Использование малых фольклорных форм в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
статья на тему
Как с помощью малых фольклорных форм сформировать культурно-гигиенические навыки у детей?
Формирование культурно-гигиенических навыков – важная составная часть культуры поведения, которая в свою очередь является составной частью нравственного воспитания, без которого невозможна полноценная жизнь в современном обществе. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. (С.В. Петерина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с помощью малых фольклорных форм. | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
Тема: Использование малых фольклорных форм в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
«Счастье в том, чтобы
отдавать, делать добро».
Дейл Карнеги
Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрения более прогрессивных форм участия государства и семьи в воспитании детей, повышения ответственности педагогических коллективов дошкольных учреждений за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. В соответствии с современной научной «Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и раскрывающая его индивидуальные особенности. В условиях современных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребёнка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных). Основываясь на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом, «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребёнка» (В.В. Давыдов). Таким образом, развитие выступает, как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей. (Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.) Свою работу основываю на принципах, обозначенных в Программе воспитания и обучения в детском саду по которой работает наше дошкольное учреждение. Дошкольное учреждение – это живой творческий союз взрослых и детей. Дети должны воспитываться в атмосфере доброжелательности, уважительного отношения к их запросам и потребностям; знать, что их любят (всех и каждого в отдельности) и искренне радуются их успехам и достижениям. Детство не просто время спонтанной и свободной активности ребёнка, это очень важный период. Проживая его, ребёнок приобретает умения, которые в дальнейшем позволят ему освоить мир взрослых. При работе с детьми взрослый вступает в непосредственный эмоциональный контакт с ребёнком, а важность эмоциональных переживаний, особенно на ранних этапах развития, представлена в психоаналитических концепциях. Э. Эриксон подчёркивал: на различных возрастных этапах перед ребёнком встают особые задачи развития, и успешное решение их возможно только с помощью взрослого, который создаёт социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребёнка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу. Но главное, взрослый несёт ответственность за решение базовых жизненных задач, которые определяют судьбу ребёнка: он либо принимает этот мир и самого себя, либо относится к нему с недоверием и не верит в собственные силы. Поэтому перед педагогом стоит особая задача – продумать и проанализировать конкретные ситуации, в которых происходит образовательная работа с детьми. (Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.)
Ориентируясь на Программу воспитания и обучения в детском саду, я выделила цель своей работы – с помощью малых фольклорных форм сформировать культурно-гигиенические навыки у детей - как составной части нравственного воспитания, что входит в основу базовой культуры личности.
Формирование культурно-гигиенических навыков – важная составная часть культуры поведения, которая в свою очередь является составной частью нравственного воспитания, без которого невозможна полноценная жизнь в современном обществе. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. (С.В. Петерина)
В психологической науке навык определяется как автоматизированное действие, хотя процесс освоения обязательно связан с его осознанием. Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е. в потребность поступать определённым образом (например, ежедневно заниматься утренней гимнастикой не только в детском саду, но и дома, и т.д.) Для успешного формирования такой потребности необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимы в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребят было эмоционально-положительным и, наконец, чтобы при необходимости дети были способны проявить определённые усилия воли для достижения результата. (С.В. Петерина)
Достичь этого помогает художественное слово, в частности использование устного народного творчества (малых фольклорных форм).
«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…» К.Д. Ушинский.
«Значение для развития ребёнка яркого образного языка трудно переоценить. Они обращены к сердцу и чувствам дошкольника» О. Ушакова. «Воздействие, словом чрезвычайно важно. Всякий язык богат, красив» И.П. Токмакова. «Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий народные потешки и песенки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается контакта с детьми, успешнее прививает им навыки, связанные с различными режимными моментами». (Н. Неганова)
«Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растёт, расцветить всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой». (Л. Павлова). «Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать (колыбельная песня), когда моют руки и лицо, причёсывают, когда ребёнок плачет (ласковые потешки). Фольклорные произведения для детей несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребёнок – вершина человеческой любви. Народное поэтическое слово, предназначенное детям, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Этот конь-богатырь для Алёши-удальца», «Маша черноброва», «Расти, косынька, до пят, все волосыньки в ряд» и т.д.). Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребёнку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для детей – народная дидактика». (Л.Павлова)
Исходя из выше изложенного, были определены задачи:
- прививать интерес к малым фольклорным формам;
- поэтапно формировать культурно-гигиенические навыки с помощью малых фольклорных форм;
- формировать привычку, т.е. потребность в соблюдении культурно-гигиенических навыков и использования песенок, потешек, приговорок и т. д.
- совершенствовать культурно-гигиенические навыки и развивать осознанное отношение к ним.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
В детский сад дети приходят в 3 года. Многие уже умеют самостоятельно мыть руки, вытирать своим полотенцем, правильно держать ложку, одеваться и снимать одежду. Но есть и такие, за которых всё делает мама. И задача воспитателя – показать и научить таких детей элементарным культурно-гигиеническим навыкам. Много лет работая с детьми, я сталкивалась с трудностями, с нежеланием детей самостоятельно выполнять те или иные действия. И тут пришли на помощь потешки, приговорки, песенки и другие малые фольклорные формы. Я обратила внимание на то, что сопровождая, какое либо действие стихами и потешками у детей появляется заинтересованность в выполнении действия, повышается эмоциональное состояние и ребёнок тщательно и старательно моет руки, надевает штаны и куртку, застёгивает пуговицы. А доброжелательное отношение и похвала педагога придают ребёнку силы и веру в себя. Начиная с младшей группы, я использовала в своей работе с детьми разнообразные по содержанию фольклорные формы, и дети, привыкая слышать их, с удовольствием выполняют все положенные в конкретном возрасте к-г навыки. Это происходит не сразу и не со всеми детьми. Работа должна проводиться в системе с соблюдением условий необходимых для перехода навыков в привычку. Для того чтобы ребёнок овладел к-г навыками необходимо соблюдать следующие условия:
- учитывать возрастные особенности ребёнка;
- его индивидуальные особенности (учитывать тип высшей нервной деятельности ребёнка);
- уровень умений и навыков;
- уклад жизни семьи, стиль взаимоотношений между её членами;
- соблюдать единые требования, предъявляемые всеми взрослыми, воспитывающими ребёнка;
- спокойный, дружелюбный тон взрослых;
- постоянность и систематичность (воспитание новых навыков и привычек связывать с уже имеющимися, закрепившимися ранее);
- последовательность и настойчивость в своих требованиях;
- соблюдение чувства меры и такт;
- пример взрослого;
- заинтересованность ребёнка;
- доверительные, дружеские взаимоотношения между педагогом и детьми.
Методы и приемы, с помощью которых формируются культурно-гигиенические навыки:
- наблюдение;
- наглядный показ и пояснение способов действия;
- упражнение;
- беседы;
- применение устного народного творчества;
- игры - инсценировки;
- специально организованные занятия;
- чтение детской художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций, рисунков и фотографий.
Эти приёмы помогают детям овладеть к-г навыками, осознанию необходимости их выполнения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребёнка, поддерживают у него желание поступать правильно. (С.В. Петерина)
Трудности в формировании к-г навыков испытывают дети в семьях которых не уделяют должного внимания этой проблеме. Недостаток знаний родителей, или попустительский стиль в общении с ребёнком или гиперопека, не позволяют привить ребёнку необходимые умения и навыки. Когда не соблюдается условие предъявления единых требований к ребёнку в детском саду и дома, нет систематичности. Ребёнок подстраивается к ситуации, у него не формируется главное – привычка, т. е. нет потребности в выполнении, а значит и осознанности для чего это необходимо выполнять. Напротив, формируются вредные привычки, которые очень трудно исправить. Поэтому необходимо проводить разъяснительную работу с родителями: родительские собрания, конференции, круглые столы о значении культурно-гигиенических навыков, о необходимых условиях для их формирования, о важности использования устного народного творчества, о нравственном воспитании в дальнейшей жизни их детей. Использовать наглядную агитацию: папки-передвижки, тематические фотовыставки «Наши достижения». Очень важно, чтобы родители видели искреннюю заинтересованность педагога в успехах детей, завлечь, зажечь их, побуждать выполнять все рекомендации. Только так, совместными усилиями, возможно, достичь положительных результатов.
Эффективность данной методики можно увидеть, если сравнить результаты диагностики в разных возрастных группах в начале года и в конце. Наблюдение проводилось по методике Г.А. Урунтаевой «Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков у детей от 1 года до 7 лет». Описание методики.
Материал. Оборудование для бытовых процессов.
Ход исследования. Воспитатель наблюдает за ребёнком во время выполнения бытовых процессов: приёма пищи, одевания, раздевания, мытья рук.
Результаты наблюдений фиксируются в таблице. Подсчитывается количество детей, у которых сформированы к-г навыки, применяются осознанно, т.е. существует потребность в их выполнении. Количество детей, которые выполняют к-г навыки, только после напоминания взрослого. И дети, у которых к-г навыки не сформированы, в силу возраста, либо воспитания в семье. Подсчитываются проценты и выводятся диаграммы на начало года и конец года, для того, чтобы увидеть повлияло ли обучение и воспитание на ребёнка с помощью всех перечисленных условий и приёмов, устного народного творчества. Произошло ли то самое главное – осознание нравственных норм, определяющих поведение детей.
Рекомендации.
Работа с родителями:
- Постоянно вести индивидуальную работу с родителями по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
- Провести консультации по темам: «Как научить малыша мыть руки (одеваться и др.)?», «Что должен уметь ребёнок?»
- Провести анкетирование по вопросам:
Какие культурно-гигиенические навыки сформированы у вашего ребёнка?
Почему так важно вовремя сформировать у ребёнка культурно-гигиенические навыки?
Как ваш ребёнок относиться к бытовым процессам: мытью рук, приёму пищи, одеванию, раздеванию? Почему?
Проявляет ли он при этом самостоятельность? Как вы на это реагируете? Почему?
4. Приглашать родителей в детский сад, на «День открытых дверей», для того, чтобы родители могли посмотреть, как воспитатель формирует у детей к-г навыки. И использовать интересные приёмы дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.
Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....
Необходимость формирования вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Песенное творчество – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации направлены на помощь в развитии у детей дошкольного возраста социально-речевых умений, самостоятельности мышления, умении активизировать самостоятельную и творческую деятельн...
формирование культурно-гигиеничческких навыков у детей дошкольного возраста
консультация для педагогов по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста...
Картотека "Малые фольклорные формы для формирования культурно-гигиенических навыков"
Картотека "Малые фольклорные формы для формирования культурно-гигиенических навыков"...
Формирование вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и г...
Формирование первоначальных произносительных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
В работе отражены специфические особенности коррекционной работы по формированию первоначальных произносительных навыкову детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития....