Конспект занятия по развитию речи в средней группе Чтение карельской сказки «Горшок киселя» с использованием технологии продуктивного чтения.
план-конспект занятия (средняя группа)
Развитие у дошкольников умений полноценного восприятия художественного произведения, что помогает решать познавательные и коммуникативные задачи, учиться интерпретировать и комментировать произведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorshok_kiselya.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Чтение карельской сказки «Горшок киселя» с использованием технологии продуктивного чтения.
Цель: Продолжение знакомства детей с произведениями устного народного творчества на примере карельской народной сказки «Горшок киселя».
Задачи:
1. Развивать умение анализировать произведение и нравственные поступки героев.
2. Развивать речь детей, умение думать и делать выводы.
3. Поддерживать инициативность, самостоятельность ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
4. Учить детей следить за развитием сказочного действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки.
5. Обогащать словарь, посредством использования традиционных для сказок речевых оборотов, присказок, концовок.
6. Учить детей понимать, чему учит сказка.
7. Воспитывать интерес к сказкам.
Материалы: Книга с карельскими народными сказками, большой конверт с письмом и заданием от Домового, горшочек,
Предварительная работа: Знакомство с республикой Карелия, её достопримечательностями, национальными блюдами, карельскими играми, сказками.
Ход занятия:
- Дети присаживайтесь на стульчики, пожалуйста!
1. Организационный (мотивационный момент) Звенит колокольчик.
Воспитатель:
- Прозвенел звонок весёлый
Начать беседу мы готовы.
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.
Воспитатель: чем же мы сегодня будем с вами заниматься? Посмотрите на доску, на стол и попробуйте догадаться сами.
(на столе книга, картинки по сюжету сказки, горшок). Что будем делать? (Читать книгу).
- Скажите, о чем вам рассказали эти предметы и картинки? (Будем читать сказку, про горшок, про корову, про….)
- Какого народа эта сказка? Как вы догадались? (книга Карельских сказок)
- А как можно назвать эту сказку?
- Как вы думаете, правильно мы узнали или нет? Как узнать? (Прочитать)
- Я вам прочитаю карельскую, а ее название вы скажете сами после прочтения. - Вы меня внимательно слушайте и помогайте, когда я вас попрошу.
Чтение сказки (текст сказки с вариантами вопросов для детей в прил.). Чтение сказки сопровождается и выкладыванием иллюстраций основных героев на мольберт.
Физкультминутка (Дети повторяют описываемые движения.) Вместо физкультминутки можно проиграть в подвижную игру «Горшочек»
- Вспомните, что мы предполагали, о чем или про кого сказка? Совпали наши предположения или нет.
- Какие названия мы придумали для этой сказки?.
- Сказка называется «Горшок киселя».
Вопросы: Давайте вспомним, какую сказку мы читали?
- О ком эта сказка?
- Почему это произведение называется сказкой, а не рассказ?!
- Понравилась ли вам сказка? Чем?
- Как она называлась? Как начиналась (были раньше)? Какими словами закончилась (Зря я кисель царю носил, лучше б сами съели)
- Чему учит эта сказка? (учит всегда помнить о будущем, бережно относиться к своим запасам, к тому что имеешь, учит бережливости, экономности, думать над своими поступками).
- Как можно сказать про старика – какой он (глупый, простодушный).
- А как бы, ты поступил на месте героя сказки?
- Ребята, а вам жалко старика? Ведь он всего лишился, даже горшка, и ему, наверное, нечего кушать? (дети говорят, что жалко).
-Как заканчивается эта сказка? (Грустно заканчивается).
Давайте попробуем изменить конец сказки.
- Поменял бы старик курицу на иголку? Нет, почему?
- На столах лежат картинки. Давайте разложим их в том порядке, как происходили действия в сказке?
Рефлексия (клубочек добрых мыслей):
- Понравилась вам сказка? Что больше всего вам понравилось?
- Что было трудным на занятии?
- Вы хорошо запомнили сказку?
- Что бы вы посоветовали старику?
- Молодцы, справились! А чтобы вы лучше запомнили сказку и рассказали ее родителям у меня для вас сюрприз: настоящий кисель! Дегустация киселя.
Приложение
Карельская сказка
Горшок киселя
Были раньше старик да старуха, жили вдвоём и были очень бедны. Не было у них ни скотины, ни другого добра (объяснение значения, далее ОЗ)
Старик ходил работать к богатым людям, но домой ничего не приносил.
Как-то раз прослышали старик со старухой, что царь устраивает большой пир и зовёт всех: богатых и бедных. Старик тоже засобирался. Но как пойти к царю без подарка!
- Как вы думаете, что придумал старик?
И придумал: велел старухе сварить горшок киселя (ОЗ)
и с этим киселём отправился к царю на пир. Рассмешил старик царя своим подарком, как вы думаете, почему царь рассмеялся?
и дал ему царь за сметливость мерку золота (ОЗ).
Обрадовался старик. Идёт домой довольнёшенек. Покажите, как это довольнешенек? Какой дед?
Встречается ему человек, едет верхом на лошади.
— Откуда идёшь, дядя?
— Иду с царского пира. Отнёс горшок киселя, получил за это мерку золота. Теперь как приду домой, куплю чего-нибудь себе и старухе!
— Давай меняться! Ты мне золото, я тебе лошадь.
Что ж, меняться так меняться. Взял старик лошадь, отдал золото, радуется:
— Теперь можно поле на своей лошади вспахать!
Сел на лошадь, проехал немного, видит — женщина гонит корову. Спрашивает старика:
— Откуда едешь, дядя?
— Еду с царского пира. Отнёс горшок киселя, получил мерку золота. Променял золото на лошадь. Теперь в хозяйстве своя лошадь будет.
— Давай меняться. Ты мне лошадь, я тебе корову! Понравилось это старику, говорит:
- Что сказал старик? Для чего ему в хозяйстве корова?
— Пусть молоко у нас будет. То-то старуха обрадуется! Повёл он корову домой. Прошёл немного, встречает женщину, она свинью в город ведёт.
— Где был, дядя?
— Был на царском пиру. Помогайте мне,,,
Отнёс горшок киселя, получил мерку золота. Золото променял на лошадь, лошадь променял на корову. Вот веду корову домой, будет у нас со старухой молоко.
— А не променяешь ли корову на свинью?
- как вы думаете, что ответил дед?
— Можно, — согласился старик. — Приду домой, заколю свинью, вот и будет у нас мясо!
Гонит он свинью и повстречал женщину с овцой.
— Куда, дядя, ходил?
— Ходил на царский пир. Давайте вместе рассказывать будем: по картинкам сюжетный повтор.
Отнёс горшок киселя, получил мерку золота. Золото променял на лошадь, лошадь на корову, корову на свинью. Как приду домой, заколю свинью — поедим со старухой мяса вдоволь.
— А не променяешь ли свинью на овцу? Обрадовался старик:
— Отчего же нет? Променяю, глядишь, шерсть будет, навяжет старуха и рукавиц, и чулок.
Прошёл ещё немного. Догоняет женщину с курицей.
— Куда ходил, дядя?
— Ходил на царский пир. Отнёс горшок киселя, получил мерку золота. Золото променял на лошадь, лошадь на корову, корову на свинью, свинью на овцу. Теперь хоть шерсть будет, можно навязать чулок и рукавиц.
— Давай меняться.
— Это хорошо — курица яиц нанесёт. Будем и сами есть, и для продажи накопим.
Идёт дальше, курицу под мышкой несёт. Попадается навстречу женщина, на груди у неё иголка приколота.
— Откуда идёшь, дядя?
— Иду с царского пира. Отнёс горшок киселя, получил мерку золота. Золото променял на лошадь, лошадь на корову, корову на свинью, свинью на овцу, овцу на курицу.
— Поменяй курицу на иголку.
Как вы думаете, согласится ли старик поменяться?
Старик согласился.
— Приду домой, так хоть лохмотья свои починим (ОЗ).
Идёт, идёт, уже к дому подходит. Стал перелезать через изгородь и Что же случилось дальше, как вы думаете? уронил иголку на землю. Стал шарить (ОЗ) в траве, каждую травинку перебрал, а иголки не нашёл. Так и пришёл домой ни с чем (ОЗ), Говорит старухе:
— Зря я кисель царю носил, лучше бы сами съели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме:"Путешествие в "Зеленую сказку".
Конспект по развитию речи во второй младшей группе.Опубликовано 13.06.2012 - 19:06 - Наталья Вячеславовна Репина"Путешествие в "Зеленую сказку"". Задачи: закрепить представление о зеленом ц...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста «Сказка в гости к нам пришла» (По мотивам сказок: «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)
Образовательные: Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия. Активизировать речевые ...
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста. Тема: «Зимние забавы» с использованием презентации
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста с использованием презентации...
Конспект занятия по развитию речи всредней группе
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук р, рь» Цель: Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука р, рь (и...
«Конспект занятия по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста (с использованием ТРИЗ технологии)»
Конспект занятия по развитию речи и словотворчеству с детьми старшего дошкольного возраста(с использованием ТРИЗ технологии) Тема: «В гостях у леса»Цель: Продолжать использо...
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста: сказка «Теремок» на фланелеграфе
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста: сказка «Теремок» на фланелеграфе.Тема: Инсценировка сказки «Теремок».Цель:Познакомить с новым видом инсценировки зн...