Проект: «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей раннего возраста»
проект по художественной литературе (младшая группа)
Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.
Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.
Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.
Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ispolzovanie_malyh_folklornyh_form.docx | 147.29 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 «Дюймовочка»
Проект
«Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей раннего возраста»
Разработала воспитатель
2 группы раннего возраста:
Колесникова К. В.
2019 год.
Проект: «Использование малых фольклорных форм при формировании навыков самостоятельности у детей раннего возраста»
Информационная карта проекта:
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта: Сентябрь – май (2019 – 2020).
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: от 2 до 3 лет.
Образовательная область: «социально-коммуникативное развитие»
Области интеграции: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Актуальность: Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.
Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.
Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.
Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.
Использование в формировании самостоятельных навыков у детей малых фольклорных форм песенок, потешек, приговорок, попевок помогает: устанавливать эмоциональный контакт воспитателя и малыша; погасить в малыше отрицательные эмоции; пробудить навыки самостоятельности в употреблении пищи, одеванию и раздеванию. С целью приобщения родителей к использованию фольклорных произведений, мы провели консультацию на тему: «Использование народного фольклора в формировании самостоятельных навыков у детей раннего возраста».
Гипотеза: Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень самостоятельной активности детей.
Цель: Всестороннее развитие детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта для педагога:
образовательные:
- Учить детей раннего возраста эмоционально откликаться на малые формы фольклора (потешки, песенки, сказки, прибаутки и т.д.);
- Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству;
- Побуждать детей активно участвовать в игровом взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
развивающие:
- Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;
- Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительность, эмоциональность исполнения, умение применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.
воспитательные:
- Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к режимным моментам;
- Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми через художественные произведения и народные игры.
Задачи проекта для родителей:
- Использовать малые фольклорные формы в семейном воспитании
- Оказывать помощь в изготовлении атрибутов к театрализованной деятельности.
Ожидаемый результат.
у детей раннего дошкольного возраста:
- проявление самостоятельных навыков в режимных моментах
- создание комфортной обстановки для детей в группе;
- установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
- обогащение и активизация словаря ребенка.
у родителей:
- повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста средствами малых форм фольклора;
- формирование мотивации к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ.
у педагогов:
- повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах формирования самостоятельных навыков детей раннего возраста средствами малых форм фольклора;
- повышение уровня сотрудничества с семьей;
- создание атрибутов к театрализованной деятельности, дидактических игр, пособий, картотек стихов, потешек и т.д.
Этапы реализации проекта:
I этап – поисковый
- Составление паспорта проекта
- Подбор наглядно – дидактического материала
- Выбор форм, методов и приемов взаимодействия между участниками проекта
- Мотивация родителей на совместную деятельность
- Подбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями.
- Составление картотеки потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов.
II этап - аналитический
- Создание развивающей среды, внесение дидактических игр по теме
- Игровая деятельность
- Прослушивание аудиозаписей русских народных песен
- Чтение художественной литературы
- Сюжетно-отобразительные игры
- Пальчиковые игры
- Театрализованные игры
III этап – практический
- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
- реализация плана проекта;
- чтение и рассказывания потешек, приговорок, попевок;
- создание картотеки малых фольклорных форм;
- Развитие детей раннего возраста средствами малых форм фольклора:
- На играх-занятиях по всем видам деятельности.
- На прогулках и при наблюдениях за живыми объектами.
- Во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание и др.
- В процессе самостоятельной и совместной деятельности детей.
- На специально организованных занятиях по развитию речи.
IV этап – презентационный
- Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы.
- Итоговое мероприятие: совместный досуг родителей и детей.
- Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на педагогическом совете, разработка методических рекомендаций и пр.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Обновление предметно-развивающей среды.
2. Пополнение книжного уголка малыми фольклорными жанрами.
3. Внедрение новых форм работы с детьми.
4. Развитие речевого общения и этикета.
План реализации проекта:
Образовательная область ОО «Речевое развитие» | Задачи Знакомство детей раннего возраста с малыми формами фольклора. Формирование произношения, фонематического восприятия, интонации, лексико-грамматических категорий с помощью фольклорных произведений. Развитие словарного запаса, связной речи, коммуникативных умений и навыков. Побуждать произносить по подражанию новые слова, предложения из двух—трех слов; отвечать короткой фразой на понятные вопросы взрослых. Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи). | Вид деятельности Чтение художественной литературы:
|
ОО «Познавательное развитие» | Познакомить детей с малыми формами фольклора: патешками, песнями, загадками, сказками. Познакомить с русскими народными играми. Воспитывать уважения к труду взрослых. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей. Ознакомление с народным творчеством на примере народных игрушек. | НОД « Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора» Тема: «В гости к Сказке» Театрализованные игры:
|
ОО Социально –коммуникативное развитие» | Создать у детей эмоциональное настроение, увлечь сказочным сюжетом. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах. Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки. | Дидактические игры и упражнения:«Узнай потешку»; «Доскажи словечко»; «Найди игрушку»; Сюжетно-отобразительные игры: «Укладывание Маши спать»; « Купание куклы Кати». Игра-забава: «У бабы Фроси пяток внучат» Пальчиковая гимнастика: «Сорока»; «Весёлые пальчики»; «Коза»; «Белочка»; «Семья»; «Оладушки». Хороводные игры: «Карусели»; «Пузырь»; «Снежок». Подвижные народные игры: «Колпачок»; «Кот Васька»; «Петух»; «Огуречик, огуречик» |
ОО «Художественно –эстетическое развитие» | Формировать творческое воображение, умение драматизировать. Формирование мелкой моторики. Формировать умение чувствовать характер музыки; воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности. Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность. | Рисование «Горошины для петушка». Лепка «Угощение для кошки» |
ОО «Физическое развитие» | обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться, быть аккуратным в движениях, перемещениях; формировать умения выполнять движения в соответствии с текстом. сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей через движение и эмоциональную комфортность. | Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки» Физкультминутки. |
Сотрудничество с родителями | Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи. |
|
Форма презентации проекта: презентация
Информационные ресурсы:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г.
- «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
- Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
- Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд.«Просвещение», 1987г.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор».- М.: Просвещение. 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование малых фольклорных форм в разных видах деятельности с детьми раннего возраста
Представлены потешки для использования в режимных моментах....
Использование малых фольклорных форм в разных видах деятельности с детьми раннего возраста
Представлены потешки для использования в режимных моментах....
Использование малых фольклорных форм в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Как с помощью малых фольклорных форм сформировать культурно-гигиенические навыки у детей?Формирование культурно-гигиенических навыков – важная составная часть культуры поведени...
План по самообразованию на тему : " Использование малых фольклорных форм при формирование КГН у детей раннего дошкольного возраста"
План по самообразованию для воспитателя 1 младшей группы. Тема: "Использование малых фольклорных форм при формировании КГН у детей ранего дошкольного возвраста"...
Проект "Роль малых фольклорных форм творчества А.Барто в жизни детей младшего возраста"
Актуальность проекта: "… задача дошкольного образования, в отличие от школьного, состоит в том, чтобы ввести ребенка в мир словесного искусства, открыть ему этот удивительный мир, воспитат...
Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»
Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....
Презентация: «Опыт использования малых фольклорных групп для формирования социокультурных ценностей у детей раннего возраста»
Использование фольклора в раннем возрасте способствует формированию социокультурных ценностей у детей начиная с раннего возраста....