представлены актуальность, цель, задачи и преспективный план занятий....