Мастер-класс. Как правильно задавать вопросы при рассматривании иллюстраций в рамках использования технологии продуктивного чтения
методическая разработка по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В формате презентации представлен мастер-класс "Как правильно задавать вопросы при рассматривании иллюстраций в рамках использования технологии продуктивного чтения". Мастер-класс предназначен для педагогов ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Один из приёмов: рассматривание иллюстраций .
Этапы работы Просмотр иллюстраций до прочтения Просмотр иллюстраций во время чтения Просмотр иллюстраций после прочтения
Правильно заданные вопросы помогут решить проблемы : определения акцентов ; в объяснении моментов , которые могут быть не до конца понятны дошкольником ; обсуждения эмоционального фона книги ; задействования воображения ребёнка.
Примеры вопросов будут приводиться в опоре на книгу шотландской детской писательницы Деби Глиори “ Непогода ”
1 тип вопросов. О теме и проблемах (предметы, явления, лица ). Цель : развитие прогностических навыков. О чем это произведение? Почему оно так называется? Кто герои этой книги?
2 тип вопросов. О сюжете (цепочка событий: завязка, развитие событий, кульминация, развязка ). Цель : определить понимание сюжетной линии , добиться полного понимания сюжета. Где происходят события? Когда? С чего началось? Что было дальше ? Какое событие главное? Чем закончилось? Представлен первый и последний разворот
3 тип вопросов. Об образах (персонажи, пейзажи, события ). Цель : способствовать воображению , мышлению. Какие события запомнили? Что (кого) представили при слушании? Что делали герои (говорили , думали, чувствовали)? Почему?
4 тип вопросов. Об эмоциях и чувствах. Цель : выявить эмоциональную оценку ребёнка прочитанного. Какие эмоции / чувства вызывает у вас эта иллюстрация? Что вы чувствуете? Почему вам нравится это изображение? Почему вам не нравится это изображение? Почему эта картинка вызывает чувство уюта/любви/ безопа-сности ?
5 тип вопросов. О композиции . Цель : выявить части произведения , требующего дополнительного изучения и обсуждения. В каком месте больше всего волновались? Какая часть вам показалась самой главной / страшной / вол- нительной ? Какую часть тебе хотелось бы перечитать?
6 тип вопросов. О жанре (тип произведения ). Цель : научить различать разные жанры художественных произведений. Что слушали: сказку ? Рассказ? Стихи? Как об этом догадались?
7 тип вопросов. О языке ( особенные слова, прямые и переносные значения слов ). Цель : развить речь , выявить эмоциональную оценку ребёнка прочитанного Понятно ли вам значение слова…? Какие слова заставили вас улыбнуться? Какие слова вызвали грусть ? Какие слова красивые ? Какие важные?
8 тип вопросов. Об идее (отношение автора и читателя к изображаемому ). Цель : осмыслить прочитанное , дать эмоциональную оценку происходящему , сделать для себя выводы. Что запомнилось в произведении ? Кто понравился? (Что понравилось?)Почему? Кто не понравился? ( Что не понравилось ?) За кого вам радостно ? Кого жалко? Какой совет дадим герою? Какой совет дадим себе? С каким настроением закончили читать?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий НОД по развитию речи с использованием технологии продуктивного чтения для детей 2 младшей группы «Заюшкина избушка»
Сценарий НОД по развитию речи с использованием технологии продуктивного чтения для детей 2 младшей группы «Заюшкина избушка» Цель педагогическая: чтение детям русской народной сказки ...
Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии продуктивного чтения
Конспект разработан для детей подготовительной группы по ознакомлению с художественной литературой по теме «Знакомство с произведением Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима», ...
Конспект НОД с использованием технологии «продуктивного чтения-слушания»
Ознакомление с произведением В.Ю. Драгунского «Друг детства» с использованием технологии "продуктивного чтения-слушания....
Мастер - класс «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественных произведений на основе технологии продуктивного чтения (слушания) О.В. Чиндиловой»
Технология продуктивного чтения О.В. Чиндиловой обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения (слушания) полноценное восприятие и понимание текста ребёнком, активную читательскую позицию по отношен...
Акцентное чтение в младшей группе сказки Джулии Дональдон "Улитка и кит" с использованием технологии продуктивного чтения. Тема " Весёлое путешествие"
Книга учит ребенка мышлению, логике и при этом развивает воображение и фантазию. Книга позволяет в самых ярких красках представить главных героев и сюжет книги.При помощи ярких сюжетов и героев литера...
Мастер-класс. Восприятие художественной литературы по формированию финансовой грамотности у детей с использованием технологии продуктивного чтения
Восприятие художественной литературы по формированию финансовой грамотности у детей с использованием технологии продуктивного чтения. Финансовая грамотность - это сочетание знаний и на...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Чтение карельской сказки «Горшок киселя» с использованием технологии продуктивного чтения.
Развитие у дошкольников умений полноценного восприятия художественного произведения, что помогает решать познавательные и коммуникативные задачи, учиться интерпретировать и комментировать ...