Конспект занятия по развитию речи в средней группе Чтение карельской сказки «Горшок киселя» с использованием технологии продуктивного чтения.
план-конспект занятия (средняя группа)

Свиньина Наталья Владимировна

Развитие у  дошкольников  умений полноценного восприятия художественного произведения, что помогает решать познавательные и коммуникативные задачи, учиться интерпретировать и комментировать произведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorshok_kiselya.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

 
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Чтение карельской сказки «Горшок киселя» с использованием технологии продуктивного чтения.

 

Цель: Продолжение знакомства детей с произведениями устного народного творчества на примере карельской народной сказки «Горшок киселя».

Задачи:

1. Развивать умение анализировать произведение и нравственные поступки героев.

2. Развивать речь детей, умение думать и делать выводы.

3. Поддерживать инициативность, самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

4. Учить детей следить за развитием сказочного действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки.

5. Обогащать словарь, посредством использования традиционных для сказок речевых оборотов, присказок, концовок.

6. Учить детей понимать, чему учит сказка.

7. Воспитывать интерес к сказкам.

Материалы: Книга с карельскими народными сказками, большой конверт с письмом и заданием от Домового, горшочек,

Предварительная работа: Знакомство с республикой Карелия, её достопримечательностями, национальными блюдами, карельскими играми, сказками.

Ход занятия:

- Дети присаживайтесь на стульчики, пожалуйста!

1. Организационный (мотивационный момент) Звенит колокольчик.

Воспитатель:

- Прозвенел звонок весёлый

Начать беседу мы готовы.

Будем слушать, рассуждать.

И друг другу помогать.

Воспитатель: чем же мы сегодня будем с вами заниматься? Посмотрите на доску, на стол и попробуйте догадаться сами.

(на столе книга, картинки по сюжету сказки, горшок). Что будем делать? (Читать книгу).

  - Скажите, о чем вам рассказали эти предметы и картинки? (Будем читать сказку, про горшок, про корову, про….)

 - Какого народа эта сказка? Как вы догадались? (книга Карельских сказок)

 - А как можно назвать эту сказку?

  - Как вы думаете, правильно мы узнали или нет? Как узнать? (Прочитать)

 - Я вам прочитаю карельскую, а ее название вы скажете сами после прочтения.  - Вы меня внимательно слушайте и помогайте, когда я вас попрошу.

 Чтение сказки  (текст сказки с вариантами вопросов для детей в прил.). Чтение сказки сопровождается и выкладыванием иллюстраций основных героев на мольберт.

Физкультминутка (Дети повторяют описываемые движения.) Вместо физкультминутки можно проиграть в подвижную игру «Горшочек»

 -  Вспомните, что мы предполагали, о чем или про кого сказка?  Совпали наши предположения или нет.

 - Какие названия мы придумали для этой сказки?.

 - Сказка называется «Горшок киселя».

 

Вопросы: Давайте вспомним, какую сказку мы читали?

- О ком эта сказка?

- Почему это произведение называется сказкой, а не рассказ?!

- Понравилась ли вам сказка? Чем?

- Как она называлась? Как начиналась (были раньше)? Какими словами закончилась (Зря я кисель царю носил, лучше б сами съели)

- Чему учит эта сказка? (учит всегда помнить о будущем, бережно относиться к своим запасам, к тому что имеешь, учит бережливости, экономности, думать над своими поступками).

- Как можно сказать про старика – какой он (глупый, простодушный).

- А как бы, ты поступил на месте героя сказки?

- Ребята, а вам жалко старика? Ведь он всего лишился, даже горшка, и ему, наверное, нечего кушать? (дети говорят, что жалко).

-Как заканчивается эта сказка? (Грустно заканчивается).

Давайте попробуем изменить конец сказки. 

 - Поменял бы старик курицу на иголку? Нет, почему?

 - На столах лежат картинки. Давайте разложим их в том порядке, как происходили действия в сказке?

Рефлексия (клубочек добрых мыслей):

 - Понравилась вам сказка? Что больше всего вам понравилось?

 - Что было трудным на занятии?

 - Вы хорошо запомнили сказку?

 - Что бы вы посоветовали старику?

- Молодцы, справились! А чтобы вы лучше запомнили сказку и рассказали ее родителям у меня для вас сюрприз: настоящий кисель! Дегустация киселя.

Приложение

Карельская сказка
Горшок киселя

    Были раньше старик да старуха, жили вдвоём и были очень бедны. Не было у них ни скотины, ни другого добра (объяснение значения, далее ОЗ)

Старик ходил работать к богатым людям, но домой ничего не приносил.

Как-то раз прослышали старик со старухой, что царь устраивает большой пир и зовёт всех: богатых и бедных. Старик тоже засобирался. Но как пойти к царю без подарка!

 - Как вы думаете, что придумал старик?

И придумал: велел старухе сварить горшок киселя (ОЗ)

 и с этим киселём отправился к царю на пир. Рассмешил старик царя своим подарком, как вы думаете, почему царь рассмеялся?

и дал ему царь за сметливость мерку золота (ОЗ).

Обрадовался старик. Идёт домой довольнёшенек. Покажите, как это довольнешенек? Какой дед?

Встречается ему человек, едет верхом на лошади.

— Откуда идёшь, дядя?

— Иду с царского пира. Отнёс горшок киселя, получил за это мерку золота. Теперь как приду домой, куплю чего-нибудь себе и старухе!

— Давай меняться! Ты мне золото, я тебе лошадь.

Что ж, меняться так меняться. Взял старик лошадь, отдал золото, радуется:

— Теперь можно поле на своей лошади вспахать!

Сел на лошадь, проехал немного, видит — женщина гонит корову. Спрашивает старика:

— Откуда едешь, дядя?

— Еду с царского пира. Отнёс горшок киселя, получил мерку золота. Променял золото на лошадь. Теперь в хозяйстве своя лошадь будет.

— Давай меняться. Ты мне лошадь, я тебе корову! Понравилось это старику, говорит:

 - Что сказал старик? Для чего ему в хозяйстве корова?

— Пусть молоко у нас будет. То-то старуха обрадуется! Повёл он корову домой. Прошёл немного, встречает женщину, она свинью в город ведёт.

— Где был, дядя?

— Был на царском пиру. Помогайте мне,,,

Отнёс горшок киселя, получил мерку золота. Золото променял на лошадь, лошадь променял на корову. Вот веду корову домой, будет у нас со старухой молоко.

— А не променяешь ли корову на свинью?

 - как вы думаете, что ответил дед?

— Можно, — согласился старик. — Приду домой, заколю свинью, вот и будет у нас мясо!

Гонит он свинью и повстречал женщину с овцой.

— Куда, дядя, ходил?

— Ходил на царский пир. Давайте вместе рассказывать будем: по картинкам сюжетный повтор.

Отнёс горшок киселя, получил мерку золота. Золото променял на лошадь, лошадь на корову, корову на свинью. Как приду домой, заколю свинью — поедим со старухой мяса вдоволь.

— А не променяешь ли свинью на овцу? Обрадовался старик:

— Отчего же нет? Променяю, глядишь, шерсть будет, навяжет старуха и рукавиц, и чулок.

Прошёл ещё немного. Догоняет женщину с курицей.

— Куда ходил, дядя?

— Ходил на царский пир. Отнёс горшок киселя, получил мерку золота. Золото променял на лошадь, лошадь на корову, корову на свинью, свинью на овцу. Теперь хоть шерсть будет, можно навязать чулок и рукавиц.

— Давай меняться.

— Это хорошо — курица яиц нанесёт. Будем и сами есть, и для продажи накопим.

Идёт дальше, курицу под мышкой несёт. Попадается навстречу женщина, на груди у неё иголка приколота.

— Откуда идёшь, дядя?

— Иду с царского пира. Отнёс горшок киселя, получил мерку золота. Золото променял на лошадь, лошадь на корову, корову на свинью, свинью на овцу, овцу на курицу.

— Поменяй курицу на иголку.

Как вы думаете, согласится ли старик поменяться?

Старик согласился.

— Приду домой, так хоть лохмотья свои починим (ОЗ).

Идёт, идёт, уже к дому подходит. Стал перелезать через изгородь и     Что же случилось дальше, как вы думаете?                               уронил иголку на землю. Стал шарить (ОЗ) в траве, каждую травинку перебрал, а иголки не нашёл. Так и пришёл домой ни с чем (ОЗ), Говорит старухе:

— Зря я кисель царю носил, лучше бы сами съели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме:"Путешествие в "Зеленую сказку".

Конспект по развитию речи во второй младшей группе.Опубликовано 13.06.2012 - 19:06 - Наталья Вячеславовна Репина"Путешествие в "Зеленую сказку"". Задачи: закрепить представление о зеленом ц...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Сказка в гости к нам пришла» (По мотивам сказок: «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

Образовательные: Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия. Активизировать речевые ...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста. Тема: «Зимние забавы» с использованием презентации

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста с использованием презентации...

Конспект занятия по развитию речи всредней группе

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук р, рь» Цель: Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука р, рь (и...

«Конспект занятия по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста (с использованием ТРИЗ технологии)»

Конспект занятия по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста(с использованием ТРИЗ технологии) Тема: «В гостях у леса»Цель: Продолжать использо...

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста: сказка «Теремок» на фланелеграфе

Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста: сказка «Теремок» на фланелеграфе.Тема: Инсценировка сказки «Теремок».Цель:Познакомить с новым видом инсценировки зн...