Конспект НОД ЧХЛ в старшей группе на тему «Обучение пересказу сказки «Ёж» А.Толстого
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_chhl_ezh_pereskaz_skazki.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД ЧХЛ в старшей группе на тему «Обучение пересказу сказки «Ёж» А.Толстого
Назарова Марина Александровна
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма» (МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г.Надыма»)
Воспитатель.
Цель: учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Задачи:
- учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием.
- учить составлять простые предложения самостоятельно.
- формировать связную речь, память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.
Ход занятия:
1. Организационный момент: Игра «Назови сказку»
Ребята посмотрите, к нам из сказки прикатился волшебный клубочек, хотите с ним поиграть?
Клубочек передаем друг другу и говорим слова: «Раз, два, три сказку назови». У кого в руках окажется клубочек называет сказку.
Молодцы ребята, много сказок знаете.
2. Основная часть: (телефонный звонок)
Ребята мне сейчас позвонил ёжик и просил вас помочь ему. Как-то раз мама Ежиха читала ему очень интересную сказку «Ёж», а содержание он забыл.
- Хотите ему помочь? Как помочь? (рассказать, а как рассказать если мы не знаем сказку, что же делать если мы не знаем, что делать, то спрашиваем у воспитателя, надо прочитать сказку).
- Приглашаю вас сесть на стулья.
Наша сказка так и называется «Ёж».
Б) Чтение сказки
Рассказываю сказку:
- Встретились однажды еж и теленок. Никогда раньше не видевшие друг друга …
- Ребята! Давайте немного пофантазируем:
- Как вы думаете, как произошла их встреча? Как вы ее себе представляете?
- Интересно, что подумал еж?
- С кем сравнил незнакомого ему зверя?
- А что подумал теленок, увидев ежика?
- Ребята как вы думаете, чем закончилась эта встреча?
(выслушиваю 1-2 предположения).
- А теперь ребята послушайте сказку внимательно, и вы узнаете, как же все-таки встретились еж и теленок? Слушаем.
Воспитатель: (называю автора и название сказки) Алексей Николаевич Толстой. Сказка «Еж».
«Встретились однажды еж и теленок. Никогда раньше не видевшие друг друга.
Теленок увидел ежа и говорит:
- Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
- Попробуй!
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
- Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове – матери, жалуется:
- Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась рвать траву.
А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе:
- Я огромного зверя победил, должно быть льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за темный лес:
- У нас еж – богатырь, - шепотом со страху говорили звери».
- Понравилась вам сказка (ответы детей)
3) Беседа по тексту
- Как называется сказка?
- Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)
- Кого увидел теленок в сказке? (Теленок увидел ежа).
- Что теленок сказал ежу? (Я тебя съем.)
- А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)
- Кого испугался еж? И что сделал еж? (Еж испугался теленка, клубком свернулся и фыркнул: - «Попробуй».)
- А что значит выражение «клубком свернулся»? (Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутится в клубок.
-А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей)
- Потому что-чего- то боятся, от испуга.
- Что сделал теленок? (Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
- Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Задрав хвост» значит поднять кверху.
- А что значит слово «норовит»? (Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать свое преимущество над соперником.
- Что значит «растопырил»? (Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.
- Что закричал теленок? (Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться).
- Что сказал он матери? (Еж меня за язык укусил.)
- Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)
- Куда в это время покатился еж? (А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»)
- Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше ежа).
- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).
- А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)
- А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)
- Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)
- А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»
- Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»
(Заключительную фразу «У нас еж-богатырь!» дети произносят шепотом (сначала хором, потом индивидуально). Фраза звучит отчетливее, если ко рту поднести ладони, сложенные рупором.)
- А хотите мы с вами превратимся в ежей и поиграем.
4) Физкультминутка
-Подожди, колючий ёж (разводим руки в стороны затем перед грудью)
Ты скажи: куда идёшь? (ходьба с высоким подниманием колен)
-К рыжим белкам я иду, (прыжки на месте)
Им иголки я несу. (вращение руками, сцепленными в замок)
5 портних за 5 минут (поочерёдно загибаем пальцы правой руки в кулак)
Рукавицы мне сошьют. (загибают пальцы левой руки в кулак, встряхивают)
5) Повторное чтение сказки. Пересказ детей. (2-3 пересказа)
Воспитатель: Я вам еще раз прочитаю сказку, вы слушаете внимательно, потом вы будете рассказывать. А читать сказку я буду с помощью картинок
6) Игра – драмматизация.
- Ребята, а хотите обыграть эту сказку.
- Я выберу телёнка
- а он выберет ежа,
- ёж выберет ежиху,
- а ежиха корову.
- Я буду читать слова автора, а вы должны играть свои роли и проговаривать текст.
-Концовку сказки произносим все. (Шёпотом, руки сложены рупором)
7) Итог занятия
-Какую сказку мы с вами сегодня читали?
- Какой еж в этой сказке?
- Хорошо или плохо быть хвастливым?
Как вы думаете, ребята, помогли мы ежику вспомнить сказку?
-Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия речевое развитие (старшая группа) на тему: Пересказ сказки «Хитрый козел»
Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей ло...
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Русская народная сказка «Как аукнется так и откликнется». Пересказ.
Методика проведения НОД по обучению пересказу русской народной сказки "Как аукнется так и откликнется" в старшей группе....
КОНСПЕКТ образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений
Тема: «Путешествие по сказке Гуси - лебеди»Образовательная область: «Познавательное развитие»Тип: ИнтегрированноеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникатив...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Обучение грамоте через дидактическую игру».
Познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия; направленными на нахождение слов с заданным звуком, определение ...
Конспект НОД с детьми старшей группы на тему «Путешествие в сказку»
Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций; заучивание потешек, используя опорные картинки; знакомство с рисованием по образцу....
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение пересказу»
Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17 Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение переска...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке»
Тема занятия: «Путешествие по сказке»Образовательная область: «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное разви...